Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс
методическая разработка (4 класс) по теме
Урок светской этики на тему: "Род и семья-исток нравственных отношений". Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse_rod_i_semya.doc | 777.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»
г. Кызыла
ТЕМА:
«Род и семья – исток нравственных отношений»
Ковалева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
I категории
Стаж работы – 19 лет
Кызыл – 2013
Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Обучающие
- Раскрыть понятия «род», «семья», «родословная»;
- познакомить с терминами ближайшего родства;
- представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в жизни каждого человека.
Развивающие
- Развивать речь, внимание, мышление, память;
- формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
- способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;
- способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Воспитательные
- Воспитывать любовь и уважение к своей семье;
- Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
- формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;
- пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью.
Планируемые результаты
- дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
- сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
- научить различать степени родства.
Ресурсы:
Интернет, мультимедийное оборудование для презентации, учебник «Основы светской этики», рабочая тетрадь к учебнику, авторы - Ветошкина Ирина Борисовна, Кузнецова Марина Викторовна, раздаточный материал – ромашки, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как ласково улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
2. Актуализация знаний.
Кто загадку отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна… (Семья!)
Послушайте стихотворение о семье:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На это милой всем земле?
3. Постановка проблемы.
- Зачем человеку семья? (Высказывания детей.)
4. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое род и семья. Познакомимся с терминами ближайшего родства, рассмотрим какую роль играет семья в жизни каждого человека.
5. Работа по теме урока.
- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род. Так что же такое семья? Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова С. И.:
Семья - это группа живущих вместе близких родственников.
- Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.
Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.
С древних времен существовали заповеди семьи:
*свято храни честь своей семьи;
*люби свою семью и делай ее лучше;
*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
*подари родителям радость;
*жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
- А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству и т.д)
- Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща, где держат общий совет.
Творческое задание: (под музыку в исполнении группы «Инь-Ян» «Гимн семьи»)
В 2008 году в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником - Днем семьи, любви и верности. Символом этого праздника является ромашка. Запишите на лепестках ромашки имена членов вашей семьи. (Прикрепляются на доске )
6. Физминутка.
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
7. Работа по учебнику.
- Прочитайте в учебнике на стр. 38 первый и второй абзацы.
- Род- это люди, которые считают себя потомками общего предка. В русском языке РОД – корень самых главных понятий в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.
В далеком прошлом люди жили родами. Они помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе за жизнь в дикой природе. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
Существуют разные символы рода, например гербы, фамилии. Рассмотрите на стр. 39 родословную А. С. Пушкина, родовой герб Багратионов.
8. Установление родственных связей.
Работа в рабочей тетради стр. 4, задание 3.
Укажи последовательность родственных связей в семье
- Какие названия родственников вы знаете?
- Некоторые названия уже не употребляются в наше время, вот послушайте некоторые из них:
• Братаниха - жена двоюродного брата.
• Дедич - прямой наследник по деду.
• Мать посажённая - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.
• Отец прибеседный, отец посажёный, отец ряженый - лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.
• Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.
• Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
• Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.
Работа по карточкам
Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках.
Прабабушка Прадедушка Бабушка Дедушка Дядя Тетя Двоюродный брат Двоюродная сестра
| Папин брат Сын твоей тети Мама твоего дедушки Дочь твоего дяди Дедушка твоего отца Мама твоей мамы Мамин папа Мамина сестра |
Проверка по слайду.
Работа по учебнику.
- Что такое родословная?
Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.
-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная Пушкина»
- Сколько поколений можно насчитать в родословной?
Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка- Абрама Ганнибала.
-Подумайте, почему важно знать своих предков?
Работа с учебником.
- Знает ли кто-нибудь из вас об истории вашей фамилии?
Попробуем найти ответ на стр. 38.
- Что могло являться символом рода?
-Почему родовые гербы разные?
Рассмотрите родовой герб Багратионов, Пушкиных .
Работа в рабочей тетради. (Задание 2, стр.4 рабочей тетради)
Восстанови высказывания известных людей о семье
Любовь, к, основа, родителям, добродетелей, всех
(Цицерон)
______________________________________________________
Нет, святее, и, любви, бескорыстнее, ничего, матери
(В.Г. Белинский)
______________________________________________________
Проверка по слайду
9. Самостоятельная работа. (Задание 1, стр.4 рабочей тетради)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Все вокруг нас удивительно устроено. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как прекрасна наша Земля и небо. Оглянись и обрати внимание на людей, которые рядом с тобой. Это твои друзья, одноклассники. Вместе вы познаёте науки и отдыхаете. Но где бы ты ни был, чем бы ты не занимался, самыми дорогими и близкими для тебя остаются твои родные, твоя СЕМЬЯ.
Прочитай стихотворение, найди и подчеркни строчки, поясняющие, что значит для автора семья.
- А что значит для вас семья?
10. Итог урока:
-Попробуйте своими словами объяснить смысл выражения:
Род и семья- исток нравственных отношений.
-Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?
- Зачем человеку семья?
- Какие заповеди семьи запомнили?
- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?
- Кто из вас заинтересовался происхождением вашей фамилии?
11. Домашнее задание. Составьте вместе с родителями свою родословную (задание 4, стр.5 рабочей тетради).
Придумайте и изобразите герб своей семьи. Попытайтесь дома узнать, как появилась ваша фамилия.
12. Рефлексия. (Звучит музыка в исполнении «Инь-Ян» «Гимн семьи»)
Сегодня на уроке все хорошо поработали, всем большое спасибо. (Раздаются ромашки.) Нарисуйте в середине ромашки смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке.
МАТЬ
ПРАБАБУШКА
ВНУК
СЫН
ПРАВНУК
БАБУШКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)
Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений учащихся к семье, родителям, своему роду ч...
Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества
Усвоение понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...
Светская этика, 4 класс ,урок «Род и семья – исток нравственных отношений»
Светская этика урок "Род и семья-исток нравственных отношений"...
Модуль «Основы светской этики». Тема урока:«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...
Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)
Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Род и семья – исток нравственных отношений» («Основы светской этики», 4 класс)
Цель урока:формирование у обучающихся представлений о семье как о важнейшей нравственной ценности, о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям.Задачи урока: Дидактические:1. Поз...