ОРКиСЭ модуль "Основы православной культуры" в духовно-нравственном воспитании младших школьников
материал по орксэ по теме
Предварительный просмотр:
ОРКиСЭ «Основы православной культуры»
1. Для чего нужно изучать основы православной культуры?
Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции.
2. Что такое курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает шесть учебных предметов (модулей).
Четыре из них посвящены древнейшим духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму.
Два предмета - атеистические (безрелигиозные): светская этика и религиоведение.
Выбор предмета - законное право родителей.
3. Кто и когда принял решение о начале эксперимента?
Президент России Д. А Медведев на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других российских религиозных организаций 21 июля 2009 года принял решение о начале преподавания в школе дисциплин духовно-нравственного содержания. В настоящее время апробация этого курса проводится в 21-м регионе России.
4. Не станет ли изучение различных религиозных культур по выбору поводом для конфликтов среди детей?
В мире есть много религий, и люди разных взглядов и убеждений живут вместе. Рано или поздно дети начинают это осознавать. Важно, чтобы в этот момент рядом оказался мудрый учитель, способный понимать себя и других. Человек, знающий и любящий родную культуру, с уважением будет относиться к традициям других народов. По данным социологических опросов в школах, где преподаются основы православной культуры, отмечается улучшение взаимопонимания в среде учащихся, родителей и педагогов.
5. Что значит свобода выбора предмета по религиозной культуре и этике?
Именно родители выбирают тот или иной предмет по религиозной культуре. Рекомендации и советы учителя или директора школы конечно важны, но они не имеют решающего значения. Кому, как не родителям, необходимо знать о законном праве ребенка на образование, и помочь ему сделать правильный выбор.
6. Каким должен быть учитель православной культуры?
Чтобы преподавать «Основы православной культуры», учитель должен иметь к этому призвание. Главное свидетельство такого призвания - любовь к православной культуре и к детям. Атеист или человек равнодушный не сможет привить уважение и любовь к религиозной традиции. Это может сделать только педагог, имеющий опыт непосредственного, живого общения с Богом и людьми, принадлежащими к той же культуре.
7. Почему ОПК?
Выбор «Основ православной культуры» обусловлен значением православного христианства для формирования российской государственности и культуры. Даже люди, далекие от Церкви, но искренне стремящиеся к тому, чтобы знать и понимать родную историю, должны иметь представление о Православии.
Изучение основ православной культуры — это начало приобщения ребёнка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской Православной Церковью. ОПК открывает ребенку мир Православия - мир бесконечный, добрый и мудрый.
8. Как помочь детям в изучении ОПК?
Экскурсии по храмам и монастырям, поездки в древние русские города, посещение музеев, концертов духовной музыки - все это не противоречит светскому характеру образования и может быть полезно для всех участников образовательного процесса. Много интересного могут рассказать ребятам и православные священнослужители.
9. Можно ли поменять предмет по религиозной культуре в процессе обучения?
Часто бывает, что родители сначала выбирают для ребенка предмет «Основы светской этики», а через какое-то время понимают, что интереснее и полезнее было бы изучать ОПК. В этом случае смену предмета обязана обеспечить школа. Родителям нужно заблаговременно подать письменное заявление о своем намерении директору школы и, если необходимо, обратиться за помощью и информацией к представителям епархии.
10. Каковы перспективы преподавания ОПК в светской школе?
Сейчас, в процессе апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», формируются основы соработничества школы, Церкви и родительского сообщества в воспитании детей. Один из первых результатов этого процесса - в обязательную часть учебных планов начального и основного общего образования включена новая предметная область - «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в составе которой и будут преподаваться «Основы православной культуры» после завершения апробации курса ОРСКЭ в 2012 году.
Православная педагогическая общественность и Русская Православная Церковь выражают согласное убеждение в том, что в перспективе ОПК надо преподавать во всех классах средней школы - с первого по одиннадцатый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»
Мастер-клас по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, осваивающих основы православной культуры.
Основы православной культуры в системе образовательной школы....
РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ДУХОВНО—НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В начальной школе идет актив...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках православной культуры.
Выступление на семинаре в рамках Одиннадцатых муниципальных Рождественских чтениях." Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России."...
Воспитание младших школьников на основе православного вероучения.
Описан опыт работы в воскресной школе....
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций» (из опыта работы)
В статье рассказывается о том какие формы , методы я использую в своей работе по духовно - нравственному воспитанию в начальной школе. правильная организация работы позволяет воспитывать личность ребе...
Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга
Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга...