Публичное представление инновационного опыта. Тема: "Развитие речи младших школьников в процессе обучения"
опыты и эксперименты по русскому языку

Томская Яна Васильевна

Инновационный опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publis.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МКОУ «Нелемнинская СОШ им. Спиридонова Н.И. – Текки Одулока» Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия)

«Развитие речи младших школьников в процессе обучения».

  • Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным

тенденциям развития образования, его практическая значимость).

      Главной целью образования в последние годы является – формирование функционально грамотной личности, то есть человека, который:      

  • обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;
  • владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира);
  • привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;
  • усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации.
  • толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других;
  • эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;
  • способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

   Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются: 
- обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения         и        оценивать        результаты        своих        действий;
- формирование личностных качеств — ума, воли, чувств и эмоции, нравственных качеств, познавательных        мотивов        деятельности;
- формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Все эти цели и задачи успешно реализуются при деятельностном подходе в обучении, который лежит в основе ФГОС второго поколения.

 В основу формирования коммуникативно-речевой компетенции так же положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельную творческую активность каждого ученика. Залогом успешной речевой активности учащихся является привлечение учащихся к различным видам внеурочной деятельности, научно-исследовательской работе, что дает возможность развивать их коммуникативную компетенцию, творческую самостоятельность.

Именно поэтому я работаю уже не первый год над проблемой «Развитие речи младших школьников в процессе обучения» - т.к. это одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения.

  Актуальной проблемой начального обучения была и остается проблема развития речи младших школьников. Каждый успешный человек, несомненно, должен обладать красноречием и уметь ясно выражать собственные мысли. Основные навыки владения речью закладываются в детстве, поэтому так важно уделять особое внимание развитию устной и письменной речи детей в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладываются навыки не только грамотного письма, но и грамотной речи. Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции. Обучение школьников умению свободно и связно выражать свои мысли и пользоваться разнообразными языковыми средствами для создания устных и письменных монологических высказываний является конечной целью всей системы обучения русскому языку в школе. В начальной школе уроки развития связной речи являются наиболее трудными по подготовке и проведению, так как словарный запас школьников семилетнего возраста невелик, большая часть учащихся приходит в школу с большими речевыми проблемами.

Работа по развитию коммуникативных, регулятивных и предметных универсальных учебных действий, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС),  начинается с первого дня пребывания в школе и должна вестись на каждом уроке русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.

Общеизвестно, что связная устная речь имеет огромное значение так же, как и письменная речь (письменная речь наиболее трудна, построение каждой фразы является предметом специального обдумывания). Поэтому не случайно основной задачей по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Условием успешности является формирование ключевых компетентностей, одна из которых – коммуникативная.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).

Своеобразие и новизна моего опыта заключена в развитии интеллектуального потенциала ребенка через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. А в стандарте начального общего образования сказано, что к концу 4-го класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде.

Изменилось наше общество, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём занимают сегодня аудиовизуальные средства информации. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем. Поэтому, беседуя с родителями, я интересуюсь наличием детской библиотеки в доме. Удивляет то, что детских книг во многих семьях достаточно, но родители читают их с детьми редко. Поэтому, у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем – к чтению определённой литературы. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, направленных на формирование навыков осознанного, выразительного, правильного чтения у младших школьников, использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

Ведущая идея моей педагогической деятельности заключается в создании условий для всестороннего развития речи младших школьников во всех формах: внутренней (устной и письменной), внешней, - и во всех функциях: общения, сообщения, воздействия на основе словарно-лексического материала на уроках и во внеурочной деятельности.

Наличие теоретической базы.

Я работаю по  УМК «Школа России». Теоретической базой опыта являются работы, представленные в различных методических пособиях. Комплект УМК «Школа России», реализует непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения. Набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников. Собраны  все методические указания: формы организации уроков, методы и приемы подачи и контроля изученного материала. В УМК «Школа России» развитию речи учащихся отводится большая роль.

 

Основные принципы работы по развитию речи по УМК «Школа России».

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Содержание предмета «Русский язык» (раздел «Развитие речи») направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их речи, мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Специфика предмета заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

Назначение предмета -  заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Основными целями предмета «Русский язык» (раздел «Развитие речи») являются:

- формирование коммуникативной компетенции учащихся;

- развитие устной и письменной речи, монологической диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

Содержание курса «Русский язык» (раздел «Развитие речи) имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Программа начального образования в УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, информационных технологий.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения письменной формой языка, культурой письменной речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Так, например, систематический курс по развитию речи в период обучения грамоте младших школьников в УМК «Школа России» предполагает:

  • Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
  • Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
  • Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
  • Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
  • Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Оптимальность и эффективность средств

        Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я  стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного  человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися. Развитие устной и письменной речи детей стимулирую различными средствами и приемами.  Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.

Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:

-технологии проблемно - диалогического обучения - актуальность использования обусловлена тем, что в современных условиях обостряются противоречия: учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут - дети общительны, а речь развита плохо. Данная технология помогает мне сделать так, чтобы дети не сидели, сложа руки, не были пассивным слушателями, а сами включались в работу. Развивались бы очень важные качества: умение слушать других и  высказывать своё мнение, версию, формулирование темы урока, проговаривание алгоритма действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.

-личностно - ориентированному обучению - так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика. Личностно-ориентированное обучение предполагает совершенствование работы по предмету и должно быть обеспечено при условии гуманистической личностно -ориентированной направленности.

-дифференцированному обучению - для меня учебная деятельность немыслима без индивидуально - дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учёта тех самых неповторимых особенностей каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность. Используя данный метод работы и для более плодотворной индивидуальной работы с детьми мной ведётся разработка необходимых дидактических материалов для обеспечения индивидуальной работы учащихся по русскому языку и чтению.

- индивидуальной работе - своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму  знаний, умений и навыков, но и сформировать у них высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, настойчивость, умение классифицировать и обобщать, умение управлять своим поведением. Использование вышеуказанных технологий на уроках способствует: развитию индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ученика, помочь ему познать себя, самоопределится и самореализоваться.

-проектному обучению - в образовании метод проектов применяю на этапе творческого  применения материала на уроках окружающего мира, когда учащиеся подготовлены в рамках определённой тематики к использованию в его прямой функции;

–формирования и формулирования мыслей. В этом случае уроки превращаются в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны.

-практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания. Учащиеся расширяют свой кругозор, работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта. Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность.

Для формирования правильности чтения обеспечиваю на уроках предварительное чтение многосложных слов, постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.

Для формирования беглости чтения обеспечиваю многократное обращение к тексту с  использованием различных видов работ:

–чтение текста про себя, комментирование его;

–чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части;

–чтение жужжащее;

–чтение хором;

–чтение в темпе скороговорки;

–“прыжки” (чтение через слово)

–круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз)

Для формирования выразительности использую такие упражнения:

–артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;

–чтение труднопроизносимых слов;

–выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;

–чтение одного предложения с разной интонацией;

–чтение по ролям.

Для формирования осознанности чтения использую группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов подбор синонимов,  антонимов), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам пересказа.

Вместе с библиотекарем школы проводим библиотечные уроки с целью формирования у учащихся умения самостоятельно пользоваться различной литературой.

Начиная со 2-го полугодия 3-го класса все учащиеся имеют тетради для записей, рисунков, составляют план к текстам, вопросы к прочитанному. Также дети делают зарисовки к отдельным моментам (чаще всего это домашнее задание). Записи вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть внимательными к чтению текста, к предложению, обогащается словарный запас детей.

Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие познавательного интереса к чтению, я пользуюсь следующими формами организации учебной деятельности:

  • Урок-путешествие;
  • Урок-викторина;
  • Урок-проект;
  • Урок-зачёт;
  • Урок-тестирование;

Интегрированные уроки: в 1 классе чаще всего “Обучение грамоте и письмо”;

Одним из главных звеньев в обучении детей беглому и выразительному чтению, привитию детям любви к книге являются уроки внеклассного чтения. Цель этих уроков – руководство самостоятельным чтением учащихся разнообразной и доступной по содержанию литературы.

Большое место отвожу работе с родителями. Практикую на родительских собраниях анкетирование. Родители отвечают на такие вопросы:

  • Где ребёнок берёт книги?
  • Какую книгу читает он сейчас?
  • Как вы помогаете ребёнку полюбить книгу?

Даю рекомендации родителям, как помочь ребёнку научиться плавному слоговому чтению, как привить интерес к книге:

  • читайте вслух маленькими порциями по 5 минут 3 раза в день;
  • читайте с ребёнком в темпе скороговорки;
  • читайте перед сном.

С первых уроков я знакомлю детей с требованиями к урокам обучения грамоте, урокам  чтения. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного, умение излагать мысли о прочитанном.

Итоговую проверку обычно провожу в конце учебной  четверти, учебного года.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучающихся).

Анализируя результаты, достигнутые мною, а также, учитывая позитивные данные о том, что  мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене, полагаю, что мне удаётся достаточно эффективно формировать навыки осознанного, выразительного правильного чтения. Учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах и творческих проектах учащихся.

    Последовательная и целенаправленная работа по проблеме способствует повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса, повышению качества знаний. Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формируют умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Развитие речи младших школьников в процессе обучения.

 В данной статье представлен опыт работы по повышению речевой культуры, которую предполагается начинать с 1 класса. В этот период дети наиболее восприимчивы ко всему новому, язык их ...

Обобщение опыта по теме: «Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и в неурочной деятельности».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №12»      Обобщение опытапо теме:«Развитие произвольного внимания младших школьни...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"...

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...

Публичное представление из опыта работы "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность и моделирование"

Достижение современных требований к результатам образования обучающихся коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействий педагога и ребенка, направляя учителя на поиск новых...