рабочая прграмма ОРКСЭ
рабочая программа (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа создана на основании нормативно- правовых документов:
- п.2.7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании».
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по ОРКСЭ, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
- Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк). Она рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.
- Учебного плана МБОУ «Миннибаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год;
- Базового учебного плана РТ на 2013-2014 учебный год
- Положение о рабочих программах МБОУ «Миннибаевская СОШ» на 2013-2014, утвержденный приказом №84 от 31.08.2012
- Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва “Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей – модуль «Основы светской этики».
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Задачи реализации модуля «Основы светской этики»:
- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Освоение учебного содержания модуля «Основы светской этики», входящего в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:
- слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам;
Содержание программы
Тематический план
Тема | Количество часов |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 |
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики | 28 |
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России | 5 |
Всего | 34 |
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО
ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Россия — наша Родина.
Основы православной культуры
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Основы мировых религиозных культур
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы светской этики
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебно-методическое и программное обеспечение
1. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2011
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
3. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для общеобразовват.учреждений.- М.: Просвещение, 2012
4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011
5. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2011
6. презентации на электронном носителе
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
По примерным программам | фактически | План | Факт | ||
1. | Россия – наша Родина | 1 | 1 | 3.09. | |
2. | Что такое светская этика | 1 | 1 | 10.09. | |
3. | Культура и мораль | 1 | 1 | 17.09. | |
4. | Особенности морали | 1 | 1 | 24.09. | |
5- 6 | Добро и зло | 2 | 2 | 1.10. 8.10. | |
7- 8 | Добродетель и порок | 2 | 2 | 15.10. 22.10. | |
9 | Свобода и моральный выбор человека | 1 | 1 | 29.10. | |
10 | Свобода и ответственность | 1 | 1 | 12.11. | |
11 | Моральный долг | 1 | 1 | 19.11. | |
12 | Справедливость | 1 | 1 | 26.11. | |
13 | Альтруизм и эгоизм | 1 | 1 | 3.12. | |
14 | Дружба | 1 | 1 | 10.12. | |
15 | Что значит быть моральным | 1 | 1 | 17.12. | |
16 | Творческие работы учащихся | 1 | 1 | 24.12. | |
17 | Презентация творческих работ. | 1 | 1 | 14.01. | |
18 | Род и семья – исток нравственных отношений | 1 | 1 | 21.01. | |
19 | Нравственный поступок | 1 | 1 | 28.01. | |
20 | Золотое правило нравственности | 1 | 1 | 4.02. | |
21 | Стыд, вина и извинение | 1 | 1 | 11.02. | |
22 | Честь и достоинство | 1 | 1 | 18.02. | |
23 | Совесть | 1 | 1 | 25.03. | |
24 | Образцы нравственности | 1 | 1 | 4.03. | |
25 | Нравственные идеалы | 1 | 1 | 11.03. | |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | 1 | 1 | 18.03. | |
27 | Этикет | 1 | 1 | 1.04. | |
28 | Семейные праздники | 1 | 1 | 8.04. | |
29 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | 1 | 1 | 15.04. | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | 1 | 23.04. | |
31 | Подготовка творческих проектов | 1 | 1 | 29.04. | |
32-33 | Презентация творческих работ учащихся | 2 | 2 | 6.05. 13.05. | |
34 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя граждан- ского мира и согласия» | 1 | 1 | 20.05. |
Рекомендации к критериям оценки по курсу ОРКСЭ
Рекомендации по оценке знаний обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
По данному курсу предполагается на выбор образовательного учреждения три вида оценивания курса:
1) безотметочный принцип обучения;
2) оценивание по результатам творческих работ;
3) отметочная система обучения в течение всего учебного года.
Любая выбранная образовательным учреждением система должна быть закреплена в локальных актах ОУ.
- Безотметочная система.
Безотметочная система позволяет составить об обучающихся объективное представление, более полно раскрыть их способности.
Обучающиеся должны:
- иметь элементарные представления об основных нравственных ценностях мировых религиозных культур, понятиях благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к родителям, Родине и последствиях нарушения моральных норм;
- иметь первичные сведения из истории традиционных религий России, знать главные события истории религий и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;
- уметь применять духовно-нравственные правила в общении с окружающими людьми (в семье, в школе).
Безотметочная система обучения обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными.
Итоговым контролем безотметочной системы может быть информационно-творческий журнал (например, «Я живу в России»), в котором размещаются оперативные материалы: эссе и отзывы, творческие работы учащихся. В нём будет прослеживаться степень участия каждого обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прграмма по английскому языку 3 класс (М.З Биболетова)
содержит календарно тематическое планирование...
Рабочая прграмма по чтению УМК "Перспективная начальная школа"
Преподавание курса литературного чтения 1 класса осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по УМК "Перспе...
рабочая прграмма
английский язык 2 класс...
Рабочая прграмма по "Физической культуре" для 2 класса по программе "Гармония"
Рабочая программа по "Физической культуре" для 2 класса разработана в соответствии с требованиями " Федерального компонента Государственого стандарта начального общего образования" на основе авт...
Рабочая прграмма 1 класс 2011 год
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУначальное общее образование1 класссрок реализации программы 1 годРабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по ок...
Рабочая прграмма по окружающему миру 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Курс «Я и мир вокруг» для учащихся второго класса – составная часть Образовательной системы «Школа 2100», представляющей собой систему непрерывных курсов с 1-го по 11-й классы. Специфика к...
Рабочая прграмма ОРКСЭ (Православие) 4 класс
Учебный предмет "Основы православной культуры" является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях....