Сочинение – эссе «Моя педагогическая философия»
статья по теме

Макарова Ольга Николаевна

Мои размышления на тему: "Почему я стала учителем?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сочинение-эссе20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  № 1»

Гороховецкого  района Владимирской области

Сочинение - эссе

Тема: « Моя педагогическая философия»

Автор: Макарова Ольга Николаевна,

                                                                             учитель начальных классов.

 

г. Гороховец

2012 год

Сочинение – эссе

«Моя педагогическая  философия»

                         « Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми;

                            надо принимать их как повторение своего детства,

                            чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец,

                            жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

                                                                                                    Ш.А.Амонашвили.

Передо мной чистый лист. На нём я должна изложить свои размышления. Написать всегда труднее, чем думать вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать себе ответ. Почему я стала учителем?

           Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять её на любую другую,  спокойнее моей,  более оплачиваемую?  Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле…

Я - учитель!

Вот уже 25 лет я работаю в школе. Все было за это время: радости и огорчения, победы и поражения. Прошедшие годы – годы поисков, раздумий, открытий. Бывает, что в трудные минуты наступает разочарование. Приходится все пройденное заново анализировать, находить ошибки и исправлять их. Затем – все начинать сначала, но никогда я не пожалела, что стала учителем.

А что значит для меня, быть учителем? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Любить…  Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не работа… Для меня «учитель» - это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем.

Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика.  Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?

Если учитель страдает от синдрома эмоционального выгорания, то работать в школе нельзя. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. У  В.А. Сухомлинского  я  когда-то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде,  он учится агрессии;  если ребёнка постоянно критиковать,  он учится ненависти;  если ребёнка высмеивать,  он стремится к замкнутости;  если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины,  но,  в то же время,  если ребёнок растёт в терпимости,  он учится понимать  других; если ребёнка подбадривают,  он учится верить в себя;  если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в педагогической деятельности. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью.

      Своей судьбе я говорю: «Спасибо»! Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие качества в детях, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ребенок вдруг восклицал: «Получилось!» - и обретал веру в себя.

      Победа ребенка становится и моей победой, его радость – и моей радостью. Именно в эти минуты я говорю сама себе: « Не сетуй на судьбу, и если выбрала эту профессию, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них». При виде веселых и грустных, смешных и озабоченных детских глаз радуюсь наступлению очередного школьного дня. Меня тянет к ребятам, к моим умницам и хулиганам, тихоням и задирам. Девиз каждого учителя: «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь». Что может быть лучше?

      Учитель – это наставник. В его труде – радость творчества, сила духа и способность сопереживания.

Каждый день, переступая школьный порог, учитель должен забывать о своих бедах и тревогах и входить в класс  с просветленной душой и доброй улыбкой. В очередной раз ловлю себя на мысли, что задаю один и тот же вопрос: « Где взять силы для ежедневного вдохновения?» И тут же отвечаю на него: « В самой себе и в детских пытливых глазах, заинтересованных и ожидающих». Не оправдать их надежды невозможно. Они верят в меня.

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. И я абсолютно  согласна  с  этим. Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок, сможет ли он прочитать текст внятно, четко и быстро. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?    

   Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, « только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. В моем понимании учитель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время, кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу.

Мой девиз:             ЧТОБЫ ИМЕТЬ ПРАВО УЧИТЬ,

                                           НАДО ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ САМОМУ.

         Уча, учись сам. Не останавливайся на достигнутом, ищи, учись  каждый час и у каждого, твори и изобретай, иди вперед -  там успех. Организация проектной деятельности, использование компьютера на уроке, подготовка презентаций, открытые уроки и мероприятия – эффективный способ заинтересовать ученика. Приходится, конечно, много изучить, подготовить. Но, видя результат, не жалко ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.

Учителю нельзя превращаться в актёра, который, до автоматизма доведя движения и речь, несколько лет играет одну и ту же роль. Учиться и меняться, быть каждый день непредсказуемым и неузнаваемым – вот ЗАДАЧА!  Трудная,  конечно, но ведь никто и не говорит, что быть учителем просто. Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Кроме того, бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приемы. Именно мои ученики заставляют меня быть таким учителем, каким я являюсь на сегодняшний день. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к их детским ошибкам, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменяюсь сама.

Вспоминаю свой первый урок… Тревога, страх, неуверенность… получится ли? Смогу ли «дотронуться до сердца» каждого, не станут ли мои слова  пустотой? Прошло 25 лет таких разных, непохожих друг на друга. Но каждый день по-прежнему начинается для меня все с того же вопроса.

 Дети – это то, к чему невозможно подготовиться. Здесь нет заведомо известных ответов, и каждый день  с ними – это испытание, прежде всего для самого себя, для своей души. Каждая их победа пусть маленькая, но победа. Каждый их успех – это гордость за них, это счастье. Но каждая их ошибка – это боль и все тот же вопрос, что Ты сделал не так? В чем не смог предупредить, предостеречь?

 Я считаю своим педагогическим кредо именно понять ребенка, полюбить его и помочь ему раскрыть себя, достичь тех высот, на которые он способен. Очень хочется, чтобы мои воспитанники умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения.

Крылатым стало выражение: школа такова, каков учитель. Так здорово, что я работаю в начальных классах! Есть возможность вновь и вновь с каждым выпуском искать и находить что-то необыкновенное и неповторимое. Растут дети, расту вместе с ними и я, счастливая, что вижу результат своего труда.

Счастье – это когда все лучшие стороны

      твоей жизни передаются ребенку.

                                Б.Окуджава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение эссе

                                                    ...

Сочинение – эссе "Моя педагогическая философия"

Пять выпусков позади, а впереди еще долгий профессиональный путь, сложный и тернистый, с большими испытаниями,  как для меня, так и для моих подопечных. ...

Сочинение -эссе"Мой класс"

В феврале 2013 года стала призером городского конкурса "Самый классный- классный! "в номинации сочинение-эссе "Мой класс",участником регионального конкурса....

Сочинение - эссе "Любить всех..."

сочинение о роли учителя в образовательном процессе...

Педагогическое сочинение-эссе

Диалог с ученической тетрадью...

Сочинение-эссе "Я учитель"

Мой путь к профессии учителя был не долгим. Ещё со школы мечтала работать в школе. На выбор этой профессии повлияла моя мама.  Она – УЧИТЕЛЬ.  Я всегда восхищалась её умением дарить своё теп...

Сочинение-эссе"Учитель XXI века на пути к новому образованию"

Рассуждения  о роли учителя в современном мире....