Рабочая программа по Основам мировых религиозных культур 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по Основам мировых религиозных культур 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
omrk.doc | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
г. Москвы
ГБОУ Школа №879
на 2018-2019 учебный год
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
модуля «Основы мировых религиозных культур»
для 4 класса
к учебнику Н. И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг «Технология»
учителя начальных классов
Романовской Ю.Ф.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к модулю «Основы мировых религиозных культур»
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.
С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы мировых религиозных культур» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», нормативно – правовой базой введения которого являются:
- Конституция Российской Федерации (ст. 28);
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 01.12.2007 г. №309 –ФЗ;
- Концепция национальной образовательнойполитики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 03. 08. 2006 г. №201);
- Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009г. (Пр2009 ВП-П44-4632);
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11.08.2009г. (ВП-П44-4532);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29. 10.2009г.;
- Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 7.12.2009г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий для школьников;
- «О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации (No МД-883/03) от 8 июля 2011 г.;
- Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии» (No 41-1) от 17 сентября 2009 г.;
- Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации;
- Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 4 октября 2011 г. о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросов, связанных с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».
Общая характеристика курса
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место курса «Основы мировых религиозных культур» в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение и защита творческих проектов и презентаций.
Содержание
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций. Учебники издательства «Просвещение» одобрены Межведомственным координационным советом при Минобрнауки России, успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, включены в Федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год.
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно- нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно- историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим критериями оценки образовательно - воспитательных результатов изучения православной, мусульманской, буддийской и исламской культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предьявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает своё отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки, рефераты, творческие работы).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
- Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками - экскурсиями. При изучении основ мировых религиозных культур отметки не выставляются.
Планируемые результаты освоения программы
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
- о мировых религиях;
- об основателях религий мира,
- о священных книгах религий мира;
- о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
- об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
- названия мировых религий,
- имена основателей религий мира,
- названия основных праздников религий мира,
- особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
- воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
- работать с различными источниками информации;
- осуществлять творческую деятельность;
- овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Структура рабочей программы
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Основы религиозных культур (28 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).
Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.
Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.
Перечень учебно – методических средств обучения
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы духовно — нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5. классы. - М: Просвещение,2012.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей./А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2012. – 27 с.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.4-5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
- Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
- Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОСНОВАМ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
4 КЛАСС
№ урока | № п/п | Дата | Тема урока. Предметное содержание и задачи урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Характеристика деятельности учащихся | Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение | Тип урока | |||
Предметные результаты | Метапредметные | Личностные результаты | ||||||||
ВВЕДЕНИЕ. ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (1ч) | ||||||||||
1. | 1. | 1 неделя 3.09 – 7.09 | Россия – наша Родина. Россия – многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности. | Восстановление целостного представления о нашей Родине России. Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. | Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести учебный, межкультурный диалог. Различать способы и средства познания духовных традиций. Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности. Понимать значение духовной традиций народов России в жизни человека, семьи, общества. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | УОНМ | |
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР (28 ч) | ||||||||||
2-3. | 1-2. | 2-3 неделя 10.09 – 14.09 17.09 – 21.09 | Культура и религия. Понятие религии. Первобытные верования. Древние религии. Традиционные религии России. Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Взаимосвязь культуры и религии. Влияние религии на культуры. | Формирование первоначального представления о мировых религиях и традиционных религиях народов России. | Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Понимать значение понятий: религия, культура, ритуал, материальная культура и духовная культура. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных религиях, распространенных на территории России; о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и религии, о предпосылках возникновения и нравственных основах мировых религий. Различать традиционные и нетрадиционные религии. Сопоставлять особенности мировых и национальных религий. Определять религиозные основы отдельных явлений культуры. Выявлять в них общность и различие, приводить примеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | УОНМ | |
4-5. | 3-4. | 4-5 неделя 24.09 – 28.09 1.10 – 9.10 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Первые религии. Многобожие. Проявление иудаизма как первой религии, основанной на вере в Единого Бога. Возникновение христианства. Основы учения Иисуса Христа. Возникновение ислама. Возникновение буддизма. Основные истины буддизма. | Формирование понимания связи между культурой и религией. | Формирование познавательных УУД: структурирование знаний. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. | Понимать значение понятий: пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о первых религиях, об истории возникновения иудаизма, христианства, ислама и буддизма. Определять нравственные основы традиционных религий. Работать с картой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | Комбинированный урок | |
6-7. | 5-6. | 6-7 неделя 15.10 – 19.10 22.10 – 16.10 | Священные книги религий мира. Что такое священные книги. Священная книга буддизма _ Трипитака (Три корзины мудрости). Священные книги иудаизма и христианства. Священная книга ислама – Коран. Священные книги как обязательная часть любой религии. | Формирование знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в Единого Бога. | Формирование познавательных УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, Коран. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, христианства, ислама. Определять сходство этических постулатов священных книг религий мира. Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | Комбинированный урок | |
8. | 7. | 8 неделя 29.10 – 2.11 | Хранители предания в религиях мира. Необходимость хранителя предания для любой религии. Жрецы. Раввины в иудаизме. Христианские священнослужители. Мусульманская община. Буддийская община. | Формирование представления о Священных книгах религий мира: Ведах, Авесте, Трипитаке. | Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник, имам, лама. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о том, как появились хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации мусульманской общины; о буддистской сангхе и ламах. Сопоставлять полученные знания с личным жизненным опытом, опытом других людей. Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | УОНМ | |
9-10. | 8-9. | 9-10 неделя 5.11 – 9.11 12.11 – 16.11 | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Представление о происхождении добра и зла в разных религиях. Понятия греха и раскаяния в разных религиях. Сходство и различия представлений о добре и зле в разных религиях. | Формирование знания о возникновении в мире зла. | Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздание – в контексте религиозных традиций мира. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в контексте традиций буддизма, христианства, ислама и иудаизма. Соотносить понятия добра и зла с личным опытом других людей. Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по литературному чтению и окружающему миру. Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | Комбинированный урок УРУиН | |
11. | 10. | 11 неделя 26.11 – 30.11 | Человек в религиозных традициях мира. Действия верующего человека для общения с Богом. Христианские таинства. Соблюдение религиозных предписаний в иудаизме. Формы служения Богу, предписанные в Коране. Традиции буддизма. молитва в разных религиозных традициях | Формирование первоначального представления о религиозных традициях мира, об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России. | Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Формирование коммуникативных УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом, что такое молитва, таинство, намаз, мантра. Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта людей, из литературных источников. Выражать позитивное ценностное отношение к поведению религиозных людей. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | УРУиН | |
12-13. | 11-12. | 12-13 неделя 3.12 – 7.12 10.12 – 14.12 | Священные сооружения. Предназначение священных сооружений. Необходимость священных сооружений для любой религии. Священные здания иудаизма. Христианские храмы. Мечети. Буддийские священные сооружения. | Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве. | Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы и пагоды. Выявлять общность и различия в устройстве и назначении священных сооружений. Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения правил поведения, принятых в соответствующей религиозной общине. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | Комбинированный урок | |
14-15. | 13-14. | 14-15 неделя 17.12 – 21.12 24.12 – 28.12 | Искусство в религиозной культуре. Связь искусства и религии. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма. взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры. | Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама. | Формирование познавательных УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Понимать роль искусства в религиозных культурах. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказать об общих особенностях искусства в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного искусства. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | Комбинированный урок | |
16-17. | 15-16. | 16-17 неделя 8.01- 11.01 14.01 – 18.01 | Творческие работы учащихся. Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т.д.) формами итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта. Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение. | Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессион-ого народа России. | Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы мировых религиозных культур», о содержании учебного проекта и способах его реализации. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самостоятельную работу. Работать в группе. Представлять результаты коллективной и индивидуальной работы; оценивать свою деятельность. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, творческие работы учащихся. | Комбинированный урок | |
18-19. | 17-18. | 18-19 неделя 21.01 – 25.01 28.01 – 1.02 | История религий в России. Выбор веры князем Владимиром. Православное христианство в истории России. Другие христианские конфессии в России. Ислам в России. Иудеи в истории России. Распространение буддизма в России. | Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности. | Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и других религий в России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль сыграло православие в истории России, какую роль в истории России сыграли люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую веру. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | Комбинированный урок | |
20-21. | 19-20. | 20 – 21 неделя 4.02 – 8.02 11.02 – 19.-02 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Понятие ритуала. Возникновение обрядов. Виды религиозных обрядов. Основные обряды христианства. Основные обряды в исламе. Основные обряды иудаизма. Основные обряды буддизма. | Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Понимать значение понятия «обряды» Рассказывать о религиозных ритуалах и религиях мира, о том, что обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христиантсве, исламе, буддизме и иудаизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Осознавать важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур. Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | Комбинированный урок | |
22. | 21. | 22 неделя 25.02 – 1.03 | Паломничества и святыни. Что такое паломничество. Паломничество в христианстве. Паломничество в исламе. Паломничество в иудаизме. Паломничество в буддизме. | Формирование представления о главных святынях мировых религий. | Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Понимать значение понятий: паломничество, реликвии, мощи. Рассказывать о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Осознавать этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | УРУиН | |
23-24. | 22-23. | 23 – 24 неделя 4.03 – 8.03 11.03 – 15.03 | Праздники и календари. Религиозные праздники. Праздники иудаизма. Праздники христианства. Праздники ислама. Праздники буддизма. | Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России | Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Понимать культурно-исторический и этический смысл праздников традиционных религий России. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и обычаям различных религиозных культур. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративны ряд, соотносить текст с иллюстрацией. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | Комбинированный урок | |
25-26. | 24-25. | 25-26 неделя 18.03 – 22.03 25.03-29.03 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Принцип ценности человеческой жизни как основополагающий принцип всех религий. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме. | Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. | Формирование познавательных УУД: формулирование проблемы. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском учении о поведении человека. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях традиционных религий. Развивать ценностное отношение к собственным поступкам. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | Комбинированный урок | |
27. | 26. | 27 неделя 1.04 -5.04 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие в различных религиях. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви. Формы выражения милосердия в исламе. Сострадание к живым существам как основа буддизма. | Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь». | Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия. | Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Объяснять нравственный смысл милостыни. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о традициях милосердии в иудаизме, христианстве, исламе и буддизме, о том, как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи людям. Понимать необходимость проявления милосердия в собственном поведении. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | УРУиН | |
28. | 27. | 28 неделя 15.04 – 19.04 | Семья. Роль семьи в жизни человека. Семья как школа любви в христианстве. Брак как обязанность человека в исламе. Назначение семьи в буддизме. Уважительное отношение к родителям – часть любого религиозного вероучения. | Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье. | Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. | Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций. | Рассказывать о том, как традиционные религии России относятся к семье. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям. Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности семьи в светской и религиозной традиции. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | УОНМ | |
29. | 28. | 29 неделя 22.04 – 26.04 | Долг, свобода, ответственность, труд. Понимание долга, свободы, ответственности, труда в различных религиях. | Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны. | Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их обоснование. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование мотивации к труду, работе на результат. | Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд – в контексте традиционных религий. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Использовать личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира, для осмысления ценности долга, ответственности труда в светской и религиозных традициях. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | УОНМ | |
ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА РОССИИ (5 ч) | ||||||||||
30. | 1. | 30 неделя 29.04 – 3.05 | Любовь и уважение к Отечеству. Этапы становления духовных традиций России. Любовь – основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионного народа Росси. Консультация учителя как готовится к урокам 33,34. творческие работы (дома с родителями или законными представителями) на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) | Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны. | Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Рассказать об исторических этапах становления духовных традиций в России. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять значение духовных традиций народов России, важность их изучения и сохранения. Сопоставлять понятия «духовная традиция», «патриотизм», «Отечество», «служение». Размышлять о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | УОНМ | |
31. | 2. | 31 неделя 6.05 – 10.05 | Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма. Традиционные религии России. понятия святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности. Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий. | Формирование понимания святыня в разных религиях страны. | Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинение. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | УОНМ | |
32. | 3. | 32 неделя 13.05 – 17.05 | Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики. Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное ислама, нравственное учение буддизма. этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон. | Формирование понимания заповеди в разных религиях страны. | Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Прогнозировать результаты работы на уроке. Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах разных народов России. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | УОНМ | |
33. | 4. | 33 неделя 20.05 – 24.05 | Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи. Семья как основа жизни человека. Род и семья – истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо. | Формирование понимания семья, любви и уважения, в разных религиях страны. | Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов России. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и т.д.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | УОНМ | |
34. | 5. | 34 неделя 27.05- 31.05 | Отношение к труду и природе в православии, исламе, иудаизме, светской этике. Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир. | Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны. | Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать об отношении к труду и природе в различных религиях и светской этике. Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении курса ОРКСЭ. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | УРУиН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам мировых религиозных культур для 4 класса.
Рабочая программа и тематическое планирование....
Рабочая программа по Основам мировых религиозных культур
В программе пояснительная записка, тематическое планирование, умения и навыки, которыми должны овладеть уч-ся 4 класса по предмету...
Рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур" ОРКСЭ 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Амирова Р. Б. "Основы мировых религиозных культур"...
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....
рабочая программа по основам мировых религиозных культур
рабочая программа для 4 класса, 34 часа...
Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4
Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс....