Рабочая прграмма 1 класс 2011 год
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
начальное общее образование
1 класс
срок реализации программы 1 год
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по окружающему миру
(автор А. А. Плешаков)
Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Окружающий мир», автором которой является А. А. Плешаков. Программа рассчитана на 66 часов. Программа подкрепляется учебником «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков для 1 класса (М.: Просвещение). Программа составлена для 1 класса общеобразовательной школы.
1.2. Цели изучения предмета:
· формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально - научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
· духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи изучения предмета:
· формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
· осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия мира, своего места в нем;
· формирования модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
· формирования психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Концепция, заложенная в содержании учебного материала.
Специфика курса состоит в том, что он соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания .При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке и т. д.
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется на основе следующих ведущих идей:
1. Идея многообразия мира.
2. Идея экологической ценности мира.
3. Идея уважения к миру.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности, к которым относятся:
- Распознавание природных объектов с помощью специального атласа-определителя.
- Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей)
- Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения нем , оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место, поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
1.3. Авторская программа рассчитана на 66 часов.
1.4. Срок реализации программы 1 год.
1.5. При обучении окружающему миру используется системно-деятельностный подход. Основная форма обучения – урок. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.
1.6. Знания, умения и навыки учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса.
Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по окружающему миру для четырехлетней школы. С помощью устного опроса проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения. При проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.
Тематический план
Предмет: окружающий мир
Класс - первый
Количество часов: всего 66 часов; в неделю 2 часа.
Практических работ: 22
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В т.ч. на практические занятия. |
| |||
1 | Задавайте вопросы | 1ч |
|
2 | Что и кто? | 20ч | Практические работы – 8 |
2.1 | Что такое Родина? | 1ч |
|
2.2 | Что мы знаем о народах России? | 1ч |
|
2.3 | Что мы знаем о Москве? | 1ч |
|
2.4 | Проект «Моя малая Родина» | 1ч |
|
2.5 | Что у нас над головой? | 1ч |
|
2.6 | Что у нас под ногами? | 1ч |
|
2.7 | Что общего у разных растений? | 1ч |
|
2.8 | Что растёт на подоконнике? | 1ч |
|
2.9 | Что растёт на клумбе? | 1ч |
|
2.10 | Что это за листья? | 1ч |
|
2.11 | Что такое хвоинки? | 1ч |
|
2.12 | Кто такие насекомые? | 1ч |
|
2.13 | Кто такие рыбы? | 1ч |
|
2.14 | Кто такие птицы? | 1ч |
|
2.15 | Кто такие звери? | 1ч |
|
2.16 | Что окружает нас дома? | 1ч |
|
2.17 | Что умеет компьютер? | 1ч |
|
2.18 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1ч |
|
2.19 | На что похожа наша планета? | 1ч |
|
2.20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | 1ч |
|
3 | Как, откуда и куда? | 12ч | 9 |
3.1 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1ч |
|
3.2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1ч |
|
3.3 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1ч |
|
3.4 | Как путешествует письмо? | 1ч |
|
3.5 | Куда текут реки? | 1ч |
|
3.6 | Откуда берётся снег и лед? | 1ч |
|
3.7 | Как живут растения? | 1ч |
|
3.8 | Как живут животные? | 1ч |
|
3.9 | Как зимой помочь птицам? | 1ч |
|
3.10 | Откуда берётся и куда он девается мусор ? | 1ч |
|
3.11 | Откуда в снежках грязь? | 1ч |
|
3.12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1ч |
|
4 | Где и когда? | 11ч | 2 |
4.1 | Когда учиться интересно? | 1ч |
|
4.2 | Проект «Мой класс и моя школа». | 1ч |
|
4.3 | Когда придёт суббота? | 1ч |
|
4.4 | Когда наступит лето? | 1ч |
|
4.5 | Где живут белые медведи? | 1ч |
|
4.6 | Где живут слоны? | 1ч |
|
4.7 | Где зимуют птицы? | 1ч |
|
4.8 | Когда появилась одежда? | 1ч |
|
4.9 | Когда изобрели велосипед? | 1ч |
|
4.10 | Когда мы станем взрослыми? | 1ч |
|
4.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1ч |
|
5 | Почему и зачем? | 23ч | 3 |
5.1 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1ч |
|
5.2 | Почему Луна бывает разной? | 1ч |
|
5.3 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1ч |
|
5.4 | Почему звенит звонок? | 1ч |
|
5.5 | Почему радуга разноцветная? | 1ч |
|
5.6 | Почему мы любим кошек и собак? | 1ч |
|
5.7 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1ч |
|
5.8 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1ч |
|
5.9 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1ч |
|
5.10 | Зачем мы спим ночью? | 1ч |
|
5.11 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1ч |
|
5.12 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1ч |
|
5.13 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1ч |
|
5.14 | Зачем нужны автомобили? | 1ч |
|
5.15 | Зачем нужны поезда? | 1ч |
|
5.16 | Зачем строят корабли? | 1ч |
|
5.17 | Зачем строят самолёты? | 1ч |
|
5.18 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1ч |
|
5.19 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1ч |
|
5.20 | Зачем люди осваивают космос? | 1ч |
|
5.21 | Почему мы часто слышим слово «экология» | 1ч |
|
5.22 5.23 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 2ч |
|
Содержание учебного материала
Раздел 1. Задавайте вопросы.
Раздел 2. Что и кто?:Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина»
Раздел 3. Как, откуда и куда?:Как живёт семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берётся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берётся и куда он девается мусор ? Откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья».
Раздел 4. Где и когда?: Когда учиться интересно? Когда придёт суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны?
Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
В разделе 5. Почему и зачем?: Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
Перечень практических работ
1. Практическая работа: «Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа- определителя»
2. Практическая работа «Нахождение у растений их частей»
3. Практическая работа «Определение комнатных растений с помощью атласа- определителя»
4. Практическая работа «Определение растений цветника с помощью атласа- определителя»
5. Практическая работа «Определение деревьев по листьям»
6. Практическая работа «Определение деревьев с помощью атласа- определителя»
7. Практическая работа «Исследование строения пера птицы»
8. Практическая работа «Исследование строения шерсти зверей»
9. Практическая работа «Проведение опытов, показывающие загрязнение воды и её очистку»
10. Практическая работа «Собирать простейшую электрическую цепь»
11. Практическая работа «Рассматривание морской соли, изготовление морской воды»
12. Практическая работа «Исследование снега и льда»
13. Практическая работа «Ухаживаем за комнатными растениями»
14. Практическая работа «Ухаживание за животными живого уголка»
15. Практическая работа «Изготовление простейших кормушек для птиц»
16. Практическая работа «Сортировка мусора по характеру материала»
17. Практическая работа «Исследование снежка и снеговой воды на наличие загрязнений»
18. Практическая работа «Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды»
19. Практическая работа «Нахождение на глобусе экватора и жарких районов Земли»
20. Практическая работа «Исследование возникновения и распространения звуков»
21. Практическая работа «Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением»
22. Практическая работа «Приёмы чистки зубов и мытья рук»
Перечень проектов
1. «Моя малая Родина»
2. «Моя семья»
3. «Мой класс и моя школа»
4. «Мои домашние питомцы»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностные результаты освоения курса «Окружающий мир»
1. формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и религий;
3. формирование уважительного отношения к иному мнению и культуре других народов;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходить из спорных ситуаций;
10. формирование установки на здоровый, безопасный образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир»
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования;
2. освоение способов решения проблем творческого характера и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. использование знаково- символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8. использование различных способов поиска , сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающимим существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14. умение работать в материальной и информационной среде начальтного общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты освоения курса «Окружающий мир»
1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия победы;
2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4. освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдение, запись, опыт, сравнение и т.д.)
5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Словесная оценка знаний и умений по предмету «Ознакомление с окружающим миром» производится в соответствии с требованием программ по результатам бесед, наблюдений, практических работ, дидактических игр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс.
2. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2010.
3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие тетрадь. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011
5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас- определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010
6. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2011
7. Плешаков А. А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимиадные задания по русскому языку для 3 классов.2011 год
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 классов, районный тур. Материал содержит критерии оценивания и правильные ответы....
Олимиадные задания по русскому языку для 4 классов 2011 год
Олимпиадные задания для учащихся 4 классов по русскому языку, районный тур. Разработка содержит правильные ответы и критерии оценивания....
1-3 класс 2011-2012 уч.г
школа. я и мои дети...
1-3 класс 2011-2012 уч.г
школа. я и мои дети...
Рабочая учебная программа по курсу «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе 2011-2012 учебный год
Рабочая учебная программа по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)...
Рабочая учебная программа по курсу «Математика» во 2 классе 2011 - 2012 учебный год
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденн...