разработка урока "Христианин в труде" по курсу "Основы православной культуры"
проект (4 класс) по теме
Тема урока по ОПК № 29 "Христианин в труде"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_zachem_tvorit_dobro.doc | 77.5 КБ |
urok_no_9_opk.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок . Зачем творить добро?
Ключевые понятия: самоотверженность, духовная радостью
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
Задачи урока:
– освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;
– понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
Предварительная работа: внеклассное чтение повести В. Железникова «Чучело»
Оборудование урока: презентация, мультимедиа проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, текст рассказа Л.Н. Толстого «Старик и яблоня», текст эпизода из «Детства» Л.Н. Толстого.
На доску вынесены вопросы:
- Зачем творить добро?
- Нужно ли сегодня самоотвержение?
Ход урока:
I. Обсуждение подготовленных ответов на вопросы домашнего задания:
– Какие доводы могут убедить людей творить добро?
– Как вы поняли слова немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам»? (Слайд)
– Можно ли утверждать, что немецкий поэт говорит о выгоде творить добро и любить врагов?
– Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?
– Как на этот вопрос отвечают христиане?
II. Работа с текстом учебника.
II.1. Предтекстовая работа. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»
II. 2. Чтение статьи учебника.
II.3. Работа по тексту.
– Какие вопросы, связанные с содержанием текста у тебя возникли?
– Какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить?
– «Золотое правило этики» – сформулируй его (проверка по Слайду)
– «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило?
II. 4. (Слайд. Распятие).
- Беседа по вопросам.
- Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить?
- Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа?
- (Слайд. «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо ) Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы?
- Что ты знаешь о преследованиях христиан?
(Вывод: основе добра лежит самоотвержение, или самоотверженность. По-настоящему счастливым делает человека духовная радость, она преображает его)
Работа в группах:
- Составление словарной статьи слова «самоотвержение».
(Слайд. «Самоотвержение-?»)
Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)
Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?
(Дети в группах составляют определение , записывают на плакате и вывешивают на доске)
- Работа со словом: среди ряда слов с основой «само» выбрать сходные со словом «самоотвержение» и противоположные ему по ценностному смыслу.
1 группа: самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление
2 группа: самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность.
Дети располагают карточки на доске в 2 столбика:
Слова с основой «само», имеющие отрицательную оценку | Слова с основой «само», имеющие положительную оценку |
Самолюбование Самолюбие, Самолюбивость Саможаление Самомнение Самонадеянность | Самоограничение Самоотречение Самостоятельность Самоотверженность |
- Составление «лестницы» самоотверженности Герды.
Европейская и русская литература предоставляют множество образцов самоотверженности и самоотречения в самых разных степенях проявления. Давайте обратимся к сказке Андерсена «Снежная королева». Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности. Проследите за тем, какие поступки совершает Герда и какие решения принимает. Связаны ли они с отказом от личного благополучия? Постройте «лестницу» самоотверженности Герды, где на каждой ступеньке укажите поступок или решение Герды, а рядом – от чего отказывает себе девочка.
|
|
Просьба к реке вернуть названного братца | От новых красных башмачков |
Решение плыть в лодке дальше по реке | Разлука с близкими, разлука с бабушкой |
Побег от старушки | От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герду старушка |
Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона | От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце |
Отъезд из разбойничьего замка | Крышу над головой, тепло от очага, ненадёжную, но защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница |
Отъезд из дома финки | Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение полного одиночества среди бескрайней снежной равнины |
(Задание выполняется самостоятельно в группах).
- Как вы думаете, почему мы не просто записали поступки Герды, а построили лестницу? Вывод: каждое новое испытание требовало от Герды всё большей степени самоотверженности, с каждым новым поступком, требовавшим самоотречения, она росла духовно. (Слайд. Герда –«сотворение добра требует самоотвержения»)
- Продуктивное чтение.
Повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности, как и предельные испытания в сказке. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, чаще всего вообще остаются ни для кого незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом.
- Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Старик и яблони», написанный им для маленьких детей своей школы, которые только учились читать.
СТАРИК И ЯБЛОНИ
Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".
- Каким качеством из перечисленных выше наделил старика Л.Н. Толстой? (Самоотречение)
II.5. Чтение и обсуждение 2-й части статьи учебника.
- Выберите из предложенных картинок те, на которых изображено действие, приносящее не просто радость, а радость духовную. (Слайды: Тебе купили игрушку. Сводили в аквапарк. Ты получил пятёрку. Чувствуешь любовь к маленькому братику или сестрёнке, умиляешься им. После болезни поправилась бабушка, и ты понял, что ещё какое-то время она будет с вами: с тобой и твоей семьёй. Вы всей семьёй празднуете праздник Воскресения Христово.)
- Можно ли сказать, что по-настоящему счастливым делает человека духовная радость, что духовная радость преображает человека?
- Обсуждение эпизода из «Детства» Л.Н. Толстого.
Это эпизод наказания Николеньки няней Натальей Савишной за испорченную скатерть.
Во время обеда Николенька, наливая себе квасу, облил скатерть.
Чтение вслух:
«После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обидело, что я разревелся от злости.
«Как! _ говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»
Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.
Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:
- Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.
Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».
- Что в приведённом отрывке стало источником духовной радости для Николеньки? Выбери верный ответ:
Старая няня повинилась перед мальчиком, т. е. он одержал над ней победу; его обрадовал гостинец: карамельки и ягода; он почувствовал, что няня была огорчена его поведением, но его простила и любит его; мальчик в минуту, когда Наталья Савишна начала увещевать его, пережил стыд за свои злые мысли, стыд помог избавиться от злости и вернуть чувство любви.
- обсуждение отрывка из повести В. Железникова «Чучело»
-Как обычно проявляется человеческая радость?
- Радующиеся люди ........(вставьте нужные глаголы)
- Давайте прочитаем отрывок из повести Владимира Железникова «Чучело». Обратите внимание, как часто в отрывке встречаются слова, связанные с ощущением радости: «улыбка», «захохотал», «восторг», «весёлые», «пошутить». Однако есть ли в веселье ребят хоть что-то, связанное с духовной радостью?
- Возможна ли духовная радость для ребят, чьи образы создал В. Железников в повести «Чучело»? При каком условии она возможна?
- Против каких заповедей Христа поступают ребята?
- Поведение ребят по отношению Лене Бессольцевой называется надругательство. Глубочайшее унижение переживает человек, подвергшийся надругательству. Внимательно перечитайте текст и ответьте на этот вопрос, обратив внимание на то, какими интересами живут Лена и её дедушка, какими интересами живут ребята.
В. Железников. Чучело. Глава Y
— Когда я пришла в школу первый раз, то Маргарита, наша классная, позвала в учительскую Рыжего и велела ему отвести меня в класс. Мы шли с Рыжим по коридору, и я всю дорогу хотела с ним подружиться: перехватывала его взгляд и улыбалась ему. А он в ответ давился от хохота.
Конечно, у меня ведь дурацкая улыбка — до самых ушей. Поэтому и уши я тогда прятала под волосами.
Когда мы подошли к классу, Рыжий не выдержал, сорвался вперед, влетел в дверь и заорал:
«Ребята! У нас такая новенькая!..» — и зашелся хохотом.
Ну, после этого я застыла на месте. Можно сказать, одеревенела. Со мной так часто бывало.
Рыжий вылетел обратно, схватил меня за руку, втащил в класс и снова загоготал. И каждый на его месте сделал бы то же самое.
Может, я на его месте вообще умерла бы от хохота. Никто ведь не виноват, что я такая нескладная. Я и на Рыжего не обиделась и даже была ему благодарна, что он втащил меня.
Правда, как назло, я зацепилась ногой за дверь, врезалась в Рыжего, и мы оба рухнули на пол. Платье у меня задралось, портфель вылетел из рук.
Все, кто был в классе, окружили меня и с восторгом рассматривали. А я встала, и улыбочка снова растянула мой рот — не могу, когда меня в упор разглядывают.
Валька закричал:
«Рот до ушей, хоть завязочки пришей!»
Васильев засунул пальцы в рот, растянул губы, корчил страшные рожи и кричал:
«Я тоже так могу! У меня тоже рот до ушей, хоть завязочки пришей».
А Лохматый, давясь от смеха, спросил:
«Ты чья такая?»
«Бессольцева я… Лена»,— и я снова по-дурацки улыбнулась.
Рыжий в восторге закричал:
«Ребята!.. Это же внучка Заплаточника!»
Ленка оборвала свой рассказ и покосилась на Николая Николаевича.
— Ты давай, давай, не смущайся,— сказал Николай Николаевич.— Я же тебе говорил, как я к этому отношусь. В высшей степени снисходительно и совсем не обижаюсь.
— Ну, а я-то об этом не знала, — продолжала Ленка. — И вообще про твое прозвище ничего не знала… Ну, не была готова… «Мой дедушка, — говорю, — Заплаточник?.. За что вы его так прозвали?..»
«А чего плохого? — ответил Лохматый. — Меня, например, зовут Лохматый. Рыжего — Рыжий. А твоего деда — Заплаточник. Звучно?»
«Звучно», — согласилась я.
Я подумала, что они веселые и любят пошутить.
«Значит, вы хорошо знаете моего дедушку?» — спросила я.
«А как же, — сказал Лохматый. — Он у нас знаменитый».
«Да, да… очень знаменитый, — подхватил Валька. — Как-то в личной беседе я спросил твоего дедушку, почему он не держит собак. И знаешь, что он мне ответил? „Я, —говорит, — не держу собак, чтобы не пугать людей“.
Я обрадовалась:
«Вот, говорю, здорово».
И другие ребята тоже подхватили:
«Здорово, здорово!»
«Мы эти его слова всегда помним, — продолжал Валька, — когда яблоки в его саду… Ну, как это называется?..»
«Собираем», — подхватил Рыжий.
Все почему-то снова захохотали.
Ленка вдруг замолчала и посмотрела на Николая Николаевича.
— Вот дура какая, — сказала она. — Только сейчас поняла, что они надо мной смеялись — Ленка вся вытянулась, тоненькая, узенькая. — Мне надо было тогда тебя защитить… дедушка!
— Ерунда, — ответил Николай Николаевич. — Мне даже нравилось, что они у меня яблоки таскали. Я за ними часто подглядывал. Они шустрили по саду, бегали пригнувшись, набивали яблоки за пазуху. У нас с ними была вроде как игра. Я делал вид, что не вижу их, а они с отчаянной храбростью таскали яблоки, можно сказать, рисковали жизнью, но знали, что им за это ничего не будет.
— Ты добрый! Я и тогда им ответила, что ты добрый. А Попов сказал:
«Моя мамаша ему на пальто пришивала заплатки. Говорит: „Вы же отставной офицер. У вас пенсия. Вам неудобно с заплатками“. А он — это, значит, ты, дедушка: „У меня лишних денег нет“.
«Ну, ты, Попов, даешь! — крикнул Рыжий. — Ты что же, думаешь, что он жадный?»
А Валька подхватил:
«Он жадный?! Он моей бабке за картину отвалил триста рублей. Это, говорит, картина моего прапрапрапра…»
Все развеселились и стали выдумывать, кто что мог:
«Бабушки!»
«Тетушки!»
И тут я стала хохотать. Правда, смешно, что они нашего прапрадедушку переделали в прабабушку и в пратетушку? — спросила Ленка у Николая Николаевича. — Хохочу я и хохочу, никак не могу остановиться. Я если хохочу, то обо всем забываю.
Ленка неожиданно коротко рассмеялась, будто колокольчик звякнул и упал в траву, и снова сжала губы. .
-(Слайд) Почему же в Лене, пережившей унижение, есть больше готовности к духовной радости, чем в её одноклассниках?..
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте определим, каково же отношение к жизни и людям героев повести.
- Как относятся к жизни и людям одноклассники Лены?.. А как Лена и ее дедушка?..
- Представьте себе выражение лиц одноклассников Лены Бессольцевой. Какие чувства отражались на их лицах? Можно ли сказать, что на их лицах сияла радость, подобная той, что заметил Н. Мотовилов в лице святого Серафима Саровского, «один только свет, простирающийся кругом»? Можно ли назвать чувства одноклассников Лены радостью? Какие же чувства владели ими?
III. Подведение итогов урока.
- Давайте вернемся к поставленным в начале урока вопросам. Сумели мы на них ответить? Нужно ли сегодня, в наши дни, самоотвержение? Зачем творить добро? (…)
Домашнее задание, предваряющее тему следующего урока:
Разобрать состав слова «добродетель», попробовать понять его смысл и постараться составить список добродетелей.
Предварительный просмотр:
Урок 9 курса «Основы Православной культуры».
Тема: Православное учение о человеке: душа.
Цель: Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека.
2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.
3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.
Оборудование: слайд-фильм, выполненный в программе Power Point, в который входят: репродукции икон с изображением Христа – Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного»; карточки с текстом «Размышления маленького христианина о человеке» К.Д.Ушинского для каждого учащегося.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
- Актуализация знаний.
1) Опрос (по желанию).
Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».
- Блиц – опрос «Основы православия».
- Кто такие христиане?
- Что значит быть православным человеком?
- Что значит слово «молиться»?
- Как по-другому называют Библию?
- Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
- Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
- Чем человек отличается от животных?
- Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К.Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь.
3. «Открытие» нового знания.
- Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик».
Чудный домик.
К.Д.Ушинский
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.
В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
Ответы: Домик – т _ _ о (тело) человека
Эконом – с _ _ _ _е (сердце)
Зала – л _ _ _ _ е (легкие)
Ставенки – г _ _ _ а (глаза)
Хозяйка – д _ _ а (душа) человека
- А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?
- О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?
- Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Православное учение о человеке».
2) Беседа.
- Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.
- Как вы думаете, что такое «тело»?
- Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотному Миру.
- А что же такое душа? Какому Миру она принадлежит?
3) Построение информационной карты слова.
- Давайте вместе составим информационную карту слова «душа».
1
- Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,
- Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.
- Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.
- Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.
- Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.
- Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.
- Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.
- Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” и так далее. Где можно встретить такие высказывания?
Верно, их чаще всего можно встретить в стихах или прозе, когда поэты и писатели пишут о любви. Это не метафоры, как думают некоторые, наоборот, именно эти выражения очень точно передают истину. Душа человека невидима для нашего земного физического зрения, и принадлежит она такому же невидимому Духовному Миру. А еще этот Духовный Мир называют Миром Огня, или Огненным Миром. Этим Огнем заполнено все пространство Космоса, поэтому его называют небесным Огнем.
- Как вы думаете, что из себя представляет небесный огонь?
Конечно, это не такой огонь, который мы видим в пламени костра или свечи, хотя природа их одна и та же. Физический, плотный огонь костра или свечи сравнительно груб по своим свойствам. Такой плотный огонь способен согревать наше тело или, если он чересчур силен, нанести ожоги. Но в природе существует и другой, невидимый, тонкий Огонь, который невозможно увидеть глазами, но его может почувствовать наша душа. Этот Огонь бывает разного свойства. Если он вспыхнет резким пламенем, то может даже опалить душу и причинить ей боль. Если же он горит мягко, ровно и спокойно, то такой Огонь согревает душу человека. Вы не раз сами чувствовали действие такого Огня на себе. Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали?
- Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви, который посылают на Землю наши Старшие Космические Братья — Великие Святые Души. И тогда, во время такой молитвы, сердце человека согревается этим Огнем, и человек получает утешение. Такую же радость и покой ощущают люди, общаясь с живущими на земле в плотном теле Святыми, потому что сердце Святого излучает Огонь Любви и сострадания. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа.
Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремиться к духовному миру.
- Давайте подведем итог: что же такое душа?
4) Комментированное чтение статьи «Душа» из учебника.
- А теперь давайте выясним, что о душе нам говорит учебник. Прочитайте статью «про себя»
4.Первичное закрепление.
- Выборочный пересказ текста.
- Расскажи, с чем автор учебника сравнивает душу.
- Подумай, что такое совесть. Найди, что об этом говорится в учебнике.
- Перечисли, какие отличия были подарены христианам Богом.
- Прочитайте выразительно стихотворение монахини из московского Ново-Девичьего монастыря.
- Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.
- Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?
- Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?
- Как Библия рассказывает о происхождении души?
- Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
- Выпишите 2 – 3 предложения из текста учебника, в которых говорится о человеке в православной культуре.
- Объясните, как поняли эти предложения.
- Обобщение изученного на уроке.
Работа с текстом К.Д.Ушинского.
- А сейчас я предлагаю вам размышлением на нашу тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского:
- Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе.
«Размышления маленького христианина о человеке»
(Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).
«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.
Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.
Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.
Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.
Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.
Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.
Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.
Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.
В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.
Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».
К.Д.Ушинский.
- Расскажите о ваших впечатлениях.
- Какая главная мысль этих размышлений?
- Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.
Назовите их! - Выписываем на доске (и в тетрадь):
- Дар слова
- Память
- Воображение
- Вера в Бога
- Желание и возможность сделаться лучше
- Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите?
- Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше?
- Бог-Творец.
Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют?
7. Итог.
- Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека?
- Рефлекия.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
9. Домашнее задание: Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе? Напишите об этом в тетради сочинение-миниатюру.
5
4
6
3
ДУША
7
7
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона
На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....
Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе
Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...
Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе
Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...
Чудо в жизни христианина Разработка урока по Основам православной культуры
Цели урока: познакомить детей с православными святынями и чудесами Задачи:a) обучающие: объяснить смысл понятий «чудо в православии, святыня»;б) воспитательные: воспитывать должное поведение хрис...
Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».
Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....
разработка урока по Основам Православной культуры
Тема урока "Совесть и раскаяние"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...