Тематическое планирование 2 класс ФГОС 21 век
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Тематическое планирование с пояснительной запиской по учебным предметам: математика, литература, русский язык, изобразительное искусство, технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_2_klass_programma_21_vek_.zip | 327.83 КБ |
urokliteraturnogochteniyav3klasse.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО __________Голюкова А.Я. Протокол № ____ от «___»___________2013г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» ____________ Аникина Л.В. «___»____________2013г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» ____________Аникина Л.В. Приказ № _____ от «___»___________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кравченко Светланы Васильевны,
учителя начальных классов первой категории
Ф.И.О., категория
по технологии
предмет
класс 2 «В»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » августа 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
- Пояснительная записка.
Назначение программы:
Примерная программа по технологии (труду) создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.
Цели обучения:
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Специфика предмета:
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
- Общую характеристику учебного предмета
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета технология являются:
– практико-ориентированная направленность содержания обучения;
– применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;
– применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В примерную программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
С учетом специфики данного учебного предмета в Примерной программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд»
3. Место предмета «Технология» в учебном плане МОУ СОШ № 2.
Программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №2 на преподавание технологии во 2 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 учебных часа.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта второго поколения по технологии, разработана на основе авторской программы по технологии (автор Лутцева Е.А.).
Данная рабочая программа адресована учащимся 2 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2013-2014учебный год.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по технологии: воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Создание условий для формирования следующих умений:
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
- уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по технологии: освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Регулятивные УУД:
- определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на уроке;
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций ( с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).
- Определять в диалоге с учителем успешности выполнения своего задания
Познавательные УУД:
- наблюдать конструкции о образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- при помощи учителя исследовать конструкторско-технические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- Уметь слушать учителя и одноклассников ,высказывать своё мнение;
- Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни ;
- Учиться выполнять предлогаемые задания в паре , группе.
Предметными результаты освоения основной образовательной программы по технологии: доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
6.Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов).
Знание трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их в работ во времена Средновековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общие представления).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью уччителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 часов).
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.
Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией ( с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).
Конструирование и моделирование (9 часов).
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств
По модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
(2 часа).
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.
Основные виды учебной деятельности учащихся
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.
С помощью учителя:
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);
- анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
С помощью учителя
- осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
- оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
С помощью учителя:
- моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
- определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тематическое планирование уроков технологии во 2 классе
- Количество часов:
- Всего – 34 часа; в неделю – 1 час
- Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по технологии, разработана на основе авторской программы по технологии (автор Е.А.Лутцева),с учетом примерной учебной программы начального общего образования по технологии.
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | |
уроки | Контрольные работы | |||
1 | Как человек учился мастерству | 15 | 14 | 1 |
2 | Как человек учился делать одежду | 5 | 4 | 1 |
3 | Как человек учился выращивать сад и огород | 5 | 4 | 1 |
4 | Как человек придумал себе помощников- машины и механизмы | 10 | 10 | |
Итого: | 35 | 31 | 3 |
Содержание тем учебного курса (календарно-тематическое планирование)
№ | Содержание | Кол. час. по теме | Конт., пров., дикт., тесты | Результаты | Дата | ||||
ИКТ | Проекты | ||||||||
ЗУН | УУД | план | факт | ||||||
Как человек учился мастерству (15 часов) | |||||||||
1 | Природа и человек. Освоение природы. | 1 | Знают свойства материалов. Умеют участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | |||||
2 | Как родились ремесла. Как работали мастера-ремесленники | 1 | Презентация к уроку | ||||||
3 | Каждому изделию - свой материал. | 1 | |||||||
4 | Разные материалы - разные свойства. | 1 | |||||||
5 | Каждому делу - свой инструмент. Познакомимся с инструментами | 1 | Знают, для чего применяются инструменты и правила безопасной работы с ними. Умеют участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | |||||
6 | От замысла к изделию. Выбираем конструкцию изделия | 1 | Умеют определять симметрию; знают способы соединения деталей. Умеют участвовать в диалоге, сотрудничать в паре. | познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Презентация учителя | ||||
7 | Что такое композиция. Симметрично и несимметрично. | 1 | |||||||
8 | Технологические операции. Размечаем детали: технологическая операция 1. | 1 | Умеют работать с линейкой; определяют чертеж и эскиз Умеют участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | |||||
9 | Получаем деталь из заготовки: технологическая операция 2. | 1 | |||||||
10 | Собираем изделие: технологическая операция 3. Отделываем изделия: технологич. операция 4. | 1 | Индивидуальный проект «Модель парашюта». | ||||||
11 | Что умеет линейка. Почему инженеры и рабочие понимают друг друга | 1 | Презентация к уроку | ||||||
12 | Учимся читать чертеж и выполнять разметку | 1 | |||||||
13 | Разметка прямоугольника от двух прямых углов, от одного прямого угла | 1 | |||||||
14 | Что умеют угольники. Разметка прямоугольника с помощью угольника. | 1 | Коллективный проект «Новогодние сюрпризы». | ||||||
15 | Как разметить круглую деталь. Проверь себя. | 1 | |||||||
Как человек учился делать одежду (5 часов) | |||||||||
16 | Как появились натуральные ткани. Свойства и строение натуральных тканей | 1 | Знают свойства натуральных тканей; умеют с ними работать. Умеют участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Индивидуальный проект «Народный костюм» 1 | ||||
17 | От прялки до ткацкого станка. | 1 | |||||||
18 | Особенности работы с тканью | 1 | Презентация учителя | ||||||
19 | Технология изготовления швейных изделий | 1 | |||||||
20 | Волшебные строчки. Размечаем строчки. Проверь себя | 1 | |||||||
Как человек учился выращивать сад и огород (5 часов) | |||||||||
21 | Живая природа. Что любят и чего не любят растения | 1 | Знают, что любят и что не любят растения; умеют ухаживать за комнатными растениями. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | Проект « Декоративные растения» | ||||
22 | Что выращивают дома и возле дома. Технология выращивания растений. | 1 | |||||||
23 | Как размножаются растения | 1 | |||||||
24 | Инструменты - помощники садовода и огородника. | 1 | |||||||
25 | Долго ли живут растения. Проверь себя. | 1 | |||||||
Как человек придумал себе помощников- машины и механизмы (9 часов) | |||||||||
26 | Далеко идти, тяжело нести. | 1 | Умеют аккуратно выполнять макеты транспорта. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умеют сотрудничать в малых группах. Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | Учебно-познавательные (умение задавать вопросы); коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог); информационные (умение самостоятельно отбирать информацию) | |||||
27 | От телеги до машины | 1 | Презентация « Старинные механизмы» | ||||||
28-29 | Макеты и модели. Как соединяют детали машин и механизмов. | 2 | |||||||
30-31 | Автомобильная история России | 2 | |||||||
32 | В воздухе и в космосе | 1 | |||||||
33 | В водной стихии | 1 | |||||||
34-35 | Обобщающий урок за год | 2 | |||||||
8 .Описание материально- техническое обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2013 | Методическое пособие для учителя | Пособие для учителя |
2 | «Технология. Ступеньки к мастерству» М.: «Вентана - Граф, 2013г. | «Технология. Ступеньки к мастерству» | Учебник для 2 класса |
3 | «Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2013г.. | Рабочая тетрадь к учебнику «Технология. Учимся мастерству» | Рабочая тетрадь по технологии |
4 | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
5 | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2013. | «Технология. Ступеньки к мастерству» | Учебник для 2 класса |
2 | «Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2013 | Рабочая тетрадь к учебнику «Технология. Учимся мастерству» | Рабочая тетрадь по технологии |
9. Планируемые результаты.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основными результатами обучения технологии являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.
иметь представление | знать | уметь |
|
|
|
под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; | ||
с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями. |
10. Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Проектная деятельность в курсе «Технология»
Проектная деятельность в курсе «Технология» рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.
Проект на уроках технологии — это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения, выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.
Базовая основа для выполнения творческого проекта — достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественнонаучные и др.) и качества творческого мышления, которые осваиваются и формируются на уроках.
Результат проектной деятельности — личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
В курсе «Технология» проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности — краткосрочные и долгосрочные.
Учащиеся выполняют проекты начиная со 2 класса. Разница в проектах для 2, 3, 4 классов заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем младше дети, тем больше помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.
В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие решение соответствующих практико-технологических вопросов, задания, связанные с историей создания мате-риальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап — интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется мысленному прогнозированию, созданию замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т. п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы — это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно-полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы — аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям. Поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за поддержанием атмосферы доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику Л.А.Ефросининой
УМК «Начальная школа 21 века»
Учитель: Загоруйко Елена Анатольевна.
МБОУ СОШ № 8 г. Ахтубинск
Тема урока: А.И.Куприн «Барбос и Жулька»
Тип урока: изучение нового материала с использованием методов и приёмов РКМЧП.
Цель и задачи урока:
Предметные:
- закреплять понятие художественного текста,
- формировать навык анализа художественного текста,
- наблюдать за языковыми средствами, развивать критическое мышление,
- развивать навык чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение, выразительность),
- создать условия для усвоения нравственных идей (об отношении к животным),
- учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
Метапредметные:
- создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в материале непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;
- создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
- способствовать развитию навыков исследования, фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи,
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
- воспитывать нравственные ориентиры через оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;
- воспитывать умение работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.
Планируемый результат:
Познавательные УУД: знать понятия художественный текст, рассказ, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.
Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.
Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение», авт.Л.А. Ефросинина, 3 класс;
- рабочая тетрадь «Литературное чтение», 3 класс, компьютер,
- мультимедийный проектор, презентация МИМИО: изображение Барбоса, Жульки, таблица для сравнения героев (общая для групповой работы и для самопроверки), портрет А.И.Куприна, толковый словарь Ожегова.
- блокноты для составления моделей обложек книг.
Этапы урока | Предметная деятельность | Формируемые УУД |
I .Мобилизующий этап урока | Физминутка (несколько дыхательных упражнений для улучшения мозговой деятельности) | Введение в ситуацию успеха, психологический настрой на работу |
1 слайд | ||
II. Мотивация учебной деятельности. III.Работа по теме. Определение темы урока. Постановка учебных задач. 2 слайд 3 слайд Целеполагание. 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд Актуализация знаний. Работа над словом. Подготовка к сравнению героев 8 слайд 9 слайд (картинки) 10 слайд Выполнение учебных задач. | 1.определение темы урока, методический приём «Предположение» -Вот новый день и новый час, Урок литературы новый. Но старый друг у нас в гостях- Мудрейший человек и мастер слова -О каком писателе эти слова вы поймёте, вспомнив информацию о нём. -Попробуйте определить предмет нашего разговора. Он был очень необыкновенным человеком. Ему было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, он одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолёте и чуть не погиб, когда самолёт начал падать. Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно. Работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром. -Будем продолжать работу по изучению творчества А.И.Куприна. -Хочу напомнить вам проблемный вопрос, который был поставлен в начале изучения раздела. -Как объяснить слова Д.Н.Мамина-Сибиряка, сказанные о Куприне: Почему он большой писатель? Да потому, что он живой…в каждой мелочи живой. Знания, полученные сегодня на уроке, тоже помогут вам найти ответ. 2 работа по модели «Произведения А.И.Куприна». А.И.Куприна. В каких жанрах он работал? Каковы могут быть темы произведений? Где будем искать ответ на этот вопрос? ( в биографии). -Выскажите предположение, каковы могут быть темы произведений А.И.Куприна и вспомните жанры, в которых он работал. Докажите свой выбор А). коллективное обсуждение результатов исследования. Б). самопроверка (проверка по готовому образцу) На дальнейших уроках будем проверять наши предположения. В) обобщение по модели. -Посмотрите на модель. Какой вывод сделали? - Какую задачу выполнили? Справились? Какие умения понадобились? Аргументируйте своё мнение. 3. коллективное планирование - Какую работу выполняем на уроках и что хотим сделать сегодня? (читать, задавать вопросы, анализировать, сравнивать, исследовать,….) -Это ваши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу начать выполнять свои желания? Почему? (не знаем, над каким произведением будем работать) Познакомимся с его произведением «Барбос и Жулька» - Запланированные действия и помогут нам познать секреты родной речи, секреты природы. 4. методический приём «Корзина идей» -Наполним идеями нашу корзину. -О чём может быть произведение? Кто может быть героем? -Кого автор мог так назвать? (собаки, о жизни собак, о дружбе собак, о ссорах между собаками, о том, как собаки помогали людям). Какой представляете Жульку? А Барбоса? Проверим в конце урока оправдаются ли наши ожидания. 5. проблемный вопрос -Попробуйте определить жанр произведения, его тему -После чтения ответьте на вопрос, какие мысли возникли у вас, что вы ощущали? 6. словарная работа (лексическая А) В словаре Ожегова Барбос – большая дворовая собака. Жулька – (жулик) – вор, мелкий мошенник. В тексте вам встретятся новые, непонятные слова. Попробуем найти им объяснение в толковых словарях. Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. Флирт – любовная игра, кокетство. Фестоны – выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья. Чиновники – государственные служащие. Деликатный – вежливый, мягкий в обращении. Полный карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. Триумф – блестящий успех. Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) – пользоваться плодами успехов.) Репяхами – репейник. Искони – издавна. Приземистый - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. 7. работа над текстом А) методический приём «Чтение с остановками» (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися.) -Почитаем произведение вместе, читать будем по абзацам. -Что значит «носили на себе следы боевых схваток»? -Каково происхождение Барбоса? -Каков его характер? -Какая основная черта Жульки? -Как она вела себя с людьми? -Как Барбос относился к другим собакам? -Предположите, что случилось дальше. Чем могло всё закончиться? -Как повёл себя Барбос в минуту опасности? -Ожидали ли вы от него такого поведения? -Как оцениваете его поступок? _Почему он отступил? -Можно ли поступок Жульки считать геройским? -Переживал ли Барбос? -Как все узнали о смерти Жульки? -Кто лучше всех понимал собак? -Как думаете, что хотел сказать автор? (возвращение к «корзине идей») Б). беседа по содержанию, анализ произведения. -Каков жанр этого произведения? Докажите. (рассказ, описывается один день из жизни героя) -Понравилось ли произведение? Что показалось интересным? | РегулятивныеУУД: постановка учебной задачи Личностные УУД: построение планов во временной перспективе РегулятивныеУУД: использование знаний в предметной деятельности : Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели РегулятивныеУУД: самопроверка, самоконтроль Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели Коммуникативные УУД Регулятивные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные УУД: формирование нравственных ценностей РегулятивныеУУД: Личностные УУД Познавательные УУД: знание понятий, умение проводить анализ Познавательные УУД: проведение анализа |
11 слайд 12 слайд . 13 слайд 14 слайд 15 слайд (синквейн) Контролирующее задание. 16 слайд 17 слайд IY .Итог урока. Y.Рефлексия. YI. Оценки за урок. YII. Домашнее задание. | 8. работа в парах, моделирование обложки -Теперь у вас достаточно данных для того, чтобы составить модель обложки. Составьте мини-обложки, используя фигуры-заменители жанра и цвет-заменитель темы. (работа в парах, одна пара у МИМИО доски). -Обоснуйте свой выбор, работая по алгоритму. (знаком прямоугольник обозначается жанр- рассказ, коричневым цветом – тема произведения: о животных.) - По своим блокнотам для моделирования сверьте модели обложек с работой на доске. 9).групповая работа по таблице (исследовательская работа образов Жульки и Барбоса) -Вы наметили один из видов деятельности «сравнивать». Сравним двух героев: Барбоса и Жульку. Проведём небольшую исследовательскую работу. Будем работать по группам. Результаты исследований занесите в таблицу. А). коллективное обсуждение результатов исследования. (групповое обсуждение, защита коллективных решений) Б). самопроверка (проверка по готовому образцу) -Группы, проверьте себя по образцу. Б.)обобщение по таблице. -Посмотрите на таблицу. Какой вывод сделали? -В чём разница в образе героев? 10.схема – описание Жульки -Наша схема – описание поможет нам понять, какой была Жулька, имея такие черты характера, превозмогая страх, из последних сил сражалась с врагом. -В чём поможет нам эта схема? Для чего мы, обычно, их составляем? 11. творческая работа: коллективное сочинение синквейна «Жулька» -Давайте попробуем обобщить наши чувства, наше отношение к одному из героев в синквейне. -Сочиним коллективный синквейн «Жулька» (добавляют по слову) (Например: Жулька. Застенчивая, маленькая Защищала. Лаяла. Сражалась. Прогнала опасного врага. Герой! ) 12. творческая работа. -Понравилось ли вам, как закончился рассказ? Какие чувства он у вас вызвал? Как называется такой рассказ? (художественный). Нужны ли такие произведения? Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то, может быть , она и осталась жива 13. вывод по рассказу. -Мы сегодня познакомились с новым произведением Куприна. Исследовали и сравнивали два образа.. Для этого читали, слушали, отвечали на вопросы, сочиняли, анализировали, сравнивали т.е. выполняли всё, что задумали. Что получили для себя в итоге? Считаете ли вы, что мы напрасно провели эти минуты вместе? -Давайте подведём итог урока. -Сколько учебных задач мы поставили в начале урока? -Удалось ли их выполнить? -Что нового и интересного узнали на уроке? -Что в итоге каждый из вас получил? -Оцените себя и своих товарищей. с. 56-64 читать, подготовить вопросы к тексту: 1 группа – «толстые» вопросы, 2 группа – «тонкие» вопросы | Личностные УУД Познавательные УУД выбор наиболее эффективных способов решения задания, Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД контроль, коррекция, осознание того, что уже освоено и что предстоит освоить Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД: использование знаний в практической деятельности Познавательные УУД Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Познавательные УУД умение осознанно и произвольно строить высказывание Коммуникативные УУД: контроль, коррекция, управление поведением партнёра, оценка действий партнёра Регулятивные УУД: нравственные ценности контроль в форме сличения способа действия и его результата с планируемым. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность. Личностные УУД: Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по ФГОС 1 класс
Новое тематическое планирование по математике для первого класса, по новым стандартам....
Тематическое планирование по ФГОС УМК "Школа России" 2 класс
Тематическое планирование 2 класс по ФГОС УМК "Школа России"...
Тематическое планирование по ФГОС. Математика 2 класс. Петерсон Л.Г.
Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс....
календарно-тематическое планирование. математика ФГОС 2 класс
пояснительная записка + поурочно-тематический план...
календарно-тематическое планирование. технология ФГОС 2 класс
пояснительная записка + поурочно-тематический план...
Календарно-тематическое планирование по ФГОС. Учебник Горецкого "Азбука" 1 класс по программе "Школа России"
Календарно- тематическое планирование по ФГОС. Учебник Горецкого " Азбука" 1 класс по программе " Школа России"....
Календарно-тематическое планирование по ФГОС по литературному чтению 1 класс
\рабочая программа по литературному чтению "Планета Знаний"...