Урок №1 ОРКСЭ "Наш дом - Россия" модуль "Основы православной культуры" 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок №1 ОРКСЭ "Наш дом - Россия" модуль "Основы православной культуры" 4 класс (презентация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_orkse.no1_.docx | 21.05 КБ |
prezentaciya_k_uroku.ppt | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
Тема:
«Наш дом - Россия»
Урок разработан
учителем начальных классов
Е.Е.Николенко
МБОУ СОШ №23 ст.Калужская
2012 год
Цель урока:
- формировать представления детей о России как об общей Родине для всех народов, живущих в ней;
- воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к своей Родине.
Задачи урока:
- дать представление о единстве многонационального российского народа;
- создать условия для осознания учащимися духовно-нравственных ценностей: патриотизм, уважение к людям других национальностей, добро, честь, справедливость, милосердие;
- помочь учащимся ощутить единство народов России, общность языка, культуры, истории;
- учить слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию.
Основные понятия: Россия, Родина, культурные традиции, духовный мир человека, нравственные ценности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, цветная бумага, ножницы, запись гимна России, карта России.
План урока:
1. Орг.момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Беседа о символике страны.
4. Работа по карте.
5. Открытие новых знаний.
6. Физкультминутка.
7. Работа с учебником.
8. Беседа по прочитанному.
9. Формирование вывода.
10. Практическая работа.
11. Итог урока.
12. Рефлексия.
13. Домашнее задание.
Ход урока:
На доске эпиграф:
Россия – Родина святая,
Люблю тебя я всей душой.
Россия – ты обитель рая,
Горжусь великою страной.
1. Орг. момент.
- Сегодня мы начинаем изучать новый для вас предмет «Основы православной культуры». О чем сегодня мы будем с вами говорить, вы узнаете, когда отгадаете ключевое слово урока.
По первым буквам отгадок сложите ключевое слово.
Слайд №1.
2. Сообщение темы, целей урока.
Звучит гимн России.
- Определите тему сегодняшнего урока.
- Как вы понимаете тему урока «Наш дом - Россия»?
Слайд №2.
3. Беседа о символике страны.
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Кто является главой нашего государства?
- Назовите символику России.
Слайд № 3.
- Одними из основных символов России, как и любого другого государства, является герб и флаг. Наш герб очень красивый. На нем изображен золотой двуглавый орел. Орел обозначает символ небесной силы: огня, солнца и бессмертия. Наш герб появился давно, более пятисот лет назад.
Георгий Победоносец на гербе нашей страны символизирует торжество добра над злом и готовность всего российского народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.
Слайд № 4.
- Вы знаете, что обозначают цвета флага? ( Белый – свободу, синий – цвет веры, красный – кровь, пролитую за Отечество.)
4. Работа по карте.
- Какие города России вам известны?
- Назовите и покажите на карте столицу нашей Родины.
- Покажите на карте наш край. Как он называется?
- Как иначе мы называем Краснодарский край?
- Покажите столицу Кубани.
Слайд № 5.
- Кубань – маленький уголок России, наша малая Родина. О Родине много сложено стихов и песен. Послушаем стихотворение ( Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.)
- Родина – это слово с детства знает каждый. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. А любить Родину – значит жить с нею одной жизнью.
- Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
- По последним данным переписи населения в России живет 143 млн. человек. А как всех их можно назвать одним словом?
- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Поэтому по –разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.
Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания.
- Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации : «… государство гарантирует равенство, право и свободу человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.»
- И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?
- Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
Слайд № 6.
5. Открытие новых знаний.
Проблемное задание:
- У вас на столах лежат карточки со словами. Разделите данные понятия на две группы, запишите их в два столбика (хлеб, счастье, доброта, земля, воспоминания, одежда, любовь, солнце).
- Почему вы так разделили?
Слайд № 7.
- Первый столбик: хлеб, земля, одежда, солнце - мы можем это увидеть, потрогать, узнать из какого материала это сделано, это материальный мир.
- Второй столбик: счастье, доброта, воспоминания, любовь - мы это можем почувствовать, ощутить в душе, это духовный мир.
6. Физкультминутка.
7. Чтение учебника. Стр. 4, третий абзац.
- Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы - это материальный мир. Но есть и другой мир - духовный. Духовный мир - это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский и иностранный языки, математику и информатику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё называется миром культуры.
8. Беседа по прочитанному:
- Что мы называем материальным миром?
- Что является духовным миром?
Слайд № 8.
Материальный мир - внешний мир.
Духовный мир - внутренний мир.
- Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек сам определяет, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.
Наши уроки помогут вам учиться понимать внутренний мир человека. Для этого в духовном мире есть свои дороги. Они называются традиции. По ним шли наши предки.
- Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.
Традиция – ( от лат. tradition – предание ) – передача образов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.
Слайд № 9.
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.
- Издавна в России у каждого народа особенно уважали семейные традиции. Особо почитались многодетные семьи.
9. Формирование вывода.
Самостоятельное чтение последних двух абзацев темы.
- Найдите предложение, которое может стать выводом нашего урока.
10. Практическая работа.
- С сегодняшнего урока мы отправляемся в увлекательное путешествие, где мы познакомимся с культурными традициями народов нашей страны. Каждый человек – это отдельный мир. Давайте представим этот мир с помощью своих ладоней. ( Обвести ладошку на цветной бумаге и вырезать . на доске прикреплен ватман с улыбающимся лицом. Дети прикрепляют вырезанные ладошки из цветной бумаги к лицу. )
11. Итог урока.
- Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Всё в ваших руках!
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.
12. Рефлексия.
Учитель заранее готовит большой лист бумаги, на котором изображен градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно».
- Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью условного значка-галочки рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии.
13. Домашнее задание.
Слайд № 10.
- Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций в вашей семье.
- Закончи предложения:
Моя Родина – это…
Самыми трудными событиями моей Родины были…
Когда я вырасту, я хочу…
Я не хочу, чтобы моя Родина…
Я благодарен своей Родине за то, что…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАШ ДОМ - РОССИЯ
Герб России У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
Белый – мир и чистота совести Синий – цвет неба, верность и правда Красный – огонь и отвага
Шумят, шумят желтеющие нивы Красою сердце веселя. Родимый край мой, Край судьбы счастливой, Земля отцов – моя земля. И.Варавва
Конституция- основной закон России Права и свободы человека и гражданина - все равны перед законом - каждый имеет право на жизнь - каждый имеет право на жилище - каждый имеет право на охрану здоровья - каждый имеет право на образование
Материальный мир – внешний мир . Духовный мир – внутренний мир .
ТРАДИЦИЯ - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.
Я узнал, что у меня есть огромная страна. И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок, Речка, небо голубое - это всё моё родное! Это Родина моя, всех люблю на свете я! (Стихотворение С.Орлова «Родное»)
Домашнее задание Моя Родина – это… Самыми трудными событиями моей Родины были… Когда я вырасту, я хочу… Я не хочу, чтобы моя Родина… Я благодарен своей Родине за то, что…
Презентация разработана : Николенко Е.Е., учителем начальных классов МБОУ СОШ №23 ст.Калужская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация по основам православной культуры для 4 класса. "Монастырь"
Данная разработка урока основ православной культуры предназначена для учиелей, ведущих ОРКСЭ в начальных классах.На данном уроке дети знакомятся с понятием "монастырь", с правилами поведения в нём, с ...
Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»
Вашему вниманию представлен проект урока по теме: « Милосердие и сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1...
Урок ОПК №4 по теме "Православная молитва", 4 класс
ЭОР разработан с помощью программы RM Easiteach Next Generation для ИД Panasonic ElitePanaboard, содержит урок по ОПК "Православная молитва"http://metodisty.ru/m/files/view/volokitina_e-s-_boikova_o-v...
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»
Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности. ...
Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»
Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91. и другую дополнитель...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...