Интегрированный урок по теме: «Мы в семье» 1 класс. УМК "Перспектива" .
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
План-конспект интегрированного урока (окружающий мир + психогимнастика) разработан по учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир" 1 класс, УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_v_seme.docx | 620.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки КБР
Департамент образования местной администрации г.о. Нальчик
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
Практический семинар для учителей начальных классов г.о. Нальчик
Интегрированный урок (окружающий мир + психогимнастика) по теме:
«Мы в семье».
Федотова Н.К.
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Камергоева З.М.
Педагог - психолог
I квалификационной категории.
г.о. Нальчик, 2011-2012 уч. г.
Раздел «Наш дом семья»
Тема урока: «Мы в семье»
Основные цели:
- Представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность. Познакомить детей с терминами ближайшего родства.
- На конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира, лада в семейной жизни.
Планируемые достижения учащихся:
1) различать степени родства;
2) уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов семьи;
3) способность оценить свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность».
Оборудование: матрешка, изображение дерева, фонограмма песни, компьютер, интерактивная доска, семейные фотографии учащихся, раздаточный материал, толковый словарь.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Определение содержательных рамок урока.
- Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Организация учебной деятельности на этапе 1.
На интерактивной доске открывается девиз урока:
С хорошим настроением принимайся за работу!
Учитель:
- Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.
-Как вы его понимаете?
-Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
- Чему вы учитесь на любом уроке? (Учимся учиться)
-Напомните, что это значит? ( Учиться - это понять, что я не знаю, и самому построить способ.)
-Что изучали мы на прошлых уроках? (Говорили о живой и неживой природе, о том, что в классе есть и природа, и культура, и люди, и все это взаимосвязано между собой)
-Сегодня мы начинаем новый раздел в открытии окружающего мира. Настройтесь на работу.
-Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представление о природе как составной части окружающего мира;
2) актуализировать способность различать объекты природы и объекты, созданные человеком;
3) актуализация способностей классифицировать природные объекты;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов.
Организация учебной деятельности на этапе 2.
Учитель.
- С чего начнем наш урок? (С повторения)
- Для чего мы будем повторять? (Это нам необходимо для открытия нового).
Задание пробного действия. (Работа парами).
- Итак, для начала вам надо выполнить задание.
- Перед вами лист. Рассмотрите внимательно картинки. (Рисунок заданий №1)
- Что вы видите?
- Возьмите синий карандаш и обведите объекты, которые не относятся к природе.
- Возьмите зеленый карандаш и обведите объекты природы.
- Поясните результат ваших действий.
- А что вы можете сказать о дереве?
Учитель предлагает детям рассмотреть изображение дерева. Дети вслед за учителем называют части дерева:
корни, ствол, ветви, плоды.
-Возможна ли жизнь дерева без этих частей?
-Что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы?
Звучит фонограмма.
-Ребята закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и обвевают теплым ветерком. В ветвях поют птицы. Представьте, что вы сорвали с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду.
-Что вы будете чувствовать в это время? (Благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенности).
3. Выявление места и причин затруднения.
Цель:
1)выявить и зафиксировать место и причину затруднения. Организация учебной деятельности на этапе 3.
Учитель предлагает послушать рассказ еще об одном дереве.
-Сейчас мы поговорим еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и честью которого является каждый из нас - и ты, и я.
-Давайте раскроем наши рабочие тетради на стр.39 и посмотрим на это дерево.
(Рисунок родословного дерева)
-Оно называется «родословным древом».
-«Родословное древо» - что это значит? (Дерево, несущее слово о роде, т.е.рассказывающее об истории рода, семьи.)
-Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в овалы-окошки? (Дети, родители, бабушки, дедушки.)
-Как называются люди, объединенные в этом древе?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: 1)согласовать и зафиксировать цель и тему урока. Организация учебной деятельности на этапе 4. Сценка «Цыплёнок».
В класс забегает цыпленок, прижимается к одной из гостей, протягивает руки и произносит: « Ма - ма !»
-Нет, цыпленок, это не твоя мама.
-А где моя мама? Где папа?
-Ты потерял свою семью?
-А что такое семья?
-Ты не знаешь? Ребята, давайте расскажем цыпленку, что такое семья.
Ученик 1.
Когда появилось слово «семья»?
Когда- то о нем не слыхала Земля:
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам-
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я - тихо молвила Ева, - я, я »-
Сказала она чудесных семь «я».
Вот так на Земле появилась семья.
Ученик 2.
В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «семь» и «я», т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, жестами, голосом. Само по себе число «7» особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое.
Ученик 3.
Еще одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете почему? (Ответы детей). Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Зерно выращивают с любовью и заботой, и в семье нужны согласие и забота друг о друге.
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. Организация учебной деятельности на этапе 5. Учитель.
-Ребята, а как называются люди, объединенные одной семьей?
(Родственники, родные).
-Родственники бывают ближние и дальние.
-Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Папа, мама.)
6. Первичное закрепление. Цель: 1) зафиксировать способность оценить свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью общечеловеческих понятий. Организация учебной деятельности на этапе 6.
Ученик 4
Мама - слово яркое, как Солнце!
Мама-слово дивное, как песня,
Песня, утра, утра - колокольца,
Льющаяся радостью весенней.
Ученик 5.
Папа - родной человек, как и мама.
Умный и сильный, заботливый самый.
Наши родители - нет их дороже.
Будем на маму и папу похожи!
Учитель.
-А кем вы приходитесь родителям? (Дети, ребенок, сын, дочь).
-Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими людьми. Кем они приходятся вам?
Ученик 6.
Много есть друзей вокруг, но считаю я,
Что мой самый верный друг-бабушка моя.
В воскресенье и в субботу ей не надо на работу,
Наступают для меня два особых дня.
Ученик 7.
Много у бабушки с нами хлопот:
Варит нам бабушка сладкий компот.
Шапочки теплые надо связать,
Сказку веселую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни,
«Бабушка, милая, сядь, отдохни!»
Ученик 8
-А я расскажу вам о дедушке!
Такая у деда растет борода,
Что я на нее удивляюсь всегда.
«С ним, - мама сказала, -
Не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде».
И правда, попросят родные совет,
Погладит он бороду - скажет ответ.
Завидую дедушке я иногда,
Скорей бы росла у меня борода.
Учитель
-А если у ваших мам и пап есть братья и сестры, кем они приходятся вам? (Тетями и дядями)
-Вы хорошо ребята поработали. Давайте немного отдохнем.
Физкультурная пауза.
Психолог: ребята, сегодня утром в мой окно постучался солнечный зайчик, широко улыбнулся мне и передал для вас песенку. Давайте ее споем и поиграем. Вы согласны?
«Мама, папа, я».
- Расскажи мне папа, Правую руку вперед вытянули.
Почему всегда, Затем левую руку.
К морю убегает Правую ладонь показали.
По реке вода. Затем левую.
Где берутся реки. Изобразить движения волны
Сколько в небе звезд. правой рукой, затем левой.
Почему так много Правую вперед, затем левую.
Лепестков у роз. Правую поднять вверх.
К лету лед растает, Затем левую.
С гор ручьи стекут. Правую опустить на плечи.
Словно птицы в стаи, Затем левую.
Их реки соберут. Потом руки на поясе-
Звезд пока на небе Поворот влево, вправо-8раз.
Люди не сочли. Наклоны вправо,
Розы от природы Наклоны влево 8 раз.
Нам в подарок принесли.
Припев.
Сложно в этом мире сразу все понять. Дети подпевают,
Мы в одной квартире будем жить и знать. танцуя.
Знаю в день погожий, пусть ни с кем не схожий,
Но всего дороже мне моя семья.
Я упряма может, но люблю их тоже
Я на них похожа, мама, папа, я. 2 раза
- Почему весь круглый
Как не смотришь мяч.
Почему вопросов
У меня - хоть плачь. Руками показывают
Не волнуйся, дочка, круглый мяч.
Всего не разберешь. Ладони на щеках,
Скоро подрастешь ты, покрутили головой
Вот тогда поймешь. вправо, влево.
Может быть, когда-то Сели на колени.
Ты увидишь сон. Сидят, изображая сон.
В глубине заката Встали. Руки на поясе.
Растворится он. Встали, на носочки,
В нем на все вопросы опустились
Я найду ответ.
Лучше мамы с папой
У меня на свете нет.
Припев.
7. Самоконтроль с самопроверкой.
Цель:
1)уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов семьи.
Организация учебной деятельности на этапе 7.
Учитель.
-Посмотрите на родословные древа ваших семей. Они рассказывают историю семей. Раз это история, то в ней должно быть настоящее, прошлое и будущее.
-А как вы думаете вы, ваши родители, и все ныне живущие родственники - это настоящее или будущее?
-Почему окошко для вашего имени расположено на самом верху? (Дерево растет вверх).
-Ребята, а если вы самая свежая поросль, то где должны находиться ваши родители? А родители ваших родителей? А для кого оставлено место еще ниже? (Прабабушка и прадедушка).
-Их имена у самого основания дерева, в самой крепкой его части, питающей и удерживающей весь ствол.
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) тренировать способность оценивать отношения в семье. Организация учебной деятельности на этапе 8. Далее учитель обращает внимание детей на фотографию в учебнике на стр. 52.
-Представьте, сколько ветвей у родословного древа этой семьи! Попробуйте найти на фотографии бабушку и дедушку Ивана Матвеевича, и Матрену Васильевну.
-Как вы думаете, интересно жить в такой семье?
-Какая она эта семья? (Дружная, добрая).
-Какая игрушка больше всего подходит к теме разговора?
-Давайте прочитаем пословицы в учебнике на стр.52 и попробуем объяснить их смысл.
(Учитель уточняет значение слова «лад» - происходит от глагола «ладить»- дружить, уметь уступать).
-Ребята, а какие пословицы вы знаете о семье на родном языке. (Ученики называют пословицы, переводят их и объясняют смысл).
-Вот мы и назвали, что самое важное в семье.
Давайте еще раз с вами повторим эти волшебные слова семейного счастья (на доске):
любовь уважение помощь
согласие лад
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1)организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;
2)соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
3)определить и согласовать свое домашнее задание.
Организация учебной деятельности на этапе 9.
Учитель.
-Какова была цель нашего урока? (Представить образ семьи, раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, согласия в семейной жизни).
-Достигли ли вы цели? Докажите.
-Оцените нашу работу на уроке. Если у нас все получилось, выбираем веселый смайлик, если у вас были сомнения - задумчивый.(ответы детей).
Сегодняшний урок мы завершаем стихотворением о семье.
Ученик 9.
В семейном кругу мы с вами растем!
Основа основ - родительский дом!
В семейном кругу - все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Ученик 10.
Любят тебя без особых причин:
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож :
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Ученик 11.
Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Ученик 12.
Семья-это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные - отчий твой дом.
Сердце навеки останется в нем!
Ученик 13.
- И пусть Ваш дом всегда будет уютным, добрым, гостеприимным. Пусть всегда в нем будет любовь да совет. Потому, что в семье, где любовь и совет, нужды нет. И пусть всегда Вы могли бы сказать:
« Моя семья – мое богатство».
Литература:
1. Журнал «Педсовет» №12\2007.
2. Газета «Начальная школа» №13\2008.
3. Т. Н. Кочемова «Азбука».
4. А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир» учебник и рабочая тетрадь. Москва «Просвещение» 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок урок в 1 классе на тему "Волшебная цифра семь"
Урок направлен на закрепление полученных знаний на первых уроках изобразительного искусства и музыки в 1 классе....
Интегрированный урок по теме «Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой "Бабка"
Интегрированный урок (литературное чтение + милосердие) по теме: «Взаимоотношения в семье». Помогает раскрыть проблемы взаимоотношений в семье. По рассказу Валентины Алек...
Конспект интегрированного занятия по коррекционно - развивающей деятельности в 1 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема: «Наша дружная семья»
Цель: формирование коммуникативной компетентности и эмоционально-личностной сферы обучающихсяЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление представлений о семье и ее членах;-уточнение...
Открытый урокпо теме "Прибавить и вычесть число 4"
Технологическая карта урока по математике с презентацией...
Конспект интегрированного внеклассного занятия на тему: «Труд и семья»
Конспект интегрированного внеклассного занятия на тему: «Труд и семья»Цель: формировать трудовые навыки в быту; помощь семье дома.Задачи: формировать представления о семейных обязанностях,...
Интегрированный урок (литературное чтение + классный час) по теме «Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой "Бабка"
Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека....
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...