Современные подходы к организации проектной деятельности учащихся
статья

Людмила Васильевна Егорова

Работа посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную практику метода проектов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_egorova_l.v.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНО-

ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

/из опыта работы Егоровой Людмилы Васильевны-

учителя начальных классов МБОУ «СШ № 37”/

г. Норильск

Сборник посвящён рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную практику метода проектов. Педагог делится опытом организации проектной деятельности младших школьников  с использованием  ИКТ на уроках и внеклассных занятиях.

Материалы адресованы учителям начальных классов.

________________________________________________________________________

Центр информационных технологий  управления общего и дошкольного

образования  Администрации г. Норильска

г. Норильск, ул. Московская, д.29, т.34-15-94.

Современной России особенно необходимы

 хорошо образованные, инициативные

и творческие люди.

Д.А. Медведев

ЕГОРОВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА- учитель начальных классов СШ № 37.

       

В Концепции модернизации российского образования говорится, что основными критериями качества содержания образования должны стать не только система знаний, умений и навыков, но также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Сфера образования находится в постоянной динамике, реагируя на изменения в обществе, сама влияет на состояние среды, предопределяя её потребности. В связи с этим одной из задач развития образования является изменение структуры содержания образования, актуализация новых технологий обучения.

Профессионализм и компетентность- это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи человека. Сегодня не только инженеры или техники, но и рядовые рабочие должны быть профессионалами, способными возродить экономику страны, и главное в их подготовке не только объём получаемой информации, но и развитие творческих способностей оперативно находить, усваивать и пользоваться ею. Поэтому на первый план выдвигается профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбора педагогической технологии и степени её адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.

Продуктивно решать задачи модернизации образовательной деятельности возможно лишь, используя  новые технологии обучения.

Анализируя весь спектр современных педагогических технологий, Егорова Л.В. пришла к выводу, что одной из самых результативных для младших  школьников является организация  проектной деятельности с использованием  информационно-коммуникационных  технологий. Она активно использует возможности ИКТ, метод  учебного проекта в организации познавательной, творческой и исследовательской деятельности обучающихся как на уроке, так и в организации внеурочной деятельности.  Ко Дню Победы совместно с учащимися ею был разработан проект «Никто не забыт, ничто не забыто», позволивший интегрировать внеклассную работу и изучение учебного материала по литературному чтению, окружающему миру,  истории,  изобразительному искусству и технологии (материал в форме презентации, веб-сайта и буклета представлялся на Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации»)

Являясь творчески активным человеком, Егорова Л.В. и обучающихся ориентирует на активную творческую деятельность. Её ученики принимают активное участие в творческих конкурсах, интернет-викторинах и олимпиадах различного уровня. Они добиваются серьёзных успехов: лауреаты 1 степени всероссийского конкурса «Первые шаги» (социальный  проект «Люди в экстремальных ситуациях»,  творческий исследовательский  проект «Аты-баты шли солдаты»),  2 место в регионе в международном  конкурсе «Кенгуру», дипломанты конкурсов «Мир увлечений», «Палитра интересов», «Феноменальная память», отмечались грамотами Ассоциации деловых женщин НПР, ценными подарками. Опыт работы педагога в данном направлении востребован. Людмила Васильевна принимала участие в семинаре методического отдела управления образования администрации г. Норильска по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в начальной школе, в городских педагогических чтениях «Инновационная образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех». Она активно участвует в методических неделях, готовит круглые столы, разработки уроков, внеклассных мероприятий,  распространяет свой опыт через ЕОК.

Педагог является неоднократным дипломантом Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», конкурсов «Современный классный руководитель», «Вдохновение» (номинация «Литературное творчество учителя»), краевого конкурса проектов классных руководителей, лауреатом 1 и 2 степени всероссийского конкурса «Педагогические инновации». За успехи и достижения в области образования и воспитания младших школьников Людмила Васильевна включена в общероссийскую ежегодную Энциклопедию «Одарённые дети - будущее России» в рубрику «Доска Почёта».

Кожевникова А.И. – методист МУ

«Центр Информационных технологий»

 Хороших методов существует ровно столько,

                          сколько существует хороших учителей                                                                                                               Д. Пойа

Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму.

 В последние годы происходят значительные изменения в практике отечественного образования. К сожалению, замена одного курса другим или введением новых не обеспечивает значительного повышения эффективности образовательного процесса. По-видимому, настало время строить образовательный процесс не только в логике учебного предмета, но и в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.

Зададим себе вопрос: что необходимо современному человеку для успеха?

  1. Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и  представлять свои идеи.
  2. Уметь работать в команде и обладать навыками общения.
  3. Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.
  4. Эффективно использовать знания реальной жизни.

Пробивающие себе дорогу в обновляющейся школе новые принципы личностно- ориентированного образования, индивидуального подхода требуют в первую очередь новых методов обучения.

Проектный метод обучения кардинально отличается от классического обучения: учащиеся самостоятельно ставят цель, определяют пути ее достижения, осуществляют поиск, анализ, обобщение необходимой им информации (учитель выступает в роли консультанта).

Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных - творческих по самой своей сути. В центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого на свой уровень развития. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Считаю возможным внедрение в школьную образовательную практику метода проектов, начиная с начальных классов.

Организацией проектной деятельности с использованием ИКТ занимаюсь четвёртый год, появились определённые наработки. Впервые заинтересовалась этим вопросом, посещая курсы Intel «Обучение для  будущего» Норильского филиала Красноярского пединститута им. Астафьева.

 Исследовательские проекты «Города и судьбы» (гимназия № 96 г. Казань), «Война 1812 года» (Гергель А.В. г Нижний Новгород), практико-ориентированный «Я к розам хочу в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград...» (Как провести реставрацию Летнего сада?) Проект учащиеся и педагогов из Санкт-Петербурга вызвали у меня желание больше узнать о проектно-исследовательском методе обучения.

Помогли краевые курсы «ИТК в деятельности учителя-предметника»,  «Информационные коммуникационные компетентности и современные образовательные технологии» и самообразование.

Что же такое «метод проектов»?

В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Начиная с 1 класса, я предлагаю детям участвовать в индивидуальных, внутриклассных и внутришкольных проектах различной продолжительности: краткосрочных (1-4 урока), недельных, годичных (в 4 классе)

Работа может быть организована в рамках одного предмета или области знания (монопроект), а также нескольких (интегрированные проекты).

Организуя работу с учащимися, использую следующие виды проектов:

  • практико-ориентированный проект - нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика («Люди в экстремальных ситуациях», «Не дружи со своей обидой», “Азбука здоровья для больших и маленьких»)
  • информационный проект - направлен на сбор информации об объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. («Откуда пришли комнатные растения?», «Наш любимый Пушкин», «Радуга профессий», «Охрана природы Красноярского края»).
  • творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п. («Школа будущего», «Мир наших увлечений»)
  • ролевой проект - проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. (театрализация сказки С.Маршака «Кошкин дом»)
  • исследовательский проект - включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются: моделирование, социологический опрос и др. («Два разных мира- мальчики и девочки», «Что читают современные дети?», «Аты-баты шли солдаты»)

Исследовательский мини-проект «Социологический опрос»

Проект готовит «группа социологов» (4 человека). Учащиеся класса на отдельных листочках отвечают на вопрос: «Зачем я учусь? », указывая только самое главное. Листочки сдаются «социологам». После урока они с помощью учителя  распределяют листочки на группы: в каждой группе - одинаковые или похожие ответы. На следующем уроке социологи докладывают классу, какие ответы были даны.

Такие же опросы могут проводиться по вопросам: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?», «Что я больше всего ценю в жизни?» и т. д. Результаты опросов помогают мне в организации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании учащихся.

Мы часто думаем, что творческое воображение свойственно лишь поэтам, изобретателям, вообще людям, создающим что-то новое. Это не так. Воображение - всегда творчество, созидание, к чему бы мы его не применяли. По словам известного шотландского философа Д.Стюарта, дар воображения - великолепная пружина человеческой деятельности и ключ к совершенствованию самого человека. Уничтожьте этот дар, сказал он, и человек остановится в своём развитии.

Творческий мини-проект

«Фантастические животные»

О мире природы любят читать все. Если внимательно посмотреть вокруг, можно сделать удивительные открытия, в привычном и неприметном заметить интересное и необычное.

Люба Медведева очень любит читать и фантазировать. Книжку-сказку о забавных животных, которые решили поменяться частями тела, и что из  этого вышло, она подготовила вместе с Казаровой Л., Козьминых В., которые были художниками- иллюстраторами в проекте,  презентацию  оформили совместно с мамой

Жил-был петух, и жизнь его была совсем обыкновенной. Но однажды он решил, что недостаточно красив. Он пошёл к козлу и обменял свои короткие ножки на длинные ноги козла.

По его примеру другие животные тоже стали меняться друг с другом. Зебра взяла морду кабана и хвост лошади. Утка- хвост петуха, а конь- хвост собаки. И стали они называться необычными именами: конепёс, гребнекопыт, козлоскунс, кабазёбр, крякохвост и др.

Но оказалось, что жить с чужими частями тела не так просто. Захотелось зебре пощипать травки, а морда кабана искала одни лишь жёлуди. Утка не могла плавать. Из-за хвоста петуха она всё время тонула. А лошадь без конца виляла хвостом.

Промучившись так три дня, звери вновь обменялись и вернули себе свои части. Они поняли,  что надо быть такими, какими их создала природа.

Вот и сказке конец. Прочитал ты? Молодец!

Социальный  мини-проект «Жизненная позиция в рисунках» 

Ожидаются возможные типы экстремальных ситуаций:  пожар, наводнение, война, нападение бандитов и т. д.

Каждая проектная группа готовит рисунки на тему «Люди в экстремальной ситуации»

Группы формируются по 5-7 человек так, чтобы «любители» какой-то одной экстремальной ситуации были собраны в одну группу.

Задание группам: наглядно изобразите, как ведут себя в данной ситуации люди, имеющие различную жизненную позицию (к этому моменту основные жизненные позиции, например, Жертвы и Ответственного человека, уже были обозначены и охарактеризованы). В ходе обсуждения подготовленных рефератов сформулировать правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях.

Результат работы над проектом – создание пособия по ОБЖ и ПДД на диске

Во время защиты мини-проектов группа объясняет:

-что делают герои рисунков, что они в этот момент думают;

-что обозначают позы, жесты, выражения лиц героев рисунка;

-выполняет компетентностно-ориентированные задания

Примеры компетентностно-ориентированных

заданий для учащихся.

Все люди хотят быть здоровыми, но иногда получают травмы. Почему?

Прочитайте статью «Опасности при пожаре»

Побеседуйте со своими одноклассниками, какие опасности подстерегают человека дома (информационная компетентность, компетентность разрешения проблем, аспект- определение проблемы, 1 уровень)

     Обсудите информацию в своей группе и составьте правила поведения при пожаре (коммуникативная компетентность, аспект - продуктивная групповая коммуникация, 1 уровень)

Заполните результаты в таблицу (коммуникативная компетентность, аспект - письменная коммуникация 1 уровень)

Выступите перед одноклассниками.

Будьте готовы ответить на вопросы (коммуникативная компетентность, аспект - публичное выступление, уровень 1)

Остановимся подробно на одном из проектов.

Творческий интегрированный проект с использованием ИКТ

«О братьях наших меньших»

Работа над проектом соответствует следующим разделам календарно-тематического планирования:

Литературное чтение. 

Раздел «О братьях наших меньших»

Темы уроков: М.М. Пришвин «Ребята и утята»,

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»,

Б.С. Житков Храбрый утёнок»,

В.В. Бианки «Музыкант», «Сова»,

Обобщение по теме ««О братьях наших меньших»

Внеклассное чтение

«Стихи о детях и для детей. А.Л. Барто, С.В. Михалков, С.Я. Маршак

Ознакомление с окружающим миром

Темы: «Дикие и домашние животные»,

«Животные живого уголка»,

«Про кошек и собак»,

«Красная книга»,

«Будь природе другом».

Изобразительное искусство

Темы: «Звери в лесу»,

«Наши друзья - птицы», «Сказочная птица».

Технология

 Тема: «Бабочка»

Проект помогает интегрировать различные учебные предметы, даёт возможность получать более глубокие знания, вызывает интерес к самостоятельным исследованиям, желание получать дополнительную информацию из различных источников, учит работе в команде.

Учащиеся  учатся работать с компьютером: составляют документы MS Word; с помощью педагогов и родителей оформляют презентации MS PowerPoint; буклеты, делают фотокалендари, рисунки, учатся работать с тестами, обращаться к материалам, расположенным в сети Интернет

Проект затрагивает актуальные темы, можно продолжать работу над ним и далее на уроках и во внеклассной деятельности: тесты использовать как формы контроля, а презентации картинной галереи «Эти забавные животные» и «Мир увлечений» как средства релаксации. Фотокалендари с изображением животных найдут практическое применение. Презентации «Стихи о детях и для детей » и «Домашние и дикие животные» станут наглядными пособиями для коллег на уроках и во внеклассной деятельности.

Основополагающий вопрос:

Изображение животных и реальность.

Проблемные вопросы:

  1. Как человек связан с природой?
  2. Почему мы называем животных нашими меньшими братьями?
  3. Чем отличается изображение животных в художественных произведениях

                     от научно-познавательных текстов?

  1. О чём писатели заставляют  нас задуматься?
  2. Как подружиться с природой?

Участники проекта:

  • учащиеся 2 “А» класса,
  • родители,
  • классный руководитель,
  • преподаватель информатики,
  • библиотекарь.

Дидактические цели и методические задачи проекта:

  • формирование творческой личности,
  • исследовательских навыков уч-ся,
  • совершенствование навыков работы с компьютером;
  • воспитание эмоциональной восприимчивости через сопереживание, чувства любви и бережного отношения к природе;
  • развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления

Учебные предметы:

  • литературное чтение,
  • ознакомление с окружающим миром,
  • ИЗО,
  • технология.
  • Проблемы (темы) самостоятельного исследования:

Поиск информации:

- посещение музея, библиотек,

- сеть Интернет.

- социологические опросы сверстников:

«Какие животные живут в вашем доме?»,

«Почему природа в опасности?»,

«Как подружиться с природой?»

Исследования:

«Что общего и что различного в сказках и рассказах о животных?»

 «Как изображаются животные в художественных произведениях и научно-познавательных текстах?»

Сочинение- размышление

«Почему я люблю животных?»,

 «Какими я представляю фантастических животных?»

(с иллюстрациями учащихся)

Сроки проведения проекта

Проект выполняется на протяжении 1 месяца и включает в себя как учебные занятия в рамках школьного учебного плана по предметам, так и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий.

1 занятие – презентация проекта, постановка тем самостоятельных заданий, распределение школьников по мини-проектам, обсуждение плана работы:

ноябрь-декабрь - проведение серии уроков  согласно тематическому планированию.

2 неделя ноября - социологические опросы и исследования.

3-4 недели ноября - сбор загадок, изготовление кроссвордов, фотокалендарей с изображением животных, буклетов.

1 неделя декабря - проведение дискуссии « Как стать природе другом?» выступления учащихся с рефератами

2 неделя декабря - конкурс рисунков «Фантастические животные»,

сочинений- размышлений «Почему я люблю животных?»;

открытый урок «Стихи о детях и для детей. А.Л. Барто, С.В. Михалков, С.Я. Маршак»;

инсценирование сказки «Кошкин дом»;

выступление с презентацией;

подведение итогов работы над проектом.

В ходе выполнения проекта организуются краткие обсуждения хода проекта на уроках окружающего мира, литературы, ИЗО.

В результате работы  над  проектом

учащиеся научатся:

  • добывать нужную информацию,
  • проводить  исследования;
  • работать в команде над решением единой проблемы;
  • планировать и реализовывать реальную практическую деятельность;
  • устанавливать связи между знаниями в различных учебных предметах.

Формы представления учащимися результатов исследования

и критерии их оценивания:

 

  • буклет «Проба пера»;
  • буклет «Стихи о детях и для детей»
  • презентации: «Эти забавные животные»;
  • «Кошкин дом»;  
  • «Мир увлечений»;
  • фотокалендари;
  • создание коллективного фотоальбома;
  • презентация картинной галереи лучших работ.

Материалы проекта:

  •  примеры творческих работ учеников  № 1, № 2
  •  описание учебного проекта и материалов к нему:
      - мультимедиа;  
     - публикация.
  • критерии оценивания
     - мультимедийных презентаций;
      - публикаций.
  • дидактические материалы:

           - разработки уроков №1,  №2,  № 3;
          - презентация «Домашние и дикие животные»;
          - тесты № 1, №2;
          - загадки;

              - литературные игры;
             - кроссворд;

              - викторина;
             - викторина с рисунками.

  • список информационных материалов

Итоговые мероприятия по проекту

  • Открытый урок. Праздник читательских удовольствий «Стихи о детях и для детей» (с использованием мультимедиа)
  • Театрализованное музыкальное представление «Кошкин дом» по сказке С.Я. Маршака (с использованием мультимедиа)
  • Презентация картинной галереи «Эти забавные животные»
  • Презентация сочинений о животных,    конкурс буклетов.
  • Семейная презентация «Мир увлечений»
  • Выпуск коллективного фотоальбома с изображением животных.
  • Подведение итогов. Награждение.

Информационные ресурсы

Интернет  ресурсы

www KM.ru,

festival.1 september. ru,  

www. nd. ru

Правильно подобранные методы и формы работы использование разнообразных дидактических и учебных материалов помогают успешному осуществлению целей и задач проекта.

К сожалению, возраст детей и недостаточное владение компьютером ограничивает возможности самостоятельной работы в проекте, но в этом есть и положительный момент: развиваются коммуникативные навыки в работе со сверстниками, педагогами и родителями. Дети получают огромное удовольствие при подведении итогов проекта.

Формы продуктов проектной деятельности.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта  будет    увлекательным, защита - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Проектная деятельность представлялась нами в следующих формах:

  • мультимедийные презентации в Power Point:  

        «Аты-баты шли солдаты»,

      «Никто не забыт, ничто не забыто»,

      «Люди в экстремальных ситуациях»,

      «О братьях наших меньших»,

      «О детях и для детей» Стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова,

      «Мир увлечений многодетной семьи Смирновых»,

      «Путешествие в мир профессий» и др.

  • буклеты:

       «Герой тот, кто отдаёт жизнь за Родину свою»,

       «Стань природе другом» (Проба пера),

       «Как правильно питаться?»

  • Web-сайт- Першина Т. Тема «Аты-баты шли солдаты»
  • видеофильм «Два разных мира: мальчики и девочки»
  • выставки рисунков и сочинений (н-р, «Радуга профессий»);
  • газета «Что хотят читать современные дети?»;
  • журнал «Азбука питания и воспитания для больших и маленьких»;
  • календарь- фотоальбом «Эти забавные животные»
  • картинная галерея 2 «А» (презентация рисунков о животных);
  • кроссворды:

       «Салют, Победа!»,

       «Воинские звания»;

  • коллекция учащихся «Мир моих интересов»;
  • музыкальное произведение - С.Я. Маршак «Кошкин дом» (инсценирование);
  • оформление кабинета;
  • праздник читательских удовольствий «Наш великий Пушкин»;
  • публикация данных социологических опросов:

       «Кого жители нашего города считают героями России?»,

       «Какие животные живут в вашем доме»,

       «Почему природа в опасности?»,

       «Как подружиться с природой?»

  • исследований: «Как изображаются животные в художественных произведениях и научно-познавательных текстах?»
  • публикации: «Какими были наши предки»,

       «Когда и как на Руси стали праздновать Новый год?»;

  • альбом иллюстраций «Города- герои»;
  • презентация сказки Медведевой Л. «Весёлая история про забавных животных»; «Сказка об Обиде» Алесенко А. и Фединой С.;
  • сценарий «Помнит мир спасённый».

               

Проект «Не дружи со своей обидой»

«Социологи» проводят исследование:

 «Почему дети      ссорятся?»

«Литераторы» сочиняют рассказы и сказки

«Художники» рисуют карикатуры и комиксы.

Итог проекта подводится на занятии дискуссионного клуба «Конфликт. Пути выхода»

Сказка Алесенко Анны и Фединой Софьи 3 «А» класс

в обработке Егоровой Людмилы Васильевны

Сказка об Обиде.

         В одном северном городке жили-были три подружки: Умница, Красавица и Толстушка-Веселушка. Жили - не тужили, вместе в классе учились. Красавица была с белокурыми волосами, голубыми глазами, тонкой талией, с утра до вечера в зеркальце смотрелась. Все на неё любовались: ну, ни дать, ни взять - кукла Барби! Умница училась на пятёрки и за подружек все задачки решала. А смех Толстушки-веселушки слышался даже в кабинете грозного Директора школы. Весело и радостно было всем.

          Но вот однажды в класс пришла новенькая. Звали её Обида. Ходила она угрюмая, от злости даже позеленела. Ни с кем Обида не подружилась, только с завистью смотрела вокруг, да думала, как всех перессорить. «Как тебе не надоело всем задачки помогать решать? Так и головка заболит»,- нашёптывала она Умнице. «Ты такая красивая, мисс Заполярья, мисс Россия!» - говорила она другой: «Эти девчонки не достойны твоего внимания!» «Ах, никто не может оценить твоего юмора и твоей доброй души. Все сплетничают, какая ты Толстая!»- доводила до слёз Обида Толстушку-Веселушку.

            И подружки поссорились. Красавица зазналась, ни на кого не смотрит. У Веселушки нос от слёз распух. А Умница таблетки от головной боли пьёт, да рукой тетрадку от всех закрывает, чтобы никто правильные ответы не подсмотрел.

             Прошел день, другой, третий. Грустно и тихо стало в классе. Даже грозный Директор руками развёл: «Что с 3 «А» приключилось?» Лишь одна Обида радуется, даже растолстела от удовольствия, скоро в дверь не пролезет.

             Первой не выдержала Толстушка - Веселушка: «Что же мы, девчонки делаем? Как мы могли Обиде поверить и дружбу нашу рассорить? Всё, с сегодняшнего дня ем овощи и фрукты, а булочки и конфеты пусть Обида ест» «А я, »- продолжила Красавица: «буду сама уроки учить!» Лишь Умница ничего не сказала, а в магазин побежала за красивыми бантиками и журналом «Мода». Вот завтра подружки удивятся!

             А Обида исчезла - как и не было! Вы её в своей школе не встречали?

Проба пера

( из буклета Смирнова С. «Будь природе другом»)

Попугай в окно стучится,

Видно дома не  сидится.

Ну, куда тебе лететь?

На дворе зима, метель.

          Это моя семья.

            Люблю её я.

Дома три  попугая

и кошка не злая.

При оценке проектных работ учитываем:

  1.  самостоятельность работы над проектом;
  1.  актуальность темы;
  1.  полноту раскрытия темы;
  1.  оригинальность решения проблемы;
  1.  артистизм и выразительность выступления;
  1.  раскрытие содержания проекта в презентации;
  1.  использование средств наглядности, технических средств;
  1.  ответы на вопросы.

Формирование ключевых компетенций в проектной деятельности.

Педагогическая цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В ходе проектной деятельности учащиеся приобретают

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания

из различных областей;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в библиотеке,

в сети Интернет;

- умение запросить недостающую информацию у взрослых;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение с помощью педагога выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.

  1.  Навыки оценочной самостоятельности.
  1.  Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

 -умение находить и исправлять ошибки в работе других  участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки (с помощью педагога):

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

- навыки анализа собственной деятельности.

6. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

-  умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

-умение отвечать на вопросы.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Творческие способности и фантазия помогают мне быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала.

Роль учителя в проектной деятельности разнообразна:

  1.  энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя

и направляя их в сторону достижения цели);

  1.  специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);
  1.  консультант (организатор доступа к ресурсам, специалистам);
  1.  руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
  1.  «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питу тот,  кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов);
  1.  координатор всего группового процесса;
  1.  эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта)

Проект «Аты-баты шли солдаты…»

 Участники проекта – учащиеся 4 “А» класса, классный руководитель, учитель информатики, библиотекарь, родители.

За проект берёмся смело:  вот уж дело, так уж дело!

Основополагающий вопрос:

Как сохранить память о героях, отдавших за Отчизну самое дорогое- жизнь?

Гипотеза

Герой жив,  пока живёт  память о нём!

Исследование проблемы,  создание мини-групп.

                                           

Срок проведения проекта: февраль-апрель

Поисковая работа «Герои в моей семье»

Шуличенко Настя:

           «Мой прадед Шуличенко  Андрей Николаевич воевал в пехоте, перевозил снаряды на передовую, т.к. был до войны животноводом и умел обращаться с лошадьми.

Прадед по маме погиб в войну, а отец папиной мачехи         погиб на Курской дуге»

Результаты социологического исследования:
«10 самых известных героев России» (изучение мнения жителей нашего города)

Опрошено 48 человек: женщин- 15 , мужчин-14,  детей в возрасте от 9 до 14 лет- 17 человек.

Маршал Жуков-17 ч                  

З. Космодемьянская-10 ч.      

А. Матросов-9 ч.                        

Суворов- 9 ч.                    

Не знаю-7 ч.

Мересьев-5 ч.

В. Талалихин-4 ч.

Мой прадед-4 ч

 М.Кутузов-8 ч.                          

Гастелло-4 ч.

Названы также имена героев:

Багратион         Кожедуб           Пожарский

Барклай             Кузнецов          Левашов

Врангель           Рокоссовский   Пётр 1

Голиков             Нестеров          Румянцев

Громова             Маркелов         Сталин         

Давыдов            Мороз               Суриков

Дубинин            Морозов           Сусанин

Конев                         Тюленин           Колчак 

Самые неожиданные мнения:

Герои России:

Наполеон

Клара Цеткин

«Мы по истории ещё не проходили»

SOS !SOS ! SOS! SOS! SOS! SOS!

Проект завершён, подводим итоги.


Выставка рисунков,  мемориалов.

Люди,

Покуда  сердца стучатся,

Помните,
                      Какой ценой  

Завоёвано счастье,

Пожалуйста,

Помните!

Результаты проектной  деятельности:

За четыре года работы в данном направлении достигнуты определённые результаты: проекты «Аты-баты шли солдаты…», «Никто не забыт, ничто не забыто», «О братьях наших меньших»- лауреаты 1 и 2 степени на Всероссийских конкурсах «Первые шаги» и «Педагогические инновации». Проект «Люди в экстремальных ситуациях» отмечен дипломом конкурса «Современный классный руководитель»

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребёнка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважения к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное - приносят радость.

Заключение

Итоги хочется подвести словами автора практического пособия «Как организовать проектную деятельность учащихся» Сергеева И.С.:

«Проектный метод ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому незаменим.

Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации»

Можно с уверенностью сказать, школа будущего - школа проектов.

Приложение 1

Словарь терминов.

Актуальность - показатель исследовательского этапа проекта. Обосновать актуальность — значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Групповой проект - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Долгосрочный проект - проект продолжительностью от одной четверти и более (до нескольких лет).

Задачи проекта - это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Защита проекта - наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопросно-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

Игровой проект  - см. ролевой проект.

Индивидуальный проект - проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

Информационный проект - проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей учащихся»).

Исследовательский проект - проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся»).

Консультант - педагог или специалист,  выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам.

Координация проекта - способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой.

Краткосрочный проект - проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

Монопроект - проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта).

Портфолио (папка) проекта - подборка всех рабочих материалов проекта.

Практико-ориентировочный проект- проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера

Презентация проекта - публичное предъявление результатов проекта.

Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении

Продукт проектной деятельности - разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект: 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.

Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

Результаты проекта: 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер ученика, формировании у него определенных ОУУН и др.

Ролевой проект - проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Руководитель проекта - педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы индивидуального исполнителя.

Среднесрочный проект - проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.

Творческий проект - проект, центром которого является творческий продукт- результат самореализации участников проектной группы (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся»),

Учебный проект - проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий прагматическую и педагогическую цель.

Цель проекта - модель желаемого конечного результата.

Этапы проекта - основные периоды работы проектной группы.

Приложение 2

1. План работы по проекту в классе

Обсудить с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь.

Составить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, лабораторное оборудование, диктофон и пр.).

Составить план-график использования компьютерного класса (в том числе запланировать вечер для презентации работ учащихся), библиотеки/медиатеки.

Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.

При необходимости провести подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта.

Найти спонсоров для приобретения поощрительных призов участникам проекта.

Пригласить на презентацию проекта представителей школьной редколлегии и районной прессы, поместить статью об учебном проекте в школьной газете.

Купить или получить необходимые принадлежности для практических занятий.

Опубликовать веб-сайт проекта в Интернете.

Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним.

Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.

     

Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.

Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.

Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.

Сфотографировать учащихся во время работы по проекту, пригласить школьную и районную прессу для освещения работы над проектом.

Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей).

Выставить отметки по результатам учебной работы.

2. Лист планирования самостоятельной деятельности

учащихся (индивидуально или в группе) по проекту

Имя (имена):

Основополагающий вопрос:

Вопросы учебной темы (проблемные):

3. Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности уч-ся

1

2

4. Источники информации:

Источник информации/ресурс

Вид информации

1

2

5. Содержание презентации ученика:

1. Минимум ____5___ /максимум _____15___ слайдов.

 2. Минимум ___3____ /максимум ____8____ графических изображений.

В том числе:

Минимум ______ /максимум __1___ графиков и диаграмм.

Минимум __3____ /максимум __5___ сканированных изображений.

Минимум ______ /максимум _____ найденных в Интернете.

3. Минимум ___2___ /максимум ___5____ анимационных эффектов текста на слайдах

4. Минимум ___1___ /максимум ___3____ анимационных объектов графических объектов на слайдах

5. Минимум ______ /максимум _______  звуковых файлов

6. Минимум ______ /максимум _______ видеофрагментов

7. Минимум ___1___ /максимум ____5___ цитат

8. Минимум ___1___ /максимум ____3___ гипотез, теоретических положений, мнений

9. Минимум ___1___ /максимум ____3___ данных, полученных в результате работы по проекту

10. Минимум __1____ /максимум ___2____ таблиц, полученных в результате работы по проекту

11. Минимум ______ /максимум _______ ссылок на использованную литературу

12. Минимум ______ /максимум _______  ссылок на Интернет-ресурсы

13. Минимум __1____ /максимум ___3____ фоновых изображений

14. Минимум ______ /максимум _______ эффектов при переходе с одного слайда на другой

6. Сценарий презентации ученика

Слайд 1 Титульная страница

Название:

Включает: Название проекта, ФИО участников проекта

Слайд 2

Название: Основополагающий вопрос

Включает:

План выполнения самостоятельных заданий по проекту

Слайд 3

Название: Основная гипотеза

Включает: Формулировка гипотезы

Слайд 4

Название:

Включает:

Слайд 5

Название:

Слайд 6

Название:

7. Примерное планирование содержания презентации учащегося

Общая цель проведения самостоятельных исследований

учащихся в рамках проекта:

Формирование исследовательских навыков учащихся; навыка сравнения различных по времени событий, планирование и реализация реальной практической деятельности, научиться представлять результаты исследований с помощью информатики.

Название презентации (в рамках основополагающего вопроса),

индивидуального исследования ученика (или группы учеников):

Никто не забыт, ничто не забыто.

Имя и фамилия автора (авторов) презентации:

Арютин О., Арютина Д., Бекирли Ж., Беляева А., Першина Т.. Шуличенко А.

Краткое описание целей и задач исследования, которые решает

конкретный участник (группа учеников) в рамках проекта:

Формирование исследовательских навыков, добывать информацию о героях России, о том, как народ хранит память о них, об истории своей семьи, продумать, как помочь взрослым сохранять память о героях, отдавших жизнь за наше светлое будущее.

Гипотеза, которая была положена в начало самостоятельного исследования

Герой жив, пока живёт память о нём.

Цитата по теме исследования:

 Где же ваша слава?

-Наша слава- русская держава,

 Вот где наша слава!

Проблема, обозначенная учащимся для проведения самостоятельного исследования:

 Как  сохранить память о героях, отдавших за Родину самое дорогое - свою жизнь?

Исследования:

1. Как народ помнит своих героев?

2. Как  Великая Отечественная война отразилась в истории моей семьи?

На какие вопросы учебной темы даст ответы учащийся в своем исследовании:

Моя родословная.

Твои защитники.

Мемориалы воинской славы.

Какие этапы и результаты исследования могут быть представлены

в презентации учащегося:

Социологический опрос населения «Герои России», выявление 10 наиболее известных героев.

Поисковая работа «Как Великая Отечественная война отразилась на  истории моей семьи?»

Посещение библиотек, работа с электронной энциклопедией «Кирилла и Мефодия», подготовка рефератов о войне и героях.

Работа с книгой А. Митяева «Книга будущих командиров», составление кроссвордов «Салют, Победа!», «Воинские звания», «Маршалы»

Подготовка слайдов «Ордена»

Подготовка и организация выставки рисунков «Салют, Победа!», мемориалов погибшим воинам.

Подготовка и проведение презентации.

Основные результаты, полученные данным участником (группы учеников)

в итоге работы в проекте:

Пополнение знаний  по истории и литературе через рефераты, работу с источниками, исследования;  совершенствование навыка работы с компьютером, творческое самовыражение через выставку рисунков и изготовление мемориалов воинской славы, презентацию.

Анализ или оценка:

Ссылки на информационные ресурсы, используемые в исследовании, и описание необходимых для самостоятельного исследования ученика (группы учеников) веб-сайтов:

www R.M. ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (СПЕЦИФИКА) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время проектная деятельность в начальной школе имеет большое значение. Использование данной деятельности на уроках позволяет педагогу не столько учить, сколько обучать учиться, направлять ...

"Современные подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС" Выступление на районном методическом объединениии начальных классов

Доклад о нормах и требованиях,определяющих обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основных требованиях к...

Современные подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС

Современные подходы к организации образовательной    деятельности в соответствии с ФГОС...

Современные подходы к организации проектной и учебно – исследовательской деятельности школьников

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и эксперимент...

Современные подходы к организации образовательной деятельности

В этом докладе я постаралась рассказать об отличии современного урока от традиционного. Современный урок - это ключик к маленькому сердечку....