Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_opk.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области
Рассмотрено | Утверждаю | |
на заседании МО учителей | Одобрено | директор школы |
начальных классов | педагогическим советом | |
« » 20 г. | МБОУСОШ№1р.п. Башмаково | Дубинкин А.А. |
протокол № | Протокол № от | Приказ № от |
Рабочая программа
начального общего образования по предмету
«Основы православной культуры» комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной
культуры» рассчитана на 34 часа.
Содержание учебного предмета «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Изучают основы духовной традиции православия.
4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Дают определения основных понятий православной культуры
6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
14-15.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Посещение храма.
16.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
17.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества
Раздел II. Православие в России.
18.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
19.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
20.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
21.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
22.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
23.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)
24.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
25.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
26.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
27.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
28.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
29.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
30.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
32.Итоговая презентация творческих проектов учащихся.Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранной теме.
33-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Тематическое планирование
№ | Тема | Характеристика деятельности учащегося | Кол-во часов |
1 | Россия — наша Родина. | Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Знакомятся с историей возникновения православной религии. | 1 |
2 | Культура и религия. | Осваивать универсальные умения о ценностях основ духовной традиции православия Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. | 1 |
3 | Человек и Бог в православии. | Определять основные понятия православной культуры | 1 |
4 | Православная молитва. | Дают определение основных понятий православной культуры. Что такое православие. Какие бывают молитвы. | 1 |
5 | «Отче наш» | 1 | |
6 | Библия и Евангелие. | Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие. Дают определения основных понятий православной культуры | 1 |
7 | Проповедь Христа. | Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Дают определения основных понятий православной культуры | 1 |
8 | Христос и Его крест. | Как бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. | 1 |
9 | Православный календарь. Праздники. Пасха. | Что воскресение не только день недели. Символ Пасхи. Как празднуют Пасху. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | 1 |
10 | Православное учение о человеке. | Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | 1 |
11 | Совесть и раскаяние | О подсказках совести. Как исправить ошибки. | 1 |
12 | Заповеди | Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, православной культуры. | 1 |
13 | Милосердие и сострадание. | Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. | 1 |
14 | Золотое правило этики | Главное правило человеческих отношений.Что такое неосуждение | 1 |
15 | Православный храм | Овладевать приемами описания основных содержательных составляющих священных книг, священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм. | 1 |
16 | Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). | 1 | |
17 | Творческие работы обучающихся. Подведение итогов. | Взаимодействовать в парах и группах при выполнении творческих проектов | 1 |
18 | Как христианство пришло на Русь. | Овладевать знаниями об истории возникновения и распространения православной культуры Овладевать знаниями о развитии православной культуры в истории России. | 1 |
19 | Подвиг. | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной) | 1 |
20 | Заповеди блаженств. | Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. | 1 |
21 | Зачем творить добро? | Как подражают Христу. Чему радуются святые. Устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. | 1 |
22 | Чудо в жизни христианина. | О Святой Троице. | 1 |
23 | Православие о Божием суде. | Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие. | 1 |
24 25 | Таинство причастия. Посещение храма | Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Учатся толерантному отношению мировоззрений и культурных православных традиций. | 2 |
26 | Монастырь. | Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Учатся толерантному отношению мировоззрений и культурных православных традиций. | 1 |
27 | Отношение христианина к природе. | Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | 1 |
28 | Христианская семья. | Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | 1 |
29 | Защита Отечества. | Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | 1 |
30 | Христианин в труде. | О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | 1 |
31 | Любовь и уважение к Отечеству. | Духовные традиции России. | 1 |
32 | Подготовка творческих проектов. | Православие в России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества в России. | 1 |
33 34 | Выступление учащихся со своими творческими работами. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | Взаимодействовать в парах и группах при выполнении творческих проектов Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...
Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс
Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...
Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....
Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Выступление на ЛПО "Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...
План работы по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
План работы по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» ...
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...
Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...