Разработка урока ОРКСЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Цели:
- воспитание национальной гордости и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, терпимости и уважения друг к другу; развитие коммуникативных способностей
Задачи:
- познакомить учащихся с учебным пособием
- способствовать формированию у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России
- систематизировать знания учащихся о государственной символике
- продолжить работу над формированием навыка выборочного пересказа и умением отвечать на вопросы
Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города, священные сооружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema1_rossiya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Россия – наша Родина» вводной темы «Наш дом – Россия»
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цели:
- воспитание национальной гордости и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, терпимости и уважения друг к другу; развитие коммуникативных способностей
Задачи:
- познакомить учащихся с учебным пособием
- способствовать формированию у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России
- систематизировать знания учащихся о государственной символике
- продолжить работу над формированием навыка выборочного пересказа и умением отвечать на вопросы
Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города, священные сооружения.
Ход урока
Организация деятельности учащихся. Знакомство с учащимися в форме игры в «тезки».
Сообщение темы и целей.
Слайд 1.Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Совершим путешествие по страницам нашего нового учебника «Посмотрим, полистаем, познакомимся»:
Что вы можете сказать о новом предмете? О новом учебнике?
Изучение нового материала
Введение в тему урока.
Метод эмоционального погружения. Вступительное слово учителя. Звучат позывные.
Слайд 2. Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Наши праздники и песни,
Поле с тонким колоском,
Тёплый вечер за окном
Объяснение учителя.
С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина? - Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? (дети объясняют смысл данных слов)
- Сегодня на уроке мы начнём вести словарик новых понятий и слов, давайте запишем в него эти слова.
– Откуда произошло слово “родина”?
Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода.
– Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах.
- Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл. Двое обучающихся работают у доски.
На доске появляется пословица:
Где родился, там и пригодился.
Знакомство с ст. Нововладимировской.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина .
Что вы знаете о своей станице?
Нет родины краше, чем станица наша!
Слайд 3.Сообщения уч-ся о ст. Нововладимировской.
Слайд4-5.Прекрасные сады, деревья и поля
Всё это-Родина моя!
Слайд 7-9.
Речушка Бейсуг, тополя.
Всё это –Родина моя!
Слайд 10-14.
Здесь живёт народ трудолюбивый.
И отдыхает он с душой..
Мы помним тех,
Кто подарил нам это.
И низкий им поклон земной.
Слайд 15.. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.
Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.
– А как называется наша Родина?
– Наше государство называется Россия, Российская Федерация.
– Как называется столица нашего государства?
– Какие ещё города России вы знаете?
Слайд 16-17- Оказывается, как много в нашей стране городов и как много в ней народностей проживает.
Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут-
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим,
И только в единстве сила России.
Слайд 18. Работа по карте России.
-Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать об ее территории?
- Какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России?
- Назовите и покажите столицу России.
Слайд 19.Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле, а единой семьей – это духовные традиции и ценности.
Слайд 20.Словарная работа .
На доске слова:
ПАТРИОТ
ОТЕЧЕСТВО
РОДИНА
СТОЛИЦА
ПРЕЗИДЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ
Самостоятельная работа – учащиеся находят значение слов, составляют с ними предложения и записывают в тетрадь, а затем зачитывают составленные предложения.
Объяснение учителя
- Россия – самая большая страна в мире, страна с древней историей. С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи. Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.
.Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
-Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова. (духовный, душевный)
- Наш мир, ребята делится на внешний - материальный и внутренний - духовный.
-Что же такое духовный мир?
Работа по учебнику .
- Обратимся к учебнику (стр.4)
Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира. Запишите словосочетание в словарик.
2.Слайд 21. На доске записаны слова:
Высокое-
Светлое-
Красивое-
Доброе-
Любовь-
Честь-
Правда-
-Подберите к этим словам антонимы. Дети подбирают слова.
Высокое - низкое
Светлое - тёмное
Красивое - уродливое
Доброе - злое
Любовь - ненависть
Честь - бесчестие
Правда – ложь
- Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему?
-Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.
- Кто может дать объяснение этому словосочетанию.
- Давайте запишем это словосочетание в наш словарик.
Вечные ценности – то, что ценится во все времена. Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру?
У каждого народа – своя культура и свои традиции.
Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.
Слайд 22.Традиция - (от лат. traditio - предание ) - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.
- Запишите данное слово в свой словарик.
Слайд 23.-24.Какие бывают традиции?
Семейные традиции объединяют семью
русские традиции объединяют русский народ.
Межнациональные традиции объединяют народы.
Все традиции объединяют Россию.
Духовные традиции определяют ценности человека, семьи, народа, России.
Закрепление изученного.
-Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству? ( Патриот).
А какое чувство может испытывать патриот? (Гордость).
Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?
А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться.
Слайд 25-30.Самостоятельная творческая работа учащихся.
Работа в группах. Каждая группа получает набор портретов или картинок и карточек с фамилиями. Задача ребят – догадаться, кто эти люди, соотнести название с картиной и, может быть, немного рассказать об этих людях. Продолжите этот ряд.
1 группа – военачальники Жуков Георгий Константинович, Кутузов Михаил Илларионович, Суворов Александр Васильевич.
2 группа – композиторы и певцы - Чайковский Петр Ильич, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский.
3 группа – писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев.
4 группа – космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова.
5 группа – спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов, Евгений Плющенко.
Итог урока
Слайд 31-32..
«Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься».
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл .
-Что такое духовный мир человека?
-Что такое культурные традиции и для чего они существуют?
Слайд 33. Домашнее задание. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи:
Рядом с вами живут скромные люди, которые не совершили геройских поступков, но всей своей жизнью они доказали, что они являются настоящими патриотами города, края, страны. Это ваши дедушки и бабушки, которые строили наш город, обращали атомную энергию на пользу людям, запускали первые сибирские спутники. Вот мы и подошли к домашнему заданию «Моя семья в истории города» (Запись домашнего задания)
- Проведи интервью с родителями по вопросам:
- Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством?
- Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
- Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать?
- Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?
2. Или найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека
Слайд 34.Вопрос-мостик: «Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?»
Используемый учебный материал
- Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М. «Просвещение», 2010
- Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (Учебник Кураева )
- Методические рекомендации для учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики»
- Интернет-материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...
Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...
Разработка урока ОРКСЭ 4 класс "Культура и религия"
Разработка урока поможет учителю, преподающему Основы православной культуры в 4 классе сформировать у обучающихся понятие культуры и религии, развить интерес к родной культуре и религии; в...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Методическая разработка по ОРКСЭ 4 класс Урок по теме: «Православный храм» - представляет собой урок - путешествие.
Урок в 4 классе по теме: «Значимость православного храма для русской культуры» способствует формированию у учащихся представлений о храмовой архитектуре. В процессе урока учащиеся изучают ...