«Технологии дифференцированного обучения как условие успешного развития личности младшего школьника»
статья на тему
Данное выступление предназначено для учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_differentsirov_podhod.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Волгоградской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»
(ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»)
Кафедра начального образования
Выступление на семинаре учителей начальных классов на тему:
«Технологии дифференцированного обучения как условие успешного развития личности младшего школьника»
Выступление подготовил
слушатель курсов №201(2)
Сорокина Ольга Владимировна
учитель начальных классов классов
МОУ СОШ №21
Ворошиловского района г.Волгограда
2013год
Технологии дифференцированного обучения как условие успешного развития личности младшего школьникаВажнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе - это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Поэтому, по-моему мнению, актуальным в процессе образования технология дифференцированного обучения, так как данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.
Оптимальное использование индивидуальных способностей учеников возможно только в условиях дифференцированного обучения.
Основной задачей, дифференцированной работы с группами, является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса путём создания конкретных условий для успешной работы класса, группы, подгруппы, ученика.
Цель дифференцированной работы заключается в том, чтобы развить познавательные и творческие способности учеников с различным уровнем подготовки, достичь таких результатов владения языком, которые побудят их к самостоятельной исследовательской деятельности.
Ещё К.Д.Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».
Дифференциация – это обучение, построенное с учётом реальных учебных возможностей учащихся.
В настоящее время дифференцированное обучение осуществляется или во внешней, или во внутренней форме. Внешняя- гомогенные (однородные) классы.
Для эффективной организации образовательного процесса в нач. школе вполне подходит внутренняя дифференцация. Внутренняя дифференцация применяется в гетерогенных (разноуровневых) классах, где обычно имеют место три уровня: высокий, средний, низкий ( по степени обучаемости, по степени умственной выносливости, по степени самостоятельности, степени творчества, степени гибкости ума, по степени запоминания, степени познавательной активности и т.п.). Таким образом, при дифференцации обучения осуществляются учёт индивидуально-типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.
Так, к группе с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.
Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.
Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.
Рассмотрим три группы учащихся по уровню усвоения материала
Iгруппа Ученики с низким уровнем усвоения знаний, умений. | II группа Ученики со средним уровнем усвоения знаний, умений. | III группа Ученики с высоким уровнем усвоения знаний, умений. |
- неправильно выполняю выбор действий в задачах - средний уровень сформированности вычислительных навыков; - низкий уровень выполнения мыслительных операций; - дети отличаются низким показателем памяти; - математические рассуждения выстраивают лишь при постановке вопросов; - математическая речь достаточно не развита; | - правильно выполняют выбор действий при решении задач в привычной форме, но затрудняются в творческих видах работы над задачей; - вычислительные навыки сформированы хорошо; - средний уровень мыслительных операций; - имеют хороший показатель памяти; - развита тонкость наблюдений; - математическая речь развита; - выполнение обобщений только элементарных понятий; | - правильно выполняют выбор действий при решении задач, успешно выполняют виды творческой работы над задачей; - высокий уровень сформированности вычислительных навыков; - высокий уровень выполнения мыслительных операций; - высокий показатель памяти; - высокий уровень развития математической речи; |
Комплектование групп-уровней проводится на основе критериев, сказанных выше. Деление класса, по понятным причинам, негласно и условно, т.к. состав групп непостоянен. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определённых успехов на своём уровне. А ученик, который имеет пробелы в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы. Перемещение учащихся из группы в группу производится в конце каждой учебной четверти на основе выделенных показателей интелектуально-личностного роста школьников. Для удобства каждая группа получает название, не раскрывающее напрямую дифференцации. При выборе названия учитывается возраст и желание учащихся.
Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока. На этапе введения нового материала учителю лучше работать всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений, переходить к дифференцированной самостоятельной работе.
Дифференцированный подход предполагает использование на уроках разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учётом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки к обучению данного материала, иначе может получится так, что один ребёнок будет усваивать программу легко, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала. При этом один ребёнок не найдёт применения своим способностям, а у другого разовьётся чувство неуверенности в своих силах. И в том, и другом случае у учащихся угаснет интерес к предмету. Только дифференцированный подход позволяет сделать учебный процесс на этом этапе обучения более плодотворным, интересным и полезным для дальнейшего обучения в старших классах.
Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается принцип обучения прогрессивными методами. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных возможностей. А так как большую часть на уроке дети работают самостоятельно, то необходимо обучать их методам приобретения знаний, а не набору тех или иных фактов и применению их в простейших случаях. Следование данному приципу позволяет выявлять более способных учеников и создавать для них условия, благоприятные для их развития. Для детей, испытывающих затруднения в изучении материала, дифференцированный подход и овладение различными методами работы с книгой, учебными пособиями создаёт условия для формирования базовых знаний на доступном для них уровне.
Осуществляя групповую дифференциацию, учитель должен руководствоваться следующими требованиями: создать атмосферу, благоприятную для учащихся; активно общаться с учащимися, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут. Указанное положение преставляется важным не только потому, что учащиеся знают об ожиданиях своих педагогов, но им нужно говорить о том, как они учаться. Обратная связь обеспечивает крепкую основу для мотивации.
В организации педагогического процесса при дифференцированном подходе обучения важно соблюдение следующих условий:
- ведение дневников психолого-педагогических наблюдений, регистрация продвижения учащихся;
- постоянная проверка эффективности принятых мер, осуществление их коррекции;
- организация постоянного взаимодействия с родителями учащихся в целях координации воспитательных действий.
Рекомендуется применять разнообразные формы обучения. Например:
- использование разных вариантов однотипных заданий,
- применение заданий разной степени сложности,
- оказание различной помощи уч-ся при выполнении одного и того же задания,
- выполнение упражнений при помощи ТСО в различных режимах,
- различные количества повторений для выполнения одного и того же задания,
- разные виды ключей, опор,
- чтение текстов разной трудности,
- выполнение упражнений по индивидуальным карточкам,
- работа с программированными пособиями.
Качество урока зависит от правильной организации контроля.
Дифференцированный подход выражается прежде всего в учёте психологических, лингвистических методических особенностей каждого вида речевойдеятельности: говорения, аудирования, чтения, письма; в учёте положительного этих видов речевой деятельности друг на друга, а также в правильном выборе приёмов и форм работы. Он требует учёта индивидуальных и групповых особенностей, проявляющихся в понимании, запоминании, усвоении материала разными учащимися.
Рекомендуется применять разнообразные формы обучения, например:
- использование разных вариантов однотипных заданий,
- применение заданий разной степени сложности,
- оказание различной помощи уч-ся при выполнении одного и того же задания,
- выполнение упражнений при помощи ТСО в различных режимах,
- различные количества повторений для выполнения одного и того же задания,
- разные виды ключей, опор,
- чтение текстов разной трудности,
- выполнение упражнений по индивидуальным карточкам,
- работа с программированными пособиями.
Качество урока зависит от правильной организации контроля.
Для того, чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведённое для этого на уроке, целесообразно использовать индивидуальные карточки-задания, которые готовятся заранее в трёх вариантах (для трёх уровней). Карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решение одной и той же задачи, но на разных уровнях. Ученик выполняет задание письменно в специально отведённом для этого месте. Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляется дифференциация поисковой деятельности при решении задачи.
Рассмотрим примеры таких карточек.
«У Юры 3 монеты по * р. и ещё * р. Сколько всего денег у Юры?» Дополним и решим задачу.
Задание для 1 - й группы (низкий уровень решения задач).
- Подумай, какими числами можно дополнить условие задачи. Рассмотрим рисунок к задаче. ? р..
? р.
Реши задачу по действиям.
Задание для 2- й группы (средний уровень решения задач).
- Выполни рисунок к задаче. Реши задачу по действиям.
Задание для 3- й группы (высокий уровень решения задач).
- Выполни рисунок и реши задачу. Дополним условие так, чтобы она решалась в три действия.
Применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к изучению того или иного предмета.
Важным является вопрос об организации такой работы на уроке. Благодаря тому, что варианты заданий приспособлены к возможностям учащихся, на уроке может быть организована самостоятельная работа учащихся. Во время этой работы учитель имеет возможность оказывать индивидуальную помощь отдельным учащимся.
Цели интеллектуального развития в условных группах.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
-развитие интеллектуальных качеств личности, самостоятельности и нестандартности мышления; -совершенствование предметных умений и навыков; -развитие навыков творческой, иследовательской деятельности; -формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности; -овладение навыками саморефлексии. | -развитие познавательных психических процессов; -создание психолого-педагогических условий для перехода на более высокий уровень; -формирование и развитие умений и навыков по предмету в соответствии с программой. | -формирование и коррекция мотивационных установок на учебную деятельность; -развитие навыков умственного труда, позваляющих полностью усвоить базисные знания и создающих возможности для перехода на второй уровень; -развитие интеллектуальных качеств: произвольного внимания и восприятия, осознанного мышления, логической памяти и др. |
Об организации домашней работы с учётом дифференцации.
Доступность домашнего задания укрепляет веру ребёнка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком столь необходимого для успешного обучения в дальнейшем.
В условиях осуществления дифференцированного обучения домашняя работа является органическим продолжением классной работы. Разноуровневое домашнее задание, предполагающее знание текста, выполнение в виде небольшой письменной работы в полном соответствии с чёткой установкой учителя, независимо от сложности, оценивается самой высокой отметкой. Такое задание способствует выроботке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые в свою очередь, влияют на формирование познавательных качеств учащихся, в том числе на совершенствование навыков.
Также необходим дифференцированный подход при проверке результатов обучения. Одним из наиболее практичным и оперативным способом проверки является тестирование, задания которого можно также дифференцировать. Систематическое применение тестов разных видов позволяет быстро и достаточно верно проанализировать успешность обучения. Содержание контрольных работ должно предоставлять учащимся возможность показать то, что они знают, а не то, что не знают. Дифференцированный подход в данном случае является средством поддержания у ребёнка веры в свои возможности, а оценка должна отражать истинный уровень знаний.
Наличие индивидуальных психофизиологических различий в развитии учащихся вызывает необходимость внедрения дифференцированного обучения. Именно дифференцированное обучение способно создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности.
Мой опыт и анализ домашних, диагностических работ, бесед с детьми показали, что, примения технологии дифференцированного обучения значительно повышается уровень усвоения знаний учащихся, достигаются положительные успехи в обучении. У всех учащихся появляется уверенность в своих силах, они не испытывают затруднений при выполнении новых заданий, в которых встречаются незнакомые ситуации. Всё это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»
Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Статья содержит рекомендации по организации самоуправления в начальной школе....
Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств
В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....
« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».
Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....
Использование фасилитационных методов обучения и воспитания в развитии личности младших школьников
Я считаю, что мои воспитанники должны учиться мыслить самостоятельно, используя разные методы познания окружающей действительности....
Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»
Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках считаю технологию дифференцированного обучения...
Инновационные образовательные технологии как средство повышения мотивации и развития личности младших школьников
Новый ФГОС ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально- экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди кот...