Роль предмета «Основы православной культуры» в повышении нравственного уровня младших школьников
статья (4 класс) по теме
Данное сообщение поможет учителям, преподающим предмет "Основы православной культуры", расширить своё представление о данном учебном курсе и его возможностях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль предмета «Основы православной культуры» в повышении нравственного уровня младших школьников
Христианская нравственность скроена на вырост.
К сожалению, люди перестали расти.
Феликс Хвалибуг
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.
В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха — императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству».
Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.
В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
В 90_е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Духовная дезинтеграция общества, надлом ценностей старшего поколения и размытость смысложизненных ориентиров молодежи привели к тому, что с 1990-х г. Россия занимает одно из первых место в мире по числу абортов, социальных сирот, разводов, самоубийств, в стране недопустимо высока смертность от потребления алкоголя и наркотиков. Кризис набрал такую силу, что привел страну к черте, за которой начинается нравственное и физическое вырождение нации.
В начале 2000-х годов ситуация усугубляется. Также сказывается сильное влияние средств массовой информации
Следствие этого: молодежь предстает сегодня духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. В атмосфере порока и греха личность молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную массу иждивенчески настроенных эгоистов.
Поэтому необходимо воспитывать нравственность современного подрастающего поколения ещё со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет «Основы православной культуры».
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры».
Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице Сергиева Лавра);
– усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
– усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Примеры:
- Россия наша Родина говорится о многонациональности нашей страны, уважении людей других вероисповеданий
- Культура и религия говорится о тесной взаимосвязи культуры Руси с её религией
- Проповедь Христа говорится о отношении людей друг к другу
- Христос и его крест о нравственном выборе
- Совесть и раскаяние
- Заповеди – самые первые нравственные учения (параллель с юридическими законами)
- Милосердие и сострадание
- Золотое правило этики
- Храм (поведение в храме)
Опрос среди родителей «Почему вы выбрали для своих детей изучение предмета ОПК?»
Основа предмета – Нравственность
Это естественное желание для верующих родителей
Духовно-нравственное воспитание должно начинаться с самого раннего возраста
Самая высочайшая нравственность – христианская
Учебник «Основы православной культуры» – живой, интересный и нравственный учебник
«Учебник не должен быть знаниевым. Его задача не в том, чтобы понудить ребенка к запоминанию имен 12 апостолов и дат 12 великих церковных праздников. Важнее всего оставить в нем доброе послевкусие: ты любим и призван к любви. Мне бы хотелось, чтобы четвероклассник вышел с нашего урока с чувством защищенности, уверенный в том, что его любят не только мама и папа, но и Некто сверху». Кураев
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для детей 6-7 лет по предмету «Основы православной культуры и нравственности».
Тема занятия: Хлеб – дар Божий, отец и кормилец.Цели занятия:Формировать у детей интерес к православной художественной культуре посредством знакомства с иконой «Спорительница хлебов», а также с ...
Использование возможностей курса «Основы православной культуры» для формирования нравственных ценностей и развития культуры школьников.
Данная работа направлена на достижение планируемых результатов. В связи с этим мне хотелось, чтобы учащиеся в результате освоения курса «Основы православной культуры» научились:·...
ОРКиСЭ модуль "Основы православной культуры" в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Почему в школе выбирают "Основы православия"...
РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в...
Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"
Разработка урока и презентация по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...
Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального государственно...
Доклад: «Взаимодействие школы, Курганской епархии РПЦ в духовно-нравственном воспитании детей в рамках предмета «Основы православной культуры».
Во всём мире дети изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении Российской государственности. Понять отечественную истори...