Доклад на районном совещании завучей по теме:"Приемы активизации познавательной деятельности младших школьников при проведении курса ОРКиСЭ как средство подготовки итогового проекта"
материал по теме
В данной публикации представлен материал из опыта работы по курсу ОРКиСЭ в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 23.64 КБ |
презентация к докладу | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Приемы активизации познавательной деятельности младших школьников при проведении курса ОРКиСЭ как средство подготовки итогового проекта
Слайд №1
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас обратить внимание на актуальность проблемы воспитания и обучения школьников. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людях, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности.
Слайд №2
В Национальном проекте «Наша новая школа» сказано, что главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Исходя из этих задач, главной целью своей работы я считаю организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для развития представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Учителем курса «Основы религиозных культур и светской этики» я работаю первый год.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, что ведёт к табакокурению, алкоголизму, наркоманию, аморальному поведению. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д. И я, как преподаватель «Основы религиозной культуры и светской этики», считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.
В нашей школе были выбраны два модуля «Основы светской этики» и «Основы православной культур».
Документы министерства образования говорит о том, что данный учебный курс является культурологическим и направленным на развитие у школьников десяти - одиннадцати лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также в своей сопричастности к ней (тема итогового урока «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»).
Слайд №3
Приучая детей задумываться над вопросами: Что и как я чувствую? Почему так оцениваю? Как я вообще воспринимаю этот мир? Я развиваю умения анализировать, выделять главное, высказывать свою точку зрения. Все это необходимо учащимся для создания итогового проекта. И начала я с себя, когда обозначила свой мини-проект по определению целей и задач при организации работы с учащимися. В программе развития школы №16 «Социализация личности школьников в условиях малого города» главная цель сформировать компетентности учащихся, и я определила для себя – сформировать целостное представление о картине мира.
Слайд №4
Задачи, которые я поставила перед собой: дать первичное представление о добре и зле, «заставить» детей задуматься о тех поступках, которые они совершали и совершают, сформировать умение анализировать свои и чужие поступки, высказывать своё мнение, уважать мнение своих одноклассников. Как это сделать?
Слайд №5
В своей работе, решая поставленные задачи, я использовала разнообразные формы (игровую, групповую, индивидуальную). Это позволило сделать каждое из занятий особенным, интересным и неожиданным. Широко применяю методы проблемного и интерактивного обучения (презентации),
Слайд №6-7
организация практической работы (написать свод правил поведения в семье, традиции семьи) Успешно применяю основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, различные творческие задания, кроссворды, современные формы и приемы обучения и готовлю учащихся к проектной деятельности.
Слайд №8
Стараюсь подобрать интересные кроссворды, презентации к урокам, использовать ресурсы интернет, где нахожу необходимые песни, репродукции, мультфильмы.
Слайд №9
Постоянно использую компьютер, так как почти на каждом уроке использую презентации с новыми терминами,
Слайд №10-11
иллюстрации к текстам учебника. Мои ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ.
Слайд №12-14
Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся.
Слайд №15-16
Например, на уроке «Нагорная проповедь Христа» некоторые ребят возмутились оказанию помощи человеку, который тебя обидел. Они бурно выражали свое несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? каким быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека.
Слайд №17-19
Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается он в начальной школе. Через игровые задания пополняется словарный запас моих учеников, развивается речь.
Слайд №20-21
Я широко использую пословицы и поговорки,
Слайд №22
а также работу с толковыми словарями. Все это способствует развитию положительной мотивации учащихся. Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности.
Слайд 23-28
В этом мне помогает продуманная работа с притчами. Вообще, работа с притчами – это работа и с историческими документами. К поисковой работе по этой теме я привлекаю учащихся и их родителей, а это способствует развитию информационной компетентности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный.
Слайд №29
Основные принципы ведения курса ОРКиСЭ: 1) в центре обсуждения должна быть понятная (близкая, повседневная) проблемная ситуация; 2) высказаться может каждый; 3) нет неправильных мнений; 4) свою точку зрения надо доказать; 5) ребёнок имеет право поменять свою точку зрения в ходе обсуждения.
Слайд №30
В процессе таких дискуссий каждый высказывал ценностные суждения, выдвигал собственное обоснование тех или иных норм действия, делился своими представлениями о добре и зле, о должном и недолжном.
Слайд №31-35
Этому способствовали и совместные экскурсии (в храм Воскресения Христова, а также краеведческие музеи г. Бирюсинска и г. Тайшета) и просмотры мультфильмов,
Мультфильм слайд 36,37
групповые задания, анализ художественных произведений (А.Гайдар «Тимур и его команда»),
песня слайд 38
прослушивание песен. Работа с тестами в том числе интерактивными
(слайд 39)
Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, т.к речь шла не об абстракциях, а о вполне обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были. Безоценочная система не сковывает детей, они часто задают каверзные вопросы, на которые мы порой вместе ищем ответы. Это очень подстегивает, заставляет самосовершенствоваться. Хочу отметить, что для меня многие факты из этого курса были открытием. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам.
Слайд №40
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
Слайд №41
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;
Слайд №42
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются, но как проследить нравственный рост ребенка и понимание изученного материала? Для этого я использую рабочие листы, тесты (показываю), и обязательна на каждом занятии рефлексия. Это предусмотрено программой ФГОС.
Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Нравственная культура необходима каждому человеку. Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Постоянно занимаюсь повышением профессионального уровня через изучение специальной литературы, периодической печати. Изучая опыт учителей школы, города, области имею возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. С развитием информационных технологий использую информацию сети Интернет.
Слайд №43
Постоянно пользуюсь опытом коллег, размещённым на сайтах: Сеть творческих учителей, www.4stupeni.ru, www.openclasse.ru,, www.metod-kopilka.ru и др.
Слайд №44
Современная школа не стоит на месте, а вместе с ней совершенствуемся и мы. Поэтому одной из главных проблем на ближайшее время для меня является изучение возможности интерактивных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса.
Устойчивого положительного результат можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка».
Слайд №45
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: « Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»
Доклад по теме "Активизвция познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...
Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...
Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»
В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...
Проект "Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами ИКТ"
Проект «Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами ИКТ» позволяет помочь педагогам расширить использование информационно-коммуникац...
Доклад "МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА"
Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с инте...