Рабочая прграмма ОРКСЭ (Православие) 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Птицына Александра Геннадьевна

Учебный предмет "Основы православной культуры" является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_orkse_pravoslavie.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур

и светской этики»

Модуль « Основы православной культуры»

1. Пояснительная записка

          Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы православной культуры») для учащихся четвёртого  класса составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012т года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования  (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785),

-Основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13

- Положением о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения, приказ от 31.08.2011 №538.

Рабочая программа разработана с учётом авторской программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и ориентирована на использование учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», автор Кураева А. В.,  который включён в федеральный перечень, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).

Цель: «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи:

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  4. формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный  предмет  «Основы православной культуры»   является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

  В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

             В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

          Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение курса ОРКСЭ в 4 классе отводится 34 часа(1 час в неделю).

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Ценность  жизни – признание человеческой  жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим  людям и к природе.

Ценность  добра – направленность  человека на развитие и  сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление  любви.

Ценность  свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью  природного мира. Любовь к природе – это и бережное  отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного  отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений  литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение человека к литературе  как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к  идеалу.

Ценность  истины – это  ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач  образования, в том числе  литературного.

Ценность  семьи. Семья –  первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества.  Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую  роль в развитии  трудолюбия  ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе  её организации средствами  учебного  предмета у ребёнка развиваются  организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в  целом и к литературному труду в частности.

Ценность  гражданственности – осознание  человеком себя как члена общества, народа, представителя  страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее  своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её  народу.

Ценность  патриотизма. Любовь  к России, актуальный интерес  к её прошлому и настоящему, готовность  служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью  мирового сообщества, для существования и прогресса которого  необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

        Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

- совместно с учителем составлять план решения задачи;

            - работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

        Познавательные УУД:

            - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

            - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

            - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

            - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

            - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

        Коммуникативные УУД:

            - доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

            - доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

            - слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

            - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

           - договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

        К 1-й линии развития относятся следующие из них:

- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

            - излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

- знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

        Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

            - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиции;

             - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем.

Оценка планируемых результатов образовательного процесса

 Видами контроля результатов обучения  комплексного учебного курса ОРКСЭ являются текущий и итоговый контроль. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках

курса «Основы православной культуры» относятся:

взаимные вопросы и задания групп,

взаимообъяснение,

беседа,

интервью,

драматизация (театрализация).

 Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят

через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими

связующими звеньями:

 составление словаря терминов и понятий,

составление галереи образов,

использование информационных технологий.

Методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

- разговор с замещённым собеседником.

Игровые и деятельностные методы:

- игра-испытание;

- ролевая игра;

- продуктивный труд.    

 Формы обучения

- Классно-урочные занятия.

- Групповая форма обучения.

- Внеклассные занятия – классные семейные праздники.  

- Экскурсии.        

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

Индивидуальный контроль (контроль   учителем):  

- устный опрос,  

- домашняя  работа (поисковая, творческая),

- самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).

Формы организации образовательного  процесса

Классно-урочные занятия.

Групповая форма обучения.

Экскурсии.

Внеклассные занятия – классные семейные праздники.  

В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме.

Примерные темы творческих работ учащихся:

1.Храмы России.

2.Православные иконы.

3.Православные праздники.

4.Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.

Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

 «Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

 «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

 Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

 

6. Содержание учебного предмета


Россия – наша Родина (1ч)

Россия – наша Родина.

Основы православной культуры (28ч) Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и  Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Творческие работы учащихся. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Совесть и раскаяние. Отношение  христианина к природе. Христианская семья. Христианин в труде.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфесионального народа России.(6ч)

Защита Отечества. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка к проектной работе.


Тематическое планирование  «Основы православной культуры»

п/п

Название раздела. Тема урока.

Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды деятельности

Примечания

План.

Факт.

              Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1ч)

1.

Россия – наша  Родина.

1

03.09

03.09

понимать, что человек создаёт культуру.  осмысливать о чем говорит религия.

анализировать какие дары Бог дал человеку. осмысливать, что вера в Бога может влиять на поступки людей.

читать правильно молитвы

осмыслить правильно кто такие христиане, что такое Библия, что такое Евангелие

понимать правильно чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть

осознавать, как Бог стал человеком. понимать, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста.

понимать, что воскресение не только день недели, как празднуют Пасху.

осмысливать, чем Бог одарил человека. понимать, что значит - болит душа. узнавать, что такое образ Божий в человеке.

узнавать о подсказках совести, как исправить ошибки

определять, какие заповеди даны людям. понимать что общего у убийства и воровства.

определять, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям

применять главное правило человеческих отношений. понимать, что такое не осуждение

понимать, что люди делают в храмах. Как выяснить как устроен православный храм

узнавать, почему икона так необычна. Как понимать, зачем изображают невидимое

взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности

 взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности

Основы православной культуры

2

Культура и религия.

1

10.09

10.09

3

Человек и Бог в православии.

1

17.09

17.09

4

Православная молитва.

1

24.09

24.09

5

Библия и Евангелие.

1

01.10

01.10

6

Проповедь Христа.

1

08.10

08.10

7

Христос и его крест.

1

15.10

15.10

8

Пасха.

1

22.10

22.10

9

Православное учение о человеке.

1

29.10

29.10

10

Совесть и раскаяние.

1

11

Заповеди.

1

12.

Милосердие и сострадание.

1

13

Золотое правило этики.

1

14

Храм Экскурсия в православный храм.

1

15

Икона.

1

16

Творческие работы учащихся.

1

17

Подведение итогов.

1

18

Как христианство пришло на Русь.

1

19

Подвиг.

1

понимать правильно, что такое подвиг

20

Заповеди блаженств.

1

понимать правильно, когда христиане бывают счастливы, как плач может обернуться радостью, когда сердце бывает чистым

21

Зачем творить добро?

1

понимать правильно, чему радуются святые

22

Чудо в жизни христианина.

1

понимать правильно, что такое Святая Троица, христианские добродетели

23

Православие о Божием суде.

1

видеть правильно в людях Христа. Как понять, почему христиане вверят в бессмертие

24

Таинство причастия.

1

понимать правильно, как Христос передал Себя ученикам, что такое Причастие

25

Монастырь.

1

понимать правильно, почему люди идут в монахи

26

Отношение христианина к природе.

1

понимать правильно, что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы

27

Христианская семья.

1

понимать правильно, что такое венчание, что означает обручальное кольцо

Духовные традиции многонационального народа

7

28

Защита Отечества.

1

понимать правильно, когда война бывает справедливой

29

Христианин в труде.

1

понимать правильно, какой труд напрасен

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

понимать правильно, что такое первый грех людей

31

Подготовка творческих проектов.

1

понимать правильно, что есть Православие в России

32

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие».

1

понимать правильно, что есть Православие в России

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру».

1

понимать правильно, что есть Православие в России

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

1

понимать правильно, что есть Православие в России

Всего

34


В соответствии с надпредметной программой  «Основы смыслового чтения и работа с текстом» акцент сделан на такой вид деятельности школьника, как работа с текстом:

1. Заполнение или составление схем, таблиц, конспекта, кластера , синквейна.

2. Выполнение творческого задания, результатом которого является  новый текст, информационный лист, афиша, отзыв, электронная презентация, стихотворение.

3.  Выделение главной и второстепенной информации.

В соответствии с надпредметной программой «Мир деятельности»  акцент сделан на такой вид деятельности школьника, как:

1.Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

2.Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).

3.Реализация построенного проекта.

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

 (модуль «Основы православной культуры») составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся  4 В класса  и специфики данного классного коллектива. В классе обучается 25 человек. Большая часть детей любознательна, учатся с интересом.  Для них характерно осмысленное чтение, запоминание и воспроизведение по памяти, но дети ещё не могут вести диалог, с трудом решают учебные задачи, действуют по инструкции. Работоспособность не  достаточно высокая, темп работы, внимание  соответствует возрасту. Эмоциональный фон положительный.  Уровень познавательной активности обучающихся данного класса хороший.. Познавательный интерес  на уроках носит поисковый характер, который влияет на процесс и результат деятельности, на протекание психических процессов. Наблюдается неустойчивое внимание , низкая работоспособность у  таких учащихся, как : Воздвиженский П., Шаймухаметов А., Чупахина М.

         Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях выбраны с учётом особенности класса: работа в парах, группах, самостоятельная работа с применением следующих технологий:

 - информационно-коммуникационные технологии;

  - исследовательские методы обучения;

  - ТРИЗ;

 -здоровьесберегающие технологии;

 - технологии критического мышления.

 8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ.

Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.

Учебник, учебное пособие

 Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва:  «Просвещение», 2010.

Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной

культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.

Электронное  приложение к УМК

Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева

Методическое  пособие с поурочными разработками

Методические рекомендации по реализации модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур  и светской этики», ТОГОАУ ДПО ИПКРО, Тамбов, 2010.

Список  используемой литературы

Методическое пособие для учителей 4-5 классов по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», авторы-составители: Зубова Г.Д., Пронина Л.В., Шешерина Г.А., Клемешова И.В., Серегина А.В., Лубянкина Р.Х. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons

 http://www.orkce.org/method-cabinet

http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-11112-70096/

Ресурсная база реализации программы.

Компьютер, интерактивная доска, мобильный класс, сканер.


        


       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая прграмма математика 3 класс

традиц. математика 3 класс рабочая программа...

Рабочая программа ОРКСЭ Православие

Рабочая программа ОРКСЭ Православие...

рабочая прграмма ОРКСЭ

Рабочая программа по курсуОРКСЭ. 4 класс....

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс(модуль ОПК)

Рабочая программа курса ОРКСЭ в 4 классе(Модуль "Основы православной культуры)....

Рабочая прграмма. Перспектива. 1 класс. Математика.

Рабочая программа по математике для 1 класса по программе "Перспектива"...

рабочая прграмма для 1 класса, перспектива

Рабочая программа , УМК Перспектива...