Планирование учебного материала для 4 класса
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Петрашенко Марина Михайловна

Планирование для 4 классапо математике (Петерсон Л.Г.), русский язык (Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.), литературное чтение (Климанова Л.Ф.), окружающий мир (Плешаков А.А.), изобразительное искусство (Кузин В.С.), технология (Геронимус Т.М.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Планирование для 4 класса415.42 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе примерной образовательной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ авторы: В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев.

Вид реализуемой рабочей программы:  основная общеобразовательная.

Цели предмета.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи предмета.

1. Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

2. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Межпредметные связи:

Содержание курса «Изобразительное искусство» позволяет осуществлять его связь с:

  1. музыкой;
  2. литературным чтением;
  3. технологией (труд).

Принципы отбора учебного материала:

  1. учет возрастных особенностей;
  2. органическое сочетание обучения и воспитания;
  3. усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
  4. практическая направленность преподавания.

Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;

Формы работы: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.        

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  2. известные центры народных художественных ремесел России;
  3. ведущие художественные музеи России;

уметь:

  1. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  2. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  3. сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  4. использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  5. применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению), в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Список учебной литературы

Для учителя

Для учащихся

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина  учебник « Изобразительное искусство 4 класс» ООО « Дрофа» 2012 г.

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина  рабочая тетрадь «Изобразительное искусство 4 класс» ООО « Дрофа», 2012

С. И. Доля « Изобразительное искусство 4 класс поурочные планы по программе В. С. Кузина» Волгоград «Учитель», 2012

Рекомендуемые для бесед произведения искусства:

К.  Коровин. Цветы и фрукты; В  мастерской художника.

А. Герасимов. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской.

Ж. Б. С. Шарден. Атрибуты искусств.

П. Клас. Завтрак с ветчиной.

О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.

В. Серов. Автопортрет; Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Домотканово.

Леонардо   да    Винчи. Автопортрет.

А. Дюрер. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет.

Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за  чтением.

А. Венецианов. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.

И. Грабарь. Автопортрет.

А. Шилов. Автопортрет с дочерью Машей.

А. и С. Ткачевы. Автопортрет.

В. Тропинин. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина.

И. Репин. Портрет Василия Дмитриевича Поленова; Портрет Нади Репиной; Портрет В. В. Стасова; Портрет П. М. Третьякова; Портрет М. П. Мусоргского.

П. Корин. Портрет художников Кукрыниксов; Александр Невский; Портрет маршала Г. К. Жукова.

Ф. Решетников. Прибыл на каникулы; Уголок мастерской.

Б. Кустодиев. Автопортрет; Масленица; Встреча. Пасхальный день; Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина.

В. Суриков. Меншиков в Березове; Переход Суворова через Альпы.

М. Антокольский. Иван Грозный.

А. Д е и н е к а. Оборона Севастополя; Окно в мастерской; Будущие летчики.

А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.

А. Кившенко. Военный совет в Филях в  1812 году.

М. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова.

К. Брюллов. Автопортрет; Портрет И. А. Крылова.

Л. Голубкина. Л. Н. Толстой.

И. Крамской. Н. А. Некрасов в период «Последних песен».

М. Караваджо. Лютнист.

Т. Шевченко. Автопортрет.

Д. Кардовский. Иллюстрации к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».

Г. Мясоедов. Косцы.

В. Васнецов. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; Царь Иван Васильевич.

К. Ко р о. Воз сена.

А. Пластов. Автопортрет; На гумне; Деревенская улица; Деревенский март.

А. Куинджи. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Море. Крым.

И. Айвазовский. Девятый вал; Закат на море; Черное море.

И. Б и л и б и н. Иллюстрации к русским народным сказкам.

3. Серебрякова. Автопортрет.

В. Маковский. В мастерской художника.

Г. Алексеев. В мастерской Д. Г. Венецианова.

Т. Яблонская. Хлеб; Утро.

В. Борисов-Мусатов. Весна; Водоем.

И. М а р т о с. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Москва

Тематическое планирование

34 ч. (из расчета 1 ч. в неделю).

№ п/п

Раздел (тема)

Количество часов

1

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

12

2

Рисование на темы (композиция)

7

3

Декоративная работа

7

4

Лепка

2

5

Аппликация

2

6

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4

Урочно– тематическое планирование.

Дата

Тема

Цель

Форм контроля

Терминология, понятия

1

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж».

Формирование  умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа

Практическая работа

пейзаж

2

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде».

Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.

Практическая работа

Мозаика      панно



3



4

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.

Расширение знаний  детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Практическая работа

Натюрморт  



5








6

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко».

Расширение  знаний детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Практическая работа

Муляжи       натюрморт

7

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование  с натуры коробки.

Развитие умений и навыков сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки.

Практическая работа

перспектива

8

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование  с натуры шара.

Формирование  начальных представлений о светотени; обучать приемам штриховки, выявляющей объем, форму шара.

Практическая работа

Свет,  полутень, тень, собственная тень, падающая тень, блик, рефлекс

9

Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор».

Формирование  умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа

Практическая работа

Жанр,  перспектива, пейзаж

10


11

Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.

Формирование  элементарных представлений о пропорциях, строении фигуры человека; развитие графических умений и навыков.

Практическая работа

Канон, модуль, пропорции

12

Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта.

Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека.

Практическая работа

Канон, модуль, пропорции, скатывание, вдавливание, прищипывание

13

Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака)

Формирование  графических умений и навыков; развитие зрительной памяти умения сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций  особенностей формы животного.

Практическая работа

пропорции

14

Наброски с натуры и по представлению птиц (голубь, сорока, утка)

Формирование графических умений  и навыков в изображении предмета сложной формы

Практическая работа

пропорции

15


16

Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски

Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции

Практическая работа

Хохлома, Гжель,  Палех, Городец

17

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Развитие  творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках.

Практическая работа

иллюстрация

18


19

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».

Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления

Практическая работа

Эпизод, эскиз, пропорции

20

Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества

Формирование умения выражать в декоративном рисунке свои  зрительные представления.

Практическая работа

Эпизод, эскиз, пропорции

21

Рисование с натуры или по памяти современных машин.

формирование графических навыков в передаче пространственного расположения группы предметов

Практическая работа

Конструкция, кабина, кузов, обод

22

Рисование народного праздника «Песни нашей Родины».

Развитие интереса и любви к народным традициям.

Практическая работа

Крещение, Рождество, Масленица

23



24

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия.

Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа

Традиции,  обряд

25

Рисование с натуры и по представлению животных и птиц.

Формирование графических умений  и навыков в изображении предмета сложной формы

Практическая работа

пропорции

26



27

Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»

Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения

Практическая работа

Пропорции, сюжет

28




29

Тематическое рисование «Закат солнца».

Формирование умения выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон.

Практическая работа

Жанр,  перспектива, пейзаж

30

Люди труда в изобразительном искусстве.

Развитие эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства.

Практическая работа

Инструменты , композиция

31



32

Составление мозаичного панно «Слава труду».

Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.

Практическая работа

Эскиз, панно

33

Аппликация «Орнаменты народов мира».

Развитие творческого воображения, изобразительных навыков.

Практическая работа

Компоновка, орнамент, элемент

34

Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина.

Формирование интереса к произведениям искусства.

Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 учебный год.СО "Школа 2100".Русский язык.3 класс.

Примерное тематическое планирование по русскому языку для 3 класса на 2013-2014 учебный год готовое к использованию....

Тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 учебный год.СО "Школа 2100".Окружающий мир.3 класс.

Примерное планирование учебного материала по окружающему миру для 3 класса готовое к использованию.СО "Школа 2100"....

Тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 учебный год.СО "Школа 2100".Математика.3 класс.Авторы программы: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких

Примерное планирование по математике для 3 класса. Авторы программы:Т.Е.Демидова,С.А.Козлова,А.П.Тонких....

Тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 учебный год.СО "Школа 2100".Технология.3 класс.

Примерное планирование учебного материала по технологии для 3 класса....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...