Совместные открытия на занятиях "Игровой экологии"
статья по окружающему миру ( класс) по теме

Заостровская Марьяна Юлиевна

Данные "открытия" были сделаны на занятиях "Игровой экологии" и "Проектной деятельности", которые реализуются в системе дополнительного образования детей и ориентированы на работу с детьми младшего школьного возраста.

Особенностью данной программы является то, что она позволяет сформировать у ребенка представление о себе, как неотделимой части природы и раскрыть при этом его потенциальные творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с микробиологией

Последняя неделя октября для обучающихся творческого объединения «Игровая экология» третьего года обучения запомнилась погружением в микромир. Занятие было нацелено на знакомство с увеличительными приборами, знакомством с историей их развития и применения. Ребята самостоятельно изготовили свои первые микропрепараты и рассмотрели их под микроскопом.

С момента изобретения Галилео Галилеем первого увеличительного прибора прошло 406 лет. Много это или мало? Смотря как посмотреть. За это время сменилось около 20 поколений людей, а с точки зрения истории человечества – миг…

Микробиология — наука, предметом изучения которой являются микроскопические существа, называемые микроорганизмами или микробами, их биологические признаки, систематика, экология, взаимоотношения с другими организмами, населяющими нашу планету, животными, растениями и человеком. Разделы микробиологии: бактериология, микология, вирусология и т. д. (По данным Википедии)

Возможность изучения микроорганизмов возникла лишь с развитием оптических приборов. В 1665 году Роберт Гук впервые увидел растительные клетки при 30-кратном увеличении микроскопа. Однако обычно первооткрывателем микромира называют Антони ван Левенгука. Левенгук наблюдал микроорганизмы при увеличении всего в 160 раз. 1880-е и 1890-е ознаменовались для микробиологии всплеском числа открытий. Во многом это было связано с подробной разработкой методологии. Современные электронные микроскопы позволяют получить изображение объектов с максимальным увеличением до миллиона раз.

Наш поселок тоже связан с микробиологией. Мы носим имя русского микробиолога, основателя русской советской школы экспериментальной биологии, одного из основателей генетики в России – Николая Константиновича Кольцова. Николай Кольцов начинал свой путь в науке с описательной биологии: только такой была эта дисциплина на стыке XIX и XX столетий. Его по праву называют основоположником российской экспериментальной биологии. В науке он прошел фантастический путь от сравнительной анатомии позвоночных до экспериментальной цитологии и двинулся дальше — к биологии физико-химической, сквозь «увеличительное стекло» которой можно разглядеть не только клетки, но и отдельные молекулы и даже их участки — гены.

Градообразующее предприятие Наукограда Кольцово – это Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор». Миссия Центра – научное и практическое обеспечение противодействия глобальным инфекционным угрозам. Это современные задачи науки микробиологии.

Наше занятие было увлекательным и познавательным. Мы лишь прикоснулись к микромиру. Отметили красоту его упорядоченности; подобно Роберту Гуку смогли рассмотреть растительные клетки (при увеличении от 80 до 400 раз) и даже увидеть их ядра; познакомились с такой молодой, но стремительно развивающейся и перспективной наукой микробиологией, открыли для себя тайну «Вектора» и может быть задумались о своем будущем…

Педагоги «Созвездия» ждут своих учеников для новых совместных открытий…



Предварительный просмотр:

Самые…, самые…

Любимые детские вопросы: «Кто больше тигр или лев? А кто быстрее…? Сколько весит  слон?» и т. п... Интересно, а кто бы победил в олимпийском «забеге» - Сокол-сапсан, Гепард или Рыба-парусник? Ответы на эти вопросы нашли обучающиеся творческого объединения «Игровая экология» (2 год обучения).

 При изучении темы «Рекордсмены мира растений и животных» мы познакомились с самыми большими, самыми маленькими, самыми сильными, самыми быстрыми и самыми долгоживущими животными. В мире растений тоже есть свои рекордсмены - Баньян, Саксаул, Раффлезия, Аморфофаллус, Бамбук, Секвойя и другие.

Какую еще можно придумать номинацию? Очень маленькие, незаметные существа тоже могут быть чемпионами в какой-либо номинации. При изучении этой темы ребята создали в технике Лэпбук свою книжку с загадками.

На итоговом занятии по данной теме ребята с легкостью смогли решить кроссворд и найти спрятавшихся там «рекордсменов».

А Вы хотите себя проверить? Тогда найдите 12 названий - удивительных растений и животных-рекордсменов. Желаем удачи!

С

Т

П

А

Р

У

С

Н

И

К

Б

О

Б

Н

А

К

А

Р

С

К

О

И

Д

М

А

М

О

Р

Ф

О

Ф

А

Л

Л

У

С

М

И

Н

А

Ф

Е

П

Г

У

С

С

Т

Б

Р

Т

Ч

Л

К

С

Е

Г

Е

А

Р

У

С

А

К

Е

Х

А

П

У

К

К

А

К

И

Т

А

З

О

Н

А

С

В

С

У

О

А

Ш

О

И

Л

П

Р

И

О

А

С

Б

А

Н

Ь

Я

Н

И

Д

К

Й

У

О

И

Ч

Е

Р

Е

П

А

Х

А

Я

Л

Р



Предварительный просмотр:

Путешествие в прошлое человечества. «Листы каменной книги»

Сколько существуют люди, столько они спрашивают себя: «Откуда мы?», «Каково наше место в мире?»

Существуют три глобальных подхода, три основные точки зрения на возникновение человека: религиозный, философский и научный. Религиозный подход опирается на веру и предание, обычно он не требует каких-либо дополнительных подтверждений своей правоты. Философский подход опирается на некий первоначальный набор аксиом, из которого путём умозаключений философ строит свою картину мира. Научный подход опирается на факты, установленные в ходе наблюдений и экспериментов. Для объяснения связи этих фактов выдвигается гипотеза, которая проходит проверку новыми наблюдениями и, по возможности, экспериментами, в результате либо отвергается (тогда выдвигается новая гипотеза), либо подтверждается и становится теорией. В дальнейшем новые факты могут опровергнуть теорию, в этом случае выдвигается следующая гипотеза, лучше отвечающая всей совокупности наблюдений. http://antropogenez.ru/zveno-single/10/ 

Наша планета сохранила для нас множество свидетельств того, что жизнь человека на Земле не всегда была такой как сейчас. Пока ученые еще продолжают свои исследования, как давно на Земле появились люди похожие на нас с вами. Обучающиеся по программе «Игровая экология» 3 года обучения постарались проникнуть в тайны более раннего периода развития человечества – в уклад «Первобытного мира». Совершить виртуальное путешествие в мир прошлого нам помогла книга Д'Эрвильи  «Приключения доисторического мальчика». Главный герой первой главы этой книги - ровесник наших учеников Крек, был изгнан из племени в наказание за то, что покинул свой пост и погубил огонь. Было ли это наказание слишком жестоким? Легко ли было принять племени такое решение? Почему не смотря на то, что Крек сам смог исправить причиненное зло его не простили? Ответы на все эти очень непростые вопросы искали наши ребята. Как сложилась дальнейшая судьба Крека можно узнать, прочитав книгу.

Отдельный вопрос вызвали пещерные рисунки. Кто их оставил, и зачем они были сделаны? Ранняя пещерная живопись посвящена, в основном, животным, сценам удачной охоты. Случайно ли это? Ребята постарались представить себя пещерными людьми и с помощью своих рисунков привлечь удачу на свою сторону…

Познакомить детей с жизнью первых людей - их внешним обликом, жилищами и бытом, с отношением древнего человека к окружающему миру, «тотемами», обрядами примирения с душой убитого животного, почитанием огня, мифами о похищении огня, способами добывания огня - всё это и многое другое предмет изучения данной темы.

Изучение первобытной культуры даёт прекрасный, а главное, доступный пониманию ребенка младшего школьного возраста материал для осознания целостной картины мира, осмысления устройства мира в целом и роли человека в нем, показывает примеры взаимодействия человека с природой и обществом, рассказывает о зарождении всех видов человеческой деятельности. Знание первобытной культуры – это база для последующего изучения всей истории развития культуры. При изучении данной темы мы воспользовались циклом занятий о жизни и культуре первобытных людей «Листы каменной книги» Новофастовской Л.И., главного библиотекаря Российской государственной детской библиотеки.



Предварительный просмотр:

Где же вы теперь динозаврики?

Ответы на этот и другие вопросы относительно внешнего вида и образа жизни этих доисторических животных искали обучающиеся из творческого объединения «Игровая экология». В рамках открытого занятия для родителей, ребята перевоплотились в ученых палеонтологов и отправились на раскопки.

Палеонтоло́гия — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности. Одной из задач палеонтологии является реконструкция внешнего вида, биологических особенностей, способов питания, размножения и т. д. этих организмов, а также восстановление на основе этих сведений хода биологической эволюции.

Раскопки – это основной метод, с помощью которого человечество получает знания о прошлом нашей планеты. В рамках ролевой игры дети, облачившись в специальную одежду и вооружившись инструментами, должны были произвести раскопки на выделенных площадках. Работы наших юных ученых закончились успешно – были обнаружены не только отпечатки ископаемых организмов, но и окаменелые фрагменты тела и даже целые животные, что для ученых является крайне большой редкостью. Объединив свои находки, ребята смогли не только реконструировать внешний облик хищных динозавров, но и определить их название и даже определить некоторые параметры их тела.

Проанализировав полученные данные, юные учёные столкнулись с целым рядом проблем. Ископаемые останки не дают ответов на следующие вопросы: какие звуки издавали динозавры, какого они были цвета, как осуществляли заботу о потомстве и т.п. Для ответа на вопросы, касающиеся образа жизни и поведения животных, учёные идут методом сопоставления их с современными животными.

Мы с удивлением обнаружили, что среди гигантских древних рептилий были и совсем небольшие виды, например, велоцирапторы, высотой около 70 сантиметров и весом около 20 килограммов. Мы узнали, что для повышения достоверности исследования необходимо анализировать, сравнивать несколько источников информации (достоверность повышается от их количества). Словарный запас наших исследователей пополнился новыми словами – диапазон и алгоритм.

По результатам своей работы все «учёные» оформили паспорта своих находок и составили алгоритм научного познания прошлого нашей планеты Земля. Все участники данной экспедиции выразили своё желание поучаствовать в настоящих раскопках…



Предварительный просмотр:

Как было написано первое письмо

Возникновение письменности – переломный момент в истории человеческой цивилизации. Именно с него начинается история, а значит, сегодня мы можем хотя бы частично восстановить события давно минувших дней и попытаться понять, как жили наши предки.

Считается, что впервые письмо появилось в виде посланий, составленных с помощью различных предметов. Количество предметов, их расположение и сочетания позволяли истолковать содержание послания. Легенда о Дарии, составление которой приписывают Геродоту, является одним из самых ярких и поучительных образцов предметного письма.

На занятиях «Игровой экологии» обучающиеся 3 года обучения познакомились с историей развития письменности. Вместе с маленькой девочкой Таффи (героиней сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо») ребята «написали» письмо в технике пиктографии. Как «поняли» это письмо чужеземец и мама, и чем закончилась сказка, вы сможете узнать, прочитав сказку Р. Киплинга.

На занятии дети обсуждались недостатки предметных писем,  индейских вампумов, перуанских кипу и пиктографических писем. Еще до появления предметных писем древние люди пользовались различными сигналами-символами: звуками, жестами, дымом костра, цветом и огнем. Позднее появились пиктограммы (рисунки, которые отображали узнаваемые черты объекта или понятия, явления либо предмета, на которые они указывали). Чаще всего древняя пиктография имела схематический вид. В современном мире, несмотря на все усовершенствования современного письма, мы продолжаем использовать сигналы символы. Особенно закрепились – цветовые сигналы и пиктограммы. Подумайте сами, где с ними можно встретиться в наши дни.

Если Вы тоже заинтересовались историей развития письменности, то по данной ссылке на сайте История явлений и событий Вы сможете получить дополнительную информацию - http://www.letopis.info/themes/writing/.

Предлагаем Вам рассмотреть пиктографические письма и попытаться их расшифровать. Свой вариант Вы можете сравнить с вариантом Таффи, с которым можно познакомиться в сказке Р. Киплинга.



Предварительный просмотр:

Один день из жизни индейцев

На занятиях «Игровой экологии», обучающиеся 3 года обучения прикоснулись и мировосприятию индейцев. Наши ребята постарались создать модель индейского поселения и рассказать с ее помощью про один день из жизни индейцев. 

Для индейцев Природа – это священная живая книга, через которую Великий Дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, порыв ветра, шум листвы, плывущее облако – всё это живые знаки-символы, которые индеец читает, как мы буквы и слова. Когда индейцы приветствуют друг друга, они говорят: «все мои братья». Это же приветствие индеец произносит, когда входит в лес, подходит к озеру, или встречает оленя. Все существа в священном круге Природы для индейца братья.

Индейцев называют коренными жителями Америки. Они действительно сохраняют свои корни, передают их следующим поколениям. В их традиции почитание предков - это не просто дань благодарности предыдущим поколениям, а непосредственная живая связь с духами предков, к которым они постоянно обращаются за помощью, поддержкой и советом. Индеец знает, что предки живут в нём, и он живёт в потомках. Поэтому для него нет смерти, он воспринимает единый поток жизни своего рода, отождествляя себя с ним, а не с отдельным промежутком времени величиной в жизнь. Иначе индейцы относятся и к рождению. Так, например, в некоторых племенах днём рождения ребёнка считается не день его физического рождения, а день, в который ребёнок в первый раз засмеялся. Тот, кто увидел это и даёт ребёнку имя. Имя даётся таким способом – человек выходит на улицу и смотрит, что говорит ему Великий Дух через Природу: Танцующий Койот, Два Медведя, или Играющий Ветер. http://www.inomir.ru/civilization/indians/55835.html 

Проверь себя: всё ли ты знаешь про индейцев?

  1. Как называлось жильё индейцев?
  2. В какой части света жили индейцы?
  3. Перечислите названия индейских племён.
  4. Как называлась обувь индейца?
  5. На кого охотились индейцы?
  6. Как общались индейцы?
  7. Как называлась лодка у индейцев?
  8. Кто назвал индейцев «индейцами»?
  9. Что такое «тотем»?
  10. В чем значение обряда примирения с душой убитого животного?
  11. Какое оружие было у индейцев?
  12. Кто такой шаман?
  13. Что значит «ступить на тропу войны»?

Пополнить свои знания ты сможешь, прочитав серию книг Д. Ф. Купера о Кожаном Чулке. История начинается с книги «Зверобой, или Первая тропа войны». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного открытого урока для учащихся начальной школы на тему «Масленица».

Занятие проводиться совместно учителем - логопедом и педагогом - психологом, для учашихся 2-4 классов.Цели:- Формировать навык звукобуквенного и фонематического анализа;- развивать коммуникативные нав...

Презентация к совместному занятию детей и родителей в "День открытых дверей" для будущих первоклассников.

"Цветы в окружающем мире" Изображение цветка для декоративного букета.Использование природных форм для создания декоративных элементов....

Конспект открытого занятия совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с группой обучающихся 2 класса

Конспект этого совместного занятия может пригодится разным специалистам. Занятие представляет собой совместную работу таких специалистов как учителя-логопеда и педагога-психолога с одной и той же груп...

Конспект открытого мероприятия по экологии "Путешествие по экологической тропинке"

Игра - путешествие по экологической тропинке для начальной школы...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе на тему "Путешествие в Австралию"

Конспект открытого занятия по экологии для подготовительной группы (с использованием ИКТ) Тема: «Путешествие в Австралию»Цель: дать общее представление о материке Австралия  Задачи: о...

Открытое занятие по экологии для детей 7-12 лет "Лекарственные травы приморского края"

Цель                Цель   :расширить знания детей о лекарственных травах.             Задачи:    ...