Повышение учебной мотивации через организацию проектной деятельности учащихся.
статья на тему

Сабельникова Ольга Владимировна

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались  в школе. В  этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать «не хочет учиться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Как замотивировать учащихся к процессу обучения? Этот вопрос особенно актуален для меня, как учителя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдет.

Как «замотивировать» учащихся начальной школы к процессу обучения? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя.

Мотив-это то, что побуждает человека к действию.

Я считаю, чтобы повысить мотивацию необходимо создать конкретные  условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_o_povyshenii_uchebnoy_motevatsii.rar15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сабельникова Ольга Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 7» ст. Тбилисской Краснодарского края

«Школа радости» - путь к исследованию.

Повышение учебной мотивации через организацию проектной деятельности учащихся.

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь»

 (древняя китайская пословица)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались  в школе. В  этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать «не хочет учиться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Как замотивировать учащихся к процессу обучения? Этот вопрос особенно актуален для меня, как учителя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдет.

Как «замотивировать» учащихся начальной школы к процессу обучения? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя.

Мотив-это то, что побуждает человека к действию.

Я считаю, чтобы повысить мотивацию необходимо создать конкретные  условия.

  1. Изучение предметов должно идти с огромным интересом. В этом помогают нетрадиционные формы проведения уроков.
  2. Организация работы над предметом малыми группами, в паре. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые  любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету.
  3. Чётко поставленная цель, превращение её в цель ученика.
  4. Проблемность обучения.
  5. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные задания. В этом мне помогает использование приёмов интерактивной технологии и других.
  6. Из опыта работы последних лет ,наиболее эффективным методом повышения учебной мотивации является использование проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность младших школьников, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления,
  • обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. Это достаточно серьезный вопрос.

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

  1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
  2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
  3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере.
  4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
  5. Возрастает нагрузка на учителя.

Как же их разрешить? Предлагаю такой вариант:

  • Начать организацию проектной деятельности через организацию его элементов на различных этапах урока: при постановке целей, определения задач. организацию творческой деятельности и этапе самостоятельной работы.
  • Лучше на первых этапах организовывать коллективные проекты и семейные ,а только после вовлечения всех учащихся в проектную деятельность организовывать индивидуальную работу над проектами.
  • Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
  • Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
  • Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
  • Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Ребёнку в ходе работы над проектом важно удовлетворить познавательный интерес, самореализоваться,  достичь определённого успеха в деятельности, причём достижение успеха в большинстве случаев превалирует над познавательными мотивами. Руководитель проектов обязан сделать всё возможное, чтобы каждый участник в качестве общественного одобрения получил свою «минуту славы».

Рассмотрим несколько этапов работы над проектом.

1.Постановка проектной задачи и выбор темы проекта.

 Важно помнить, что в этом возрасте у школьника очень велика степень фантазии и от меня, как учителя требуются направить интересы в нужное русло. Иногда на этом этапе важно объединение детей в группы по интересам для организации групповых проектов и проектов в парах .

2. Организационный этап. При формировании рабочей группы важно, чтобы учащиеся дополняли друг друга по своим способностям. Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются следующие критерии.

  • Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе, тем самым повышаем познавательную мотивацию.

Особенностью системы выполнения проектных задач является совместная творческая работа учителя и учащегося.

Перед началом работы  над проектом, мы с ребятами обсуждаем следующие вопросы:

  • для чего создается данный проект?
  • чем вызвана необходимость его создания?
  • существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
  • как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
  • найдет ли он своих потребителей?

 Ответы на эти вопросы помогут ребятам уяснить и сформулировать идею и цель проекта. Затем обсуждаем  задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта.

В этот период учу ребят формулировать тему, ставить цели и задачи своей работы.

Учу ребят составлять план работы над проектной задачей.

Таким образом, успешность реализации организационного этапа является залогом успешности всего проекта.

3.Реализация проекта.

В процессе выполнения практических операций учащиеся подбирают необходимую информацию, изучают теоретические положения, необходимые для решения поставленных задач, работают с соответствующей литературой, а также осуществляют промежуточный контроль качества выполненной деятельности, вносят изменения в процесс проектной деятельности, корректируют последовательность операций. На данной этапе моя задача состоит в контроле за процессом и в оказании своевременной помощи в случае затруднений.

Прежде всего, необходимо определиться с источниками информации. Чем можно воспользоваться? Это могут быть: книги, Интернет, учителя и родители, наблюдение, эксперимент. Здесь важно показать ребятам, что в источниках есть нужная и ненужная для нас информация. При работе с текстом они учатся выбирать необходимые факты, проводить сравнение, устанавливать последовательность, выделять причины и следствия. На первых этапах работы даю ребятам пункты плана, на которые учащиеся должны дать точные и конкретные ответы. В 1-2 классах информацию готовлю сама. Она предоставляется ребятам в виде текстов, в которых они ищут ответы на поставленные вопросы. В 3- 4 классах можно организовывать самостоятельный поиск источников. Отбор  материал – это трудоёмкая и кропотливая работа.

4. Оформление результатов проекта. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.  В основе этого этапа:

а) анализ информации;

б) формулирование выводов.

Обработка и оформление результатов в 1 – 3 классах так же ведётся под руководством учителя. Учу ребят выявлять и обозначать все значимые моменты в отобранном материале, выстраивать по порядку основные идеи, подбирать сравнения, готовить текст сообщения, чтобы не было ничего лишнего, и не ушла из виду значимая информация. 

Когда все материалы будут подготовлены, ребята самостоятельно оформляют проектные работы, при этом они могут обратиться за помощью ко мне, к родителям, старшим товарищам. И данную работу учащиеся выполняют дома, то родители тоже должны активно включиться в эту деятельность.

Подготовленные и оформленные проекты допускаются к защите.

Защита проекта происходит в виде выступления автора или авторов проекта. Акцент в данном выступлении должен быть сделан на самые сильные стороны проекта. После краткой речи автора проекта с анализом своей работы и ее самооценки присутствующие могут задавать ему вопросы.

5.Рефлексия .Обсуждение полученных результатов. Оценка результатов и процесса (рефлексия) включает: оценивание путём коллективного обсуждения и оценивание путём самооценок.

Учащимся необходимо сделать самоанализ своей работы и оценить работу участников своей группы, а учителю – оценить усилия учащихся, креативность, использование источников.

Рефлексия может быть организована как в индивидуальной, так и в групповой форме. Как только кто-то скажет: «Я делал так, потому, что считал, что …» – в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: «А я считаю так же или иначе?»

Таким образом, каждый этап имеет свои цели и задачи, которые адаптированы для начальных классов с учётом возрастных, психологических особенностей младших школьников, а также тех знаний и умений, которые они приобрели ранее.

Дети любознательны и познавательно активны уже после рождения. Познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако такая активность, по наблюдениям детей и родителей, у многих детей явно уменьшается, по мере перехода в более старшие классы. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам.

Поэтому выход найден, в 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектов– способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества, научить узнавать , учиться с удовольствием.

В 4  классе  ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.

Если ребёнок попробовал хоть раз заниматься исследованием, создавая свой творческий проект , дальше он с удовольствием будем включаться в любое творческое дело.

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

Есть такое понятие «школа радости», но к сожаленью оно часто остаётся только теоретическим понятием. Я думаю, если чаще использовать проектную деятельность, нетрадиционные формы работы, то школа действительно станет местом, куда дети будут идти с радостью и учебная деятельность  будет им не в тягость , а в радость.

Источники: 

http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2840\Суровцева Алина Валерьевна

Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения учащихся.

file:///M:/учитель%20года2016/350557.htm  \ Бурдина Людмила Геннадьевна

«РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.

На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...

Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников

В статье  представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности.  Какова задача педагога, чтобы ребёнок  с интересом и желанием учился. Как   по...

Статья "Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.

Анализ литературы по проектной деятельности как педагогической технологии, ориентированной  на приобретение и  применение новых знаний. Включение школьников в создание тех или иных проектов ...

Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"

Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность. Воспитание экологической культуры младших школьников во взаимодейст...

«Повышение качества образования через организацию внеурочной деятельности»

Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как пост...

Статья "Формирование экологической грамотности учащихся через организацию проектной деятельности в начальной школе"

Статья о формировании экологической грамотности через технологию проектной деятельности....