Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Усвоение понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya.docx | 13.75 КБ |
volhvy.docx | 25.46 КБ |
della_i_dzhim.docx | 13.98 КБ |
spisok_ispolzovannoy_literatury.docx | 13.28 КБ |
tema_uroka.docx | 54.5 КБ |
urok.docx | 28.75 КБ |
uchebno.docx | 20.56 КБ |
rod_i_semya.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Региональный этап ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Автор работы:
Голубева Виолетта Федоровна, учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи
Название работы:
Разработка урока по светской этике в четвертом классе «Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества»
Номинация:
Лучшая методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики.
Краткая аннотация работы
Данная работа представляет собой сценарий урока по теме «Род и семья – нравственные истоки в истории человечества». Цель данного урока заключается в усвоении учащимися таких понятий, как семья, воспитание, род, традиция, являющиеся основой семейных ценностей; в том, чтобы сформировать у четвероклассников познавательные УУД (умение работать с текстом, извлекать нужную информацию и представлять её в преобразованном виде, выделять ключевые слова), коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией сверстников, родителей с сообщениями, слушать и понимать других), личностные УУД (оценивать и понимать смысл своих и чужих поступков). Материал урока, формы и методы его подачи, коллективная работа всей семьи помогают создать познавательную учебную ситуацию с учетом возраста, специфики учебного предмета, затронуть вопросы духовно-нравственного воспитания детей. На уроке используется исследовательский метод, при котором ученики самостоятельно выделяют гипотезу о роли семейных ценностей в воспитании, подтверждают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Также используется проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которых школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, связанную с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
Темами творческо-исследовательских работ учащихся, представленными на уроке, стали семейные традиции, рассказы о своих предках. Такая работа выполнялась при помощи родителей. Они были приглашены на данный урок и являлись полноценными его участниками. Материал урока может стать своеобразной помощью семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействовать сохранению и упрочению семьи.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Кто такие волхвы?
В Рождественский сочельник христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении новорождённому Христу волхвов, которых привела к Нему чудесная звезда над Вифлеемом. Волхвы преподнесли дары младенцу — золото, ладан и смирну.
В Евангелии слово «волхвы» означает звездочёт и мудрец. Наблюдая за небесными светилами, они увидели неизвестное доселе явление и, зная о древнем пророчестве, отправились в Вифлеем, чтобы увидеть родившегося Царя Славы. Согласно традиции, волхвов изображают людьми трёх возрастов (Бальтазара — юношей африканцем, Мельхиора — зрелым мужчиной европейцем, Каспара — седым старцем из Азии). По преданию, позже волхвы были крещены апостолом Фомой и приняли мученичество в восточных странах. А их мощи были найдены императрицей Еленой Константинопольской и положены сначала в Константинополе, а затем перенесены в Западную Европу, где сейчас хранятся в Кёльнском соборе.
Каждый из даров волхвов имел своё символическое значение: смирна - благовонная смола от дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Это символ жертвы Христа, дар тому, кто должен умереть; золото — дар Младенцу как царю, указывающий на то, что Иисус родился, чтобы быть Царём; ладан — дар Ему как Богу;
Именно эти дары положили начало возникшей в христианском мире традиции дарить подарки на Рождество и вообще новорождённым.
По преданию, Дары волхвов Пресвятая Богородица передала христианской общине Иерусалима, после чего они были перенесены в Константинополь в храм Святой Софии. После завоевания Константинополя турками в XV веке дочь сербского князя Мария Бранкович перевезла Дары волхвов на Афон, где они хранятся уже более 500 лет в Афонском монастыре Святого Павла. Реликвия представляет собой 28 треугольных и квадратных золотых пластин, к ним на серебряной нити прикреплены 60 бусин, состоящих из смеси ладана и смирны. Сегодня части реликвии хранятся в десяти особых ковчегах — и несколько из них были доступны в дни рождественских праздников в Москве в храме Христа Спасителя.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Делла и Джим – муж и жена. Живут в бедности. Завтра рождество, а у Деллы только один доллар восемьдесят семь центов на подарок Джиму! Сколько радостных часов она провела, придумывая, что бы такое ему подарить рождеству. В их семье было два сокровища. Одно - золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое - волосы Деллщие, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру. Делла решительно вышла из дома и отправилась в парикмахерскую.
- Не купите ли вы мои волосы? - спросила она у мадам.
- Двадцать долларов, - сказала мадам, привычно взвешивая на руке густую массу.
- Давайте скорее, - сказала Делла. Следующие два часа Делла рыскала по магазинам в поисках подарка для Джима. Наконец, она нашла. Это была платиновая цепочка для карманных часов. При такой цепочке Джиму в любом обществе не зазорно будет поинтересоваться, который час. В семь часов кофе был сварен, раскаленная сковорода стояла на газовой плите, дожидаясь бараньих котлеток Делла зажала платиновую цепочку в руке и уселась на краешек стола поближе к входной двери. Дверь отворилась, Джим вошел и закрыл ее за собой. Его глаза остановились на Делле с выражением, которого она не могла понять, и ей стало страшно.
- Джим, милый, - закричала она, - не смотри на меня так. Я остригла волосы и продала их, потому что я не пережила бы, если б мне нечего было подарить тебе к рождеству. Они опять отрастут. Ты ведь не сердишься, правда? Джим, давай радоваться празднику. Если б ты знал, какой я тебе подарок приготовила, какой замечательный, чудесный подарок!
- Ты остригла волосы? - спросил Джим с напряжением.
- Да, остригла и продала, - сказала Делла. - Но ведь ты меня все равно будешь любить?
- Так, значит, твоих кос уже нет? - спросил он с бессмысленной настойчивостью.
- Я же тебе говорю: я их продала - остригла и продала. Сегодня сочельник, Джим. Будь со мной поласковее, потому что я это сделала для тебя. Муж достал из кармана пальто сверток и бросил его на стол. В нем лежали гребни, тот самый набор гребней - один задний и два боковых, - которым Делла давно уже благоговейно любовалась в одной витрине Бродвея. Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос. Они стоили дорого... Делла знала это, - и сердце ее долго изнывало и томилось от несбыточного желания обладать ими. И вот теперь они принадлежали ей, но нет уже прекрасных кос, которые украсил бы их вожделенный блеск. Все же она прижала гребни к груди и, когда, наконец, нашла в себе силы поднять голову и улыбнуться сквозь слезы, сказала:
- У меня очень быстро растут волосы, Джим! Тут она вдруг подскочила, как ошпаренный котенок, и воскликнула:
- Ах, боже мой! Ведь Джим еще не видел ее замечательного подарка. Она поспешно протянула ему цепочку на раскрытой ладони. Матовый драгоценный металл, казалось, заиграл в лучах ее бурной и искренней радости.
- Разве не прелесть, Джим? Теперь можешь хоть сто раз в день смотреть, который час. Дай-ка мне часы. Я хочу посмотреть, как это будет выглядеть все вместе.
- Делла, - сказал он, - придется нам пока спрятать наши подарки, пусть полежат немножко. Они для нас сейчас слишком хороши. Часы я продал, чтобы купить тебе гребни.
Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они то и завели моду делать рождественские подарки. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Список использованной литературы
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.; под ред.А. Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя – М., 2008.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. – 2005. - № 9.
4. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.
5. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов- на- Дону: Учитель, 2007
6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.
7. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007.
Предварительный просмотр:
Тема урока: ____________________________________________ Приложение 1
1. Словарик
Род – это___________________________________________________________________________
Семья – это_________________________________________________________________________
Воспитание - это____________________________________________________________________
Семейные ценности – это _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2. Ценности моей семьи
____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Синквейн «Семья»
Пожелание моим близким и родным
МИНИ - ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ УРОКА
Тема:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г. Гулькевичи
Конспект урока № 18
ОРКиСЭ модуль «Светская этика»
4 класс
Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества
Цели и задачи: объяснить такие понятия, как семья, воспитание, род, традиция; научить анализировать нравственные понятия, являющиеся основой семейных ценностей; продолжить знакомство с основными нормами морали, формировать познавательные УУД (умение работать с текстом, извлекать нужную информацию и представлять её в преобразованном виде, выделять ключевые слова), развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, закрепить регулятивные УУД (планировать свои действия на основе поставленной задачи), коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией сверстников, родителей с сообщениями, слушать и понимать других), личностные УУД (оценивать и понимать смысл своих и чужих поступков).
Оборудование: учебное пособие, выставка книг русских и зарубежных писателей по теме урока, толковый словарь Ожегова, мультимедийная установка, семейные фотографии.
Виды деятельности: комментированное чтение, беседа и обсуждение проблемных вопросов, защита проектов по теме урока, самостоятельная творческая работа учеников.
Эпиграф урока: Любовь к родине начинается с семьи. Ф. Бэкон
Лучшее, что отец может сделать для своих детей, - это любить их мать. Теодор Хесберг
Урок проводится с участием родителей и учащихся 10 класса – шефами четвероклассников.
Ход урока
1. Организационный момент. Часть класса перед доской представляет комнату. В кресле-качалке сидит прабабушка (одного из учеников) с вязанием в руках, рядом расположилась внучка (десятиклассница). Внучка перебирает семейные фотографии.
- Бабуля, посмотри на эту пару. Какие они красивые и молодые! А как смотрят друг на друга, сразу видно, что их объединяет любовь (передает снимок бабушке).
- Это я и твой прадед, сразу после свадьбы снимок делали, 21 июня. А на другой день он на фронт ушел. Его семья для меня родной стала. Не было бы их поддержки, как бы я пережила похоронку на Пашеньку (бабушка задумалась).
- А, правда, бабушка, наша семья самая лучшая?
- Семья наша обыкновенная, просто имеет два качества, что помогают нам в самые трудные времена.
- Какие, бабушка?
- А это мы у ребят спросим, что пришли к нам сегодня в гости. А заодно и про их семьи истории послушаем. Без семьи, внученька, как и без Родины, человек- сирота бесприютная.
2. Вступительная беседа, помогающая учащимся определить тему урока и его задачи.
Учитель: Дорогие ребята, посмотрите на эпиграфы к нашему уроку. Как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет разговор? (ответы детей) Слайд 2
- Совершенно верно, тема нашего урока «Семья, её ценности и традиции». Обращается к внучке: А что такое семья?
Внучка: Ну, что такое семья, мы можем узнать из толкового словаря (открывает толковый словарь Ожегова и читает статью «Семья»).
Бабушка обращается к четвероклассникам:
- Ну, дорогие мои внучата, а как вы думаете, что же такое «семья»? (ответы учащихся). А вот как о семье говорит поэтесса М. Тахистова. Слайд 3
Ученик:
Мне бабушка сказку расскажет, И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи, Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок, Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок Скворечник у нас и совок!
А папа возьмёт на рыбалку, Расскажет о травах лесных
Мы рядом, немного вразвалку пойдём мимо елей грибных.
Грибов наберём на опушке, Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке Мы чаю с малиной попьём.
А мама, склоняясь над кроваткой, Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой И добрые сны позовёт!
А в окна врывается ветер, Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить? Я просто их очень люблю!
Учитель: Все правильно вы говорите, давайте подумаем, как вообще появилась семья. А поможет нам в этом наш учебник. Откроем его на странице 38. Определите ключевые слова первых трех абзацев, они помогут вам ответить на мой вопрос. И выпишите их в свои семейные открытки, что лежат на столах.
3. Работа с текстом учебника. Формирование проблемной ситуации. Учащиеся работают в парах, заносят ответы в рабочую тетрадь. Выписывают ключевые слова и их определения (смотри рабочая тетрадь - Приложение 1). Слайд 4
- что такое род, что объединяло людей в этом сообществе?
- какие отношения стали складываться в родовом сообществе?
-как появились фамилии?
- чем семья отличается от рода? (в семье люди не только заботятся о пропитании и защите, они помогают близким и любят друг друга, соблюдают правила морали, уважают старших, воспитывают младших)
- а что такое воспитание?
4. Работа с художественным текстом. Бабушка:
-Дорогие ребята и взрослые, прочитаю я вам отрывок из рассказа О. Генри «Дары волхвов» (берет книгу из выставки). А вы мне ответите, как рассказ связан с нашим разговором о настоящей семье (рассказ – Приложение 2).
- в рассказе упоминаются волхвы, знаете ли вы, ребята, кто они такие?
5. Получение новых знаний. Решение проблемных ситуаций.
Представляется мини-проект «Рассказ о волхвах», подготовленный заранее одним из родителей. (Приложение 3) Слайд 5
Внучка: На одном из сайтов я нашла такой комментарий к этому рассказу: «Какой маленький, но дивный, удивительный и сильный рассказ! В одном десятке страниц, передано столько любви к ближнему... Этот крошечный рассказ способен вызвать слезы и радость одновременно! Неважно, что пальтишко старенькое, квартирка маленькая, а обстановка бедная. Важно, какие отношения в семье. Магия, которой можно назвать искренние чувства любящих людей, доверие и поддержка - вот истинное богатство!»
- согласны ли вы с этим отзывом? (ответы детей и родителей)
- что можно сказать о взаимоотношениях в этой семье?
- о каких настоящих семейных ценностях говорит автор рассказа?
- почему автор назвал героев самыми мудрыми дарителями?
- можно ли хорошую семью назвать ценностью?
- какие пословицы о семье подтверждают наши ответы? (ответ ученика, заранее получившего это задание). Поиграем в игру «Собери пословицы о семье»
Слайд 6 Например:
Брат с братом на медведя ходят.
Братская любовь крепче каменной стены.
В дружной семье и в холод тепло.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Дружная семья не знает печали.
Материнская молитва со дна моря достает.
На что и клад, когда в семье лад.
При солнышке тепло, при матери добро.
Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
-запишем в наши семейные открытки, какие семейные ценности существуют в ваших семьях (совместная работа детей и родителей с последующим представлением ответов по желанию).
Учитель: Ребята, действие рассказа происходит в канун Рождества, в наших кубанских семьях тоже всегда с радостью встречали этот чудесный семейный праздник. Давайте послушаем выступление семьи (называется фамилия), они расскажут, как принято встречать Рождество в их большом семействе.
Представляется проект «Рождество в нашей семье» с демонстрацией фото и видео материалов. Слайд 7
Мама: Особенно почитается в нашей семье Рождество Христово. Мы, как и вся православная Кубань, готовимся к принятию благостной вести о рождении Спаса- Христа, несущего на землю светлое благоволение.
Сын: Всеми приготовлениями к этому празднику заведует моя прабабушка. Она помнит, как в её родной станице казаки и казачки провожали старый год, сбрасывали с плеч «чёрную тяготу» забот. И, затаив дыхание, ждали появления на небе первой вечерней звезды, что когда- то возвестила волхвам о рождении Сына Божьего. В рождественский сочельник, как вспоминает бабушка, казаки не принимали никакой пищи. Но вот вспыхивает на востоке Вифлеемская звезда, и в храмах раздается радостное песнопение.
Отец: Мы готовим праздничную одежду, ставим на стол лишний прибор для тех, кто заглянет на огонек. Ведь казачья душа приветлива и щедра.
Сын: затем бабушка вносит сухую траву и стелит её в «красном углу» на столе. Сено покрывают праздничной скатертью и ставят кутью (каша из риса с медом) и компот. Только после этого у нас начинается ужин – вечеря. Раньше за вечерею гадали о будущем урожае. Вытаскивали из-под скатерти стебельки сена и по длине судили о росте хлебов. До четырнадцатого января сор из дома выметать нельзя. Его потом собираем и сжигаем во дворе. Этим, по народным поверьям, охранялся сад и огород от гусениц. А потом мы садимся с бабушкой на диван, она смотрит на зажженную свечу и рассказывает, как в самую полночь накануне Рождества открываются небесные врата, и на землю сходит Сын Божий. «Пресветлый рай» открывает праведным людям свои сокровища. И если молиться в полночь, ваши молитвы будут услышаны.
Мама: А дальше коляда (поет): «Уродилась Коляда накануне Рождества, на Коляду прибыло дню на куриную ступню». На Кубани раньше колядой называли Рождество и все Святки. Молодежь, отстояв всенощную или заутреню шла веселой гурьбой по улице и собирала у белых хат кольца колбасы, сладости, орехи.
Сын: Я сегодня с ребятами, как моя бабушка в детстве, мастерю звезду из фольги и хожу по знакомым, славлю Христа, добрых хозяев. Желаю им добра и счастья (поет): «Пришла Коляда накануне Рождества. Мы ходили, мы искали Коляду святую по всем дворам, по проулочкам. Нашли Коляду у петрова двора. Петров-то двор – железный тын, среди двора три терема стоят: во первом терему – светел месяц, в другом терему – красно солнце, а в третьем – часты звезды. Здравствуй, хозяин с хозяюшкой, на долгие года, на многие лета».
Отец: Под месяцем славят хозяина, под солнышком хозяюшку, а под звездами – детей. Рождество – наш семейный праздник, который мы отмечаем по традиции, это встреча самых близких и родных людей. За мирной беседой, радуясь приходу нашего Спасителя, мы можем ощутить наше родство, любовь друг к другу, к нашим вековым традициям, без которых не было бы нашей истории, нашей Кубани, нашей Родины.
(После представления проекта выступающие одаривают присутствующих небольшими подарками)
Учитель: Дорогие гости, понравилась вам такая семейная традиция? А что такое традиции, зачем они нужны? (ответы учащихся). Все приходят к выводу, что традиции помогают воспитывать лучшие нравственные качества в детях. Слайд 8
- а какая роль в семье отводится старшим?
- какая роль - детям?
- как в этом стихотворении показаны семейные традиции взрослых и детей?
Ученик: ИЗ МАГАЗИНА
Продуктов набрали – наверное, тонну!
И по пути говорим оживлённо,
И сумки несём мы легко, не натужно,
Недаром мы с папой с гантелями дружим.
А мама тащила бы их еле-еле –
Она по утрам не подходит к гантелям.
Зачем ей железные эти друзья,
Когда есть у мамы и папа, и я!
Бабушка: Ну что, дорогие ребята, нашли мы с вами ответ на вопрос: «Какие качества должна иметь настоящая семья?» (любовь к ближнему и забота друг о друге). Думаю, что здесь собрались самые дружные и самые счастливые семьи, которые придерживаются тех нравственных позиций, что когда – то определил Аввакум. «Почитай братьев своих и сестер, не говори им ничего досадного и грубого, тем более не возносись перед ними, ибо рождены все вы одною утробою и вскормлены единою грудью; одна мать воспитала вас, и одни руки носили вас, и одинаково скорбела она сердцем своим обо всех вас и равно любила каждого из вас».
Учитель: А теперь продолжим оформлять нашу семейную открытку. Придумаем и запишем синквейн на тему «Семья» Слайд 9
Например:
Семья
Любящая, дружная
Спасает, охраняет, прощает
Человек без семьи несчастен
Мир
- Запишите, ребята, в открытках пожелания для своих родных и подарите открытки своим родителям (Приложение 2).
- А теперь давайте послушаем, как живут семьи нашего класса, какие семейные традиции имеют, какие ценности поддерживают.
6. Представление семейных проектов по следующим темам:
Наша родословная. Секрет происхождения нашей фамилии.
Где мы отдыхали летом. Герои войны в нашей семье.
Как мы отмечаем праздники: «День семьи» 15 мая и «День семьи, любви и верности» 8 июля. Слайд 10
Выступающие дети и родители называют тему и цель своего проекта. Какой вклад в создание проекта внес каждый член семьи. Показывают архивный и фото материалы, презентации, знакомят со своими кулинарными традициями, рукоделием. Затем в рабочих тетрадях за 5-7 минут все члены семей создают свои мини- проекты: «Наш семейный герб», «Наше родовое дерево», «Советы членов семьи друг другу» (Приложение 1) и оформляют выставку из полученных работ.
7. Рефлексия. Итоги урока.
- дорогие ребята и взрослые, давайте подведем итоги нашей встречи и попробуем составить несколько вопросов, при ответе на которые можно было бы восстановить полученные нами знания.
- какой вывод мы можем теперь сделать?
Вывод: Семья – это объединение близких родственников, которые любят и заботятся друг о друге и через семейные традиции воспитывают в детях нравственные качества.
- почему важно знать историю своей семьи?
- закончите мое предложение «Я и не подозревал (а)…»
Учитель: Наш семейный урок подошел к концу. Во все времена, независимо от религий, политических установок, люди бережно относились к новым поколениям, к семейным ценностям. Семьёй возродится Россия. Именно крепкими семейными узами всегда была связана не только высокая духовная и нравственная основа общества, но и сила российского воинства, российской культуры, российской истории. Думаю, мы продолжим с вами эти прекрасные традиции и постараемся сделать так, чтобы каждая наша семья стала счастливой и процветающей и выполнила свой долг перед обществом. Мир вашему дому. Желаю вам крепкого здоровья, долгих лет жизни и нежной заботы родных!
Предварительный просмотр:
Отзыв
на урок «Род и семья – нравственные истоки в истории человечества» в 4 классе, проведенный Голубевой В. Ф., учителем МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов, а также духовно-нравственным воспитанием, которое получают ученики. Этого и добивается на своем занятии Виолетта Федоровна. Учитель удачно использует педагогические технологии, учитывая возраст и психологические особенности младших школьников. В начале деятельности с помощью приемов учебно-исследовательской технологии педагог проводит работу по развитию исследовательских навыков своих учеников в процессе определения ими темы и задач урока, при работе с текстом учебника. Это позволяет формировать у учеников творческий потенциал, целеустремлённость, мобильность, коммуникабельность. Обобщение полученных знаний ведется через игровые приемы, что повышает интерес учеников к изучаемому предмету. За урок ученики сменяют и виды деятельности (исследование, проектирование, прогнозирование, сценирование); и формы работы (фронтальная, в парах, продуктивное чтение при работе с учебником).
Составление словаря терминов способствует систематизации и усвоению материала курса светской этики, происходит накопление фактов, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся. Учитель организует творческие формы работы, развивает навыки публичного выступления и информационно-коммуникативные.
Замысел занятия реализован полностью и способствует формированию ключевых компетенций: в предметной области, в проектно-аналитической и в исследовательской деятельности. На уроке поддерживался благоприятный климат, сохранялось личностно-гуманное отношение к обучающимся. К подготовке и проведению урока учитель использовал помощь родителей, что привело к более тесному сотрудничеству семьи и школы в области воспитания.
__________________________/ Синянская В. А., методист МКУ «РИМЦ»/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любовь к родине начинается с семьи. Ф. Бэкон Лучшее, что отец может сделать для своих детей, - это любить их мать. Теодор Хесберг
Настоящая семья Мне бабушка сказку расскажет, И сделает сладкий пирог, И даст мне немножечко пряжи, Чтоб с кошкой побегать я мог! А дед мне подарит рубанок, Гвоздей принесёт, молоток, И будет готов спозаранок Скворечник у нас и совок! А папа возьмёт на рыбалку, Расскажет о травах лесных Мы рядом, немного вразвалку пойдём мимо елей грибных. Грибов наберём на опушке, Затейливый корень найдём, В забытой лесничей избушке Мы чаю с малиной попьём А мама, склоняясь над кроваткой, Спокойную песню споёт, На цыпочках выйдет украдкой И добрые сны позовёт! А в окна врывается ветер, Я думаю, долго не сплю: Ну чем мне на это ответить? Я просто их очень люблю!
Основные понятия Род - это это группа людей, имеющая общего предка — основателя рода по одной линии. Семья – это ячейка общества, союз мужчины и женщины, связанных бытом, любовью, воспитанием детей Воспитание – это подготовка личности к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с нормами морали Семейные ценности – это цели и способы организации жизни и взаимодействия членов семьи.
Дары волхвов В Евангелии слово «волхвы» означает звездочёт и мудрец.
Собери пословицу Брат с братом Не знает печали В дружной семье Когда в семье лад Дружная семья На медведя ходят На что клад, Хорошие дети растут В хорошей семье И в холод тепло
Рождество в кубанской семье Рождество –традиционный семейный праздник, это встреча близких людей. За мирной беседой, радуясь приходу Спасителя, мы ощущаем наше родство, любовь друг к другу, к нашим вековым традициям, без которых не было бы нашей истории, нашей Кубани, нашей Родины.
Семейные традиции Семейные традиции — это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Синквейн «Семья» семья Любящая дружная Спасает хранит прощает Человек без семьи несчастен мир
Наши семейные проекты Семья – это объединение близких родственников, которые любят близких, заботятся друг о друге и через семейные традиции воспитывают в детях нравственные качества.
Использованные ресурсы http://4put.ru/pictures/max/222/684941.gif http://4put.ru/pictures/max/222/684830.gif https://www.google.ru/search?tbs=sbi:AMhZZisPAZWL9vt478pjUyDIeGRIgUETsHK2HS1h4mQClhk0Gdo8WWEEavG0wYI7TgxdjX2Jb6Jd1LSuDR_1_1JLfDd0rhqMM5WIK_1HYaxasVp http://olpictures.ru/kartinki-semeyynyie-tradiytsii.html https:// www.google.ru/search?tbs=sbi:AMhZZitP-d_1bG6VF12BirOrpcHf-wmEfM0HZxlbz0TUGJGjvUtjDRlcBnETYff82vX8VT-sLe4zXhnc1mThfXVsGBs-uZ4nfkqS62jr8N1PnfXWwTMeHv htpp ://orkse.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....
урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"
Урок разработан для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....
« Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
Углубить у детей сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях....
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме" Род и семья - источник нравственных отношений в истории человечества".
Этот урок можно использовать при изучении этой темы в разнличных УМК....
Презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Род и семья - источник нравственных отношений в истории человечества".
Эту презентацию можно использовать и на уроке и классном часе....
Модуль «Основы светской этики». Тема урока:«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...
Конспект занятия «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...