Отчётное занятие кружка "Умелые руки"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Медведева Татьяна Николаевна

Создать условия для расширения представлений учащихся о значении хвойных деревьев в природе и в жизни человека;познакомить с разными видами хвойных деревьев (ель, голубая ель, сосна), с их ролью в природе и жизни человека; содействовать воспитанию бережного отношения к природе, формированию гражданской позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       ОТЧЁТНОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА

Внеклассное мероприятие по кружку «Умелые руки»  

"Береги зеленую жемчужину леса»"

 

 Цели: 

- создать условия для расширения представлений учащихся о значении хвойных деревьев в природе и в жизни человека;

познакомить с разными видами хвойных деревьев (ель, голубая ель, сосна), с их ролью в природе и жизни человека;

- способствовать развитию познавательного интереса к природе, к проблемам её охраны на примере произведений   Г.Х. Андерсена “Ель”, Г. Скребицкого, В. Чаплиной “Новогодняя ёлка в лесу”;

-  убедить детей, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней;

 - развивать экологическую культуру учащихся;

- содействовать воспитанию бережного отношения к природе, формированию гражданской позиции.

 

Оборудование:

 

 

 новогодние композиции, заменяющие елку;

 

 кроссворд “Ёлка”;

 Лесовичок с письмом “средство капитана Картье”;

 

 набор рассказов для каждого ученика Г.Х. Андерсена “Ель” и

Г. Скребицкого, В. Чаплиной “Новогодняя ёлка в лесу”;

   

 листовки с призывом;

 

Предварительная подготовка: 

- Изготовление елок из бумаги, салфеток

- Участие в акциях «Зимняя фантазия», «Живи елка»

- Подготовка сообщений на темы: «Елка на Новый год», «История возникновения зимнего праздника», «Царица северных лесов и её подруги», «Сосна одно из древнейших лекарственных растений», «Значение хвойных в народном хозяйстве».

Ход занятия

I. Организационный момент

 

Учитель: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.  Рыбе – вода,  птице – воздух,  зверю – лес,  степь,  горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

        Здравствуй,  лес, дремучий лес,

                                            Полный сказок и чудес!

 Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

  Весь в росе, как в серебре?

   Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Настя         

Лес – наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там,  где лес – всегда чистый воздух

Дима         

Лес – это дом для зверей и птиц. Лес -  это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Аня.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

II. Сообщение темы и цели занятия

Учитель:

Сегодня мы расскажем об одном чудесном дереве. О каком? Узнаете, отгадав загадки.

                          Что же это за девица:

                                Не швея, не мастерица,

                                Ничего сама не шьет,

                                А в иголках круглый год.   (Ель)

                                

                                  У меня длинней иголки,

                               Чем у ели.

                               Очень прямо я расту

                                В высоту.

                                Если я не на опушке,

                                Ветви только на макушке.(сосна)

                         Я прихожу с подарками,

                        Блещу огнями яркими,

                        Нарядная, забавная,

                        На Новый год я главная.  (Ёлочка)

    Верно. Мне утром принесли телеграмму, я так понимаю, от них. Послушайте:

«Смолистую, колючую

Несут меня на праздник в дом.

Украсят, полюбуются

И выбросят потом!...Помогите!»

                     Наши вечнозелёные красавицы просят о помощи.

- Какая беда их подстерегает в преддверии Нового года?

- Вы готовы помочь елям и соснам?

- А что для этого нам нужно сделать? (ответы детей)

Дети: Нужно доказать, что в Новый год лучше ставить не живую, а искусственную ёлку?

Учитель: А вот, откуда берёт своё начало обычай в Новый год ставить ёлку в доме и украшать её нам расскажут наши историки.

 

Историк № 1.  “Елка на Новый год?”

 

       Обычай ставить елку в Новый год берет начало с праздника Рождество.

    Рождественская елка выбрана у христиан  символ жизни и бессмертия – поскольку зелень этого дерева не умирает зимой в отличие от лиственных деревьев. С этой точки зрения устраиваемая на Рождество елка должна напоминать нам об Источнике жизни и бессмертия, Который рожден Пресвятой Девой Марией.

  Рождественскую елку уже много лет люди приносят в дом, зажигают на ней огни и веселятся на Рождество.

Ну-ка, елка,

Раз, два, три,

Светом радости гори

Историк № 2

     В Новый год сказка приходит в дом: в комнате вдруг появляется ёлка, да не просто зеленое деревце, а украшенное игрушками и мишурой чудо! В дом приходят волшебники: Дед Мороз и Снегурочка. Всё это создаёт необычайную сказочную атмосферу, делая праздник особо неповторимым и ожидаемым.

      С незапамятных времён отмечают во всём мире этот праздник. Все радуются Новому году.  В России раньше праздновали Новый год 1 сентября. Торжественно отмечали этот день. На площади в Кремле царь восседал на престоле, окруженный боярами. А патриарх кропил собравшихся святой водой и поздравлял народ с Новым годом.

     Только 1 января 1700 года по специальному указу царя Петра I Новый год стал в России зимним праздником. Тогда впервые все дома были украшены еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками. В Москве палили из пушек и мушкетов, жгли костры на площадях, устраивали пышные фейерверки.

 

Историк № 3

        Но к сожалению, это приводит к уничтожению миллионов хвойных деревьев.     В России обычай устраивать под Новый год елку приписывают Петру 1. Его указ от 1700 г. обязывал украшать улицы и дома ветками сосновыми, еловыми и можжевеловыми, а не целыми деревьями. Первая же  елка появилась в Петербурге в 1852 г. К концу 19 в. эта традиция прочно вошла в быт наших предков. Но в то время население было малочисленное, хвойные леса занимали большие площади, и эта традиция не имела столь губительных последствий для природы, как сейчас.

      Население страны росло и в 1920 г. устройство новогодних елок пытались отменить, но безуспешно: запретами делу не поможешь.

В настоящее время хвойные леса в значительной степени истреблены в результате лесозаготовок, лесных пожаров, а также вследствие строительства железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов.    

      Немаловажную роль в сокращении площади лесов играет  осушение болот, затопление, добыча нефти, угля и других полезных ископаемых.

Потеря лесных богатств — одно из экологических бедствий. В Красную книгу России занесено уже 11 видов голосеменных растений. В нашей стране за 20 лет сосна вырублена на площади почти 15 млн. га.  

 

III. Роль хвойных деревьев в природе и жизни человека.

Учитель: А вот, что это за деревья ель и сосна, и почему к ним такое особое внимание нам расскажут наши исследователи.

- Какое дерево и почему называют царицей лесов?

Исследователь № 1: ЦАРИЦА СЕВЕРНЫХ ЛЕСОВ И ЕЕ ПОДРУГИ.

      Царицей называют сосну, а ее подругами – представителей различных хвойных растений. Это ель, лиственница, пихта, можжевельник, тис,

секвойи, кипарис и т.д.; всего к классу хвойных относится около 560 видов. По сравнению с цветковыми вроде бы немного, но роль этих растений в природе и жизни человека очень велика. Ведь хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты.

     На земном шаре насчитывается 200 видов сосен Сосновые леса широко распространены в нашей стране.  Сосна — могучее дерево до 30–40 м. высотой, имеющее диаметр ствола до 1 м., кора ее отливает красной медью. Предельный возраст 350–400 лет. Известен случай, когда сосне было 584 года. Нижние части ствола лишены ветвей. У старых сосен первые сучья начинаются, как правило, на высоте 10 м. от земли. Сосна очень светолюбива.

      Ель и похожа на сосну, и не похожа. Листья ели — тоже хвоинки, но они короче и более колючие. Хвоя густо покрывает побеги. По своим биологическим особенностям ель сильно отличается от сосны. Она гораздо более теневыносливая.  Ель живет до 250 лет, достигая в высоту более 40 м.

       Хвойные деревья и кустарники размножаются семенами, как и цветковые растения, но семена их находятся не внутри плода, а на чешуях, в шишках. Семена лежат попарно на верхней стороне чешуй открыто (голо). Поэтому их и называют голосеменными растениями.

      Хвойные деревья,  как любое другое зеленое растение очищает воздух. Через хвоинки поглощается углекислый газ и другие вредные газы, и выделяется кислород, нужный для дыхания всему живому. К сожалению, лесные красавицы не могут расти в городах с грязным воздухом. Менее чувствительна к загрязнению голубая ель.  

Исследователь № 2: СОСНА — ОДНО ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.

        Любят сосну и за ту огромную пользу, которую приносит она человеку. Сосна лечит, дарит красоту и здоровье. Сосна — одно из древнейших лекарственных растений. Ее хвою включали в состав компрессов и припарок еще 5 тыс. лет тому назад. Естествоиспытатель П.С. Паллас писал: “Собираемые по концам веток молодые сосновые и кедровые вершинки похваляются от мореходов как лучшее противоцинговое и бальзамическое средство и составляют в лечебной науке преизрядное лекарство”. В 19 в. каждая экспедиция брала с собой эти “снадобья жизни”. Во время Великой Отечественной войны сотрудники Ботанического института им. В.Л. Комарова разработали способы получения витаминного напитка из хвои сосны. Этому препарату обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокаду. В хвое содержатся в доступной форме микроэлементы — цинк, медь, железо, молибден, имеется большое количество витаминов С, Е, К.

Исследователь № 3: ЗНАЧЕНИЕ ХВОЙНЫХ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

       Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола, стволовая древесина — сырье для различных производств.

     В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства, для изготовления дверей и рам, мебели, домашней утвари. Как поделочный материал.

     Сосна — поставщик хвойно-веточного корма для зимнего рациона животных. А сколько ценных продуктов извлекают из сосновых деревьев: смола, живица, скипидар, канифоль, дубильные вещества, деготь, искусственный шелк, а из ели — бумагу. Более двух тысячелетий владеют люди секретом изготовления бумаги. Сырьем для бумажной промышленности служили в старину папирус, хлопок, конопля и др. Бумага из них была дорогой, а изделия из нее не по карману простым людям. В 1840 году немецкий инженер Келлер, а потом наши соотечественники Усачев, Жерестов и другие нашли способ изготовления бумаги из древесины.

      Вдоль железных дорог сосенки задерживают снег, на берегах водоёмов и в пустынях - движущиеся пески. Сосны – хранители вод: под их сенью не мелеют реки.

      Высокие, тонкие, гладкие стволы сосен в течение многих столетий двигали бесчисленные корабли, поддерживая паруса, наполненные ветром. Мачты кораблей делаются из высоких, тонких, гладких стволов сосен.

     Сосна -дерево – связист. Взгляни-ка на телеграфные столбы. Ведь они сделаны из сосны и не боятся ни жары, ни холода, устоят даже против сильного ветра.

       Из смолы древних хвойных деревьев образовался драгоценный янтарь, из которого делают красивое ожерелье

   

       Ель и похожа на свою сестричку сосну, и не похожа.  Ель – тенелюбивое растение. В еловом лесу кроны деревьев переплетаются и плохо пропускают солнечный свет. Ель, как и любое зелёное растение, очищает воздух. Через хвоинки поглощается углекислый газ и другие вредные газы, выделяется кислород, нужный для дыхания всему живому. К сожалению, лесные красавицы не могут расти в городах с грязным воздухом.

  Люди не только вдыхают свежий воздух, очищенный растениями, не только любуются красотой леса. Они используют древесину, полученную из ели для производства.

   100 – 120 лет надо расти зеленой красавице, чтобы её можно было с пользой применить.

В вот, что сказано про ель в энциклопедии. «Ель важнейшая лесообразующая порода. Ствол прямой, крона густая конусовидная. Хвоинки четырехгранные, реже плоские, острые, сохраняются 5-7 лет. Живет 250-300, редко 500 лет. Древесина белая, легкая и мягкая, употребляется в строительстве, целлюлозно-бумажной промышленности, при изготовлении музыкальных инструментов. Из нее добывают смолу, деготь, скипидар, канифоль, древесный уксус, дубильные вещества». Еловая древесина идет на изготовление искусственных  тканей.

   Изделий из древесины ели много так же много как и у ее сестер, но остановимся на одном – необычном (звучит музыка – скрипка).

      Скрипку очень сложно изготовить. Для этого подходят лишь немногие деревья, среди них – ель. Древесина ели белая, прочная, мягкая, а инструмент, изготовленный из неё, даёт хороший звук.

    У ели всё идёт в дело: и хвоя, и ветки, и кора, и пни. Из хвои делают муку для домашних животных. С помощью различных обработок из ели изготавливают шёлковую ткань.

      В кедровых шкафах моль одежду не ест: ароматный, смолистый запах отбивает у неё “аппетит”. Русские плотники научились вязать бревна без единого гвоздя. В 1669 г. под Москвой в селе Коломенское из отборных сосновых бревен был срублен царский дворец, представляющий собой сложный архитектурный комплекс. До наших дней дворец не сохранился, но судить о нем можно по рисункам и воспоминаниям очевидцев. Здесь было 270 больших комнат и три тысячи окон. Дворец поражал не только грандиозными размерами, но и сказочным великолепием деревянных построек. Недаром современники называли его “сосновым дивом” — еще одним после семи чудес света.

     Древесина остается основным сырьем для изготовления бочек, спичек, шахтного крепления. Наука постоянно увеличивает диапазон применения древесины.

     Кедровая древесина обладает отличным резонансным свойством: из неё изготавливают рояли, арфы, гитары. Кедровый орех — редчайший деликатес в наши дни.

 

   Хвойные леса богаты ягодами, грибами. Они среда обитания для животных.

Учитель: - Вы убедились в ценности этих двух замечательных деревьев?

- Давайте проверим ваши знания?

 ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие деревья дают драгоценные камни? (хвойные)

2.  Какое дерево называют связистом? (сосна)

3. Из древесины какого дерева изготавливают гитары? (Кедр)

4. Плод какого хвойного дерева является редчайшим деликатесом? (кедровый орех)

5. Какой ценный витамин  содержаться в хвое? (витамин С)

 

 

IV. Знакомство с литературными произведениями.

Учитель:

- А сейчас послушайте сказку Г.Х. Андерсена “Ель”.

Ученик   (заранее подготовленный):

      В лесу родилась маленькая Ёлочка. Её ласкало своими лучами Солнце, вокруг неё росли подруги, пели птицы, жужжали насекомые, мимо пробегали лесные звери. Ёлочка выросла и превратилась в красивое молодое деревце. И, наконец, сбылась её мечта попасть в город, к людям, на праздник. Ель была счастлива в нарядных, блестящих украшения, но…

Счастье длилось недолго: закончился праздник, и ель выбросили, как ненужную вещь.

Учитель:

- Не так ли поступают люди, вырубая на новогодний праздник, тысячи и сотни тысяч ёлочек? Правильно ли это? (Ответы.)

- Послушайте рассказ Г. Скребицкого и В. Чаплиной “Новогодняя елка в лесу”  

Ученик  : (читает подготовленный ученик.)

      Ваня жил с мамой, папой и бабушкой в небольшом домике на краю леса. Под Новый год приехал к нему из города двоюродный брат Петя. Ваня показал брату, какие ёлочные игрушки сделали они с мамой к новогодней ёлке.

    Петя предложил нарядить ёлку в лесу, чтобы на неё посмотрели звери и птицы. Эту идею поддержал папа. Он сказал, что на ёлку вместо игрушек надо повесить еду для птиц и зверей, потому что зимой им трудно добывать себе пищу.

- Правильно ли дети поступили в этом рассказе?

Учитель: Вы сейчас слышали, сколько пользы приносит ель.

- Ребята, подумайте над тем, стоит ли приобретать настоящую ёлку?

(ответы детей)

- Ведь ёлочку можно не только купить в магазине, но и изготовить своими руками. Та елочка, в которую мы вкладываем свою душу, старание и любовь в дом принесет больше света, тепла, счастья и радости. Не правда ли?

- Посмотрите на нашу выставку самодельных елочек. (работа с выставкой)

Ребята, сейчас вы нашим гостям покажите ёлочки, которые   изготовили своими руками. (демонстрация елочек)

VI. Закрепление. Кроссворд “Ёлочка” Работа в группах

  1. Что является домом для елки? (Лес.)
  2. Я сестра родная елки, но мои длинней иголки. (Сосна.)
  3. Я обманщица большая, я всех вас перехитрю:

      И не ёлка, не сосна я, а с иголками живу. (Лиственница.)

  1. У какого дерева при малейшем ветерке дрожат листочки? (У осины.)

Ключевое слово: лесник.

V. Подведение итогов домашнего конкурса “Сохраним елочку!”

 - Давайте еще раз вспомним, какова роль хвойных деревьев в природе и жизни человека

VIII. Итог.

 

Игра “Доскажи словечко”

Е. Благинина

Ёлка.

Есть ещё игра для вас:

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте.

Хором дружно отвечайте!

На дворе снежок идёт,

Скоро праздник…. (Новый год!)

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт от …. (ёлки!)

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие …. (блестят!)

И качаются игрушки –

Флаги, звёздочки… (хлопушки!)

Нити пёстрой мишуры,

Колокольчики, … (шары!)

Рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы,… (снегурки!)

Белоус и краснонос

Под ветвями Дед … (мороз!)

И, верхушки украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Пятикрылая … (звезда!)

Ну и ёлка, просто диво!

Как нарядна, как … (красива!)

И теперь зажглись на ней,

Сотни крошечных … (огней!)

Двери настежь, точно в сказке,

Хоровод несётся в … (пляске!)

И над этим хороводом

Говор, песни, звонкий смех…

Поздравляю с … (Новым годом!)

С новым счастьем сразу … (всех!)

IX. Домашнее задание.

Придумать   листовки виде рисунка, с короткой записью, убеждающие людей не рубить елки.

Примеры листовок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на отчётном заседании творческой группы Сидоровой М.И. по теме: "Игровые технологии в начальной школе"

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполаг...

Выступление на отчётном заседании творческой группы Сидоровой М.И. по теме: "Игровые технологии в начальной школе"

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполаг...

Конспект отчётного открытого индивидуального занятия по логопедии

в данном конспекте говориться о закреплении произношения звуков р,рь в слогах, словах и фразах....

Конспект внеурочного занятия "золотые руки"

Конспект внеурочного занятия "золотые руки" по программе "Этика: азбука добра"...

Внеурочное занятие "Золотые руки бабушки"

Внеурочное занятие "Золотые руки бабушки"...

План отчётного занятия, приуроченного к НГ

Сценарий Новогоднего праздника...