Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Выступление на совещании учителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannoe_obuchenie.docx | 82.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
Выступление на совещании учителей
Дифференцированное обучение
в условиях стандартизации образования
Подготовила:
Перова Ольга Ивановна
учитель начальных классов
2007
Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные способности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Только такой подход делает возможным полную реализацию развивающей и воспитывающей функций обучения, то есть обеспечивает его гуманизацию.
Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Поэтому обучение должно быть, по выражению Амонашвили, «вариативным к индивидуальным особенностям»
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.
Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода к школьникам. Одним из путей реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность, как правило, является типичной, то есть характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться применительно к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями.
В педагогике такой подход к учащимся называется дифференцированным.
Принято выделять два основных вида дифференциации школьников
1. Внешняя дифференциация - дифференцированное обучение.
Это создание особых типов школ и классов, организуются профильные классы, классы с учетом проектируемой профессии, интересов и склонностей учащихся.
2. Внутренняя дифференциация - дифференциация учебной работы.
Она предполагает организацию работы внутри класса и включает несколько этапов.
1. Определение критерия, в соответствии с которым создаются группы учащихся для такой работы
2. Разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся
3. Реализация этого подхода к учащимся на различных этапах урока
4. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может измениться состав группы и характер заданий
Большинство школьных классов разноуровневые, поскольку дети не отбираются в них специально по какому-либо критерию. Поэтому учителя обычно выделяют в таких классах группы учеников, называя их «сильные», «слабые», «средние» ученики.
Для изучения состояния знаний учителю важно определить, чего именно не хватает в знаниях данного ученика, какого уровня усвоения знаний достиг ученик, каковы качества знаний.
Обученность является характеристикой актуального развития, то есть того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - является характеристикой его потенциального развития - это ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения, то есть особенности мыслительной деятельности, которые играют определенную роль в успеваемости.
Школьники с высокой обучаемостью обычно выполняют задания самостоятельно. Дети с низкой обучаемостью справляются с заданием только с большой помощью или вообще не выполняют его.
Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам.
На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом. Не обязательно дифференцировать все этапы урока. Это бывает на этапах закрепления и когда имеется возможность организовать самостоятельную работу. Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей умений и навыков. В зависимости от этого разрабатываются задания для разных групп. Важно помнить, что дифференциация учебной работы школьников не является самоцелью. Самое главное - это продвижение учеников в развитии, в усвоении ими знаний, умений и навыков, психологический комфорт детей на уроке.
Форма таких заданий бывает различной:
индивидуальные карточки
записи заданий на доске в 2-3 вариантах
устное указание
На уроках математики удобно использовать специально изданные «Карточки с математическими заданиями и играми», тетради на печатной основе, использовать творческие упражнения.
Следует создавать условия для взаимодействия учащихся различных групп, привлечения к оказанию помощи друг другу. Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий. Таким образом, все учащиеся класса знают, как выполняется данное задание, и проверка обогащает знание детей других групп.
Распределение школьников по группам для дифференцированной работы не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают все более высокого уровня овладения знаниями и умениями.
Способы дифференциации могут быть разные, например, по уровню творчества.
Этот способ предполагает различный характер познавательной деятельности школьников:
репродуктивные задания - к ним относятся типовые упражнения, например, решения арифметических задач знакомых видов, вычисление значений выражений, то есть решение примеров на изученные вычислительные приемы, решение простых уравнений. От учащегося требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в измененной и новой ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия - поисковые, создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства) В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. В качестве творческого задания можно предлагать учащимся составлять задачи (по рисунку, по краткой записи, по чертежу, по таблице, по выражению)
Нестандартные задачи - рекомендованные для внеклассной работы, задачи с буквенными данными, задачи и задания для олимпиад - развивая логическое мышление.
Дифференцированная работа может присутствовать на уроках математики, русского языка, литературы.
Как же быть при проверке знаний на контрольной работе? Контрольные могут быть разноуровневыми, а если дается одна на весь класс, то для «слабой» группы должен быть постоянный контроль и необходимая помощь со стороны учителя.
Виды дифференцированной помощи, оказываемой детям
с разным уровнем подготовки и отношением к учению
- Указание типа задачи, правила, на которое опирается данное упражнение
- Дополнение к заданию в виде чертежа или схемы
(дифференциация помощи возможна в виде:
- рисунка,
- чертежа без обозначений,
- чертежа с обозначениями,
- чертежа с выполненным дополнительным построением или рекомендацией к его выполнению)
- Запись условия, кроме словесного, в виде таблицы, матрицы, значков
- Указание алгоритма выполнения
- Приведение аналогичной задачи, решенной ранее
- Объяснение хода выполнения подобного задания
- Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного вопроса
- Наведение на поиск решения с помощью ассоциаций
- Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания
- Озвучивание ответа или результата заранее
- Расчленение сложной задачи на ряд элементарных
- Постановка наводящих вопросов
- Указание теорем, правил, формул
- Предупреждение о наиболее типичных ошибках и неправильных подходах
- Указание ошибки в чертеже, вычислениях, постановке алгоритма работы, в установлении зависимости
Резюме: Очень важно, чтобы учитель, составляя многочисленные карточки-консультации, таблицы советов, памятки, «путеводители», наводящие вопросы, помнил, что задание должно быть подобрано так, чтобы даже слабоуспевающие проявляли максимальную самостоятельность, имели реальную возможность развития.
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
МОТИВАЦИЯ - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности. Деятельно...
обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.
Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...
Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении.
«Разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своему воспринимает мир». Массовое образование не учитывает эту особенность.Говард ГарднерНаправленность инновационной образовате...
Презентация. Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении
«Разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своемувоспринимает мир. "Массовое образование не учитывает этуособенность.Говард Гарднер...
«Технологии дифференцированного обучения как условие успешного развития личности младшего школьника»
Данное выступление предназначено для учителей начальных классов....
Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС
Актуальность проблемы развития личности в рамках единого образовательного пространства заключается в том, что дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, мето...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема индивидуального и дифференцированного подходов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, различных категорий является одним из ведущих дефектологических принц...