Представление инновационного опыта
статья (4 класс) по теме
Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель. Моя цель в работе с учениками начальных классов заключается в воспитании всесторонне развитой личности; учить детей быть честными, добрыми, отзывчивыми, т.е. быть настоящим человеком. Преследую эту цель не только в воспитательной работе со школьниками, но и на уроках. Ведь на любом уроке, при выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочу, чтобы каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно действующей личностью. При этом ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Исходя из этого, уже другие с ребенком считаются, ценят его. Стараюсь не только сама учить детей, но и к ним обращаюсь за помощью и советом, в результате чего формируется взаимное доверие и сотрудничество для их более тесного сближения и доверия друг к другу.
Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.
Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания. Тема инновационного педагогического опыта: «Развитие творческих способностей младших школьников».
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Что такое творческие способности?
Творческие способности- это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческих способностей личности ребенка. Актуальность и перспективность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, готовит его к творческой познавательной и общественной деятельности.
Но можно посмотреть и на творчество с другой стороны – как на один из приемов создания положительной мотивации учения, ситуации успеха. Наверное, многим из учителей приходилось наблюдать ситуацию, когда ребенок, за которым прочно закрепилась репутация «троечника» и бесперспективного ученика, вдруг преображался, удивлял и педагогов, и детей своими творческими работами, когда он мог «раскрыться», проявить себя, свою творческую индивидуальность. Творчество – это именно то, без чего ни один ребенок просто не может существовать, без чего в полной мере не может развиваться его личность.
Я работаю по УМК «Школа 2100». Материал, предложенный авторами учебников, на мой взгляд, дает богатые возможности и широкий простор для развития у детей творческих способностей.
С уверенностью могу сказать, что в каждом ребенке заложен творческий потенциал, только для того чтобы он смог активизироваться, нужно создать определенные условия, которые помогут его раскрыть и развивать в дальнейшем.
В своей педагогической деятельности развитию творческих способностей уделяю большое внимание как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Данные возможности можно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а также на собственное педагогическое творчество и мастерство
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).
Своеобразие моего опыта заключается в определении учащегося главной действующей фигурой учебно – воспитательного процесса, реализации проблем творческого развития личности, разработке педагогических технологий, целью которых не является накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формированием механизма самоорганизации каждого ученика.
В науке и до сих пор оспаривается проблема, можно ли научиться творчеству. Я думаю, что можно, только нужно создать такие условия для ученика, чтобы ему самому захотелось заниматься творчеством, только в процессе самостоятельной деятельности у ребенка формируются навыки непрерывного саморазвития.
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в своих учениках способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные… Видеть и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя, поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации творческой деятельности ученика, которые возможно применить при работе в класе. Работа в классе создает определенные трудности, с которыми мы справляемся в совместной деятельности с моими учениками и даже добиваемся неплохих результатов.
Новизна опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе, развивает самостоятельность и мышление, повышает активность.
Способности человека можно представить в виде дерева:
•корни — природные задатки человека;
•ствол — общие способности;
•ветви — специальные способности, в том числе и творческие.
Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!
Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников.
- Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учетом воображения;
- Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;
- Используются технологии развития творческого мышления.
Наличие теоретической базы опыта.
За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую следующие технологии: информационно-компьютерные, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие, проектного обучения, исследовательские. Также использую технологию личностно – ориентированного и дифференцированного подхода, так как приходится работать с учащимися, различными по готовности к школе, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.
Из форм коллективной деятельности применяю работу в парах, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний.
Внедряю в классно-урочную систему воспитательного процесса технологию проектирования. Это даёт мне возможность перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему свободу для проявления себя, своей самостоятельности.
На уроках русского языка и математики с целью создания ярких ассоциативных образов при запоминании термина или «трудного» слова широко использую мнемонические технологии. Применяю в процессе обучения здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.
В основу моей работы легли идеи В.А. Сухомлинского, Г.А. Балла, Т.М. Давыденко, М.И. Махмутова, Т.П. Шамовой, так как в исследованиях отечественных психологов и педагогов рассматриваются организации творческой деятельности учащихся.
Способы стимулирования творческих способностей
- обеспечение благоприятной атмосферы;
- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
- обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- обеспечение возможностей для практики;
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- представление детям возможности активно задавать вопросы.
На уроках мы пишем и сочинения-сказки о частях речи и небольшие рассказы с использованием фразеологических оборотов и крылатых выражений, например:
«заруби себе на носу»
«уши развесить»
Для формирования творческих способностей младших школьников я ориентировалась на условия, разработанные М.Г. Львовым:
- свободная атмосфера в классе, возможность выбора вида деятельности,
- доверие и уважение к ученикам со стороны учителя и помощь при необходимости,
- высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения,
- внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, способностям,
- атмосфера общей культуры в классе, высокая нравственность учащихся и учителя.
Перечисленные выше условия являются обязательными для развития и становления творческой личности.
Ведущая педагогическая идея
Все дети способны – такова моя ведущая педагогическая идея. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В связи с этим я сосредотачиваю внимание на подборе разноуровневых творческих заданий для каждого ученика.
Иногда говорят, что качества личности, склонной к творчеству, принадлежат к интеллектуальной сфере. На самом же деле, для творческого развития личности необходимо гармоничное сочетание интеллекта и эмоций. Дети, достигшие высокого уровня творческого развития, обычно отличаются повышенной ранимостью, обостренным чувством справедливости, нередко застенчивы, даже замкнуты. Впрочем, открытость, дружелюбие, доброжелательность также свойственны творческой личности.
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку» (Л.Н.Толстой) в душе ребенка.
Для меня главное – все, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, ежедневно стремиться познавать что-то новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребенка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к творческой деятельности.
Оптимальность и эффективность средств
В своей работе использую технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой творческое развитие личности. Характер помощи, которую оказываю ученикам, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при которой ребёнок напрягает свой ум в совместной творческой работе со мной и товарищами по классу. Это воспитывает у ученика веру в свои силы, пытливость ума. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером.
Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, делали выводы. При такой организации деятельности начинает работать таинственный механизм творчества.
Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, использую контрольно-измерительные материалы, (со 2-го класса). Мои ученики умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять план к сочинению и изложению, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Применение современных образовательных технологий в процессе обучения помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для развития творческих способностей, умения обосновать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных образовательных технологий обеспечивает высокое качество знаний учащихся, которое составляет –74 %.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)
Результатом применения всех вышеперечисленных приемов и методов могу с уверенностью назвать следующее:
- повышение качества знаний учащихся,
- приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
- активизация творческой и познавательной активности учащихся,
- формирование положительных личностных качеств ученика,
- формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Проведенный педагогический опыт считаю актуальным и результативным.
Большой интерес дети проявляют к дистанционным викторинам, олимпиадам, которые расширяют кругозор учащихся, развивают, творческое мышление, повышают самооценку. Также с огромным удовольствием ребята классов участвуют в творческих конкурсах различных уровней. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний и развития личности ребенка. Большой интерес ученики проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Медвежонок», «Муравей», «Инфознайка», в которых они охотно участвуют. Особой любовью в нашем классе пользуются дистанционные викторины и олимпиады, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.
Количество учащихся – участников предметных олимпиад.
Год | Мероприятие | Уровень | Количество учащихся |
2011 | Международный математический конкурс «Кенгуру» | Международный | 9 |
2011 | Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» |
Всероссийский | 9 |
2011 | Всероссийский конкурс по информатике «Инфознайка- 2011» |
Всероссийский | 6 |
2013 | Международный математический конкурс «Кенгуру» | Международный | 7 |
2012 | Всероссийский конкурс по информатике «Инфознайка - 2012» |
Всероссийский | 5 |
2012 | Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» |
Всероссийский | 7 |
2012 | Международный конкурс-игра по ОБЖ «Муравей» |
Международный | 5 |
2012 | «Центр поддержки талантливой молодёжи».Всероссийские олимпиады для младших школьников |
Всероссийский | 20 |
2013 | Всероссийский конкурс «Родное слово» |
Всероссийский | 3 |
2013 | Международный конкурс-игра по русскому языку «Ёж» |
Международный | 9 |
|
|
|
|
В чем же секрет успеха? Он в выборе правильных и результативных методов и приемов работы, это значит, что мы на правильном пути развития творческой личности.
Считаю, что мои ученики не потеряются в огромном сложном, стремительно развивающемся мире, название которому – жизнь. Тот маленький жизненный опыт, приобретенный на уроках в начальной школе, поможет обрести независимость, быть уверенным в своих силах, а это – залог успеха.
Возможность тиражирования
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, выступаю на, заседаниях методических объединений учителей школы, района.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися
Процесс функционирования деятельности сопровождается формированием следующего комплекта документации, который служит основой для развития, совершенствования и пополнения педагогического уровня учителя:
- план воспитательной работы,
- план самообразования,
- календарно-тематическое планирование,
- поурочное планирование,
- рабочие программы по предметам,
- разработки уроков и внеклассных мероприятий,
- план работы с родителями,
Заключение:
- Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.
- Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика. Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo.ppt | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же такое творчество? Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Творчество (креативность)- "способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Творчество - это создание нового, оригинального, ранее неизвестного.
Существуют определённые критерии творческой активности учащихся Психологические задатки. Способность к концентрации внимания. Интеллект. Память, воображение. Личностный статус. Мотивация достижений. Привычки. Притязания. Талант. Устремлённость. Цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение).
«Творческая активность составляет предпосылку и условие саморазвития учащегося, открытия им самого себя. В основе развития творческой активности лежит познавательная потребность, последовательно усложняющаяся и качественно меняющаяся с возрастом. Развитие познавательной потребности происходит в результате целенаправленных усилий самого ребёнка, в силу чего процесс обучения и воспитания способностей превращается в процесс саморазвития и самовоспитания.
Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: развитие общественного человека, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности. самореализация личности , опредмечивание её творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества.
Ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности: наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; социальная и личная значимость и прогрессивность; наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; новизна и оригинальность процесса или результата
От способностей к творчеству. Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные задатки , с которыми ребенок появляется на свет. При наличии прочих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах. Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков, человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности. Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам. И поэтому задача педагогов – создать для каждого ребёнка такие условия, чтобы он всё это смог усвоить максимально.
В единой интегративной структуре одаренности выделяются следующие компоненты: Доминирующая роль познавательной мотивации Исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем Возможность достижения оригинальных решений Возможность прогнозирования и предвосхищения Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Имеется несколько препятствий , стоящих на пути развития творческого потенциала в наших школах. Первое препятствие Второе препятствие Третье препятствие - это отсутствие единства мнений по поводу того, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта. заключается в отсутствии учебных пособий, материалов, упражнений и заданий в этой области. на пути творчества заключается в непонимании его сущности и приводит к задержке развития творческого мышления учащихся.
На практике выделяется четыре уровня углубления познания и соответствующие им уровни развития творческой активности: Уровни углубления познания Уровни развития творческой активности 1. Выделение существенных признаков и отличие их от несущественных. 1. Ситуативно неустойчивая активность. 2. Выводы и обобщение. 2. Воспроизводящая активность. 3. Широкий перенос знаний и способ действий. 3. Потенциально-творческая активность. 4. Уровень развития творческой активности. 4. Творчески преобразующая активность.
Как же осуществляется формирование творческой активности учащихся в условиях школы? Когда мы говорим о воспитании креативности, то имеем в виду развитие способностей и предрасположенности к таким занятиям, в результате которых будет получен творческий продукт. В таком случае уместно задать вопрос: «Какие же конкретно формы деятельности должны прививать учителя своим ученикам?». Этот вопрос вызывает ещё один: «Установлены ли такие виды и формы деятельности, которые способствуют созданию «продукта» признаваемого «творческим»?
Формы работы, установленные при развитии творческих способностей учащихся : классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания); консультирование по возникшей проблеме; научные кружки, общества; дискуссия; игры.
методы работы, установленные при развитии творческих способностей учащихся: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный;
Наиболее эффективными, формами организации совместной деятельности педагогов и учащихся, способствующими развитию их творческой активности, являются: • научно-практические конференции; • консультации; • практикумы; • лектории; • спецкурсы. Постепенно в процессе написания творческих работ и участия в конференциях происходит формирование разносторонних связей между учащимися.
Развитие творческих способностей учащихся неразрывно связано с положительной мотивацией учения и формированием познавательных интересов и способностей. Составной частью творческих способностей является Теоретическое мышление и познавательная активность. Вся работа учителя в указанных направлениях создает базу для: • развития творческих способностей учащихся, • развитию их интереса к учению, • к выделению группы наиболее перспективных детей.
Модель творчески активной личности представляется нам в виде учащегося : 1.С высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и навыками; 2. С развитым социальным интеллектом; 3. С познавательной Я – концепцией; 4. С формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения; 5. Обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством юмора; 6. Умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивого в выполнении заданий и с соревновательностью; 7. Умеющего рисковать; 8. Способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; 9. С богатым воображением; 10. С развитой интуицией; 11. Воспринимающего неоднозначность вещей; 12. С высокими эстетическими ценностями.
В связи с этим, предполагается модель учителя, развивающего творческую активность учащихся . 1. Доброжелателен и чуток. 2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных. 3. Имеет высокий уровень интеллекта. 4. Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби. 5. Широкий круг интересов и умений. 6. Имеет живой и активный характер. 7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму. 8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. 9. Имеет творческое мировоззрение. 10. Обладает жизнестойкостью. 11. Имеет позитивную Я – концепцию. 12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью. 13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей. 14. Эмоциональная стабильность. 15. Коммуникабельность. 16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
Развитие творческих способностей возможно только при: ■ реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании; ■ интеграции содержания и подходов; ■ использование новых технологий развивающего обучения; ■ специальной подготовке учителей в теоретическом и практическом направлении; ■ создании постоянных и проблемных творческих групп для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.
Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Разработка плана работы для развития творческих способностей учащихся начальной школы Выбор тематики для научно – исследовательских работ Проведение школьного тура предметных олимпиад Проведение предметных недель Интеллектуальный бомонд Школьная конференция Выставка детского творчества
Весьма желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учащихся, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление инновационного опыта педагога дополнительного образования МБОУ ДОД "Атяшевский Дом детского творчества" Булыгиной Любови Сергеевны
Данный материал содержит пункты: актуальность, концептуальность, наличие теоретической базы, педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта......
Публичное представление инновационного опыта учителя Лебедевой Е.И,
Процесс работы над методической проблемой "Формирование нравственной культуры младшего школьника" можно проследить здесь....
Публичное представление инновационного опыта работы учителя начальных классов Гераськиной Н.К.
В статье говорится как я работаю по своей проблеме "Формирование навыков поисково-творческой деятельности учащихся начальной школы"....
Социализация растущей личности ребенка. Представление инновационного опыта.
Представление инновационного опыта учителя начальных классов Бурнаевой С.Н. (го Саранск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»)...
Представление инновационного опыта "Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время"
Представление инновационного опыта "Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время"...
Представление инновационного опыта
Представление инновационного опыта...