урок по теме: "Дом и семья в православии".
презентация к уроку (4 класс) по теме
Учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". урок по теме : "Дом и семья в православии".Цель урока:
· Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.
Задачи:
· Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.
· Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.
· Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.
· Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.
· Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок презентация | 158.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль
«Основы мировых религиозных культур».
Урок по теме:
«Дом и семья в православии».
2013 год.
МБОУ «Пятилетская НШ-ДС»
Учитель начальных классов :
Кареева Наталья Владимировна.
Урок по ОРКСЭ по теме:
«Дом и семья в православии».
Цель урока:
- Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.
Задачи:
- Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.
- Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.
- Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.
- Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.
- Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.
Планируемый результат:
Предметные:
- Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;
- Понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.
Метапредметные:
- Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;
- Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;
- Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
Личностные:
- Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;
- Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
Тип урока:
Открытие новых знаний
Формы работы учащихся:
- Фронтальная, индивидуальная и работа в парах;
- Чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;
- Выполнение заданий творческой направленности;
- Просмотр и обсуждение ЭОР.
Ключевые понятия:
- «Семья»
- «Счастливая семья»
- «Венчание»
- «Семейные традиции»
Межпредметные связи:
- Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы:
- Презентация;
- Раздаточный материал;
- Рисунки детей на тему «Счастливая семья»;
- Учебник, тетрадь.
Структура урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Организационный момент. | Настраивает учащихся на работу, организует актуализацию требований к учебнику со стороны учебной деятельности. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняя, для чего нужно выполнять эти правила. | 1 мин. |
2 | Актуализация | Обращается с вопросом к опережающему домашнему заданию – рисункам учащихся на тему: «Счастливая семья,» | Рассматривают выставку рисунков. Отвечают на вопросы, делают вывод. | 1 мин. |
Дома вы рисовали счастливую семью. С каким настроением вы это делали? Что для вас было главным в творческой работе? Так что же такое семья? | ||||
3 | Основная часть: Работа с материалом ЭОР. | Предлагает внимательно посмотреть материал ЭОР, познакомиться с понятием «семья». | Осуществляют просмотр материала ЭОР. | 2 мин. |
3.1 | Предлагает вопросы к материалу | Отвечаю,. обсуждают. | 3 мин. | |
Предположительные ответы учащихся:
Семья-это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени самостоятельного полета. | ||||
3.2 | Работа с текстом параграфа № 6. | Предлагает прочитать 1 абзац учебника на с.39-40. | Читают, отвечают на вопросы. | 3 мин. |
Демонстрация слайда. Задаёт обобщающий вопрос. Подводит к верному ответу. | Отвечают. | 2 мин. | ||
Предлагает прочитать 2 абзац с.40. | Читают, отвечают на вопросы. | 2 мин. | ||
Демонстрация слайда. Задаёт обобщающий вопрос. Подводит к верному ответу. | Отвечают. | 2 мин. | ||
3.3 | Введение новых понятий. | Учитель подводит к понятию: «Венчание». | Слушают, отвечают на вопрос. | 2 мин. |
Вступление в брак в православии называется «венчание». Одна из ценностей православной семьи, состоит в том, что- по настоящему любящие друг друга супруги, готовы все претерпеть ради сохранения семьи. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе. | ||||
3.4 | Физминутка | Организует проведение тематической физминутки. | Выполняют упражнения. | 2 мин. |
Мы семья – всегда мы вместе, Нам нельзя стоять на месте И друг другу если можем Мы всегда во всем поможем. Маме дружно помогаем Потрудились, отдохнули. Сели разом за столы. Взяли книжки, взяли ручки, И дождались тишины. | ||||
3.5 | Введение нового понятия | Подводит к понятию «традиции» семьи. Показ слайда. Демонстрация иллюстративного материала. | Определяют традиции семьи и комментируют произведения живописи. | 3мин. |
Ребята, от каждого из нас с вами завит мир и покой в семье. Но есть еще очень важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой и дружной. Это «семейные традиции». | ||||
3.6 | Анализ текста раздаточного материала. | Предлагает по цепочке прочитать текст в раздаточном материале. По ходу чтения предлагает учащимся вбрать и подчеркнуть услышанные варианты семейных традиций. Предлагает записать вывод после его формулировки. | Читают по цепочке, подчёркивают примеры традиций в семье, отвечают на вопрос. Делают вывод. Записывают понятие «традиция». | 5 мин. |
Текст: Семья – это праздник. Отец с матерью за обедом всегда разговаривали, я не могла пропустить их разговоров. Редко о делах, неприятностях и обидах. Чаще всего – о чём он думал, о работе, что прочитал. Каждый день был для отца открытием мира, а для меня – открытием богатства, которое может нести в себе человек. …Я росла в атмосфере любви, каждодневного внимания, цветов, подарков. Это было радостью отца – делать своим родным подарки. Вопросы: О каких традициях говорится в тексте? (Предполагаемый ответы: совместные обеды, празднование церковных праздников и т.д. ) Вывод: Традиции семьи – это объединяющая сила, они укрепляют семью, помогают почувствовать свою сопричастность семье и своему народу. | ||||
3.7. | Работа с текстом параграфа. | Предлагает прочитать 3,4 абзац с.40. Показ слайда. | Читают, отвечают на вопросы. | 2 мин. |
3.8 | Работа по иллюстративному материалу. | Предлагает рассмотреть иллюстративный материал: портрет семьи Романовых и ответить на вопросы. | Рассматривают портрет, участвуют в анализе. | 3 мин. |
Посмотрите внимательно на этот портрет. Это счастливая семья? Почему? Как вам кажется - какие отношения в этой семье? Действительно это удивительная семья, глубоко верующая - семья, в которой жила любовь. | ||||
3.9 | Работа с текстом параграфа. | Предлагает прочитать оставшиеся абзацы параграфа | Читают. | 3 мин. |
3.10. | Показ слайдов. О святых Петре и Февронии. | Просматривают слайды, отвечают на вопросы. | 2 мин. | |
4 | Рефлексия | Предлагает поработать с пословицами. Демонстрация слайдов. | Выполняют задания. | 3 мин. |
Традиции семьи легли в основу многих пословиц. Некоторые из них мы сейчас вспомним. | ||||
Рефлексия | Беседа. Работа по вопросам слайда. | Отвечают на вопросы. | 3мин. | |
5 | Домашнее задание | Озвучивает домашнее задание на выбор. | Записывают. | 1 мин. |
Приложение для учителя №1.
Люди соединяются в браке не потому, что они животные, а потому что они любят друг друга. А вот о любви в браке за всю историю христианства сказано не так много. Даже в художественной литературе проблема любви в браке впервые поднимается лишь в 19 веке. И никогда не обсуждалась ни в каких богословских трактатах. Даже в семинарских учебниках не говорится нигде, что люди, создающие семью, должны любить друг друга обязательно.
Любовь является основой для создания семьи. Об этом и должен радеть каждый священник прихода. Чтобы люди, которые собираются жениться, ставили перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать, сделать ее той Царской Любовью, которая приводит человека ко Спасению. В браке ничего другого и быть не может. Это не просто бытовая структура, где женщина – воспроизводящий элемент, а мужчина – зарабатывает на хлеб и имеет немного свободного времени, чтобы поразвлечься. Хотя сейчас именно так чаще всего и происходит.
Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.
Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.
Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.
Протоиерей Алексий Уминский
"Брак - чудо на земле. В мире, где все и все идет вразброд, брак - место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, - оказываются единством".
Митрополит Антоний Сурожский
Счастье, конечно, должно быть нравственно-выдержанное, то есть должна быть подлинно христианская любовь между мужем и женой; и когда я говорю «христианская», я не говорю - что-то экзотическое и странное, а просто то отношение, в котором человек почитает, любит другого, считается с ним, считает, что он или она (это относится к тому и другому) с радостью пожертвует чем-то желанным ради другого; что дети тоже воспитываются в правде, в любви, что им стараются внушить, что добро приносит радость, а не только натугу, и т.д.
Первое правило религиозной жизни - так полюбить своего ближнего, чтобы быть готовым для него отдать свою жизнь. А «отдать жизнь» вовсе не значит умереть, это значит изо дня в день, из часа в час пренебрегать собой, отстранять свою озабоченность о себе, для того чтобы думать о другом. В этом - все Евангелие. Спаситель нам говорит, что все Евангелие, весь закон и пророков можно выразить так: возлюби Бога всем сердцем, всем умом, всем помышлением своим и ближнего своего, как самого себя. И вот это - все.
Митрополит Антоний Сурожский
Приложение для учителя №2.
Есть ли у каждого человека своя половина?
- Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.
- Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?
- Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут - будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.
Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и
неподходящие одновременно. С одной стороны - человеческая природа искажена грехом, а с другой - у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей.
Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.
- Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.
- Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.
Протоиерей Алексий Уминский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").
Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....
Открытый урок на тему:"Что такое семья?"
Открытый урок на тему:"Что такое семья?"...
Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"
Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование пре...
Интегрированный урок по теме: «Мы в семье» 1 класс. УМК "Перспектива" .
План-конспект интегрированного урока (окружающий мир + психогимнастика) разработан по учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир" 1 класс, УМК "Перспектива"...
Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"
Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"...
Конспект урока по теме «Россия – наша Родина».Курс " Православие"
Конспект первого урока ОРКСЭ по теме " Россия-наша Родина".Курс "Православие"...
Интегрированный урок по теме «Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой "Бабка"
Интегрированный урок (литературное чтение + милосердие) по теме: «Взаимоотношения в семье». Помогает раскрыть проблемы взаимоотношений в семье. По рассказу Валентины Алек...