Игровая экология и ее место среди других программ по окружающему миру за 1 класс
статья по окружающему миру (1 класс) на тему
Данный материал обобщает опыт исользования в начальных классах программы "Игровая экология" в условиях общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_ekologiya.doc | 322.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
Введение.
Проблемы экологического воспитания……………. .………..3 стр.
Основная часть.
2.1 Анализ приёмов и методов, используемых в программе
А.А. Вахрушева «Я и мир вокруг» ………………………..…6 стр.
- Анализ приёмов и методов, используемых в программе
А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» …………………………7 стр.
- Сравнительная характеристика всех трёх курсов.
- На каких уроках я использовала приёмы “ Игровой экологии . ”…………………………………………………11 стр.
- Результаты моей работы………………………………27 стр.
Заключение.
Мои размышления и выводы о проделанной работе.……………………………………...……………………….28 стр.
Литература……………...………………...………………………...30 стр.
I.Введение.
”Проблемы экологичеcкого воспитания”
Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, и природа не наша раба. Состояние природы в будущем зависит от экологической воспитанности людей. Экологически грамотный человек – это человек, компетентно и ответственно относящийся к природной преобразованной среде.
По словам В. А. Сухомлинского, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства.
Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
В последние годы вслед за западными учёными (например, А. Маслоу, США) и в нашей стране появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания как из одного из важнейших аспектов социализации личности, то есть активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и в обществе.
На какой результат экологического воспитания детей 6-9 лет можно рассчитывать? Учитывая психологические особенности младшего школьника, отметим, что более актуальными для него являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нём, полученные от взрослого или из книг.
В школах стали стремиться дать как можно больше знаний о природе и экологических связях в ней. Что ведёт, во-первых, к чрезмерной перегрузке содержания обучения и созданию учебных курсов, осознанное изучение которых детям этого возраста недоступно, а во-вторых, к преобладанию “книжного” обучения, когда экологические истины постигаются со слов учителя и из учебников.
А процесс изучения объекта природы необходимо начинать с информации, которая аппелирует не к разуму ребёнка, а к его чувству. Опора на положительное становтся условием воспитания эмпатических чувств – способности к пониманию эмоциональных состояний других и сопереживание им.
Считается, что ребёнок 6-9 лет не может встать на точку зрения другого человека. Ж.Пиаже назвал это свойство детского мышления эгоцетризмом, сосредеточенностью на себе. Но это не значит, что дети не способны видеть мир глазами других. Доктор педагогических наук , профессор Н. Ф. Виноградова в одной из своих работ пишет, что “ постепенно у ребёнка формируется беспристрастный взгляд на себя, и это происходит тем быстрее, чем чаще детям предлагают ситуации “взгляд со стороны”, которые развивают умение и желание видеть реальность глазами других, учат быть объективными к себе и другим.
Очень интересны и целесообразны для этого игровые задания, которые связаны с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Н-р: “Встретились ёж с белкой и разговорились…”
Как же быть в такой ситуации? Решение этой проблемы на сегодняшний день я нашла в курсе”Игровая экология”, где идеально подобраны задания для детей младшего школьного возраста. Они прежде всего влияют на эмоции ребёнка, учат их через чувства и при этом грамотно построены с научной точки зрения.
В 1993 году мне посчастливилось побывать на курсах «Игровая экология» в городе Обнинске Калужской области. Курс длился 5 дней .
За это время я влюбилась в этот курс и его идеи. Что же он из себя представляет?
Курс «Игровая экология» рассматривается авторами как элемент системы экологического образования и направлен на получение детьми начальных знаний о взаимосвязях в природе. Курс может быть включён в учебный план общеобразовательной школы, использоваться во внеклассной и внешкольной работе.
Цель курса – формирование у детей ответственного отношения к природе.
В задачи курса входит:
- Формирование у детей понимания взаимосвязей в природе и места человека в окружающей его природной среде;
- Знакомство с жизнью растений и животных;
- Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и приёмами постижения природных закономерностей.
В числе основных задач курса – творческое развитие личности ребёнка, особое внимание уделено развитию воображения. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность проявить фантазию, поощряется отход от шаблона. Занятия направлены на то, чтобы «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.
Важное место в программе занимает проблема нравственного развития личности, воспитания чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, формирования ценностных ориентиров.
Программа построена с учётом естественного интереса детей к объектам окружающей природной среды, в том числе и к себе самим как неотъемлемой части природы. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, разнообразных сведений о жизни растений и животных. В результате занятий дети, на наш взгляд, должны почувствовать вкус к получению подобной информации, понять, а не выучить, как устроена жизнь живых существ на Земле.
При создании курса авторы (Шпотова Т. В., при участии Старых Л. П.) руководствовались словами Дженифер Лингелбах (Jenepher Lingelbach, Hands-On Nature, 1986):
«Что СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ и чего НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ при работе с детьми при изучении природы:
СЛЕДУЕТ в каждом занятии акцентировать внимание на взаимосвязи информации и практических действий последующих и предыдущих занятий.
НЕ СЛЕДУЕТ одёргивать детей при их попытке предпринять свои собственные исследования, даже если они выходят за рамки данного занятия.
СЛЕДУЕТ обязательно включать экскурсии по своей местности с целью знакомства с жизнью «соседей» по планете.
НЕ СЛЕДУЕТ задавать вопросов, требующих ясного и чёткого ответа: ответ на вопрос «Что это такое?» скорее загубит, чем разовьёт детскую любознательность.
СЛЕДУЕТ поощрять заботу об окружающей природе путём освобождения ВСЕХ созданий. НЕ НАДО СРЫВАТЬ РАСТЕНИЯ!»
Игровая форма курса обусловлена возрастными особенностями детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Дети, как и взрослые, лучше усваивают учебный материал, когда они активно вовлечены в учебный процесс и испытывают добрые чувства по отношению друг к другу. Предлагаемые занятия предусматривают вовлечение детей в разнообразные виды деятельности и основаны на участии всех органов чувств. На занятиях по программе используются разнообразные приёмы, способы и формы вовлечения детей в активную деятельность:
- игровые приёмы;
- непосредственные наблюдения в окружающей среде;
- поисковая работа на основе иллюстративного и природного материала;
- использование психологических тестов при изучении отдельных тем;
- использование вспомогательных приемов: музыка, танец и тд.
- игры- задания для развития фантазии и творческих способностей;
- игры- задания для пополнения словарного запаса и развития речи;
- кукольные и игровые спектакли;
- наглядные пособия и вспомогательные материалы для развития всех чувств ребёнка;
- коллективные формы деятельности с целью формирования опыта творческого общения и работы в группе.
Вернувшись, я поделилась впечатлениями об увиденном. Администрация школы разрешила мне вести этот курс на следующий год во 2 классе вместо уроков природоведения. Результат меня поразил: насколько дети восприняли эти уроки хорошо. Они были раскованы, всегда с нетерпением ждали следующего занятия. Чтобы легче было работать, мне пришлось сесть за рабочий стол и расписать все уроки подробно. Теперь по ним может работать любой учитель, даже не бывший на курсах.
Видя очень хорошие результаты, в дальнейшей своей работе я попыталась адаптировать данный курс к уже существующим учебникам по окружающему миру. О моём опыте читайте в основной части.
II.Основная часть
2.1 Анализ приёмов и методов, используемых в программе
А.А. Вахрушева «Я и мир вокруг».
Экологическое воспитание в основном носит запретительную направленность и проводится на уровне призывов: «Ко мне!», «Не рви!», «Не топчи!» и т.д. Но дети часто видят, что взрослые ломают, рвут и топчут, поэтому призывы педагогов не получают отклика, не эффективны.
Перед нами должна стоять точная цель: воспитать высокую экологическую культуру школьника. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание. Следует находить более совершенные формы и методы экологического воспитания.
Они как раз и являются основными в курсе «Игровая экология».
Давайте возьмём два самых основных курса по «Окружающему миру», наиболее часто используемых сейчас учителями в школе, посмотрим их цели, содержание, используемые приёмы и методы. Затем проанализируем «+» и «-» каждой в сравнении с курсом «Игровая экология».
Сначала проведу анализ курса «Я и мир вокруг» А.А. Вахрушев, Ю.А. Барышева, А.С. Раутиан (1 класс), используемого в образовательной системе «Школа 2100».
Его цели:
- Научить учиться всю жизнь;
- Воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем его мире.
Учебник для 1 класса представляет собой 4 учебника-тетради, где ученик познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому курс написан с позиции узнающего мир школьника. Главная его цель – упорядочить опыт ребят и показать всеобщую взаимосвязь маленького читателя со всей окружающей его действительностью.
Изучение курса начинается с изучения простейших явлений, с которыми школьники знакомы с детства. Как люди понимают друг друга с помощью слов и жестов, как они узнают то, что видят, - вот круг проблем, на основе которых школьники учатся правильно использовать свою речь и понимать учителя. Лишь после этого они начинают систематически знакомиться с окружающим миром, систематизировать свой опыт.
Во 2 и 3-й частях книги показан всё более расширяющийся круг предметов и явлений, с которыми взаимосвязан и от которых взаимозависим школьник. От понимающего других людей и окружающий мир маленького читателя – к семье и хозяйству человека, связанному с природными богатствами, - школьник узнаёт о своей неразрывной связи не только с другими людьми, но и со всей Природой. При этом все предметы и явления рассматриваются через призму профессий, которые они осуществляют в жизни человечества.
Четвёртая часть книги посвящена изучению живых организмов как наиболее удивительных богатств Природы, привлекающих пристальное внимание детей. Главное отличие живых существ для маленьких читателей – их хрупкость. Человек – единственное разумное живое существо. Разумность понимается, прежде всего, как нравственное и сознательное отношение ко всей природе и её сохранению на благо всех людей. Отсюда вытекает экологический пафос всей книги.
В конце каждой из частей учебника-тетради расположен раздел, посвященный временам года.
Какие же приёмы и методы используют авторы учебников?
- Наблюдения как метод познания окружающего мира младшими школьниками.
- Опыты как приём познания мира младшими школьниками.
- Формирование навыков работы младших школьников с литературными источниками как приём познания окружающего мира.
- Экскурсии.
В учебник включено множество типов заданий, направленных на выполнение самостоятельной практической работы:
- при работе с текстом – дописать, соединить слова, составить рассказ, отгадать загадки, объяснить;
- при работе с иллюстративным материалом – расспросить, дорисовать;
- при работе с разрезными карточками – подобрать необходимые из них для составления картин природы, схем группировки представителей живой и неживой природы;
- при использовании в тексте инструкций – провести опыты, наблюдения.
Интерес вызывает у детей участие в различных познавательных играх, включённых в пособие, равно как и приглашение детей к инсценировке ролевых игр.
Использование таких игровых приёмов, как кроссворды, лабиринты, может найти своё решение на разных этапах урока и при выполнении заданий дома, развивая внимание и память учеников, при определении тех или иных объектов природы, например: «названия животных», «названия съедобных грибов» и т.д.
Функциональное назначение многих заданий учебника связано в основном с реализацией индивидуальных форм работы, но вместе с тем некоторые из них связаны с использованием и групповых форм работы с целью обмена информацией (ученикам предлагается выбрать друзей, с которыми вместе будешь познавать мир).
Содержание учебника во многом способствует формированию понятий, категорий, терминов как общенаучных, так естественнонаучных и некоторых социально-экономических.
Наличие значительно количества ярких образных иллюстраций определяет условия формирования наглядно-действенного видения образа мира, способствует развитию психофизиологических качеств ребёнка, воображению (репродуктивному и творческому), развитию качеств памяти (лёгкость и точность восприятия, быстрое запоминание, устойчивость внимания).
- Анализ приёмов и методов, используемых в программе
А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»
Об учебном курсе «Мир вокруг нас», А.А. Плешаков (1 класс).
Курс «Мир вокруг нас», как и программа «Зелёный дом» в целом, имеют экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретёт характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях дефицита экологической культуры в обществе.
Цель данного курса – воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценнстно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство уважения к своему природному и социальному окружению
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» у детей воспитывается любовь к своему городу (селу), к свей Родине, развивается интерес к познанию окружающего мира, формируются навыки экологического и эстетически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих идей:
- идеи многообразия мира;
- идеи экологической целостности мира;
- идеи уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, воспитателя группы продлённого дня, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми разных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке музее и т. д.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придаётся новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Остановимся на особенностях содержания курса.
В 1 классе ещё не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т.д.). Ребёнок в этом возрасте – первооткрыватель мира, его интересует всё. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др.
Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.
Первая группа вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представления об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдаётся самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (тема «Как, откуда и куда?») – это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третья группа вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвёртая (тема «Почему и зачем?») – обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
Учебник А.А. Плешакова большой и тяжёлый, поэтому он предусматривает только работу по нему в классе. Кроме учебника есть рабочая тетрадь, тетрадь «Проверь себя» и атлас-определитель.
Сам образ окружающего мира как дома (для тебя, для всех людей, для всего живого), формируемый на уроках, несёт в себе духовно-нравственное начало, служит основой для развития ценнейших личностных качеств ребёнка. Говоря о познавательных процессах, отметим, например, что учебный курс даёт возможность целенаправленно развивать мышление ученика, формируя приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Иллюстративные материалы учебника, общение с его сказочными героями (Муравей, Вопросик, Мудрая Черепаха, Злючка- Грязнючка), разнообразные творческие задания являются действенными средствами развития воображения и творческих способностей школьника.
Приоритетными видами деятельности на уроке для данного курса являются:
А) распознание природных объектов и их практическое исследование;
Б) моделирование объектов и явлений окружающего мира;
В) эколого-этическая деятельность, связанная с освоением культуры отношения к окружающему миру.
В основе методики обучения по курсу «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.
Детям не даются готовые знания, а организуется целенаправленная деятельность по их добыванию. В 1 классе темы формулируются в виде проблемных вопросов, ответы на которые дети ищут сами с помощью учителя.
Особое внимание учителя обращается на практические работы с природными объектами, различными предметами, моделями, которые предусмотрены на большинстве уроков. Дети практическими методами исследуют окружающий мир, причём в этом процессе задействованы все органы чувств (например, слух на уроке «Почему звонит звонок?» или вкус на уроке «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»). Большое место в курсе занимают практические работы с атласом-определителем, которые предусматривают деятельность по распознанию природных объектов и открывают ребёнку названия деревьев, цветов, насекомых… целый мир рядом с ним! Использование моделей для изучения окружающего мира (например, глобуса – модели Земли, моделей кораблей, самолётов), а также изготовление моделей самими учащимися, то есть деятельность моделирования, - необходимое дополнение к работе с натуральными природными объектами и предметами, позволяющее переходить от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к абстрактному, к формированию элементов теоретических знаний. С помощью моделей дети учатся классифицировать объекты, выделять их существенные признаки. Учащиеся изготавливают модели Солнца, звёзд, облаков и т.д., осваивая на разных примерах такие важные для познания окружающего мира понятия, как форма, размер, цвет.
Организуя познание ребёнком реального мира, учитель не должен забывать, что первоклассник продолжает жить одновременно и в мире сказочном, фантастическом, который невероятно актуален для него и близок его душе. Поэтому в учебнике рядом с реальным миром выстроен сказочный мир и даются связанные с ним задания, например: «Придумай сказку о том, как муравьишки учились переходить улицу», «Нарисуй сказочную девочку-снежинку». Эти и многие другие задания в учебнике и рабочей тетради позволяют усилить личностную значимость для ребёнка открываемых знаний, придать им индивидуальные черты, эмоционально- ценностную окраску.
Важная роль отводится коллективному решению проблемных вопросов, а также индивидуальным заданиям, которые могут даваться с учётом интересов и склонностей детей. Учебник и другие пособия учебного комплекта предоставляют для этого очень широкие дидактические возможности. Особо следует подчеркнуть необходимость смены видов деятельности на уроке, которая является обязательным условием успешного обучения и надёжно обеспечена средствами учебного комплекта.
Отметим также, что текстовый компонент учебной книги может служить одним из средств для осуществления дифференциации обучения. Наличие текста позволяет учителю вовлекать в активную работу тех первоклассников, которые в той или иной степени уже владеют навыком чтения. В зависимости от возможностей детей учитель предлагает им прочитать заголовок, отдельные слова, предложения, иногда тот или иной учебный текст целиком. Постепенно всё большее число детей привлекается к работе с текстом учебника. Таким образом, дети применяют своё умение читать, убеждаются в том, что это умение открывает перед ними новые возможности. Всё это, несомненно, повышает заинтересованность ребёнка в овладении навыком чтения. Немаловажное значение имеет и собственно и практикование в чтении, которое должно быть как можно более широким, особенно в конце первого года обучения.
Для успешного изучения курса «Мир вокруг нас» очень важны экскурсии, учебные прогулки, а также уроки в природном окружении, которые называем уроками в «зелёном классе». Минимальное обязательное количество экскурсий с первоклассниками – две («Наша школа», «Дорога от дома до школы»), однако учитель должен увеличить их число с учётом местных условий и возможностей. Также самостоятельно учитель планирует проведение учебных прогулок. Во всех этих случаях в методику работы вносятся соответствующие изменения. Большую ценность для реализации задач курса имеют уроки в «зелёном классе». Они могут проводиться на территории школы, в парке, сквере, оранжерее и т.д. Рекомендуется проведение таких уроков по темам «Что растёт на клумбе?», «Что это за листья?», «Почему их так назвали?», «Почему нужно соблюдать тишину?». По усмотрению учителя их число может быть увеличено.
Сравнительная характеристика
всех трёх курсов.
Что же общего во всех трёх курсах?
- Все курсы одной из задач ставят творческое развитие личности ребёнка.
- Все авторы надеются, что занятия будут способствовать проявлению беспокойства о состоянии природы, дадут детям основы знаний и навыков, позволяющих понять пути развития окружающего мира.
- Все хотят, чтобы дети поняли, что они являются неотъемлемой частью природы.
Есть общие приёмы и методы, которые используют все авторы. Это наблюдения, экскурсии (непосредственные наблюдения в окружающей среде).
Чем же отличается курс «Игровая экология» от курса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова и курса «Я и мир вокруг» А.А. Вахрушева?
Во-первых, тем, что курс рассчитан на одно занятие в неделю (32 часа).
Во-вторых, у детей нет ни учебников, ни тетрадей. Это очень хорошо в тех случаях, когда нет возможности приобрести учебники, или нет денег, или курс используется во внеурочное время (например, как факультатив или кружок по экологии).
В-третьих, анализируя тематическое планирование всех трёх курсов, сразу бросается в глаза большое количество экскурсий. В курсе «Игровая экология» их 9 (из 32 часов). Для сравнения: в курсе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» их от 2 до 5 (на 60 часов общего количества уроков), и А.А. Вахрушева «Я и мир вокруг» 5 (на 60 часов). Количественная разница налицо.
В-четвёртых, в курсе в игровой ненавязчивой форме дети усваивают очень сложные понятия. Такие , как биоценоз, движение небесных тел, круговорот воды в природе и так далее. Я ощущала, насколько мне легче разговаривать на уроках окружающего мира с теми детьми, которые обучались на занятиях “ Игровой экологии”.
Учтя это, я в своей дальнейшей работе стала применять данный курс не в чистом виде. А начала адаптировать его к уже существующим программам, по которым сама работала. (О них шла речь выше). Ниже я привожу таблицу, в которой наглядно видно, на каких уроках я использовала материал уроков “Игровой экологии”.
Таблица использования приёмов и методов
” Игровой экологии” на уроках по учебнику
А. А. Плешакова “ Мир вокруг нас “.
№ | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | На что похожа наша планета. Что у нас над головой? | |||
2 | Наша дружная семья. | |||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | Цепи питания. | |||
7 | Кто и как приспособлен. | |||
8 | Кто такие рыбы. | |||
9 | Цепи питания. | |||
10 | Откуда берутся снег и лёд ? | |||
11 | Водоёмы. | |||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | Кто такие насекомые ? | |||
16 | Насекомые. | |||
17 | Живая природа зимой. | |||
18 | Какие бывают животные ? | Кто что ест ? | ||
19 | Кто такие птицы ? | Из жизни птиц. | ||
20 | Кто и как приспособлен. | |||
21 | Что это за листья ? | Невидимые нити в зимнем лесу. | ||
22 | Невидимая пирамида. | |||
23 | Какие бывают растения. | |||
24 | ||||
25 | ||||
26 | Что такое почва ? | |||
27 | Как разрушаются камни ? | |||
28 | ||||
29 | Что общего у разных растений ? | Плоды путешествуют. | ||
30 | Как развивается растение. | |||
31 | ||||
32 |
Таблица использования приёмов и методов
” Игровой экологии” на уроках по учебнику
А. А. Вахрушева “ Я и мир вокруг “.
№ | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Земля в космосе. | |||
2 | ||||
3 | Экологические системы. | |||
4 | Лес- это интересно. | |||
5 | Экосистема леса. | |||
6 | Связь живого и неживого. | Засушливые зоны умеренного пояса. | Экосистема поля. | |
7 | Хрупкая природа степей и пустынь. | Экосистема луга. | ||
8 | Экосистема озера и болота. | |||
9 | Болота и их обитатели. | |||
10 | Круговорот воды в природе. | Реки. | ||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | Животные. | |||
16 | Маленькие рыцари. | |||
17 | ||||
18 | Наши братья. | |||
19 | Пернатые изобретатели. | |||
20 | Осторожно, животные. | |||
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
24 | ||||
25 | Весна-природа пробуждается. | |||
26 | Жизнь экосистемы. | |||
27 | ||||
28 | ||||
29 | ||||
30 | В воде хорошо, а на суше лучше. | |||
31 | Смена дня и ночи. | |||
32 |
Расскажу подробнее о тех приёмах, которые использовала на разных уроках. Приведу примеры. Начну с экскурсий.
Все понимают важность и значение экскурсий… Во время их проведения объекты и явления природы наблюдаются в их естественной обстановке и рассматриваются не изолированно, а в сочетании с другими объектами.
Во время экскурсии развивается наблюдательность, умение видеть такие явления, мимо которых дети раньше проходили, не замечая их.
Объектами изучения на экскурсиях для детей 1 класса являются те, которые находятся в ближайшем окружении школы. В программу проведения экскурсий включаются объекты и явления природы и их состояние по временам года (погода, состояние водоёмов, растения, животные, поведение людей).
По характеру проведения рекомендуется проведение исследовательских экскурсий, как наиболее эффективных.
Исследовательская экскурсия даёт выход детской активности, и обычно те «открытия», которые учащиеся делают в это время, прочно запоминаются или даже на многие годы.
Экскурсии, предусмотренные в «Игровой экологии», отличаются от привычных нам. Например, Экскурсия по теме: «Биоценоз леса» ставит целью показать детям растительное и животное сообщества леса, закрепить понятие биоценоза. Для достижения целей предлагаются несколько следующих игр – заданий.
Например, «Поиск своего предмета».
Одному из детей завязываю глаза, подвожу к какому-либо предмету в лесу (например, берёзе). Затем прошу ученика обнять дерево, прислониться к нему, «почувствовать» дерево. Потом ему задаю вопросы, на которые он отвечает:
- Какое это дерево: гладкое или шершавое?
- Тёплое или холодное?
- Тонкое или толстое?
- Можешь ли ты охватить его руками?
- Можешь ли ты достать до его верхушки?
- Достаёшь ли ты ветки дерева?
- Сколько? Какие?
- Есть ли на коре мох, лишайник, какие-либо наросты?
- Как ты думаешь, это дерево молодое или старое?
- Больное или здоровое?
- Корни дерева выходят или нет на поверхность почвы?
- Что можно ещё найти около ствола дерева?
- Есть ли молодая поросль около дерева?
и т.д.
Затем ученика отвожу от дерева подальше, развязываю ему глаза и прошу опознать «своё» дерево.
- По каким признакам ты определил, что это именно «твоё» дерево?
Цель игры:
Привлечь внимание детей к растению, показать, что оно необычно, интересно.
Знакомство с деревом.
Выбирается любое дерево, которое хорошо всем видно. Все внимательно рассматривают его. Задаю вопросы, на которые отвечают дети:
- Каков возраст этого дерева? Молодое или старое?
- Какова высота этого дерева? (Если дети не знакомы с единицами измерения длины, то можно измерить в росте детей и др.).
- Какая кора у дерева? (Цвет, чистота, наличие трещин, мха и т.д.).
- Какая крона у дерева?
- Есть ли на дереве листья? Если есть, то сколько, какого цвета?
- Как дерево называется? И т.д.
Затем выбираются 3 ученика. После прощу одного ученика подойти к дереву, обнять его и прислониться к нему. Второго ученика он прошу присесть на корточки недалеко от дерева и посмотреть на него снизу вверх. А третий ученик отходит от дерева подальше и смотрит на всё дерево в целом. Я прошу подобрать по три прилагательных, которыми можно охарактеризовать дерево. И так далее.
Рассматривание гнилого пня.
Подвожу детей к уже старому и гнилому пню. Вместе с детьми внимательно осматриваю его, дети описывают, отвечая на вопросы :
- Какой размер пня?
- Пень остался от спиленного, срубленного или упавшего дерева?
- Можно ли определить пень, какого дерева перед нами? Почему?
- Старый пень или молодой? Как вы определили?
Затем прошу кого-либо из учеников лечь рядом с пнём, вслушаться в него. Рассказать:
- Какой пень: тёплый или холодный, гладкий или шершавый и т.д.?
- Что слышит ученик? Что это могут быть за звуки?
- Видны ли корни пня?
- Кого или что мы видим на пне?
- Что мы видим около пня? И другие вопросы.
Цель:
Привлечь внимание детей ко всему растущему и живущему в лесу.
Основной вывод:
Лес – дом для очень многих растений и животных, связанных между собой системой взаимосвязей.
Такие необычные экскурсии находят живой отклик в душе ребёнка (как показывает опыт) дети совсем по-другому, с большим вниманием, относятся к обыкновенным деревьям, пням, которые они видели каждый день, но не замечали их. Эти игры использовала при изучении в третьем классе темы “Экосистема леса” (А. А. Вахрушев).
Рассмотрим другие приёмы, способы и формы вовлечения детей в активную деятельность, которые используют авторы программы: «Игровая экология».
Игровые приёмы.
Игра проводится на самом первом занятии «Мы – жители Земли».
Детям раздаются карточки с названиями планет, Солнца, Луны и других спутников (по количеству детей в классе). Их выстраивают в порядке, соответствующем строению Солнечной системы. В процессе выстраивания даются краткие пояснения: эта планета самая большая, эта самая далёкая от Солнца, эта самая холодная и так далее. А затем дети начинают двигаться. Солнце – вокруг себя, планеты – вокруг себя и вокруг Солнца, спутники – вокруг себя, вокруг планеты и вокруг Солнца.
Детям становится ясно, что строение Солнечной системы очень сложно, и что все небесные тела находятся в постоянном движении.
В немного изменённом виде я проводила эту игру в 1 классе на уроке “Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью? “( по учебнику А. А. Плешакова “Мир вокруг нас”). Конспект урока дан в приложении.
Или другая игра по теме: «Биоценоз водоёма». Эта игра показывает пищевую цепочку водоёмов: «Живые существа болота».
Из детей выбираются две цапли, которые стоят на одной ноге и высматривают в болоте лягушек. Лягушек изображают 6 учеников, которые прыгают, стараясь не попасть в клюв к цапле, и в свою очередь пытаются съесть мошек, стрекоз, слепней и других насекомых, порхающих вокруг.
Игровые приёмы всегда вызывают живой отклик у детей. Но если внимательно рассмотреть содержание игр, то можно заметить за игрой очень серьёзное и сложное содержание, которое дети понимают на подсознательном уровне.
Для примера приведу отрывок из урока” Экосистемы озера и болота” по учебнику А. А. Вахрушева (3 класс).
“-Рассмотрите внимательно рисунки болотных растений и животных на странице 41 учебника (задание 5).Расскажите, что связывает их с болотом.
-Ответы детей.
-А теперь мы немного отдохнём и сыграем в игру” Живые существа болота “, которая покажет вам кто кого ест на болоте…”
Такие игровые приёмы не встречаются ни у А. А. Плешакова, ни у А. А. Вахрушева.
Использование психологических тестов при изучении отдельных тем.
Психологические тесты использованы при изучении тем: «Зимние ветки», «Круговорот воды в природе»
Для примера покажу отрывок урока “Откуда берётся снег и лёд.” (1 класс по учебнику А. А. Плешакова).
“-Где же образуется снег? (В небе, в облаках). Вот как ответил на этот вопрос поэт В. Мусатов.
Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали: туча спит,
Как перину, распороли –
И оттуда пух летит…
В глазах рябит,
А поймаешь –
Холодит.
-А чтобы вы лучше помяли, как образуются снежинки, закройте глаза, лягте удобно на парту, послушайте меня, ивы сами всё узнаете.(тихо звучит музыка).
Тест «Снежная фантазия»
Вообразите себе, что вы – крошечные пылинки, сидящие на верхушке засохшей травинки посередине большого поля. Январь, очень холодно, дует сильный ветер. Прошлой осенью, когда дети опять пошли в школу, вы приземлились на эту травинку. Тогда она была ещё полна жизни и зеленела. Сейчас же вы в сметении: отклеитесь ли вы когда-нибудь от этой безжизненной соломинки?!
Холодный ветер дует всё дольше и сильнее, заставляя травинку, на которой вы сидите, раскачиваться из стороны в сторону. Внезапно порывом ветра вас сдувает со стебелька и несёт над рощицей. Голые ветки стремительно приближаются, ещё немножко и вы столкнётесь с одной из них, но порыв ветра устремляет вас над вершинами деревьев в открытое небо.
По мере того, как вы поднимаетесь вверх, вы ощущаете лёгкость, подобную лёгкости парящего пёрышка. Далеко внизу осталось поле, с которого вы улетели. Теперь оно выглядит как песчинка на берегу океана. Как только вы осмотрелись, вы видели, что ветер несёт вас в тёмную серую тучу. Здесь, в туче, миллионы и биллионы песчинок кружатся и сталкиваются друг с другом. «Привет!» кричите вы очаровательной песчинке, которая сталкивается с вами нос к носу. «Ох, как здесь тесно!» - вздыхает она.
Здесь, в облаке, очень сыро и холодно. Мельчайшие капельки воды попадают на вас, замораживая и превращая в крошечные кристаллики своеобразной формы. Всё больше и больше капелек садиться на вас и у вас появляются маленькие ручки из летящего, словно пёрышки снега. Вы ощущаете себя кусочком легчайшего белого кружева.
У вас шесть великолепных ручек, которые продолжают расти в длину и в ширину, поэтому вы становитесь, всё тяжелее и начинаете падать. Вы опускаетесь всё ниже и ниже. Тысячи других кристалликов падают и плывут вниз. Сейчас вы – крошечная снежинка, белая сверкающая звёздочка, падающая на землю. Куда бы вы ни глянули – вы видите такие же белые снежинки, и весь мир кажется вам белым. Вы не знаете, куда вы летите. И вы спрашиваете себя: «Когда же я приземлюсь? Где же я окажусь?»
Затем прошу детей приподняться. Задаю им вопросы:
- Где они хотели бы приземлиться? Почему?
- Чем они хотят стать после приземления?
- Что произойдёт со снежинками?
А теперь рассмотрим их в тетради и выполним задание № 2 в рабочей тетради на странице 20.”
Такие приёмы как психологический тест не встречаются ни у А.А. Вахрушева, ни у А.А. Плешакова. А ведь они довольно необычны, а всё новое, необычное всегда вызывает интерес у детей. Тем более что психологический тест всегда провожу под музыкальное сопровождение, некоторые с закрытыми глазами. Это уже привлекает внимание детей, и им очень хочется узнать, что же интересное будет дальше?
Использование вспомогательных приёмов: музыка, танец и так далее…
Музыка звучит при использовании психологических тестов, как уже говорилось выше для усиления воздействия на детей. Танец – во время проведения заключительного праздника «День Земли».
При изучении темы: «Колючки и угрозы», Использую пантомиму. Детям раздаю карточки, на которых описана какая-либо ситуация. Например.
-Ты пытаешься поймать рыбу руками, а она выскальзывает из твоих рук.
-Ты кошка, которая увидела приближающуюся собаку.
-Ты видишь пчелу, которая кружит возле тебя и пытается укусить.
И другие… Кто-либо из детей изображает это без слов, а остальные пытаются отгадать, что ребёнок изображает. Этот вид работы я использовала на уроке “Осторожно, животные!” (3 класс по учебнику А. А. Вахрушева “Обитатели Земли.”)/
Все эти приёмы вызывают интерес у детей, делают уроки разнообразными, не скучными запоминающимися. О таких моментах на уроке дети обычно долго помнят, играют так же вне уроков, рассказывают родителям и друзьям. И, конечно, запоминают ту информацию, которая спрятана за интересным и нескучным приёмом.
Игры - задания для развития фантазии и творческих способностей.
При изучении темы: «У природы зимой нет тайн», проводится следующая игра-занятие. Детей надо разделить на группы, дать каждой группе верёвку. Попросить детей, чтобы они, разложив на полу или на столе верёвку, изобразили следы фантастического животного и рассказали о том, как это животное выглядит.
На уроке: «Зимние ветки» предлагают детям сделать зимний пейзаж с помощью пластилина, белой ткани и сухих растений.
Игры - задания для пополнения словарного запаса и развития речи.
Например: На уроке «Кто такие насекомые?», дети рассказывают по очереди, за что они любят и за что не любят насекомых. Детям даётся готовая фраза: Я люблю насекомых за то, что… или - Я люблю насекомых за то, что… Дети по очереди продолжают фразу. Этот приём называется «по кругу». Он развивает речь ребёнка, умение правильно строить фразы.
На уроке «Животные зимой» детям раздаются карточки с изображением животных. Дети по очереди рассказывают, что этот зверь зимой делает. Учитель при этом помогает тому, кто нуждается в помощи.
Другой пример. На уроке «Круговорот воды в природе» каждому ученику раздаётся вырезанная из бумаги капелька воды. Дети пишут на них разные водные слова, с корнем – вод-. Каждый ученик по очереди выходит к доске, читает свои слова и прикрепляет капельку к доске. Получается настоящий дождь из капелек со словами. Это задание пополняет словарный запас ребёнка.
Кукольные и игровые спектакли.
Это вообще особая работа на уроке. Когда в форме спектакля детям преподносится довольно сложный материал. Но ученики этого не замечают. Они с удовольствием, с огромным вниманием смотрят спектакль (а разве не этого мы добиваемся – внимания! – от детей) и неосознанно запоминают материал.
В курсе «Игровая экология» таких спектаклей довольно много:
Кукольные:
- Кто самый важный в поле?»- показывала на уроке” Экосистема поля” (3 класс по А. А. Вахрушеву.)
- «Уют в снегу»-использовала на уроке “Живая природа зимой”( по А. А. Плешакову, 2 класс)
- «Кому и для чего нужны зубы?» -демонстрировала при изучении темы “Кто как приспособлен” (3 класс по А. А. Плешакову)
- «Колючки и угрозы»
- «Царь – одуванчик»
- «Из жизни семян»- показывала на уроке “Плоды путешествуют” (3 класс по А. А. Плешакову)
- «Развитие бабочек»- использовала на уроке “Маленькие рыцари “ ( 3 класс по А. А. Вахрушеву)
Приведу отрывок из этого урока:
“- А теперь давайте поговорим о причинах разнообразия насекомых. Для этого выполним задание 1 на странице 19 учебника.
Итак, первая причина – это их мелкие размеры. Теперь поищем другие причины разнообразия насекомых. Рассмотрим на рисунке приспособлений для питания этих мелких животных. Видим, что кузнечик может грызть своими челюстями. Комар – прокалывает кожу и сосёт кровь. Муха - слизывает корм. Бабочка - сосёт нектар из цветов. Разнообразие типов питания позволяет на одном дереве обитать множеству видов насекомых, которые не мешают друг другу. Это вторая причина.
Третья причина – это способ размножения насекомых. Покажу на примере бабочек. Посмотрите небольшую зарисовку из их жизни.” Над цветущим лугом летала и кружилась бабочка. Она опустилась на красивый цветок, снесла несколько маленьких яичек и полетела дальше. Через несколько дней из каждого яичка появилась толстая гусеница. Она была очень голодна и стала с жадностью поедать зелень. Гусеница ела –ела, росла и толстела не по дням, а по часам. Однажды гусеница стала заматываться ниточкой, пока совсем не замоталась и не превратилась в кокон. Он провисел на растении несколько недель. И в один прекрасный день в коконе что-то зашевелилось, кто-то стал прогрызать его и оттуда, через прогрызенное отверстие выбралась красивая бабочка. Она расправила крылышки, взлетела и закружилась над цветущим лугом. Всё повторилось сначала”.
Кукольные спектакли я показываю за ширмой. Куклы – это изображение действующего лица на палочке, за которую держит учитель. Дети смотрят всегда не отрывая глаз.
Например, спектакль «Кто самый важный в поле?»
Действующие лица:
Трава Девочка
Мышонок Солнце
Лиса
Т.- Меня собираются выбрать!
М.- Неправда, я самый первый участник.
Л.- Никто из вас, потому, что выиграть собираюсь я.
Д.- Не спорьте, не спорьте. Мы сейчас выясним, кто из вас станет участником конкурса. Пусть каждый из вас докажет, что он самый важный в поле, а мы послушаем и решим. Начинай ты, травка!
Т.- Я самая важная потому, что посмотрите в поле, что вы видите? Только траву. Я покрываю собой всё поле и кормлю всех его жителей.
М.- Нет, выберут меня. Так как если за меня проголосуют все мои родственники, а их у меня тысячи, сотни тысяч и даже миллионы. Если все они за меня проголосуют, я точно займу первое место.
Т.- Вас, конечно, очень много. Но что бы вы делали без меня, травы? Что бы вы ели? Не было бы ни травы, не было бы вас мышат.
Л.- Да, да, как бы не так Посмотрите-ка на меня. Какая я пушистая, красивая, ловкая. Значит, выбрать должны меня.
Д.- Но одной красоты ещё мало для того, чтобы быть первым участником нашего конкурса. Какую ещё роль ты выполняешь в поле?
Л.- А если бы не было нас, лис, то вы мыши, съели бы весь урожай на полях. А мы питаемся мышами, иначе бы вы заполонили все поля, и на них не осталось не травинки.
Д.- Ну, что же, мы выслушали вас всех. Что же получается? Лисы очень важны, так как регулируют количество мышей на поле и не дают им съесть урожай зерновых культур. Но лисы не смогли бы жить на поле, если бы не было мышей, так как те служат им пищей. Поэтому мыши тоже важны. Но мыши не могли бы существовать без травы, которая служит им пищей. Получается, что важнее всего…
С.- Постойте, постойте. А про меня вы забыли? Ведь важнее всего я, а не трава. Потому, что травы бы не существовало, если бы я не грело землю и давало траве силу расти. А без травы не было бы мышей, а без мышей – лис. Значит, важнее всего – я!
Игровые:
- «Что такое лес?»
- «Жизнь капель?»
- «Что я вижу на снегу?»
- «Дом для всех»
Игровые спектакли иллюстрирую на доске или на фланелеграфе.
Например, «Жизнь капель».
“В жаркий солнечный день вода испаряется с поверхности Земли. Поднимаясь вверх в виде мельчайших капелек водяного пара, собирается в лёгкие пушистые облака. Облака постепенно тяжелеют – тяжелеют и превращаются в тучи. В них капельки водяного пара сталкиваются и образуются капли воды. Вот так же появились и наши четыре героини. Они собрались в кружок и завели разговор о том, что бы они хотели делать на Земле.
- Я, сказала первая капля, хотела бы помочь людям. Она оторвалась от подруг, полетела вниз и приземлилась на вспаханное поле, чтобы помочь вырасти хорошему урожаю пшеницы.
- А я хотела бы быть там, где множество моих подруг, сказала вторая капля и упала в речушку Нольку, что протекает недалеко от нашего посёлка. Играя и переговариваясь со своими подругами каплями, которых становилось всё больше и больше, она попала в воды реки Малая Кокшага, а оттуда в Волгу. А по Волге наша вторая капля попала в Каспийское море. Вот где было её раздолье – ведь там этих маленьких симпатичных капелек – и не сосчитать сколько!
- Нет, моя жизнь будет интереснее, - подумала третья капля и решительно кинулась вниз – на вершину горы, где, превратившись в очаровательную снежинку, пролежала, сверкая на солнце, до самой весны. А весной, когда солнечные лучи снова превратили её в капельку воды, она вместе с потоком воды спустилась вниз и попала в подземную реку.
- Меня не прельщает их судьба ни за что, - решила четвёртая капля. И она бросилась вниз, рассыпавшись на малюсенькие капелечки. В них отразились солнечные лучи и капелечки засверкали в небе красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим и фиолетовым цветами. И все увидели семицветную радугу, повисшую над солнцем.”
Этот спектакль я использовала при объяснении нового материала на уроке “Круговорот воды в природе” ( 1 класс по А.А. Плешакову или 2 класс по А. А. Вахрушеву) .
Наглядные пособия и вспомогательные материалы для развития всех чувств ребёнка.
Они используются самого различного вида. Например, для иллюстрации большого количества насекомых на земном шаре используется куб, на котором с 3-х сторон наклеены изображения насекомых; с одной стороны – зверей, с другой – птиц, с третьей – рыб. (смотри урок “Кто такие насекомые” в приложении).
Другой пример вспомогательных материалов использован на уроке «Круговорот воды в природе». Это приём «Перемешай и соотнеси».
-Рассмотрите внимательно снежинки. Как они красивы! И (обратите внимание!) нет ни одной похожей на другую. Но что общего между всеми ними? Конечно же, все они имеют 6 концов.
-Я сейчас раздам вам разрезанные на части снежинки, а вы должны будете собрать целую. Кто быстрее? (Снежинки можно раздать каждому ученику или одну на парту, или одну на группу учеников, или вызвать несколько учеников к доске).
На уроке «Уют в снегу» с помощью коробки от обуви делается диорама «Уютная норка для мышки»».
На уроке «Носы, уши, зубы» для того, чтобы показать какую важную роль играет обоняние и слух для животных, проводится игра с помощью различных предметов.
Сначала ученикам дают послушать два разных звука. Например, шуршание песка в спичечном коробке и звук маленьких камешков. Один звук изображает лису, другой норку. Ученику, изображающему мышонка, завязывают глаза, звучит звук из одной из коробочек, а ученик пытается угадать кто это? Лиса или норка.
То же самое с запахом. Берётся «запах мыши». Затем «лиса» должна найти этот запах среди нескольких других запахов.
И так далее. Какие- либо вспомогательные приспособления и различная наглядность присутствуют на всех уроках. Без наглядных пособий, наверное, не обойдётся ни один урок по окружающему миру, тем более в 1 классе.
Коллективные формы деятельности
с целью формирования опыта творческого общения
и работы в группе.
Приведу некоторые виды групповых и коллективных работ.
Например, на самом первом занятии таких действий два. Это импровизированный показ движения небесных тел (описано выше) и изготовление коллективного панно «Мы – жители Земли». Оно изготавливается в конце занятия, когда идёт разговор о нашей планете Земля.
Учитель говорит:
- Земля – наш дом. Кто живёт в этом доме? (Дети перечисляют). Кого-то из них мы знаем хорошо, кого-то – не очень, но они есть. И мы дышим с ними одним воздухом, пьём одну воду, ходим по одной земле. Давайте поселим их на нашу планету. У каждого из вас на парте лежит изображение какого-либо жителя Земли. Пусть каждый из вас назовёт этого жителя и найдёт его место на планете (на доске висит карта полушарий). Дети по очереди подходят к карте, называют жителя и приклеивают морских жителей на океан, а жителей суши – на континенты.
Групповую работу мы наблюдаем, когда ученики по группам придумывают след фантастического животного. А ещё работу в группах можно наблюдать при изучении снега. Каждой группе учащихся раздаётся разрезанная на части снежинка. Дети должны собрать её из частей. Какая группа быстрее соберёт снежинку. Так же по группам дети делают диораму норки мыши на уроке «Уют в снегу».
И, конечно же, ярким примером коллективной работы является заключительное занятие «День Земли». На нём дети вместе с родителями делятся на две группы. И участвуют в весёлых и познавательных играх.
Вот такие необычные приёмы и методы используют авторы курса «Игровая экология».
Часть этого курса я использовала при работе с шестилетками в “Школе раннего развития”. Полностью я могла провести уроки по следующим причинам:
- 1.Меньшее количество часов в “Школе раннего развития”.
2.Невозможность проведения экскурсий.
Поэтому я взяла только следующие темы:
1).Мы – жители Земли.
2).Я и Время.
3).Нарисуем настоящий лес.
4).Кто живёт в поле и почему.
5).Круговорот воды в природе.
6). Снег, следы.
7).У природы зимой нет тайн.
8).Уют в снегу.
9).Зимние ветки.
10). Кто такие насекомые.
11).Где и как зимуют насекомые.
12).Животные зимой.
13).Уши, носы, зубы.
14).Клювы, ноги, перья.
20).Колючки и угрозы.
21).Знакомство с деревом.
22).Этажи леса.
23).Цветы.
24).Что такое почва.
25).Как происходит почвообразование.
26) Из жизни семян.
Главное же отличие курса «Игровая экология» и от курса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова, и от курса «Я и мир вокруг» А.А. Вахрушева в том, что в нём даётся взаимосвязь растений, животных, человека, неживой природы через взаимосвязь их друг с другом.
Программа построена с учётом естественного интереса к объектам окружающей природной среды, в том числе и
к себе самим как неотъемлемой части природы. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, разнообразных сведений о жизни растений и животных. В результате использования всех перечисленных неординарных приёмов и методов дети, на мой взгляд, должны почувствовать вкус к получению подобной информации, понять, а не выучить, как устроена жизнь живых существ на Земле.
Каких результатов я добилась,
применяя приёмы “Игровой экологии”.
Например, в начале учебного года дети почти не приносили на урок окружающего мира никакой дополнительной литературы. Интересовался всем и ходил каждый раз с различными энциклопедиями один Милованов Миша. К декабрю количество таких детей увеличилось до 12. Я считаю одной из причин этого как раз применение вышеперечисленных приёмов, ведь все они подкреплялись показом различной литературы и объяснением того, где какую информацию можно найти. Покажу это на диаграмме.
Применение приёмов “Игровой экологии” позитивно сказалось на активности учеников на уроках по окружающему миру. Я заметила, что если мы на занятиях с детьми играли, то активность составляла примерно 90%. А если эти игры не применялись, то активность детей падала до 30-40%. Приведу пример уроков по окружающему миру, проведённому по учебнику А. А. Вахрушева. Сначала я провела серию занятий с применением приёмов “Игровой экологии”.Активны были в среднем 4 человека из 24. Затем провела серию занятий традиционным способом. Активность увеличилась до 19человек. Результат наглядно продемонстрирует приведённая ниже диаграмма.
III. Заключение.
Применяя активно приёмы”Игровой экологии “ на различных уроках , я добилась
-любви учеников к предмету окружающий мир.
-расширения словарного запаса детей
-высокой активности на уроках
-дети стали приносить на урок много дополнительной литературы
Я думаю, что эти приёмы нашли своё достойное место на уроках, проводимых по учебникам А. А. Вахрушева “ Окружающий мир” и по учебникам А. А. Плешакова “Мир вокруг нас”. Дети и учителя, которые пользуются этими уроками оценили их достаточно высоко. Не зря учителя нашей школы обращаются ко мне за разработками уроков “Игровой экологии” , берут их для разработки уроков окружающего мира.
В дальнейшей своей работе я планирую использовать подход авторов к разработке уроков окружающего мира. Искать, какой материал на занятии уместно будет подать с помощью именно игровых методов. Ведь они очень оживляют урок , делают его не скучным, запоминающимся. Игры можно использовать и вместо физкультурной паузы, что очень актуально в наших условиях, когда дети всё меньше двигаются из-за развивающегося технического прогресса. Ведь ребятишкам интересно посидеть за компьютером, посмотреть различные передачи по телевизору, посражаться с товарищем или один на один на игровой приставке. Всё это интересно и увлекательно, но не прибавляет здоровья. Поэтому грамотно и увлекательно построенные игры на уроках окружающего мира позволят учителю с пользой провести лишнюю физкультурную паузу без переживаний о потерянном времени.
Это особенно актуально и при работе по учебникам А. А. Вахрушева, где знакомство с новым материалом в основном построено на чтении текста учебника и выполнении различных заданий по нему же. А это чаще всего :
-вставь пропущенные слова
-дополни предложения
-сделай вывод и т. д.
То задания, при которых дети сидят и пишут. Поэтому включение в уроки по окружающему миру игр по теме урока сделает его более привлекательным и не скучным для детей, не потеряет при этом научного подхода к изучаемому материалу. Ведь всё таки главная цель курса одна – формирование у детей ответственного отношения к природе, а не развлечение детей.
Игровые приёмы использованы авторами прежде всего потому, что расчитывался на шестилетних детей. А они в силу своих возрастных особенностей с лёгкостью воспринимают именно игровую форму. Об этом пишут и говорят все психологи, у которых есть работы о шестилетних детях.
Я опробовала их разработки на учениках самого различного возраста, начиная с шестилеток и заканчивая учащимися пятых классов. Вела один год этот курс и у ребят класса выравнивая. И везде видела один и тот же результат: неподдельный интерес к предмету, активность на уроках, увеличение словарного запаса детей, более высокий уровень понимания детьми сложных взаимоотношений различных отношений между различными природными объектами. Это и небесные тела, и растения, и животные, и природные явления, и сам человек.
В дальнейшей своей работе я планирую продумать, как можно лучше в своей работе использовать экскурсии. Проблема заключается в большом количестве учеников в наших классах. Авторы курса использовали уроки в частном колледже, где количество детей в классе не превышает семи человек. Естественно, результат будет разным в классе с 5-6 учениками и в классе с 20-25 учениками. Ведь, если детей немного, то за занятие все смогут поучаствовать во всех играх и заданиях, предусмотренных уроком. При большом количестве учеников это сделать невозможно, поэтому эффективность урока катастрофически падает.
А ведь проблема нравственного развития личности в программе занимает важное место. Они хотят воспитать эмоциональную чуткость у детей, способствовать проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дать им основы знаний и навыков, позволяющих понять пути развития окружающего мира и осознать необходимость бережного отношения к природе. Если же дети на себе не прочувствуют все задумки авторов, результат , конечно же, будет хуже.
Над этой проблемой я сейчас работаю и пробую отдельные части занятий использовать в группе продлённого дня.
Литература.
- А.А. Плешаков «Мир вокруг нас». 1 класс. Изд. «Просвещение», Москва, 2003 год.
- А. А. Плешаков, “Мир вокруг нас”, 2 класс. Изд. “Просвещение”, Москва, 2004 год.
- А А. Плешаков, “Мир вокруг нас”, 3 класс, Изд. Просвещение, Москва. 2005год.
- А. А. Плешаков, Москва, Мир вокруг нас, 4 класс. Изд, Просвещение, Москва , 2004 год.
- А.А. Плешаков «Рабочая тетрадь», Москва, «Просвещение», 2004 г.
- А.А. Плешаков «Проверь себя». 1 класс. Москва, «Просвещение», 2004 г.
- А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, Н.В. Иванова, А.С. Раутиан. Учебник-тетрадь для 1 класса «Я и мир вокруг», Москва, «Баласс», 2004 г.
- А.А. Вахрушев и другие. Учебник-тетрадь для 2 класса «Окружающий мир.», Москва, «Баласс», 2004 г.
- А.А. Вахрушев и другие. Учебник-тетрадь для 3 класса «Окружающий мир.», Москва, «Баласс», 2004 г.
- А.А. Вахрушев и другие. Учебник-тетрадь для 4 класса «Окружающий мир.», Москва, «Баласс», 2004 г.
- О. М. Муковникова ‘Природоведение”, Волгоград, 2002 год.
- А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова «Мир вокруг нас» методическое пособие, 1 класс, Москва, «Просвещение», 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Программа по окружающему миру 2 класс А.А.Плешаков и др. Программа "Школа России"
Программа составлена в рамках ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...