урок по теме: "Дом и семья в православии".
презентация к уроку (4 класс) по теме

Кареева Наталья Владимировна

Учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". урок по теме : "Дом и семья в православии".Цель урока:

·        Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

Задачи:

·        Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.

·        Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.

·        Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.

·        Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.

·        Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок презентация158.25 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный курс

«Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль

«Основы мировых религиозных культур».

Урок по теме:

«Дом и семья в православии».

2013 год.

МБОУ «Пятилетская НШ-ДС»

Учитель начальных классов :

Кареева Наталья Владимировна.

Урок по ОРКСЭ по теме:

«Дом и семья в православии».

Цель урока:

  • Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

Задачи: 

  • Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.
  • Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.
  • Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.
  • Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.
  • Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.

Планируемый результат:

           Предметные: 

  • Понимать и принимать  ценностные составляющие христианской семьи;
  • Понимать значения религиозной морали в выстраивании  благоприятных отношений в семье.

Метапредметные:

  • Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;
  • Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;
  • Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.

Личностные:

  • Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам родных людей;
  • Осознать свою социальную роль в семье  и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Тип урока:

Открытие новых знаний

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная, индивидуальная и работа в парах;
  • Чтение и анализ  текстового и иллюстративного материала;
  • Выполнение заданий творческой направленности;
  • Просмотр и обсуждение ЭОР.

Ключевые понятия:

  • «Семья»
  • «Счастливая семья»
  • «Венчание»
  • «Семейные традиции»

Межпредметные связи:

  • Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы:

  • Презентация;
  • Раздаточный материал;
  • Рисунки детей на тему «Счастливая семья»;
  • Учебник,  тетрадь.

Структура урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационный момент.

Настраивает учащихся на работу, организует актуализацию требований к учебнику со стороны учебной деятельности.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняя, для чего нужно выполнять эти правила.

1 мин.

2

Актуализация

Обращается с вопросом к опережающему домашнему заданию – рисункам учащихся на тему: «Счастливая семья,»

Рассматривают выставку рисунков. Отвечают на вопросы, делают вывод.

1 мин.

Дома вы рисовали счастливую семью. С каким настроением вы это делали? Что для вас было главным в творческой работе?  Так что же такое семья?  

3

Основная часть:

Работа с материалом ЭОР.

Предлагает внимательно посмотреть материал ЭОР, познакомиться с понятием «семья».

Осуществляют просмотр материала ЭОР.

2 мин.

3.1

Предлагает вопросы к материалу

Отвечаю,. обсуждают.

3 мин.

  • Что такое семья?
  • Сколько лет существует семья?
  • В каких семьях должны воспитываться дети?

Предположительные ответы учащихся:

  • Семья- это ячейка общества, связанная отношениями между родными;
  • Семья существует  1000 лет;
  • Ученые  считали, что дети должны воспитываться в семьях, где есть  ЛЮБОВЬ.

Семья-это маленький  ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в  котором детей готовят ко времени самостоятельного полета.

3.2

Работа с текстом параграфа № 6.

Предлагает прочитать 1 абзац учебника на с.39-40.

Читают, отвечают на вопросы.

3 мин.

Демонстрация слайда. Задаёт обобщающий вопрос. Подводит к верному ответу.

        Отвечают.

2 мин.

Предлагает прочитать 2 абзац с.40.

Читают, отвечают на вопросы.

2 мин.

Демонстрация слайда. Задаёт обобщающий вопрос. Подводит к верному ответу.

Отвечают.

2 мин.

3.3

Введение  новых понятий.

Учитель подводит к понятию: «Венчание».

Слушают, отвечают на вопрос.

2 мин.

Вступление в брак в православии называется «венчание». Одна из ценностей православной семьи, состоит в том, что- по настоящему любящие друг друга супруги, готовы все претерпеть ради сохранения семьи. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

3.4

Физминутка

Организует проведение тематической физминутки.

Выполняют упражнения.

2 мин.

Мы семья – всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте

И друг другу если можем

Мы всегда во всем поможем.

Маме дружно помогаем
С полок пыль мы вытираем,
Моем гладкие окошки
Со стола смахнем все крошки, 
протрясем половики, чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули.

Сели разом за столы.

Взяли книжки, взяли ручки,

И дождались тишины.

3.5

Введение  нового понятия

Подводит к понятию «традиции» семьи. Показ слайда. Демонстрация иллюстративного материала.

Определяют традиции семьи и комментируют произведения живописи.

3мин.

Ребята, от каждого из нас с вами завит мир и покой в семье. Но есть еще очень важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой и дружной. Это «семейные традиции».
Задание: какие семейные традиции изображены на картинах?

3.6

Анализ текста раздаточного материала.

Предлагает по цепочке прочитать текст в раздаточном материале. По ходу чтения предлагает учащимся вбрать и

подчеркнуть услышанные варианты семейных традиций.

Предлагает записать вывод после его формулировки.

Читают по цепочке, подчёркивают примеры традиций в семье, отвечают на вопрос. Делают вывод. Записывают понятие

«традиция».

5 мин.

                                               Текст:

            Семья – это праздник. Отец с матерью за обедом всегда разговаривали, я не могла пропустить их разговоров. Редко о делах, неприятностях и обидах. Чаще всего – о чём он думал, о работе, что прочитал. Каждый день был для отца открытием мира, а для меня – открытием богатства, которое может нести в себе человек. …Я росла в атмосфере любви, каждодневного внимания, цветов, подарков. Это было радостью  отца  – делать своим родным подарки.
 ..На Рождество ёлку наряжали без меня. Меня пускали, когда всё было готово. Утром я находила на подушке подарки  – всегда неожиданные и всегда те, о которых мечталось. На Троицу принято было украшать дом березовыми веточками, на Пасху – печь куличи, на Преображение благословлять первые плоды, на Рождество ходить в гости к родным и прославлять Христа. Я сохранила эти традиции для своих детей,  возможно, они передадут их моим внукам.

Вопросы: О каких традициях говорится в тексте? (Предполагаемый

ответы: совместные обеды, празднование церковных праздников и т.д. )

Вывод: Традиции семьи – это объединяющая сила, они укрепляют семью, помогают почувствовать свою сопричастность семье и своему народу.

3.7.

Работа с текстом параграфа.

Предлагает прочитать 3,4 абзац с.40.

Показ слайда.

Читают, отвечают на вопросы.

2 мин.

3.8

Работа по иллюстративному материалу.

Предлагает рассмотреть иллюстративный материал: портрет семьи Романовых и ответить на вопросы.

Рассматривают портрет, участвуют в анализе.

3 мин.

   Посмотрите внимательно на этот портрет. Это счастливая семья? Почему? Как вам кажется - какие отношения в этой семье?

Действительно это удивительная семья, глубоко верующая - семья, в которой жила любовь.

3.9

Работа с текстом параграфа.

Предлагает прочитать оставшиеся абзацы  параграфа

Читают.

3 мин.

3.10.

Показ слайдов. О святых  Петре и Февронии.

Просматривают слайды, отвечают на вопросы.

2 мин.

4

Рефлексия

Предлагает поработать с пословицами. Демонстрация слайдов.

Выполняют задания.

3 мин.

Традиции семьи легли в основу многих пословиц. Некоторые из них мы сейчас вспомним.

Рефлексия

Беседа. Работа по вопросам слайда.

Отвечают на вопросы.

3мин.

5

Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание на выбор.

Записывают.

1 мин.

Приложение  для учителя №1.

Люди соединяются в браке не потому, что они животные, а потому что они любят друг друга. А вот о любви в браке за всю историю христианства сказано не так много. Даже в художественной литературе проблема любви в браке впервые поднимается лишь в 19 веке. И никогда не обсуждалась ни в каких богословских трактатах. Даже в семинарских учебниках не говорится нигде, что люди, создающие семью, должны любить друг друга обязательно.

Любовь является основой для создания семьи. Об этом и должен радеть каждый священник прихода. Чтобы люди, которые собираются жениться, ставили перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать, сделать ее той Царской Любовью, которая приводит человека ко Спасению. В браке ничего другого и быть не может. Это не просто бытовая структура, где женщина – воспроизводящий элемент, а мужчина – зарабатывает на хлеб и имеет немного свободного времени, чтобы поразвлечься. Хотя сейчас именно так чаще всего и происходит.

Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.

Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.

Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.

Протоиерей Алексий Уминский

"Брак - чудо на земле. В мире, где все и все идет вразброд, брак - место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, - оказываются единством".

Митрополит Антоний Сурожский

Счастье, конечно, должно быть нравственно-выдержанное, то есть должна быть подлинно христианская любовь между мужем и женой; и когда я говорю «христианская», я не говорю - что-то экзотическое и странное, а просто то отношение, в котором человек почитает, любит другого, считается с ним, считает, что он или она (это относится к тому и другому) с радостью пожертвует чем-то желанным ради другого; что дети тоже воспитываются в правде, в любви, что им стараются внушить, что добро приносит радость, а не только натугу, и т.д.

Первое правило религиозной жизни - так полюбить своего ближнего, чтобы быть готовым для него отдать свою жизнь. А «отдать жизнь» вовсе не значит умереть, это значит изо дня в день, из часа в час пренебрегать собой, отстранять свою озабоченность о себе, для того чтобы думать о другом. В этом - все Евангелие. Спаситель нам говорит, что все Евангелие, весь закон и пророков можно выразить так: возлюби Бога всем сердцем, всем умом, всем помышлением своим и ближнего своего, как самого себя. И вот это - все.

Митрополит Антоний Сурожский

Приложение для учителя №2.

Есть ли у каждого человека своя половина?

- Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.

- Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?

- Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут - будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.

Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и

неподходящие одновременно. С одной стороны - человеческая природа искажена грехом, а с другой - у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей.

Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.

- Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.

- Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.

Протоиерей Алексий Уминский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

Открытый урок на тему:"Что такое семья?"

Открытый урок на тему:"Что такое семья?"...

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование пре...

Интегрированный урок по теме: «Мы в семье» 1 класс. УМК "Перспектива" .

План-конспект интегрированного урока (окружающий мир + психогимнастика) разработан по учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир" 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"

Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"...

Конспект урока по теме «Россия – наша Родина».Курс " Православие"

Конспект первого урока ОРКСЭ по теме " Россия-наша Родина".Курс "Православие"...

Интегрированный урок по теме «Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Интегрированный урок (литературное чтение + милосердие) по теме: «Взаимоотношения в семье». Помогает раскрыть проблемы взаимоотношений в семье. По рассказу Валентины Алек...