"Активизация познавательной деятельности младших школьников на внеклассных занятиях при использовании средств наглядности».
учебно-методический материал

Хандакова Людмила Петровна

Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на внеклассных занятиях при использовании средств наглядности».

ФГОС начального общего образования ставит перед педагогом начальной школы задачу всестороннего развития личности обучающегося. При этом обучение и воспитание в начальной школе должно происходить на основе активной деятельности самих обучающихся. Психологами и педагогами установлено, что без наглядности нет и результативной познавательной деятельности. Воспитательно-образовательная работа в начальных классах должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований школьной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в младшем школьном возрасте.

  Наглядность выступает одним из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Опора на принцип наглядности  в младших классах активизирует познавательную деятельность учащихся, вследствие чего использование наглядности в образовательном процессе начальной школы является целесообразным.  Отдельные аспекты использования наглядности в образовательном процессе начальной школы рассмотрены в трудах таких педагогов и психологов, как: И.А. Петрова, В.И. Слободчиков , А.В. Славин , Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина и др. Так, В.И. Слободчиков , Н.Ф. Талызина , Г.И. Щукина и др. исследовали особенности развития познавательной деятельности младших школьников посредством использования аудио-визуальных средств наглядности. Педагоги И.А. Петрова , Г.А. Цукерман, В.П. Сергеева изучали психолого-педагогические условия использования наглядности в обучении младших школьников.

  Цель: рассмотрение активизации познавательной деятельности младших школьников на внеклассных занятиях средствами наглядности.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятий «наглядность», «принцип наглядности», «средства наглядности» в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить роль наглядности в активизации познавательной деятельности обучающихся младших школьников.

3.Рассмотреть условия эффективного применения средств и методов наглядности.

1. Сущность понятий «наглядность», «принцип наглядности», «средства наглядности» в психолого-педагогической литературе.

Наглядность – это психический процесс, в результате которого в сознании обучающихся образуются определенные образы исследуемого объекта. Наглядность – показатель простоты и понятности для данного обучающегося того психического образа, который он создает в результате процессов восприятия, памяти, мышления, представления и воображения. Наглядность образа, возникающего у обучающегося, зависит главным образом от особенностей самого обучающегося, уровня развития его познавательных способностей, интересов и склонностей. Психические образы могут создаваться в результате не только визуального восприятия, но и с помощью других органов чувств.

   Принцип наглядности в обучении – один из основных дидактических принципов, предполагающий обучение, основанное на психических образах, воспринимаемых обучающимися. Данный принцип реализуется при помощи средств наглядности, под которыми понимаются способы, с помощью которых педагог демонстрирует обучающимся объект познания. В педагогике выделяются такие виды средств наглядности, как визуальные, аудиальные, кинестетические и речевые.  Приведем примеры. К визуальным средствам наглядности относятся иллюстрации, схематические изображения, фотографии. К аудиальным – разнообразные аудиозаписи. Образцы веществ, которые можно исследовать с помощью тактильных ощущений, относятся к кинестетическим средствам наглядности. К речевым средствам наглядности относится словесное описание, которое способно вызвать у школьников образование психического образа. Психологами установлено, что наиболее активно в обучении задействованы зрительный и слуховой анализаторы, поэтому наиболее широко распространены аудиовизуальные средства наглядности. С развитием ИКТ в образовании постоянно появляются новые способы представления информации, которые постепенно входят в арсенал педагогов-практиков.

  Познавательная деятельность -это процесс усвоения и совершенствования знаний,их непрерывное преумножение и развитие. Включает такие взаимосвязанные компоненты, как: познавательный интерес, познавательную активность, познавательную самостоятельность и познавательные способности. Активизация же познавательной деятельности обучающихся происходит при условии развития и совершенствования всех ее компонентов. Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс, направленный на мобилизацию педагогом с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических усилий обучающихся для достижения конкретной цели обучения, воспитания и развития; на преодоление пассивности школьников, стимулирование их познавательной активности.

  Наглядность выступает важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, так как,

-во-первых, она выступает как важное средство познания окружающего мира;

-во-вторых использование наглядности основано на особенностях мышления детей младшего школьного возраста, которое развивается от конкретного (наглядно-образного) к абстрактно-логическому;

-и, в-третьих, наглядность  повышает познавательный интерес к знаниям и делает процесс более доступным для младших школьников с различным уровнем развития интеллекта.

Среди наглядных методов обучения педагоги и психологи выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению младшие школьники учатся самостоятельно анализировать природные и социальные явления; концентрировать внимание на главном; выделять общие и частные признаки объектом, явлений и процессов. Благодаря демонстрации внимание младших школьников на занятии направляется педагогом на изучаемые характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация используется педагогом начальных классов для объяснения  материала. Метод иллюстрации позволяет младшему школьнику познать объект изучения. Таким образом, благодаря наглядности у младших школьников формируются конкретные образы воспринятого объекта, предупреждающие вербализм в обучении детей.

   Выделим педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы с целью активизации познавательной деятельности младших школьников.

1. Использование наглядности должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся. Большинство младших школьников находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядно-образного мышления, поэтому в начальной школе результат запоминания лучше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие в этом возрасте у учащихся тесно связано с эмоциями. Внимание младших школьников привлекается ярким, образным, наглядным материалом, живым и эмоциональным изложением. Ребенок обращает внимание на то, что возбуждает его чувства, интерес. Все связанное с наглядностью, яркостью впечатлений, вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго. Познавательная деятельность младших школьников наряду с общими особенностями, обусловленными возрастом, имеет и индивидуальные различия, обусловленные индивидуальными особенностями развития мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы. Цель педагога – активизировать познавательную деятельность каждого обучающегося. Данную цель можно достичь лишь при условии учета индивидуальных особенностей обучающихся. Использование наглядности должно соответствовать принципу индивидуально-личностного подхода в обучении. Таким образом,  обязательным условием, обеспечивающим эффективность использования наглядности в образовательном процессе начальной школы, выступает условие соответствия методов и средств наглядности возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся.

2. Использование различных видов наглядности. В начальных классах используются различные виды наглядности:  естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); экспериментальная (явления испарения, таяния льда);  картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино);объемная (макеты, муляжи, геометрические фигуры);  звуковая (грамзапись, магнитофонные записи, радио);  символическая и графическая (чертежи, схемы, карты, таблицы); смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; театрализация, средства игровых технологий и т.д. Используя в комплексе различные виды наглядности, педагог воздействует на различные анализаторы обучающихся, активизируя их познавательную деятельность.

3. Реализация наглядности на основе использования медиа-технологий. Современные средства обучения на основе медиа технологий имеют уникальные свойства и функции наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения в начальной школе. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов.  Использование современных информационных технологий обучения позволяет широко применять графику, видео, анимацию и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет рамки применения принципа наглядности. Это позволяет понятнее передавать информацию, увеличивает объем информации, которая сообщается на учебном занятии, облегчает ее понимание, способствует развитию интуиции, образного мышления. Анализ образов восприятия наглядности позволяет сделать вывод о том, что с помощью современных информационных технологий могут быть визуализированы невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, то есть созданный дидактический образ-модель, которому всегда присущи три функции: изоморфно-отражательная, аудиовизуальная, интегративно-абстрактная.

Программа разработки презентаций PowerPoint позволяет подготовить материалы, комбинируя различные средства наглядности. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать материал под особенности учащихся. Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для «оживления» занятия с целью активизации познавательной деятельности младших школьников. Этот материал может быть разным (обычная иллюстрация); использование анимации в слайдах; мультимедиа-панорама (более интересный прием наглядности). Можно использовать игровой материал (загадки, ребусы, викторины и т.д.). Используя слайд – фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, которые обладают различной степенью способности к освоению учебного материала. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет «заложить» информацию в память детей не только в зрительном, но и в ассоциативном виде. Таким образом, реализация наглядности на основе использования медиа-технологий способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Использование мультимедийных средств обучения во внеурочной деятельности облегчает процесс обучения за счет более понятного, яркого и наглядного представления материала.

4.Реализация наглядности посредством игровых технологий. Использование памяток, плакатов(ребусов,шарад, кроссвордов и т.д).

   С помощью наглядности формируется познавательный опыт младших школьников. Дети младшего возраста легко усваивают лишь то, что они могут непосредственно воспринять, и чем больше анализаторов будет участвовать в этом восприятии, тем легче и прочнее будет усвоение. Поэтому в начальных классах использование наглядности в образовательном  процессе выступает обязательным условием активизации познавательной деятельности обучающихся.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке  математики  в  3 классе...

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...