рабочие программы по внеурочной деятельности в 1 классе
рабочая программа (1 класс) по теме

Рабочие программы по ВД "Я-исследователь", "Истоки родного края", "Учимся говорить правильно", "Юным умникам и умницам", "Азбука дорожного движения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_vneurochnoy_deyatelnosti_v_1_klasse.rar80.44 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

              Данная образовательная программа направлена на формирование у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

                Московский край имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Истоки родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.  

         Программа кружка «Истоки родного края» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.

         Краеведческий материал, как более близкий и знакомый,

 усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

Задачи программы:

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края

Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным  культурным ценностям; бережного отношение к природе,  умения видеть и понимать красоту родной природы.

Формирование  активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

Цели краеведческого кружка:

1. Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному  воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры.

2. Расширить кругозор учащихся, развивать эмоционально-эстетическую  сферу, познавательные интересы, приобщать к творческой деятельности.

3. Способствовать формированию ценностных ориентаций школьников.

4. Создать условия для формирования интеллектуальных и  практических умений.

2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности

В программу краеведческого кружка «Истоки родного края» включены

3 блока:

-    историческое краеведение;

-    природно-географическое краеведение;

-    художественное и духовное краеведение.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий  краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

        Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

    Работа кружка осуществляется в 2-х направлениях:

1.    Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, агитбригада, турниры знатоков, просмотры видео материалов).

2.    Практическом (театральные постановки, экскурсии, практикумы в  библиотеке, зарисовки…)

3. Описание места программы в структуре основной образовательной программы (ООП)

Программа кружка «Истоки родного края» является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования школы. Данная программа рассчитана на 33 часа из расчета 1 часа занятий в неделю.         

4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной   деятельности

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

У обучающегося будут сформированы понятия:

-  о культуре, истории, природе родного края,

- о владении  навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе,  умение видеть и понимать красоту родной природы);

- о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой  Родины;

- о «Родине», «Отчизне», «Отечестве»;

- о владении навыками саморефлексии и работы с литературой.

6. Содержание программы по внеурочной деятельности

В современном школьном образовании изучение родного края играет огромное значение как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой. Курс программы включает в себя изучение следующих тем:        

1. Край, в котором мы живём. Знакомство с Московской областью

2. Моя Малая родина. Знакомство с Чеховским районом

3. Традиции, обряды и праздники, промыслы Московской области

4. Глубоки корни: история Московской области и Чеховского района    

7. Тематическое планировании с определением основных видов деятельности

1 класс

№ п/п

  Дата

                               Тема

Основные виды  

  деятельности

п

ф

1 раздел

«Край, в котором мы живём. Знакомство с Московской областью».

1.

Введение. Край, в котором мы живём. Знакомство с Московской областью

Диспут и игра

2.

Подмосковье в прошлом.

Виртуальная экскурсия

3.

Наша древняя столица.

Беседа и игра

4.

Древние города Московской области

Просмотр д/ф

5.

Растительность Московской области

Ролевая игра

6.

Животный мир Московской области

Ролевая игра

7.

Реки Подмосковья и их обитатели.

Беседа и игра

8.

Экологические проблемы

Беседа и дискуссия

9.

Охрана природы. Участие школьников в охране природы родного края.

Практическое занятие

10.

Стихи о Подмосковье

Инсценировка стихотворений

11.

Храмы Московской области

Просмотр д/ф и интерактивная игра

12.

Музеи и достопримечательности Московской области

Просмотр презентации и викторина

13.

Праздники и обряды Московской области

Ролевая игра

14.

Ремёсла и промыслы Московской области

Просмотр презентации и инсценирование сказки

15.

Топонимика (из истории названий Московских улиц)

Диспут и викторина

16.

Военно – исторические памятники

Устный журнал и историко- познавательная игра

17.

Московская область в годы  Великой Отечественной войны

Историко-познавательная игра

2 раздел

«Моя Малая родина»

18.

Моя Малая родина. Город Чехов.

Устный журнал и викторина

19.

А.П.Чехов – писатель и врач.

Просмотр д/ф  и интерактивная игра

20.

Детские произведения А.П.Чехова

Библиотечное занятие

21.

Поэты, художники, композиторы на земле Московской.

Диспут и экскурсия в «Дом творчества»

22.

Мелихово

Диспут с просмотром презентации и викторина

23.

Молодинское сражение

Диспут с просмотром презентации  и викторина

24.

Военно – исторический Музей Памяти  в г. Чехове

Устный журнал и викторина

25.

Виртуальная экскурсия и викторина

26.

Топонимика (из истории названий улиц, сёл, рек Чеховского района

Диспут и ролевая игра

27.

Спорт в г. Чехове

Просмотр презентации и подвижные игры

28.

Наши знаменитые земляки

Диспут и викторина

29.

П. Столбовая. Виртуальная экскурсия по посёлку.

Виртуальная экскурсия и викторина

30.

Экскурсия в Поселковую библиотеку.

Экскурсия

31.

Знакомство с творчеством Олега Кургузова.

Экскурсия в поселковую библиотеку

32.

Чтение произведений Олега Кургузова.

Библиотечное занятие и инсценирование рассказов О. Кургузова

33.

Конкурс «Знаешь ли ты свой край?

Урок-игра

                                                 Всего: 33 часа

8. Описание материально-технического обеспечения

  1. Компьютерная техника
  2.  Фотоаппарат.
  3. DVD-проигрыватель
  4. Магнитофон.
  5. Интерактивная доска
  6. Медиапроектор

                                         

                                                 Список литературы.

  1. Л .В. Бочарова, В.А. Кошелев «Педагогический опыт: Сборник методических работ. Экология»
  2. А.В.Михеев, В.М. Галушин «Охрана природы».
  3. Л.Н.Смирнова « Поделки своими руками».
  4. О.Н.Пономарёва « Народные традиции в экологическом образовании».
  5. Р.А. Прибавкина « Методические указания по организации и содержанию школьного кружка по охране природы».
  6. Л.Е  Куприна « Методические рекомендации по созданию экологической тропы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...