Занятие для детей 6-7 лет по предмету «Основы православной культуры и нравственности».
методическая разработка (2 класс) на тему
Тема занятия: Хлеб – дар Божий, отец и кормилец.
Цели занятия:
- Формировать у детей интерес к православной художественной культуре посредством знакомства с иконой «Спорительница хлебов», а также с элементами русского народного творчества и искусства, посвященных хлебу.
- Обогащать словарный запас детей, развивать умение мыслить и рассуждать.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу и чувство благодарности к людям, выращивающим хлеб.
- Развивать творческие возможности детей, умение работать коллективно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_-_dar_bozhiy_otec_i_kormilec..docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Елисеева Елена Александровна, Белокопытова Ирина Юрьевна
Занятие для детей 6-7 лет по предмету «Основы православной культуры и нравственности».
Тема занятия: Хлеб – дар Божий, отец и кормилец.
Цели занятия:
- Формировать у детей интерес к православной художественной культуре посредством знакомства с иконой «Спорительница хлебов», а также с элементами русского народного творчества и искусства, посвященных хлебу.
- Обогащать словарный запас детей, развивать умение мыслить и рассуждать.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу и чувство благодарности к людям, выращивающим хлеб.
- Развивать творческие возможности детей, умение работать коллективно.
Оборудование к занятию:
- Картины художников: А.К.Саврасов «Грачи прилетели», И.И.Шишкин «Рожь», А.Г.Венецианов «На жатве. Лето.»;
- Название темы урока – каждое слово на отдельных листах;
- Опорные слова: пахать, боронить, удобрять, сеять, опылять, поливать, жать, молотить, сушить, перемолотить, замесить, испечь, накормить;
- Сюжетные картинки к опорным словам;
- Икона Божьей Матери «Спорительница хлебов»;
- Стихотворение «Урожай» К.Д.Ушинский «Родное слово» стр.244-245;
- Творческая работа: соленое тесто, клеенки для работы, влажные салфетки, основа для панно.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Приветствие | - Давайте поздороваемся друг с другом различными словами приветствия, прикасаясь ладошка к ладошке. | Дети стоят в кругу и приветствуют стоящего слева товарища: - Здравствуй, Лена! (привет, рада тебя видеть, доброе утро и т.д.) Затем все вместе: - Всем, всем, доброе утро! |
Формирование положительной мотивации |
- Тема нашего занятия «Хлеб - …» (остальные слова закрыты.) 2) Побуждает к осознанию темы занятия: - К концу занятия мы должны закончить эту фразу. Поэтому будьте внимательны! | Участвуют в диалоге. |
Формирование цели занятия и постановка воспитательных задач | Ведет побуждающий диалог: - Какое сейчас время года? - Посмотрите на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели» и перечислите приметы весны. - А какое время года изобразил на своей картине этот художник? - Как узнали? - Да, Иван Иванович Шишкин изобразил на картине «Рожь» середину лета. - Какие главные цвета на картине? - Золотое поле, золотая нива (засеянное поле). И люди должны много потрудиться, чтобы поле стало золотым. | Участвуют в диалоге. - Весна. Дети передают друг другу весеннюю веточку и называют приметы весны. - Лето. Дети называют признаки лета. - Голубой, зеленый, желтый – золотой, золотистый. |
Решение воспитательных задач |
- Предлагаю составить цепочку из слов, определяющих последовательность полевых работ и расположить их напротив картинок, изображающих данный вид деятельности. 2) Второй учитель ведет побуждающий диалог по стихотворению «Урожай» из учебника «Родное слово» К.Д.Ушинского. Учитель читает стихотворение вслух. 3) Направляет исследовательскую деятельность: - Колосков много. Каждый из них делает поле золотым. Но и колоски бывают разными. Чтение учителем стихотворения «Два колоска» (Из сборника Д.Тихомирова, 1914 г.) Будто солнцу улыбаясь, На соломке молодой Дремлет медленно качаясь, Ржи колосик золотой. Весь с рогами – как улитка, Жизни внутренней полна, Он пригнулся от избытка Полновесного зерна. А вблизи, поднявшись важно, Смотрит с гордостью другой, Все лишь кверху, да отважно – Так и видно, что пустой. - О каких двух колосках говорится в стихотворении? - Чем отличается пустой колос от полного зерна? - Есть ли польза от пустого колоса, в котором нет зерна? - Чем полезен колос, полный зерна? - Каким качеством наделяет поэт колос полный зерна? - Каким качеством наделяет поэт пустой колос? - Какому из колосков можно было бы гордиться собою больше? - Что есть «гордость» перед Богом? Эксперимент: предложить ребенку соотнести вес пустой и полной коробочки, чтобы понять качества описанных колосков. |
Пахать Боронить Удобрять Сеять Опылять Поливать
Читают стихотворение хором по четверостишьям и объясняют, рисуют словесные картины. Приходят к выводу: И художники, и поэт прославляют хлеб. Золотое поле – это очень красиво! Но как эта красота достается, расскажут ребята, которые работали у доски.
- Мы узнали, как поле становится золотым. Для этого нужны золотые руки. Люди потрудились, и Бог наградил их хорошим урожаем. Хлеб – дар Божий. (открывается запись на доске!)
- «Пустой» - легкий, значит, колосок прямостоящий; «полный» - тяжелый, оттого и колос склоненный. - Скромностью, смирением. - Гордостью, хвастовством, высокомерием. - Один из самых больших грехов. 2-3 ребенка сравнивают. |
Рефлексия | - Давайте порадуемся хорошему урожаю. Игра «Хоровод». | Дети идут в хороводе, один ребенок в кругу. Дети: Дождик, дождик поливай, Будет хлеба каравай. Дождик, дождик припусти Дай ржи порасти. Дети обращаются к ребенку, стоящему в кругу: Ты поле вспахал? Рожь в поле сеял? Дождик рожь поливал? А поспела рожь? Как ты будешь урожай убирать? (показывает движениями) |
Продолжение решения воспитательных задач |
- Посмотрите на картину А.Г.Венецианова «На жатве. Лето.» - Кого вы видите на переднем плане? - Каким орудием труда пользовались женщины? - Что мы видим на втором плане картины? - Отгадайте, что это? Лежит мужичок в золотом кафтане. Подпоясан, а не поясом; Не поднимешь, так не встанет. - Таких мужичков в золотом кафтане на картине много. Это сноп. Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями. Хлеб вяжется снопами, пучками. Обвязка на нем – скрутка. Точно такие снопы, вы можете увидеть на иконе Божьей Матери «Спорительница хлебов». Эта икона была написана по благославению преподобного Амвросия Оптинского. Он сам указал день празднества (15/28 октября) и назвал образ, указывая на то, что Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».
- Кого мы называем батюшкой? - Вывод: Хлеб – дар Божий, отец. (появляется запись на доске) - Как мы называем того, кто нас кормит? -Вывод: Хлеб – дар Божий, отец и кормилец. (появляется запись на доске) |
Вывод: Чтобы хлеб пришел в дом нужно много людям труда приложить.
Жать Молотить Сушить Перемолоть Замесить Испечь Накормить
Только ангелы с неба не просят хлеба. Хлеб да вода – молодецкая еда. Покуда есть хлеб и вода, все не беда. Калач приестся, а хлеб никогда. Хлеб – батюшка, водица – матушка. Отца. Нива – Божья ладонь; всех кормит. Кормилец.
Хлеб достается большим трудом. Это дар Божий, отец и кормилец. Ценен для каждого человека. |
Закрепление полученных знаний | - Не зря на Руси так значимо бережное отношение к хлебу. А что для вас бережно относиться к хлебу? - Хлеб – дар Божий, отец и кормилец. Выращивать хлеб – это доброе дело? Для кого оно доброе? Эпиграф нашего урока: «Из добрых дел ценятся выше те, которые служат на пользу другим. Иоанн Златоуст.» |
- Брать столько, сколько съешь. - Не бросать. - Не выбрасывать. - Покормить животных, птиц. - Поделиться с другими людьми, у которых нет денег на хлеб. - Да. - Для всех! Читают хором. |
Рефлексивная деятельность учащихся | - Сегодня на занятии мы славили хлеб. Хвала хлебу! Хлеборобы – трудом, художники – красками, поэты – стихами, музыканты – песнями! А вы хотите славить хлеб? - Как? - Мы сделаем панно-картину «Урожай поспел» и посвятим ее хлебу. Для всех! Делать картину будем делать из необычного материала – теста. - Вы умеете замешивать тесто? -Что для этого нужно? -Для нашего теста нужны только мука, соль и вода. Включает музыку. |
Выполняют творческую работу по группам. |
Прощание |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности
Тема: Защитники Отечества.Цели:1. Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...
Роль предмета «Основы православной культуры» в повышении нравственного уровня младших школьников
Данное сообщение поможет учителям, преподающим предмет "Основы православной культуры", расширить своё представление о данном учебном курсе и его возможностях....
Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"
Разработка урока и презентация по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...
Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального государственно...
Доклад: «Взаимодействие школы, Курганской епархии РПЦ в духовно-нравственном воспитании детей в рамках предмета «Основы православной культуры».
Во всём мире дети изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении Российской государственности. Понять отечественную истори...