Программа по «Игровой экологии» 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
В материале представлена пояснительная записка и календарно - тематическое планирование курса "Игровая экология" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_ekologiya_3_klass.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по «Игровой экологии» 3 класс
ВВЕДЕНИЕ
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта экологических и биологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты. Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, учёные пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы – научно-обоснованному и гуманистически ориентированному, человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности человека к природе.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития, это породило новое направление в образовании – экологическое.
С принятием законов РФ "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
Настоящее время – это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование" и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание школьников". В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодёжи.
Таким образом, в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности.
Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный и младший школьный возраст.
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом будет зависеть от взрослых, участвующих в его воспитании.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста важное значение имеет экологическое воспитание. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека и экологической культуры личности, это является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольников – это элементарные знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, быту.
Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Такой деятельностью в воспитании дошкольников и младших школьников является игра, которую мы рассматриваем как важное средство, формирования экологической направленности личности ребёнка.
Игра – это ведущая деятельность дошкольного и младшего школьного периода, под её влиянием формируется личность ребёнка.
Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что игра является своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Посредством игры происходит более эффективное усвоение знаний. Создавая положительные эмоции, игра оказывает стимулирующее влияние на умственную активность дошкольников и младших школьников, что и станет условием более эффективного их обучения. ( Р.И.Жуковская, С.Л. Новосёлова).
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательных и занимательных начал), экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями. (В.А. Дрязгунова, Л.П. Молодова, О. Газина).
Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.
Значимость проблемы и недостаточная разработанность системы ознакомления с живой природой обусловили разработку образовательной программы «Игровая экология».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе работы по экологическому воспитанию с детьми школьного возраста особое значение имеют игры с экологической направленностью, т.е. экологические игры, которые можно рассматривать как важное средство формирования элементарных экологических знаний и экологической культуры в целом.
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора. Играя, школьник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок, животных к условиям данной среды, последовательной смены сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
В процессе общения с природой в игровой форме формируется эмоциональная отзывчивость детей, желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанию выполнять нормы поведения в природе.
Таким образом, большие возможности в воспитании и формировании экологических знаний заложены в играх. Удовлетворять детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет именно игра. Весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняется ребёнком в игре неосознанно им как процесс преднамеренного обучения – ребёнок учится играя.
В представленной программе упор сделан на использование экологических игры, как формы экологического образования и воспитания экологической культуры, основанной на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Основные задачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем:
- формирование системы знаний о природе;
- формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;
- формирование коммуникативных умений и навыков.
Технология проведения экологической игры состоит в следующем:
- Учитель выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры.
- Определяет место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры, выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений.
- Составляет структуру и ход экологической игры.
- Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме.
- Составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний и отношений, проводит диагностику.
- Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в воспитании экологической культуры младшего школьника.
Педагогическая целесообразность
В последние годы особый интерес приобретают игровые формы обучения, которые используются в учебном процессе при изучении школьниками природных объектов, явлений и экосистем. Это связано с тем, что в современном российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией содержания и структуры общего образования и развитием новых педагогических технологий во всех учебных курсах, в том числе и биоэкологического направления.
Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения школьниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию.
Направленность: Эколого-биологическая.
Новизна: Игровая форма курса обусловлена возрастными особенностями детей младшего школьного возраста. Предлагаемые занятия предусматривают вовлечение детей в разнообразные виды деятельности и основаны на участии всех органов чувств.
Актуальность: Человек – часть природы и не может существовать без неё. Однако в последнее время он стал очень неразумно относиться к природе – своему дому. С появлением и ростом городов, увеличением числа заводов и транспортных средств, ростом населения всё больше усиливается разрушительное влияние человека на окружающую среду. Огромное количество вредных промышленных отходов вызывает сильное загрязнение воздуха, воды, почвы, гибель многих растений и животных, распространение различных заболеваний у людей и животных.
Цели:
- Формирование жизнеутверждающей позиции по отношению к окружающему миру и людям.
- Обучение детей правильному восприятию и пониманию экологической информации, умению правильно использовать её.
- Формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
Задачи:
Развитие умений:
1. Слушать и слышать, смотреть и видеть, чувствовать себя, других людей и природу.
2. Вести наблюдения за природными явлениями и влиянием деятельности человека на живые организмы и их сообщества.
3. Владеть простейшими приёмами наблюдения за состоянием окружающей среды (экологический мониторинг).
4. Проводить простейшие анализы воздуха, воды, почвы.
5. Формулировать исследовательские задачи и планировать пути их поэтапного решения.
6. Описывать и излагать результаты наблюдений, интерпретировать и обсуждать полученные данные.
7. Используя ряд данных, делать выводы.
Отличительные особенности:
«Игровая экология» - комплекс занятий, прогулок, приключений, объясняющих в игровой форме все многообразие окружающего мира и принципы работы этого загадочного механизма – ПРИРОДА.
Организационно-педагогические основы обучения:
Программа ориентирована на учащихся 3 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Работа с детьми опирается на знания, полученные на уроках природоведения, самостоятельно из литературы и при непосредственном общении с природой.
Учитывается уровень подготовки учащихся, направленность их интересов, состояние здоровья.
На основе анализа индивидуальных проблем и проблем межличностных отношений и особенностей, подготовленности детей подбираются темы занятий образовательной программы.
Используемые дидактические принципы:
1) соблюдение целостного подхода в развитии личности (то есть одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы психики);
2) строгая ориентация на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития;
3) обеспечение преемственности в воспитании экологической культуры детей от младшего к старшему возрасту;
4) социокультурная преемственность (обращение к корням народной педагогики); 5) субъектность (ребёнок является активным участником экологической деятельности);
6) учёт региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации;
Ожидаемые результаты:
По истечении учебного года учащиеся будут:
- Иметь представление о строении Земли.
- Знать взаимосвязь растений, животных с неживой природой, друг с другом, человеком, понимать роль человека и его влияние на окружающую среду.
- Уметь пользоваться дополнительной литературой.
- Понимать необходимость охраны растительного и животного мира.
- Применять полученные знания для охраны окружающей природы.
В результате пройденного курса у детей должны быть развиты такие качества, как целеустремлённость, наблюдательность, настойчивость, старательность, трудолюбие, любовь к природе.
Календарно – тематическое планирование занятий
№ п/п | Тема занятия | Кол – во часов | Дата проведения | |
1. | Вводное занятие | 1 ч. | ||
2. | Как устроена планета Земля | 1 ч. | ||
3. | Земля гудит, дрожит, брызгается | 1 ч. | ||
4. | Малахитова шкатулка | 1 ч. | ||
5. | Породы и породообразующие факторы | 1 ч. | ||
6. | Рельеф Земли | 1 ч. | ||
7. | Земля и Время | 1 ч. | ||
8. | Экскурсия: Прошлое Земли – у нас под ногами | 1 ч. | ||
9. | Вода – живой организм | 1 ч. | ||
10. | Водные биоценозы | 1 ч. | ||
11. | Приспособление живых организмов к жизни в стоячей и движущейся воде | 1 ч. | ||
12. | Зоны обитания в водоёме | 1 ч. | ||
13. | Жизненные циклы в водоёме | 1 ч. | ||
14. | Экотоны | 1 ч. | ||
15. | Место обитания - родной дом | 1 ч. | ||
16. | Миграция животных | 1 ч. | ||
17. | Экскурсия: Место обитания - родной дом | 1 ч. | ||
18. | Дерево рождается, живёт и умирает | 1 ч. | ||
19. | Для чего дереву нужны листья? | 1 ч. | ||
20. | Экскурсия: Зимние деревья | 1 ч. | ||
21. | Паутина пауков, насекомые и деревья | 1 ч. | ||
22. | Что делают в лесу птицы? | 1 ч. | ||
23. | Сеть трофических отношений в лесу | 1 ч. | ||
24. | Экскурсия: Трофические отношения в лесу | 1 ч. | ||
25. | Зачем дереву нужна почва? | 1 ч. | ||
26. | Животные и почва | 1 ч. | ||
27. | Экскурсия: Почва – сложная экосистема | 1 ч. | ||
28. | Весна – время свадеб в природе | 1 ч. | ||
29. | Должно же быть у ребёнка детство! | 1 ч. | ||
30. | По колено в цветах | 1 ч. | ||
31. | Экскурсия: Рождение новой жизни | 1 ч. | ||
32. | Что такое лето? | 1 ч. | ||
33. | Экологическая экскурсия - итог | 1 ч. | ||
34. | Итоговое занятие | 1 ч. |
Список литературы, рекомендуемой для педагогов и для детей
1.Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.
2.Молодцова З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.
3.Молодцова З.В. Занимательная экология. Новосибирск. 1997.
4.Окно в мир. Экосистемы. Детское образовательное пособие по экологии. М.: 1996.
5.Онегов А. Школа юннатов. М.: Детская литература. 1980.
6.Экологическая азбука для детей и подростков. М.: 1995.
7.Экологическое воспитание детей. Краснодар: 1995. Ярославль: 1997.
8.Бианки В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.
9.Бианки В.В. Рассказы и сказки. - Л.: Детская литературы, 1960.
10.Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.
11.Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература. 1997.
12.Горышина Т.К. Растения в городе. Л.: Изд. ЛГУ. 1991.
13.Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.
14.Дмитриев Ю. Путешествие на всю жизнь. М.: 1977.
15.Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: 1994.
16.Ердаков Л.Н. Экология для детей (Как Эколобок путешествовал). Новосибирск: 1996.
17.Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Новосибирск: 1997
18.Окно в мир. Экосистемы. Детское образовательное пособие по экологии. М.: 1996.
19.Купров В.Д. Экологическое образование младших школьников. //Начальная школа. – 2000. - № 7. – С. 85-91.
20.Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. //Начальная школа. - 1999. - № 5. - 89 с.
21.ифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания. Раздел III: Животные. – М., 1993. – 140с.
22.Шмаков С.А. Игра как средство познавательной активности детей и подростков в учебно-воспитательной работе. – Воронеж, 1975. – 200 с.
23.Щукина Т.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 200 с.
Интернет-ресурсы:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-56165.html?
http://www.rae.ru/forum2012/10/2831
http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/158.htm
http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt06.htm
http://naturalist.ucoz.com/index/igrovaja_ehkologija/0-26
http://bio.1september.ru/article.php?ID=200104411
http://bio.1september.ru/2004/10/5.htm
http://bio.1september.ru/2004/11/5.htm
http://2berega.spb.ru/user/toguzova/folder/34854/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...
Авторская программа факультативного курса «Экология» в 3 – 4 классе
Для усиления экологической направленности содержания в дополнение к «Окружающему миру» я предлагаю Факультативный курс «Экология» для 3-4 класса.Для формирования научного взгляда на окружающий м...
Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополните...
Игровая экология и ее место среди других программ по окружающему миру за 1 класс
Данный материал обобщает опыт исользования в начальных классах программы "Игровая экология" в условиях общеобразовательной школы....
Конспект внеклассного мероприятия "Игровая экология"
Показать детям пример цикла - круговорота воды. Образование снежинок...
Совместные открытия на занятиях "Игровой экологии"
Данные "открытия" были сделаны на занятиях "Игровой экологии" и "Проектной деятельности", которые реализуются в системе дополнительного образования детей и ориентированы на работу с детьми младшего шк...
Программа внеурочной деятельности по направлению: экологическое. "Игровая экология"
Пояснительная запискаФедеральная рабочая программа воспитания для образовательных организаций (далее - Программа воспитания) служит основой для разработки рабочей программы воспитания АООП ООО. Програ...