Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Перова Ольга Ивановна

Выступление на совещании учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannoe_obuchenie.docx82.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Выступление на совещании учителей

Дифференцированное обучение

в условиях стандартизации образования

Подготовила:

Перова Ольга Ивановна

учитель начальных классов

2007

Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования

   Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности.                  Необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные способности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Только такой подход делает возможным полную реализацию развивающей и воспитывающей функций обучения, то есть обеспечивает его гуманизацию.

   Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Поэтому обучение должно быть, по выражению Амонашвили, «вариативным к индивидуальным особенностям»

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.

   Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода к школьникам. Одним из путей реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность, как правило, является типичной, то есть характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться применительно к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями.

   В педагогике такой подход к учащимся называется дифференцированным.

Принято выделять два основных вида дифференциации школьников

1. Внешняя дифференциация - дифференцированное обучение.

Это создание особых типов школ и классов, организуются профильные классы, классы с учетом проектируемой профессии, интересов и склонностей учащихся.

2. Внутренняя дифференциация - дифференциация учебной работы.

Она предполагает организацию работы внутри класса и включает несколько этапов.

1. Определение критерия, в соответствии с которым создаются группы учащихся для такой работы

2. Разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся

3. Реализация этого подхода к учащимся на различных этапах урока

4. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может измениться состав группы и характер заданий

   Большинство школьных классов разноуровневые, поскольку дети не отбираются в них специально по какому-либо критерию. Поэтому учителя обычно выделяют в таких классах группы учеников, называя их «сильные», «слабые», «средние» ученики.

   Для изучения состояния знаний учителю важно определить, чего именно не хватает в знаниях данного ученика, какого уровня усвоения знаний достиг ученик, каковы качества знаний.

   Обученность является характеристикой актуального развития, то есть того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - является характеристикой его потенциального развития - это ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения, то есть особенности мыслительной деятельности, которые играют определенную роль в успеваемости.

   Школьники с высокой обучаемостью обычно выполняют задания самостоятельно. Дети с низкой обучаемостью справляются с заданием только с большой помощью или вообще не выполняют его.

   Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам.

   На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом. Не обязательно дифференцировать все этапы урока. Это бывает на этапах закрепления и когда имеется возможность организовать самостоятельную работу. Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей умений и навыков. В зависимости от этого разрабатываются задания для разных групп. Важно помнить, что дифференциация учебной работы школьников не является самоцелью. Самое главное - это продвижение учеников в развитии, в усвоении ими знаний, умений и навыков, психологический комфорт детей на уроке.

Форма таких заданий бывает различной:

индивидуальные карточки

записи заданий на доске в 2-3 вариантах

устное указание

   На уроках математики удобно использовать специально изданные «Карточки с математическими заданиями и играми», тетради на печатной основе, использовать творческие упражнения.

   Следует создавать условия для взаимодействия учащихся различных групп, привлечения к оказанию помощи друг другу. Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий.    Таким образом, все учащиеся класса знают, как выполняется данное задание, и проверка обогащает знание детей других групп.

   Распределение школьников по группам для дифференцированной работы не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают все более высокого уровня овладения знаниями и умениями.

   Способы дифференциации могут быть разные, например, по уровню творчества.

   Этот способ предполагает различный характер познавательной деятельности школьников:

репродуктивные задания - к ним относятся типовые упражнения, например, решения арифметических задач знакомых видов, вычисление значений выражений, то есть решение примеров на изученные вычислительные приемы, решение простых уравнений. От учащегося требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

   К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в измененной и новой ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия - поисковые, создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства) В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. В качестве творческого задания можно предлагать учащимся составлять задачи (по рисунку, по краткой записи, по чертежу, по таблице, по выражению)

   Нестандартные задачи - рекомендованные для внеклассной работы, задачи с буквенными данными, задачи и задания для олимпиад - развивая логическое мышление.

   Дифференцированная работа может присутствовать на уроках математики, русского языка, литературы.

   Как же быть при проверке знаний на контрольной работе? Контрольные могут быть разноуровневыми, а если дается одна на весь класс, то для «слабой» группы должен быть постоянный контроль и необходимая помощь со стороны учителя.

Виды дифференцированной помощи, оказываемой детям

с разным уровнем подготовки и отношением к учению

  1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается данное упражнение

  1.  Дополнение к заданию в виде чертежа или схемы

(дифференциация помощи возможна в виде:

- рисунка,

- чертежа без обозначений,

- чертежа с обозначениями,

- чертежа с выполненным дополнительным построением или рекомендацией к его выполнению)

  1. Запись условия, кроме словесного, в виде таблицы, матрицы, значков

  1. Указание алгоритма выполнения

  1. Приведение аналогичной задачи, решенной ранее

  1. Объяснение хода выполнения подобного задания

  1. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного вопроса

  1. Наведение на поиск решения с помощью ассоциаций

  1. Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания

  1. Озвучивание ответа или результата заранее

  1. Расчленение сложной задачи на ряд элементарных

  1. Постановка наводящих вопросов

  1. Указание теорем, правил, формул

  1. Предупреждение о наиболее типичных ошибках и неправильных подходах

  1. Указание ошибки в чертеже, вычислениях, постановке алгоритма работы, в установлении зависимости

Резюме: Очень важно, чтобы учитель, составляя многочисленные карточки-консультации, таблицы советов, памятки, «путеводители», наводящие вопросы, помнил, что задание должно быть подобрано так, чтобы даже слабоуспевающие проявляли максимальную самостоятельность, имели реальную возможность развития.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

МОТИВАЦИЯ - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности. Деятельно...

обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...

Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении.

«Разных детей и учить надо по-разному,  потому что каждый по-своему воспринимает мир». Массовое образование не учитывает эту особенность.Говард ГарднерНаправленность инновационной образовате...

Презентация. Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении

«Разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своемувоспринимает мир. "Массовое образование не учитывает этуособенность.Говард Гарднер...

Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС

Актуальность проблемы развития личности в рамках единого образовательного пространства  заключается в том, что дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, мето...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема индивидуального и дифференцированного подходов воспитания и обучения  детей с ограниченными возможностями, раз­личных категорий является одним из ведущих дефектоло­гических принц...