« Реализация компетентностного подхода через организацию групповой деятельности учащихся на уроке»
статья на тему

Татарникова Елена Арнольдовна

Групповые формы работы позволяют наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

     « Реализация компетентностного подхода через организацию групповой деятельности учащихся на уроке»

Групповые формы работы позволяют наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике. Групповая работа в школе является подготовкой для будущей работы в команде, с которой неизбежно придется столкнуться в жизни.
   В реальной практике не все педагоги любят применять групповые формы работы  на уроках.  Приводят  следующие доводы: на уроке очень часто возникает излишний шум, некоторые из детей абсолютно не участвуют в работе, требует много времени и усилий. Это происходит  только потому, что учителя не основательно изучают технологию групповой работы, школьниками не освоены модели деятельности в группе.

           В своей педагогической деятельности активно использую групповую работу. Работаю по УМК « Начальная школа 21 века».  Во всех учебниках заложен материал, обеспечивающий возможность проведения групповых форм работы. Начиная с 1 класса, вводится единая система условных обозначений, среди которых «Давай подумаем», «Выскажи предположение», «Парная работа», «Групповая работа».

 Подготовку к групповой работе необходимо начинать  с первого класса.   В  1-2 классе лучше всего делить детей на пары или тройки. Задания для парной работы давать, как правило, на хорошо усвоенном материале, чтобы основное внимание дети могли уделить освоению приемов совместной работы (в дальнейшем для парной работы может быть выбрано любое задание, требующее обсуждения ситуации). Чтобы ученики научились работать друг с другом, нужно показать на примере. Учитель вызывает кого-нибудь из учеников,  и показываю весь ход работы, обращая внимание на  возможные ошибки. Затем предлагается  поработать в парах всем детям в классе (во время работы учитель  внимательно наблюдает за работой  и выделяет наиболее удачные, и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия). Далее просит   детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свою работу классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе данной пары.  Желательно вместе с детьми установить,  правила взаимодействия в паре.

 Наши правила:

1. Говорим шёпотом.

2. Обращаться друг к другу по имени.

3. Не используем грубых, резких слов.

Составляется план работы

  1. Думаю сам

  1. Обсуждаю с товарищем.
  2. Показываем  готовность (поднимают руки вверх)

  1. Представляем

Выступление начинать : «Мы считаем, думаем, мы решили….»

  1. Оцениваем работу, благодарим друг друга (пожатием руки).

В  работе очень важен темп. Он способствует концентрации внимания.  Ограничение времени на выполнение задания - очень важная мелочь, которую учителю важно оценить до начала работы. Использование песочных часов, звоночков  действует на детей организующее -  нет пустой траты времени. 

 Организованная  парная  работа – база  для  групповой  работы. Когда учащиеся приобретут больше навыков работать по два- три человека, их можно будет организовывать в группы.

  В 3-4 классе чаще делить класс на группы по четыре человека. Для этого объединяются четверо ребят, сидящие за двумя соседними партами, они поворачиваются лицом друг к другу.
 Вводя новую  форму работы, учитель вместе с несколькими детьми у доски показывает  на примере весь ход работы, обращая внимание на  возможные ошибки. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо содержательную ошибку  в ходе взаимодействия.
Ход групповой работы предполагает выполнение членами группы определенных обязанностей. Для более четкой слаженности деятельности группы нужно распределить роли между ее членами. Роли могут быть, например, следующие:

1. Организатор – отвечает за работу группы в целом.

2. Докладчик  – выступает перед классом с готовым решением группы.

3. Секретарь – записывает высказанные идеи и решения.

4.Часовщик - следит за временем обсуждения.

Составляются  соответствующие памятки для учащихся.

Организатор

  • Распредели  роли.
  • Выясни, насколько каждый  уяснил цель задания.
  • Предложи обсуждение правил и способов работы
  • Не забывай предоставить возможность высказаться каждому.
  • Организуй работу группы корректно, вежливо (не отвлекаемся, мы ушли от темы и др.)

Докладчик

  • Слушай внимательно.
  • Обсуди своё выступление с членами группы.
  • Продумай  выступление.
  • Сформулируй вывод.
  • Необходимые факты, мысли запиши на листах.

Секретарь

  • Сядь рядом с координатором.
  • Внимательно слушай всех.
  • Используй в записи знаки, рисунки, сокращения.
  • Записывай  ключевыми словами.
  • Пиши четко, понятно.

Часовщик

  • Уточняет время выполнения задания.
  • Выясняет время окончания работы.
  • Оценивает соответствует ли способ работы данному времени.
  • Периодически сообщает, сколько времени осталось до конца работы.
  • Указывает на потерю времени при отвлечении от темы.

Для того чтобы групповая работа давала желаемый  развивающий эффект, учителю необходимо отслеживать перераспределение ролей между детьми. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.

   Вместе с детьми устанавливаются  подходящие для работы группы правила (они должны дополнять правила взаимодействия в паре). Добавляются следующие пункты:
1. При обсуждении задания говорите так, чтобы вас слышала только ваша группа

2. Не говорить всем сразу.

3. Говорить только по делу и по очереди.

4. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ.

5.Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

Составляется план работы:

1.Покажите, что группа готова к работе (с помощью рук образуют солнышко, проговаривают  слова: «Мы команда, значит мы вместе»).

2. Договариваемся, кто какую роль  будет выполнять (кто за что отвечает).

3. Определяем цель работы

4. Думаю сам.  .   

4. Обсуждаем  вместе

5.   Представляем результат.

6. Оцени работу  в группе.

Обязательным конечным элементом урока групповой работы должна быть рефлексия.

-  Как ты работал в группе?

-  Какое у тебя было настроение?

- Понравилось тебе работать?

- Если не получилось, то почему не получилось?

   Организация групповой работы меняет функции учителя. Учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника.  Во время работы групп учитель ходит по классу, следит за работой групп, в случае затруднения педагог включается в работу группы.

Итак, построить продуктивную работу в группах на уроке не так просто. Чтобы всё удалось и можно было получить удовлетворение от хорошо выполненной работы, и чтобы ученикам вновь захотелось работать совместно, учителю нужно грамотно спланировать и спрогнозировать свою деятельность и деятельность учеников. И если всё получается, то ученики проявляют себя как самостоятельные творческие личности, как товарищи по команде и во взаимодействии понимают и себя, и материал урока.

Результативность групповой работы.

    Диагностики показывают, что с каждым годом  повышается учебная и познавательная мотивация учеников,  снижается уровень тревожности.

   О развитии коммуникативных навыков можно судить, в частности, по сплочённости коллектива. В первом классе коэффициент сплочённости класса  средний – 32%, а  в четвёртом он вырастает  до 80%, что является высоким уровнем сплочённости.

Заметен и воспитательный эффект применения групповой деятельности. Проводимые периодически анкетирования  показали рост воспитанности учащихся.

Учащиеся легче стали признавать свои ошибки, больше проявляют терпимость, выслушивая других, улучшился контакт между учениками, они легче стали принимать совместные решения, больше помогают друг другу.

По данной теме была изучена следующая литература:

Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации// Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72с.

 Калашникова Н.Г. Личностно – ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъект учебной деятельности: Учебное пособие для системы повышения квалификации. – Барнаул, 2004.

Чиханова О. В.  Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - №11. - с.22.

Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Организация творческой деятельности учащихся на уроке в рамках ФГОС"

Текст доклада раскрывает творческий подход построения урока в рамках ФГОС.   Предназначена учителям , методистам общеобразовательных школ....

презентация Организация творческой деятельности учащихся на уроке в рамках ФГОС

презентация представляет пошаговые действия деятельности учителя и учащихся на уроке. Предназначена для учителей, методистов общеобразовательных школ....

Развитие коммуникативных умений и навыков через использование групповой формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Эта статья, с которой я выступала на областной научно-практической конференции "Ресурсы развития современного урока" в г.Кирове Кировской области. Все участники делились  материалами из опыта раб...

Повышение учебной мотивации через организацию проектной деятельности учащихся.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались  в школе. В  этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с со...

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения...

Современные подходы к организации проектной деятельности учащихся

Работа посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную практику метода проектов....