Методические разработки уроков
методическая разработка на тему

Палазова Жанна Фёдоровна

Методические разработки уроков по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_ra.rar26.74 КБ
Файл okr_mir.rar1.9 МБ
Файл russ_yaz.rar54.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №12 с УИОП»

Методическая разработка урока

по предмету «Литературное чтение»

(Система Л.В.Занкова)

4 класс

                                     Составитель:

                                                                Палазова Жанна Фёдоровна,

                                           учитель высшей

 квалификационной категории

Губкин, 2013

Тема урока: «Автобиографический характер стихотворений Валентина Берестова «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации».

Цели: 1. Предметные: познакомиться с блоком стихотворений В. Берестова, воссоздать эпоху военного детства лирического героя; показать его судьбу на фоне крупных исторических событий, развивать  навык выразительного чтения; создавать условия для знакомства с особенностями поэтических текстов, способствовать развитию словарного запаса.

           2. Личностные: создавать условия для воспитания чуткого, проникновенного  читателя.

           3. Регулятивные: обучение анализу, самоконтролю, рефлексии.

           4. Коммуникативные: способствовать развитию  культуры речи; формированию навыков сотрудничества.

          5. Познавательные: пробуждать желание самостоятельно изучать  дополнительную  литературу, для полного понимания стихотворения, замыслов поэта.

Оборудование: 1. Мультимедийный проектор, экран, презентация PowerPoint, учебник «Литературное чтение» Свиридовой В.Ю., портреты К. Чуковского,  В. Берестова,  детские рисунки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Эпиграф:

 «О поэзия! Души людей береди ...» В. Берестов

- Как вы понимаете эти строки?

Мы наблюдали, что язык ПОЭЗИИ может бать разным: высоким и торжественным, но и простым разговорным, рассказывать о личных переживаниях, о том, что волнует целый народ.

Выразительное чтение стихотворение  М.Лермонтова  «Бородино».

- Посмотрите на свои рисунки. Распределите их на 2 группы?

(Войны 1812 и 1941 года).

-  У каждого времени свои атрибуты, но одинаково в каждой войне?

3. Введение в тему урока (Слайд 1)

 - Я предлагаю прочитать несколько стихотворений  Валентина Берества, с  творчеством которого  мы уже частично знакомы. Что вы помните из биографии В.Берестова?

- Когда Валентину исполнилось 13 лет, закончилось его светлое, доброе детство, потому что началась Великая Отечественная война. Папа ушёл на фронт, а мама целыми днями была на работе. Теперь все дела по дому выполнял Валентин:

Полны водою вёдра.

Подметена квартира,

Посуду мыть несложно –

На ней ни капли жира.

(«Мужчина».)

А потом, чтобы остаться в живых, мама вместе с Валентином и его братом переезжает в южный город Ташкент, подальше от боевых действий.

4. Изучение нового материала.

1) Работа над стихотворением «Прогулки с Чуковским».

Чтение стихотворение учителем.

- Почему сначала рассказ ведется от первого лица («Мне четырнадцать лет»), а в самом конце поэт говорит о своем герое в третьем лице: «Этот хилый мальчишка»?

 (Нет, это воспоминание о прошлом, воспоминание грустное и очень дорогое одновременно. Лирическому герою, от лица которого читается текст, 14 лет: это, безусловно, сам Берестов, но в подростковой поре. Поэту же Берестову явно уже много – он смотрит на себя, подростка, со стороны, называя себя в последних строчках «этот хилый мальчишка».)

– К. Чуковский – тот самый Корней Чуковский, который написал «Мойдодыра», «Телефон», «Тараканище»? Или поэт рассказывает нам вымышленную историю?

– Как это можно проверить?

Работа в парах (Слайд 2)

- Внимательно изучите «Историческую справку» и посчитайте, в каком году Берестову было 14 лет, а Чуковскому – 60.

 Валентин Берестов родился в 1928 году, а Корней Иванович Чуковский – в 1882 году. Великая Отечественная война продолжалась с 1941 по 1945 год. Подсчитайте.

 (1942 год – второй год Великой Отечественной войны. Поэт очень точен: он указывает нам точный год, пусть и иносказательно, указав май. Все это говорит о том, что история, рассказанная в стихотворении, – не вымышленная, а подлинная, реальная.)

– Рассмотрите фотографию Чуковского, обратите внимание на картинку к стихотворению. Представляете ли вы, как выглядел Чуковский? Верно ли описание поэта, которое есть в стихотворении Берестова?

(Описание верное. В годы войны К. И. Чуковский уже старик, тогда как В. Берестов – подросток.)

- В годы войны в Ташкент  уехали многие знаменитые люди: писатели, композиторы, учёные. Среди них был всем известный детский писатель Корней Чуковский, которому в ту пору было 60 лет.

(Сдайд 3) Валентин показал Чуковскому свои стихи, которые так понравились поэту, что он подружился с 14-летним поэтом и помогал ему выжить в трудные военные годы.

К. И. Чуковский писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков».

- О чем беседуют Валентин и Корней Иванович?

Чуковский не абстрактно объясняет юному поэту законы стихосложения, но погружает его в музыку стиха, окутывает его волшебной силой, которая исходит от гениального поэта.

(Слайд 4)  (Речь идет, возможно,  о великом А.С.Пушкине, который в 27 лет написал удивительное по красоте стихотворение о любви «Признание»).

Перечитайте это стихотворение снова и найдите то, о чем мы еще не сказали. Будьте внимательны.

( Строки из этого стихотворения являются эпиграфом  урока. «Хилый» - описал Чуковский молодого поэта).

– Можете теперь объяснить, почему и лирический герой, и сам поэт Берестов относятся к событию – разговору с Чуковским – как к драгоценности? (Ответы детей.)

- Как Чуковский будет спасать мальчика?

Несмотря на трагедию и невзгоды войны, обрушившиеся на страну, несмотря на личные переживания, которые связывают двух поэтов (скорбь о сыне и об отце), оба они являются пленниками великого искусства. Оно сообщает им вдохновение, дает надежду и желание жить и писать стихи.

2) Работа над  стихотворениями «Сиротская зима», «В эвакуации».

Чтение текста подготовленными детьми учебника (с. 14-15).

– Поделитесь впечатлениями от стихов.

(Лирический герой тоскует не только по московской зиме, со снегом, он тоскует по счастливому времени, которое осталось очень далеко: это счастливое время как раз пришлось на его детство.)

– Стихи носят автобиографический характер?

(Слайд 5) Арык – в Средней Азии оросительный канал, канава.

 Работа в группах. (Слайд 6)

Выполнить анализ стихотворений по вопросам учебника (с. 14–16).

 Отчет групп о проделанной работе.

Ученик: Лирический герой стихотворения “Сиротская зима” тоскует по своей родной природе, по мирному счастливому времени. Он называет зиму сиротской, потому что отец на фронте, мама на работе, родина далеко. Поэт использует прием контраста. С одной стороны – зима без снега и мороза, которую он ругает. С другой стороны – зима, которая его спасла.

Ученик: Поэт опять рассказывает о Ташкенте. Здешняя весна производит на поэта не такое впечатление, как зима. Весна нравится поэту. Он любуется ею. Его восхищает бурное цветение. Валентин Берестов использует прием олицетворения. Для него ива, как живая. А волны арыка хотят унести тень от ивы. Но строки последней строфы короче. Последняя строфа  меняет смысл стихотворения. Поэт использует прием контраста. Он удивляется: какое несправедливое несоответствие: красота и щедрость, богатство и пышность природы и война, беда и горе людей. 

5. Итог урока

- Что нового узнали сегодня на уроке?

6. Рефлексия

Продолжи фразу:

Меня удивило …

Я открыл для себя …

У меня получилось ….

Я впервые …

7. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихов В.Берестова, посвященных определенной исторической теме. Ваши прабабушки и прадедушки во время войны были детьми. Попросите их поделиться с нами своими воспоминаниями.

Давным-давно в маленьком тихом городке Мещовске Калужской области  родился будущий поэт. Его папа работал учителем истории в школе, был добрым, талантливым человеком. И, представьте, тоже умел писать стихи. Когда Валентин был таким же как вы, он сам читал детские книги и журналы. Папа научил его читать, когда Валентину было всего три года. Став взрослым человеком, Валентин Берестов вспомнил свою раннюю любовь к чтению и написал:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо к бабушке идти:

- Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

- Ну почитай ещё страницу!

Не надо звать,

Не надо ждать.

А можно взять

И прочитать!

(«Читалочка».)

Семья Берестовых жила небогато, и поэтому Валентину не могли покупать понравившиеся ему книги. Будущий поэт приходил в книжный магазин, который ему казался раем, ведь там на полках стояло много интересных книг, таких как «Мойдодыр», «Гулливер», «Буратино». Вот как об этом вспоминает сам поэт:

А бывало, один я на весь магазин,

И прекрасные книги листаю один.

Только делаю вид, что листаю,

А на самом-то деле читаю...

Чтобы прочитать все понравившиеся книги, Валентин ходил в библиотеку. Свои первые стихи он написал, когда учился в первом классе. Это были весёлые дразнилки. Наверное, у каждого из вас есть обидчики. Как вы с ними поступаете? (Ответы детей.) А вот первоклассник Валентин написал своему обидчику Борьке Кожухову стихотворение-дразнилку:

Иди прямо, прямо, прямо –

Там помойная яма.

В ней сидит Борис Кожух,

Председатель дохлых мух.

И как вы думаете, что из этого вышло? Борька не только не обиделся на дразнилку, но и подружился с юным поэтом, охранял его от других обидчиков.

 Стихи о дружбе; «Драконил», «Разлука, «Фантики», «Девочка», «Братья», «Лапта», «Плащ», «Семейная фотография».

Карточка - помощник

Он называет зиму сиротской, потому что отец на фронте, мама на работе, родина далеко.

 Поэт использует прием контраста. С одной стороны – зима без снега и мороза, которую он ругает. С другой стороны – зима, которая его спасла.

Поэт опять рассказывает о Ташкенте. Здешняя весна производит на поэта не такое впечатление, как зима.

Лирический герой стихотворения “Сиротская зима” тоскует по своей родной природе, по мирному счастливому времени.

 Весна нравится поэту. Он любуется ею. Его восхищает бурное цветение.

 Валентин Берестов использует прием олицетворения. Для него ива, как живая. А волны арыка хотят унести тень от ивы.

 Но строки последней строфы короче. Последняя строфа  меняет смысл стихотворения.

Поэт использует прием контраста. С одной стороны – зима без снега и мороза, которую он ругает. С другой стороны – зима, которая его спасла.

 Поэт использует прием контраста. Он удивляется: какое несправедливое несоответствие: красота и щедрость, богатство и пышность природы и война, беда и горе людей. 

Карточка - помощник

Он называет зиму сиротской, потому что отец на фронте, мама на работе, родина далеко.

 Поэт использует прием контраста. С одной стороны – зима без снега и мороза, которую он ругает. С другой стороны – зима, которая его спасла.

Поэт опять рассказывает о Ташкенте. Здешняя весна производит на поэта не такое впечатление, как зима.

Лирический герой стихотворения “Сиротская зима” тоскует по своей родной природе, по мирному счастливому времени.

 Весна нравится поэту. Он любуется ею. Его восхищает бурное цветение.

 Валентин Берестов использует прием олицетворения. Для него ива, как живая. А волны арыка хотят унести тень от ивы.

 Но строки последней строфы короче. Последняя строфа  меняет смысл стихотворения.

Поэт использует прием контраста. С одной стороны – зима без снега и мороза, которую он ругает. С другой стороны – зима, которая его спасла.

 Поэт использует прием контраста. Он удивляется: какое несправедливое несоответствие: красота и щедрость, богатство и пышность природы и война, беда и горе людей. 

Карточка - помощник

Он называет зиму сиротской, потому что отец на фронте, мама на работе, родина далеко.

 Поэт использует прием контраста. С одной стороны – зима без снега и мороза, которую он ругает. С другой стороны – зима, которая его спасла.

Поэт опять рассказывает о Ташкенте. Здешняя весна производит на поэта не такое впечатление, как зима.

Лирический герой стихотворения “Сиротская зима” тоскует по своей родной природе, по мирному счастливому времени.

 Весна нравится поэту. Он любуется ею. Его восхищает бурное цветение.

 Валентин Берестов использует прием олицетворения. Для него ива, как живая. А волны арыка хотят унести тень от ивы.

 Но строки последней строфы короче. Последняя строфа  меняет смысл стихотворения.

Поэт использует прием контраста. С одной стороны – зима без снега и мороза, которую он ругает. С другой стороны – зима, которая его спасла.

 Поэт использует прием контраста. Он удивляется: какое несправедливое несоответствие: красота и щедрость, богатство и пышность природы и война, беда и горе людей. 

Карточка - помощник

Он называет зиму сиротской, потому что отец на фронте, мама на работе, родина далеко.

 Поэт использует прием контраста. С одной стороны – зима без снега и мороза, которую он ругает. С другой стороны – зима, которая его спасла.

Поэт опять рассказывает о Ташкенте. Здешняя весна производит на поэта не такое впечатление, как зима.

Лирический герой стихотворения “Сиротская зима” тоскует по своей родной природе, по мирному счастливому времени.

 Весна нравится поэту. Он любуется ею. Его восхищает бурное цветение.

 Валентин Берестов использует прием олицетворения. Для него ива, как живая. А волны арыка хотят унести тень от ивы.

 Но строки последней строфы короче. Последняя строфа  меняет смысл стихотворения.

Поэт использует прием контраста. С одной стороны – зима без снега и мороза, которую он ругает. С другой стороны – зима, которая его спасла.

 Поэт использует прием контраста. Он удивляется: какое несправедливое несоответствие: красота и щедрость, богатство и пышность природы и война, беда и горе людей. 



Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
                     «Средняя общеобразовательная школа № 12
                   с углубленным изучением отдельных предметов»

Методическая разработка урока 

по окружающему миру

 

 4 класс

  Система  Л.В.Занкова

Учитель

Палазова Ж.Ф.

                                                                                           

Губкин, 2012

Тема . Кожа и её значение.

Цели: 1. Предметные: познакомить со строением и значением кожи, учить наблюдать, анализировать и делать  выводы, способствовать  обогащению словарного запаса.

           2. Личностные: создавать условия для воспитания потребности соблюдать  правила  личной гигиены.

           3. Регулятивные: обучать самоконтролю , умению ставить цель,  рефлексии.

           4. Коммуникативные: способствовать развитию  речевой деятельности; формированию  навыков сотрудничества .

          5. Познавательные: учить  пользоваться  справочной литературой, текстом учебника, наблюдать,  делать выводы.

Оборудование: 1. Мультимедийный проектор, экран, презентация PowerPoint, учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, лупы, предметы для игры, зеркала, кусочки чёрной ткани, инструкции,  фломастеры, энциклопедия для любознательных «Человек».

Ход урока

1. Эмоциональный настрой

  1. Проверка домашнего задания.

(Домашнее задание – нарисовать плакаты по гигиене. С. 74–76 пересказ)

В ы с т а в к а   п л а к а т о в  по гигиене, нарисованных учащимися дома. – Эти плакаты помогут нам в соблюдении правил личной гигиены, мы повесим их для детей школы.

Игра «Крестики – нолики»

1. Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья.

2. Египтяне говорили: «Лучше быть красивым, чем опрятным»

3. Врачи в Древнем мире не знали о возбудителях болезни, но видели связь: чем грязнее жилье и люди, тем чаще эпидемии.

4. Мальчики в Афинах обучались в школах, где не только преподавали науки, но и развивали спортивные навыки.

5. В Афинах школы назывались гимнасиями (отсюда и слово гимназия, гимнаст)

6. Египет стал родиной Олимпийских игр.

7. Вода всегда считалась помощником в борьбе человека с болезнями.

8. Баня всегда считалась лучшим средством для очищения, обеззараживания и лечения некоторых болезней.

9. Закаленный человек, плавающий в ледяной воде называется «тюленем».

Сдайд 2

3. Тема, цель урока.

Слайд 3

-Что  называют одеждой тела?

- Какая тема урока?

Что необходимо знать о коже? Какие вопросы рассматривать?

(Строение кожи, значение кожи)

-Зачем надо знать ответы на эти вопросы?

(Чтобы быть здоровым)

Сегодня на уроке будем делать интеллект-карту « Кожа».

 (Учитель параллельно с детьми делает на доске карту)

Слайд 4

-Что такое кожа? (высказывания)

Обратимся к научным источнику «Энциклопедии для любознательных. Человек».

Запись в и/к  - орган

Слайд 5

- Кожо – это интересный орган. Знаете ли вы, что…

  •  Общая площадь поверхности взрослого человека 1,7—2
  • бщая масса кожи составляет примерно 3 - 4 кг. Это самый тяжелый орган тела.
  • Кожа на разных частях тела разной толщины?
  • Самая тонкая кожа на веках глаз - около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.

4. Наблюдение за кожей

Слайд 6

- Рассмотрим свою кожу.

  • Посмотрите на кожу своей руки, потрогайте её, сравните с кожей на ладони, сожмите руку в кулак. Что можете о ней сказать? Какая она? Что видите на ладони , кончиках пальцев?
  • Какого она цвета?  
  • Посмотрите на кожу через лупу. Что вы видите?
  • Как вы думаете для чего они?
  •  Теперь рассмотрите кожу лица
  • Проведите по лбу пальцем и прижмите палец к стеклу. Что осталось на стекле?
  • Что это?
  • Сколько интересных  загадок хранит наша кожа. Хотели бы вы разгадать их?

5. Работа над новым материалом

-Что поможет нам разгадать тайны кожи? (ее строение)

Слайд 7

- Перед вами таблица «Строение кожи». Учитель показывает, из чего состоит кожа.

Групповая работа

Слайд 8

-  О роли составляющих кожи вы узнаете сами. (Работа с учебником стр. 69-71. Каждой группе раздаются инструкции, см. «Приложение»).

  • Группа 1

   Роль потовых желёз.

  • Группа 2

   Роль кровеносных сосудов.

  • Группа 3

   Роль сальных желёз.

  • Группа 4

   Роль нервных волокон.

По мере выступления детей заполняется интеллект-карта.

- О каких составляющих кожи мы не говорили? (Эпидермис и волосы,

 6. Объяснения учителя.

Слайд 9

- Под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются.   Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи.

Слайд 10

  • Волосы защищают кожу головы от повреждений, охлаждения и вредного воздействия солнечных лучей.
  • Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова.
  • Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки.

Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона

Слайд 11

-Какие же функции выполняет кожа?

  • Дыхательная
  • Защитная
  • Выделительная
  • Осязательная

Заполнение интеллект - карты.

Дыхательная функция.

У человека дыхание через кожу незначительно. Чем активнее движения, тем больше потоотделение, быстрее циркулирует кровь через кожу, повышается  кожный газообмен. Но утолщение эпидермиса уменьшает газообмен. Дыхание через кожу в разных участках кожи различно: на туловище и на голове оно интенсивнее, чем на руках и ногах. У детей газообмен через кожу больше, чем у взрослых.

- Какое  значение  несет защитная функция. От чего защищает кожа?

- Какое  значение  несет выделительная функция?

- Какое  значение  несет осязательная  функция?

7. Подведение итога.

Слайд 12

- Итогом нашей работы стала, правильно  заполненная  интеллект – карта. Покажите друг другу свои  интеллект – карты. Это план вашего ответа к следующему уроку.

- Врачи в Древнем мире не знали о возбудителях болезни, но видели связь: чем грязнее жилье и люди, тем чаще эпидемии. Теперь, зная строение кожи, дайте научное объяснение происходившему.

8. Рефлексия

Слайд 13

Я доволен тем, что…

Мне сегодня удалось…

9. Дом задание.

Стр.69 -71, пересказ, Р/Т № 33, стр. 17

Приложение

Группа № 1

Роль потовых желёз

Инструкция

Задание теоретикам

Прочитай первый  абзац под рисунком  на стр. 70  и перескажи близко к тексту.

Задание художникам

Рассмотри  рисунок  учебника «Строение клетки», найди потовые железы, закрась  потовые железы по схеме на листе бумаги.

Группа № 2

Роль кровеносных сосудов.

Инструкция

Задание теоретикам

Прочитай второй  абзац под рисунком  на стр. 70  и следующие два абзаца, перескажи близко к тексту.

Задание художникам

Рассмотри  рисунок  учебника «Строение клетки», найди кровеносные сосуды, закрась  кровеносные сосуды по схеме на листе бумаги.

Группа № 3

Роль сальных желёз.

Инструкция

Задание теоретикам

Прочитай первый  абзац под вопросами  на стр. 71  и перескажи близко к тексту.

Задание художникам

Рассмотри  рисунок  учебника «Строение клетки», найди сальные железы, закрась  сальные железы  по схеме на листе бумаги.

Группа № 2

Роль нервных волокон.

Инструкция

Задание теоретикам

Прочитай последний абзац на  стр. 71  и перескажи близко к тексту.

Задание художникам

Рассмотри  рисунок  учебника «Строение клетки», найди нервные волокна, закрась  нервные волокна  по схеме на листе бумаги.

Задание практику

В пакете предметы. К доске должны выйти представители каждой группы. Они, не глядя, опускают по очереди руку в пакет, ощупывают предмет, описывают его (твердый или мягкий, гладкий или шершавый, теплый или холодный и т.д.) и называют предмет.

Объяви вывод: благодаря нервным волокнам мы можем на ощупь определять предметы и их свойства. Кожа – орган осязания.

.



Предварительный просмотр:

Протокол  урока  русского  языка

Класс: 1-а,  МОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Губкина

Учитель: Жанна Федоровна  Палазова

Дата проведения урока: 08.04. 2010.

Тема: «Ударение. Ударные и безударные слоги».

       Дети изучают русский язык 6-ой  день, т.к. до этого были уроки обучения грамоте. На тему «Ударение» отводится 2 часа. Это первый урок по данной теме, на котором дети знакомятся с понятиями «ударные и безударные слоги».

Цели: 1. Уточнить представление о  роли ударения в русском языке, ввести понятие «ударные и безударные слоги», рассмотреть случаи, когда знак ударения над словами не ставится.

2. Развивать фонематический слух, мышление, внимание, речь.

3. Воспитывать чувство патриотизма, интерес к родному языку, терпеливость, аккуратность.

 Оборудование: портрет В.Ф.Раевского, «Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю., вопросы, написанные на отдельных листах, индивидуальные  карточки с текстом упражнения 33, стр. 30, конверты с молоточками, CD – проигрыватель.

Тип урока: объяснение нового материала

Ход урока

1. Организационный момент

А) Посмотри скорей, дружок, готов ли ты начать урок,

Все ли у тебя в порядке: книжка, ручка, и тетрадки?

- Если мы хорошо поработаем, то в конце урока у нас хватит времени заглянуть в конвертики с сюрпризом.

Б) Запись числа.

- Сегодня 8 апреля 215 лет назад родился Владимир Федосеевич Раевский, у нас в городе его именем названа улица. Кто из вас живет на улице Раевского? Владимир Федосеевич - наш земляк, поэт, участник Отечественной войны 1812 года, за отвагу награжден золотым оружием.

2. Чистописание

Уу

удар   удрал    ударение

- Какой звук обозначает буква у? (Буква у обозначает гласный звук у.)

- Какое слово «лишнее»?

(1. «Лишнее» слово – ударение, т.к. в нем 5 слогов, а в остальных – по 2 слога. )

(2. «Лишнее» слово – удрал, т.к. удар и ударение – это родственные слова)

- Что значит удрал? ( Быстро убежал)

- Давайте заглянем в «Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.

Удрáть, удеру, удерешь; - áл, - алá, - áло; сов. (разг.). Поспешно убежать, обычно тайком. У. из дому.

       На материале чистописания не только вспомнили написание букв, но и анализировали, логически мыслили. Дети узнали лексическое значение слова, которое, как им казалось, они знают. На примере учителя дети учились добывать знания, используя справочную литературу. Этап урока логично перешел к следующему этапу урока.

3. Изучение новой темы

       Прослеживается один из дидактических принципов системы Л.В.Занкова :быстрый темп прохождения материала. На тему «Ударение» отводится 2 часа, на каждом  из которых дети будут узнавать новое.

- Тема нашего урока «Ударение».  

-Зачем надо все знать об  ударении, уметь   его ставить? (Чтобы понимать смысл слова. Например: крýжки – кружкú)

- Кроме этого, с помощью ударения, ребята, мы научимся со временем проверять гласные в словах. Например: водá – вóды. 

        Если буква гласная вызвала сомнение,

        Ты её немедленно поставь под  ударение.

       Этими вопросами подчеркивается необходимость практического применения полученных знаний в жизни.

- Сегодня мы должны ответить на хитрые вопросы, которые задает нам автор учебника. Листы, на которых записаны вопросы, я спрятала в классе, посмотрите вокруг и найдите их.

Найденные вопросы вывешиваются на доску.

       Этот игровой момент дает детям возможность отдохнуть.

1. Что такое ударение?

2. Зависит ли смысл слова от ударения?

3. Когда не нужно ставить знак ударения?

4. Ставится ли знак ударения в односложных словах?

- Ответы на какие вопросы вы уже знаете из уроков обучения грамоте? (Смысл, слова зависит от ударения, знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой ё. Ударение – это палочка, которая ударяет по гласному звуку)

- Ударение – это выделение голосом гласного звука, а палочка, как ты сказал, это знак ударения, который показывает, какой звук будем произносить сильнее других? Невидимый молоток сегодня стал видимым. Мы берем молоточек и ударяем по гласному звуку. (Бумажный молоточек прикрепляется к доске) 

- Запишем ваши примеры односложных слов и слов с буквой ё.

     Дети приводят примеры односложных слов и слов с буквой ё и пишут под диктовку, а потом несколько слов записывают самостоятельно.

         Прежде чем начать объяснение нового материала, выясняется, что дети уже знают из уроков обучения грамоте, на что далее обратить больше внимания. Кроме этого, дети пишут сначала под диктовку, а потом всем ученикам предоставляется  возможность проявить творчество, самостоятельно написать свои примеры слов, где каждый ученик запишет количество слов, посильное ему.

       Проверка слов, написанных детьми самостоятельно.

- Молодцы, с этим заданием вы справились. Откройте учебники на

странице 31. Прочитав правило, вы должны ответить на вопрос: о чем новом говорится в правиле, чего еще не было сказано на уроке?

       Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. Остальные слоги называются безударными.

       Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук: рекá, рéки, речнóй.

- О чем мы еще не говорили? (Об ударных и безударных слогах)

- Сколько слогов в слове выделяется сильнее других? (Один)

- Как называется такой слог? (Ударный)

- Как называются другие слоги? (Безударные)

       Обучение проходит на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Урок построен с учетом принципа ведущей роли теоретических знаний. Ученики учатся добывать знания (принцип осознания процесса учения).

4. Закрепление

- Сегодня поучимся выделять ударные и безударные слоги. У вас в тетради вклеены карточки, текст упражнения 33 на странице 30.

       Книга – это не альбом,

       Рисовать не надо в нем.

       Бейся над любой задачкой,

       Но учебник не испачкай!

-В учебнике рисовать нельзя, поэтому я текст упражнения разместила у вас в тетрадях.

У  Кати хорошие игрушки.            Кати шар ко мне!

У  Маши цветы в комнате.             Не маши палкой!

- Сравните выделенные слова в левом и правом столбиках. Есть ли разница на письме? (На письме – нет)

- А на слух? ( На слух – да. Меняется смысл слова.)

       Учитель с детьми ставит ударение в выделенных словах, делит слова  на слоги, подчеркивает ударный слог. Кто понял, как выделять ударный слог, работает самостоятельно.

       Физкультминутка. Дети танцуют под музыку.

5. Самостоятельная работа

- Самостоятельно выполните упражнение 34 на странице 31.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?

1. Найди слова, которые пишутся одинаково, и объясни, что они обозначают.

В парке я видел белок.

В яйце есть белок и желток.

У зайца два длинных уха.

Варилась уха.

2. Спиши. Поставь знак ударения в словах, которые пишутся одинаково.

        Во время самостоятельной работы учитель оказывает помощь нуждающимся. Осуществляется дифференциация по объёму самостоятельной работы: те, кто пишет быстро – выполняет всё упражнение, а кто медленно, тому разрешено писать половину. Тем, кто быстро справился с заданием, дается задание дополнительное: разбить слова, в которых поставили ударение, на слоги и подчеркнуть ударный слог. Идет работа над развитием каждого ученика. 

       - Проверим самостоятельную работу. Назовите ударные слоги в слова, в которых вы ставили ударение.

- Подчеркните  в вашей работе красивую букву  у, которую отрабатывали на чистописании.

6. Итог урока

- Какие новые знания вы получили на уроке? ( Мы теперь знаем, какие слоги ударные и безударные)

- Чей портрет помещен у нас на доске? ( В.Ф.Раевского)

- Что запомнили об этом человеке? (У нас в городе его именем названа улица. Владимир Федосеевич - наш земляк, поэт, участник Отечественной войны 1812 года, за отвагу награжден золотым оружием.)

- На уроках истории в старших классах вы подробнее узнаете о его заслугах перед Отечеством.

7. Рефлексия

- Вы хорошо потрудились, теперь мы имеем право заглянуть в конверт с сюрпризом. У вас на столах бумажные молоточки. Он вам будет напоминать о знаниях, полученных на уроке. Я предлагаю оживить свои молоточки. Нарисуйте на них глазки, носик и ротик. Покажите.

- У вас получились красивые веселые молоточки. Дома покажите их родителям и расскажите, что нового узнали на уроке русского языка. Спасибо вам за урок, вы хорошо потрудились, урок окончен.

        Домашнее задание в первом классе не задаются, но показав родителям молоточек, дети непроизвольно вспомнят об уроке и  повторят пройденный материал в непринужденной обстановке.

        На уроке использовались только собственные методические наработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...