Разработка урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Гаврилова Елена Петровна

Целью данного урока являются раскрытие ценностных понятий "честь" и "достоинство".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ТЕМЕ «ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО»

Цель урока: помочь детям осознать и прочувствовать такие традиционные духовно-нравственные ценности как честь и достоинство.

Девиз  урока: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф. М. Достоевский)

Задачи урока:

  1. раскрыть понятия «честь» и «достоинство» как высокие моральные качества человека; подвести к пониманию проявления данных качеств;
  2. выйти на размышление о том, что честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей;
  3. побудить детей к анализу собственных поступков;
  4. обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.

                                                   Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Погружение в тему.

Урок начинается с прослушивания песни «Офицеры границы»  

  1. Раскрытие смысла темы.

А) - Соотнесите слова песни, которую вы сейчас прослушали, с высказыванием одного из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей Фёдора Михайловича Достоевского «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»

- О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке?

(Честь и Достоинство)

Б) - Как вы понимаете слова – понятия «Честь и достоинство»  ( высказывания детей)

  В)   - В какую цветовую гамму вы бы раскрасили эти слова? Почему?

(раскрашивают на заготовках)

- Раскрытия понятий с помощью учебника, на слайде.

Г) - Какими качествами должен обладать человек, чтобы о нём говорили с достоинством.

- Моральные качества человека, достойного всякого уважения  (СЛАЙД)

(работа в парах) – Подобрать к каждой букве слова «ДОСТОИНСТВО» - описание человеческих качеств.

(Д-доброта, О - отзывчивость, общение, открытость, С – смелость, старательность, сочуствие, справедливость, Т – трудолюбие, терпение, И- искренность, Н- надежность, нравственность,  В – великодушие)

Д) За что же человек может быть достоин уважения?  Вывод.

Е) Примеры из жизни.

- Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

- Кого в нашей жизни можно назвать честным и достойным человеком, обладающим теми качествами, о которых мы говорили?

- Достойные уважения в прошлом.

     1) рассказ о спасателях

      2) иллюстрации учебника

Ж) Можно ли и нужно ли  развивать в себе достоинство и уважение? Почему?

                             Притча о снежинках

Шёл снег. Зимой это дело обычное. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки не спеша кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:
— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом.
— Мы не летим, мы просто падаем, — отвечала грустно вторая.
— Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало.
— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто будут топтать.
— Мы станем ручьями и устремимся к морю, мы будем жить вечно, — сказала первая.
— Нет мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала другая.
Наконец им надоело спорить, они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.

- Могут ли люди, не уверенные в себе,  как одна из снежинок, считавшая, что её будут топтать,  и она всё равно погибнет, добиться достоинства и уважения окружающих?

- ВЫВОД: Необходимо быть уверенным в себе, в своих поступках, и тогда можно многого добиться.

З) Высказывания.

   - На слайде – раскрыть смысл сказанного.

    - (В парах) - Соединить  пословицы , раскрыть смысл.

  1. Подведение итогов урока

В завершение урока притча:

«Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.»

Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?

        - Не смотри, что иной выше всех по уму,

         А смотри, верен слову ли он своему.

         Если он своих слов не бросает на ветер-

         Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.      (Омар Хайями)      

  1. Домашнее задание.

Стр 47 задание 2-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ОРКСЭ

Модуль "Основы мировых религиозных культур" Тема урока :Священные сооружения"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Разработка урока ОРКСЭ "Национальные праздники"

1. Цель и задачи урокаПознакомить с национальными  праздниками, обычаями и традициями наших предков. Развитие творческого воображения учащихся.Воспитание интереса и уважения  к традици...

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Дружба"

При разработке урока использованны приемы технологии ТРКМ: синквеин,прием "Дерево предсказаний", прием "ключевые термины"...

Разработка урока ОРКСЭ в 4 классе

Цели:- воспитание национальной гордости и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, терпимости и ув...

Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...