Публичное представление инновационного опыта учителя Лебедевой Е.И,
методическая разработка по теме

Лебедева Елена Ивановна

Процесс работы над методической проблемой "Формирование нравственной культуры младшего школьника" можно проследить здесь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

 учителя начальных классов Лебедевой Е.И.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Тема инновационного педагогического опыта

Формирование нравственной культуры младшего школьника в условиях гуманитарной гимназии

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

В настоящее время, когда глубокие преобразования происходят во всех сферах жизни общества, особенно актуально встал вопрос формирования нравственных ценностей подрастающего поколения.

В связи с модернизацией системы образования произошел резкий «рывок» в сторону интеллектуализации учебного процесса, развития лидерских качеств у каждого ребенка и уменьшился акцент на формирование нравственных ценностей личности. Педагоги пришли к осознанию того, что знания не ведут человека автоматически к пониманию смысла жизни, не делают его духовным. Несмотря на то, что работа в области нравственного воспитания учащихся ведется на уроках родной речи, литературы и других предметах, тем не менее, данное направление не систематизировано. В настоящее время в массовой школе остро стоит проблема разработки и внедрения целенаправленной системы по формированию нравственных ценностей. Развитие основных черт духовного мира ребенка, его нравственного облика необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы личности и особенности характера человека. Нравственные понятия и категории, принятые ребенком, становятся фактором и условием, обеспечивающим  нравственную  устойчивость личности, а сама устойчивость достигается через включение в процесс нравственного развития субъекта, когда он сам инициирует и организует процесс своего учения. Важная роль в этом процессе отводится начальной школе. Согласно JI.C. Выготскому, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы нравственного облика, качеств личности школьника. Не сформированные своевременно эти свойства не только препятствуют развитию личности, но и могут послужить причиной отклонения в развитии в подростковом возрасте, проявляющемся в асоциальном поведении.

Таким образом, формирование нравственных ценностей личности в младшем школьном возрасте представляет собой серьезную проблему, требующую практического решения.

Концептуальность (своеобразность и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Основная образовательная программа начального общего образования в условиях внедрения Государственных стандартов второго поколения определяет ключевой задачей      формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. (п.6)

Одной из основных предметных областей в Стандарте обозначено духовно-нравственного развитие, воспитание обучающихся. (пункт 19.3)

 п/п

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

4

Основы  духовно-нравственной культуры народов России

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

Кроме того, данный пункт затрагивает внеурочную деятельность, где духовно-нравственному развитию личности отведена одна из главенствующих ролей.

Это есть запрос государства на подготовку подрастающего поколения

Кроме того, изучение социального заказа родителей гимназии №20, при четком формулировании вопроса о том, что должна воспитывать школа, позволило определить приоритеты воспитания. Родителям было предложено сформулировать свое мнение о том, какие качества личности необходимо формировать в процессе школьного обучения и расставить их в порядке значимости. По мнению родителей, школа должна формировать в детях: 1) нравственные качества; 2) культуру поведения; 3) навыки общения.

Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная методическая разработанность определили направление педагогического опыта - разработка системы факультативных курсов по нравственному воспитанию "Воспитание сердца" с 1 по 11 класс и её психолого-педагогического сопровождения.

В процессе введения курсов в образовательный процесс  будут реализованы направления:

  • раскрывать учащимся содержание общечеловеческих нравственных ценностей и обосновывать их значение для общества в целом и для личности каждого ученика в отдельности;
  • добиваться превращения общественных норм и правил поведения в глубокие личные убеждения учащихся, в их действенно – волевую сферу;
  • прививать школьникам добросовестное и постоянное выполнение нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных местах;
  • воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в учебной, трудовой, общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся.

Элементами этой системы являются, созданные  нами программа и методическое пособие  факультативного курса «Азбука добра», которая  отражает педагогическую систему формирования основ нравственности у первоклассников.

Цель курса -  формирование  у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения. Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности.

Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий.

Занятия  курса рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Проводимые мной занятия  увлекательны, эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Они рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении и взаимодействии.

Логическим продолжением курса «Азбука добра» является разработанный авторским коллективом УМК «Энциклопедия дружбы» направленный на формирование основных содержательных характеристик нравственного понятия «дружба», актуального для детей данной возрастной группы.

  Рабочая тетрадь является частью методического комплекта УМК факультативного курса «Энциклопедия дружбы» для учащихся 2 класса. Содержит задания и вопросы, формирующие основные характеристики нравственного понятия «дружба», развивающие коммуникативные навыки, позволяющие строить на нравственной основе межличностные отношения в обществе. Тетрадь является  своеобразным тренажером памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения.

Учитель начальных классов, используя предложенную программу,  методические рекомендации и рабочую тетрадь, может решать воспитательные, этические задачи, формировать нравственный опыт в непринужденной, демократической, творческой атмосфере психологического комфорта.

Программа курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы» и рабочая тетрадь курса «Энциклопедия дружбы» получили высокую оценку на экспертном совете Мордовского Республиканского института образования и были рекомендованы для школ Республики Мордовия.

Следует подчеркнуть, что наряду с представленными курсами авторским коллективом разрабатываются в настоящий момент программы для учащихся третьих и четвертых классов.

Таким образом, система нравственного воспитания младших школьников включает три логически взаимосвязанных компонента:

- этические курсы занятий с детьми с 1-го по 4-ый класс как специализированный воспитательный предмет этической направленности;

- повседневная методика этического заряда, действующая в системе свободного общения детей на перемене и в послеурочное время.

- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью в масштабах класса и гимназии, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.

Наличие теоретической базы опыта

Теоретической основой педагогического опыта явились работы, рассматривающие:

-      аксиологический подход (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В.А. Блюмкин, А.А. Гусейнов, В.П. Зинченко, Г.Е. Леевик, Д.А. Леонтьев, А.И. Титаренко, В.А. Титов и др.);

-      проблемы развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Э.М. Александровская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, Р.Г. Гурова, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, А.В. Иващенко, А.И. Крупнов, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман и др.);

-      проблемы нравственного воспитания в ряде концепций воспитания личности: исторически сложившихся (А.Ф. Афтонасьев, В.Г. Белинский, И.И. Бецкой, И.Ф. Богданович, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Н. Енгалычев, П.Ф. Каптерев, А.Г. Ободовский, А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой,  К.Д. Ушинский, А.А. Ширинский-Шихматов, И.М. Ястребцов и др.) и современных (О.С. Богданова, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, И.М. Ильинский, И.С. Марьенко, В.М. Коротов, Н.Е. Щуркова и др.);

-      современные подходы к проблеме классификации нравственных ценностей (В.А. Блюмкин, А.В. Иващенко, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, Г.П. Савкина, В.А. Сластенин, Н.В. Фролова, И.Ф. Харламов, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.).

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у детей стала предметом научных изысканий в различных областях. Социально-психологические аспекты исследования ценностей исследуют А.А. Бодалев,  А.Н. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн и др., включая авторов занимающихся проблемой социализации через ценности: Л.С. Выготский Н.С. Морова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов.

Исследования отечественных ученых в области ценностных отношений проводятся преимущественно в культурологи: Г.А. Аванесова, Н.В. Барышников, А.П. Грушевицкая, Б.С. Ерасов,  М.Н. Кузьмин, В.Г. Николаев, Э.А. Орлова, В.Д. Попков, В.М. Садохин, филологической сфере: Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров,  А.А. Леонтьев, этнопсихологии и этнопедагогике: Н.М. Лебедева, С.В. Лурье, Т.Н. Петрова.

Существует взгляд на культуру как на ценность, выполняющую межпоколенную связь: В.В. Давыдов, А.Е. Леонтьев, Н.А. Шагаева и др.  

Вариативность отражения культур в содержании образования глубоко исследована  М.М. Бахтиным, М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, И.С. Ледневым и др. Они расширили образование до элементов творчества (направленного на развитие) и эмоционально-ценностного отношения (направленного на воспитание).

Проблемы психолого-педагогической взаимосвязи культуры и образования в современном поликультурном обществе исследуются С.В. Беловой, Н.М. Борытко, В.П. Ватаман, В.И. Волынкиным, Б.В. Кайгородовым, Н.М. Лебедевой, Г.В. Палаткиной, Т.Н. Прохоровой и др.  

Ведущая педагогическая идея

В процессе реализации  системы факультативных этических курсов «Воспитание сердца» в целом и  программ «Азбука добра» 1 класс, «Энциклопедия дружбы» 2 класс курса  будут реализованы следующие направления:

1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.

2. Формирование нравственных основ личности.

3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников.

5. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

6. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Оптимальность и эффективность средств

Средства достижения цели: интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.

Занятия  курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.

Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ  нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.

Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы,  обсуждения на занятиях, диалогов  необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.

Программа и методическое пособие «Энциклопедия дружбы» отражают педагогическую систему формирования основ нравственности у второклассников. Содержание представленного этического курса разработано с учетом знаний и умений, полученных первоклассниками на занятиях факультатива «Азбука добра».

УМК «Энциклопедия дружбы» направлен на формирование основных содержательных характеристик нравственного понятия «дружба», актуального для детей данной возрастной группы.

Рабочая тетрадь является частью методического комплекта УМК факультативного курса «Энциклопедия дружбы» для учащихся 2 класса. Содержит задания и вопросы, формирующие основные характеристики нравственного понятия «дружба», развивающие коммуникативные навыки, позволяющие строить на нравственной основе межличностные отношения в обществе. Является  своеобразным тренажером памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения.

Данная программа может использоваться учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня,  психологами образовательных учреждений, социальными педагогами, заместителями директоров по УВР в начальной школе, родителями  не только как элемент этической системы курсов, но и как самостоятельный курс  для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

 

Результат педагогического опыта

Критериями сформированности нравственных ценностей младших школьников являются:

- нравственная направленность личности младшего школьника;

- рейтинг нравственной воспитанности ребенка;

- нравственная убежденность, проявляющаяся в самостоятельности принятия решения о нравственном поступке;

- социальная активность младшего школьника;

- удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классном коллективе.

Уровень нравственной воспитанности младших школьников выступает как критерий, так и показатель результативности системы.

Так, по результатам изучения представлений о чертах характера, личного ценностного отношения к ним  по методике Колмогоровой Л.С «Определение нравственных понятий» дети имеют правильное представление и стремятся обладать такими качествами, как доброта, щедрость, честность, дружелюбие, трудолюбие.

Наблюдается позитивная динамика от класса к классу.

Уровень сформированности нравственной культуры у учащихся исследуется на основе стандартной диагностической методики В.И.Андреева «Оценка духовно – нравственного развития учащихся».

Диагностические замеры за последние три года позволили сделать следующие выводы:

- прослеживается четкая позитивная возрастная динамика духовно – нравственного развития учащихся от первого к третьему классу;

- По сравнению с контрольным классом наблюдаются более выраженные результаты по всем показателям.

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Творческий коллектив гимназии не останавливается на достигнутом.

Материалы представленных курсов были опубликованы и распространены в школах Республики Мордовия, Республики Беларусь, Московской гимназии №1503, Петтерговской, Петропавловск-Камчатской в рамках международной конференции походившей среди школ-партнеров в Витебске  Программа и занятия по этическим курсам были опубликованы на следующих Интернет порталах: http://nsportal.ru/,  http://numi.ru/

     Один из соавторов проекта Гришина Н.В. представляла нравственную систему на Республиканском, а затем Всероссийском конкурсе «Психолог года- 2010». Данная система заинтересовала издательство «Генезис», на рассмотрении редакционной коллегии которой находятся авторские материалы.

Обобщенный анализ опыта реализации системы курсов отражен в многочисленных публикациях (порядка десяти) в сборниках материалов Международных и Всероссийских научно-практических конференций

В 2009 году программа и методические рекомендации «Азбука добра были представлены на конкурсе-выставке «Ярмарка научно-методических разработок» V городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие».

В том же году вышеуказанная программа стала победителем в Республиканском конкурсе «Новое в образовании». В 2012 г. победителем того же конкурса стала программа "Энциклопедия дружбы"

Данный курс как элемент системы этических курсов «Воспитание сердца» освещался на заседании секции руководителей методических объединений учителей начальных классов МРИО и секции руководителей школьных методических объединений учителей начальных классов образовательных учреждений города в августе 2010 года.

Кроме того, открытые занятия по курсу  были представлены родителям младших школьников и студентам факультета педагогического и художественного образования МГПИ им. М.Е. Евсевьева на мастер - классе.


           
  

Возможность тиражирования

         

Программа и методическое пособие факультативного курса "Азбука добра" издается типографией "Полиграф" с 2010 года (УДК 37.034-053.(073.8)  ББК  74.200 Ш 957), Программа, методическое пособие (УДК 37.034 (07) ББК  74.200.53 р Ш 959) и рабочая тетрадь (УДК 37.034 (075.2) ББК  74.200.53 р Ш 959) факультативного курса "Энциклопедия дружбы" с 2012 года

 

Программа и занятия по этическим курсам были опубликованы на следующих Интернет порталах: http://nsportal.ru/,  http://numi.ru/, www.zavuch.info/

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

Процесс функционирования деятельности сопровождается формированием следующего комплекта документации, который служит основой для развития, совершенствования и развития педагогического уровня учителя:

- план воспитательной работы;

- перспективный план работы учителя на год;

- календарно-тематическое планирование в соответствии с учебным планом гимназии

- Материал размещен на сайте МОУ «Гимназия № 20» и личном сайте http://nsportal.ru/lebedeva-elena-ivanovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного опыта педагога дополнительного образования МБОУ ДОД "Атяшевский Дом детского творчества" Булыгиной Любови Сергеевны

Данный материал содержит пункты: актуальность, концептуальность, наличие теоретической базы, педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта......

Публичное представление инновационного опыта работы учителя начальных классов Гераськиной Н.К.

В статье говорится как я работаю по своей проблеме "Формирование навыков поисково-творческой деятельности учащихся начальной школы"....

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...