Программа для школы будущих первоклассников
рабочая программа по теме
Рабочая программа по развитию речи и обучению грамоте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по развитию речи и обучению грамоте.
Пояснительная записка.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Она рассчитана на 29 часов (1 час в неделю). Обучение строится на основе пособия «По дороге к азбуке», части 3,4 (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова) – образовательная программа «Школа 2100».
Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:
- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
- выделение одинаковых предметов из группы предметов;
- выделение лишнего предмета;
- объединение различных предметов в группы;
- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Задачи обучения
1. Формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения.
2. Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
3. Формировать приёмы умственных действий ( анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования)
4. Развивать память, внимание, творческие способности, воображение, вариативность мышления.
5. Развивать общеучебные умения(умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия)
6. Развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ »
1. Лексическая работа
• Наблюдение над лексическим значением слов – название предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи
• Обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед
• Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова
• Создание условий для употребления новых слов в собственной речи
2. Развитие грамматического строя речи
• Наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определённым моделям, упражнения в образовании слов по образцу
• Наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов
• Формирование навыка образование и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
• Практическое знакомство со словосочетанием и предложением
• Знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов
3. Развитие связной устной речи
• Обучение ответам на вопросы, диалогической речи
• Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов
• Обучение подробному пересказу текста
• Обучение составлению устной загадки-описания, рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам
4. Развитие простых форм звукового анализа
• знакомство со звуками; гласные и согласные звуки; выделение звука в начале слова; твёрдые и мягкие согласные звуки
5. Звуки
• понятие «Звук» ; способы произнесения звука, его условное обозначение
• акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные
• выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных
• выделение звука в начале, в конце и в середине слова, определение положения звука в слове
• звуковой анализ состава слогов и слов
• «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений
6. Слоги
• Понятие «слог», слоговой анализ слов
• Подбор слов на заданное количество слогов
• Выделение в словах первого и последнего слогов
• Подбор слов на заданный слог
• Составление прямых и обратных слов
7. Слова
• Выявление различий в звуковом составе двух слов
• Составление слова из звуков и слогов, из первых звуков или слогов в названии картинок
• Изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов
• Выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам
• Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова
• Последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава
8 Буквы
• Знакомство с буквами
• Дифференциация понятий «звук» и «буква»
• Согласные и гласные буквы
• Соотнесение букв и звуков
9. Связная устная речь
• Обучение ответам на вопросы, диалогическая речь
• Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов
• Обучение подробному пересказу текста
• Обучение составлению рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок
10. Развитие связной устной речи
• Составление рассказа по сюжетной картине
• Пересказ текста
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Тема обучения грамоте | Тема по развитию речи |
1 | Лес | Звуки гласные и согласные. Штриховка | Лексика и словообразование |
2 | День | Гласные звуки. Штриховка | Устное сочинение |
3 | Игра | Предметы. Гласные звуки. Буквы а,о | Словообразование |
4 | Времена года | Признаки предметов. Гласные звуки. Буквы и, у. | Лексика по теме |
5 | Камень и львенок | Действия предметов Гласные звуки. Буквы э, ы | Развитие мышления |
6 | Колобок и репка | Русские народные сказки. Буквы э,ы. | Пересказ |
7 | Цвета и оттенки | Сонорные согласные. Штриховка | Использование предметов |
8 | Роботы | Парные согласные буквы и звуки. Элементы букв | Работа над дикцией |
9 | Космос и ракета | Составление текста из предложений. Элементы букв | Устное сочинение |
10 | Шмель | Звук [ш]. | Работа над дикцией |
11 | Жук | Буква ж | Работа над дикцией |
12 | Интонация | Буквы ю, я, е, и | Развитие мышления |
13 | Звуки[ Л],[Л’],[Й]. | Рассказ по сюжетной картинке. | |
14 | Зима | Звуки[ В],[В’],[Ф],[Ф] | Рассказ по сюжетной картинке |
15 | Домашние животные. | Звуки[ Щ’],[Ч’]. | Работа над дикцией |
16 | Птицы. | Звуки[ Б],[Б’],[П],[П’]. | Пересказ |
17 | Рыбы. | Звуки[ Д],[ Д’],[Т],[Т’]. | Рассказ по сюжетной картинке. |
18 | Хлебные продукты. | Звуки[ С],[С’]. | Работа над дикцией |
19 | Спорт. | Звуки [Ц],[ Ч’]. | Устное сочинение |
20 | Профессии. | Звуки [Г],[ Г’], [К],[ К’]. | Рассказ по сюжетной картинке. |
21 | Лес, деревья. | Звуки[ З]-[С], [З’]-[ С’]. | Лексика по теме |
22 | Плоды, семена. | Звуки [Ш],[ С], [Щ’]. | Словесное рисование |
23 | Садовые и полевые цветы. | Звуки[ Ж],[ З],[ Ш]. | Рассказ по сюжетной картинке. |
24 | Насекомые | Звуки[ Р],[ Р’]. | Пересказ текста. |
26 | Весна | Повторяем гласные звуки | Словесное рисование |
27 | Лето | Повторяем согласные звуки | Пересказ текста |
28 | Встреча с Азбукой | Звуковой анализ слов | Работа над дикцией |
29 | Встреча с Азбукой | Звуковой анализ слов | Составление рассказа |
Занятия проводятся по пособию Бунеевых «По дороге к азбуке», параллельно используется пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи»
Литература
«По дороге к азбуке», части 3,4 (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки "Школа будущего первоклассника"
Программа расчитана на 4 часа в неделю, позволит подготовить детей к обучению в 1 классе....
Программа занятий «Школа будущего первоклассника»
Цели занятий:Психологическая адаптация детей.Работа по организации классного коллектива.Знакомство с основными школьными правилами.Привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы.Обучени...
Рабочая программа "Преемственность" ( Школа будущего первоклассника)
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова, Москва «Просвещение»2015 г., допущена Министерством образования Р...
Программа занятий «Школа будущего первоклассника»
Программа занятий в школе будущих первоклассников «Школа раннего развития»...
Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»
Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...
Рабочая программа «Грамотейка» (школа будущего первоклассника)
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе....
Программа курса "Школа будущего первоклассника"
Программа курса для подготовки к школе детей дошкольного возраста и их успешной адаптации к новым условиям. Учебный план -168 часов. Курс состоит из 4 модулей: 1."Подготовка к чтению и письму&quo...