Дополнительное образование
материал (3 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logika.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Стр.

Пояснительная записка…………………………………………………      2-   5

Планируемые результаты освоения программы  1 год                                  6

Содержание программы  1 год                                                                        7

Тематическое планирование   1 год                                                              7-9

Планируемые результаты освоения программы  2 год                ………    10

Содержание программы  2 год                                                                         11

Тематическое планирование  2 год                     ………………………… 11-12

Планируемые результаты освоения программы    3 год              …………13

Содержание программы  3 год                     …………………………………14

Тематическое планирование    3 год                ……………………………14-16

Планируемые результаты освоения программы 4 год                    ……… 17

Содержание программы  4 год                     ………………………………    18

Тематическое планирование   4 год                        ……………………     18-20

Формы контроля и критерии оценки результатов…………………………   21

Литература…………………………………………………………………….  22

Приложение: тестовые материалы для оценки планируемых результатов   23

 


Пояснительная записка

к программе курса «Логика»

 Интеллект человека определяется

не суммой накопленных знаний,

а высоким уровнем логического мышления.

А.З.Зак

     Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной.

     Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе.

Система упражнений данной программы предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

     Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать.  В учении  и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

    Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

     Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

     Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

     Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.

     Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

     Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «Логика» связано с тем, что:

  1. в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  2. анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  3. конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность выбора курса «Логика»

 определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у дошкольников  слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Новизна данной программы

 определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  1. соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  2. содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  1. определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  2. в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  3. достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Курс «Логика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Курс включает 136 занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

  1. -по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая, парная, индивидуальная;
  1. по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  2. по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1 год  – 30 минут, 2 – 4 год  – 40 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу «Логика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  1. формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  2. формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  1. создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  2. способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

  1. воспитание системы межличностных отношений;

Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Логика»

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Логика»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика»

В результате изучения данного курса 1 год обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  1. определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  2. в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  2. проговаривать последовательность действий;
  3. учиться высказывать свое предположение (версию);
  4. учиться работать по предложенному педагогом плану;
  5. учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  6. учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  2. учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  3. учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УУД:

  1. учиться выражать свои мысли;
  2. учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  3. овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  1. сравнивать предметы по заданному свойству;
  2. определять целое и часть;
  3. устанавливать общие признаки;
  4. находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  5. определять последовательность действий;
  6. находить истинные и ложные высказывания;
  7. наделять предметы новыми свойствами;
  8. переносить свойства с одних предметов на другие.

Содержание программы

1 год

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)

     Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

  1. Действия предметов (8 часов)

     Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

  1. Элементы логики (5 часов)

     Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

  1. Сравнение (3 часа)

     Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

  1. Комбинаторика (2 часа)

     Хаотичный и систематический перебор вариантов.

  1. Развитие творческого воображения (4 часа)

     Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

  1. Практический материал (3 часа)

     Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.

Тематическое планирование

1 год

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе теория

В том числе практика


Конт-

роль

1.

Вводный тест.

1

1

Тест №1

2.

Сравнение предметов по свойству.

1

1

3.

Целое и часть.

1

1

4.

Знакомство с отрицанием (термин не вводится).

1

1

5.

Признаки предметов.

1

1

6.

Признаки предметов и значение признаков.

1

1

7.

Обобщение по признаку.

1

1

8.

Закономерности в значении признаков у серии предметов.

1

1 Исследование

9.

Описание последовательности действий.

1

1

10.

Логические упражнения.

1

1

Викторина

11.

Последовательность действий и состояний в природе.

1

1

12.

Целое действие и его части.

1

1

13.

Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.

1

1

14.

Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.

1

1

15.

Одно действие, применяемое к разным предметам.

1

1

16.

Промежуточный тест.

1

1

Тест №2

17.

Функции предметов.

1

1

18.

Логическая операция «и».

1

1

19.

Выделение главных свойств предметов.

1

1 Исследование

20.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1

1

21.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1

1

22.

Упорядочивание серии предметов по разным признакам.

1

1

23.

Последовательность событий.

1

1

24.

Высказывания.

1

1

25.

Истинные и ложные высказывания.

1

1

26.

Комбинаторика. Расстановки и перестановки.

1

1

1

27.

Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения).

1

1

28.

Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.

1

1

29.

Перенос свойств с одних предметов на другие.

1

1

 Конкурс

30.

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.

1

1 Исследование

31.

Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.

1

1

32.

Часть-целое ( в действиях).

1

1

33.

Итоговый тест.

1

1

Тест №3.

34.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1

1

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика»  2 год

     В результате изучения данного курса 2 год обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  1. учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  2. учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  3. овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса  2 год  являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  1. учиться отличать факты от домыслов;
  2. овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  3. формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  1. овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  2. перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  3. находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  1. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  2. развивать доброжелательность и отзывчивость;
  3. развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  1. применять правила сравнения;
  2. задавать вопросы;
  3. находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  4. строить причинно-следственные цепочки;
  5. упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  6. находить ошибки в построении определений;
  7. делать умозаключения.

Содержание программы

2 год

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)

     Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

  1. Сравнение (6 часов)

     Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

  1. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)

     Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений.  Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

  1. Комбинаторика (4 часа)

     Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Элементы логики (7 часов)

     Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

  1. Развитие творческого воображения (2 часа)

     Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .

  1. Практический материал (3 часа)

     Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.

Тематическое планирование

2 год

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе теория

В том числе практика

Контроль

1.

Входной тест

1

1

Тест №1

2.

Выделение признаков.

1

1

3.

Различие.

1

1

 исследование

4.

Сходство.

1

1

исследование

5.

Существенные признаки.

1

1

6.

Характерные признаки.

1

1

7.

Упорядочивание признаков.

1

1

8.

Правила сравнения.

1

1

9.

Значение сравнения.

1

1

10.

Тест «Сравнение».

1

1

Тест №2

11.

Истинные и ложные высказывания.

1

1

12.

Отрицание высказывания.

1

1

13.

Понятие о классах.

1

1

14.

Правила классификации.

1

1

15.

Вопросы.

1

1

16.

Алгоритм.

1

1

17.

Тест «Алгоритм».

1

1

Тест №3

18.

Закономерность в числах и фигурах.

1

1

19.

Закономерность в буквах и словах.

1

1

20.

Комбинаторика. Перестановки.

1

1

21.

Комбинаторика. Размещения.

1

1

22.

Комбинаторика. Сочетания.

1

1

23.

Причина и следствие.

1

1

24.

Причинно-следственные цепочки.

1

1

25.

Противоположные отношения между понятиями.

1

1

26.

Отношения: род-вид.

1

1

27.

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

1

1

28.

Виды отношений.

1

1

29.

Тест «Отношения».

1

1

Тест №4

30.

Определения.

1

1

31.

Ошибки в построении определений.

1

1

Викторина

32.

Суждения.

1

1

33.

Итоговый тест.

1

1

Тест №5

34.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1

1

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика»  3 год  :

     В результате изучения данного курса  3 год  обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  1. уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  2. сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами  3 год  являются формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  1. формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  2. формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  3. осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УУД:

  1. овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  2. соблюдать нормы этики и этикета;
  3. овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

  1. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  2. учиться аргументировать, доказывать;
  3. учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  1. выделять свойства предметов;
  2. обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  3. сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  4. описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  5. приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  6. приводить примеры отрицаний;
  7. проводить аналогию между разными предметами;
  8. выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  9. рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

Содержание программы

3 год

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)

    Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

  1. Сравнение (2 часа)

     Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

  1. Комбинаторика (2 часа)

     Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Действия предметов (4 часа)

     Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)

     Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

  1. Элементы логики (10 часов)

     Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

  1. Развитие творческого воображения (2 часа)

     Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

  1. Практический материал (4 часа)

     Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

Тематическое планирование

3 год


п/п

Тема занятий

Всего часов

В том числе теория

В том числе практика

Конт

роль

1.

Входной тест.

1

1

Тест №1

2.

Закономерности в чередовании признаков.

1

1

3.

Классификация по какому-то признаку.

1

1

4.

Сравнение предметов по признакам.

1

1

5.

Тест «Сравнение».

1

1

Тест №2.

6.

Состав предметов.

1

1

Исследова

ние

7.

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

1

8.

Найди отличия.

1

1

Ролевая игра

9.

Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

1

1

10.

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

1

1

11.

Функциональные признаки предметов.

1

1

12.

Симметрия. Симметричные фигуры.

1

1

13.

Логическая операция «и».

1

1

14.

Координатная сетка.

1

1

15.

Решение логических задач и задач-шуток.

1

1

Игра – соревнова

ние

16.

Результат действия предметов.

1

1

17.

Обратные действия.

1

1

18.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

1

1

19.

Тест «Отношения».

1

1

Тест №3

20.

Порядок действий, последовательность событий.

1

1

Исследова

ние

21.

Комбинаторика. Размещение, сочетание.

1

1

22.

Составление загадок, чайнвордов.

1

1

Викторина

23.

Множество. Элементы множества.

1

1

24.

Классификация по одному свойству.

1

1

25.

Тест «Классификация».

1

1

Тест №4

26.

Способы задания множества.

1

1

27.

Сравнение множеств.

1

1

28.

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

1

1

29.

Решение задач с использованием понятий о множествах.

1

1

30.

Выражения и высказывания.

1

1

31.

Высказывания со связками «и», «или».

1

1

32.

Отрицание.

1

1

33.

Итоговый тест.

1

1

Тест №5

34.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1

1

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в четвертом классе.

    В результате изучения курса «Логика»  4 год  обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  1. развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  2. формировать личностный смысл учения;
  3. формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  1. осваивать способы решения проблем поискового характера;
  2. определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
  3. осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
  4. познавательные УУД;
  5. осознанно строить речевое высказывание;
  6. овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
  7. учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации  в соответствии с задачами.

Коммуникативные УУД:

  1. учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  2. формировать мотивацию к работе на результат;
  3. учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  1. определять виды отношений между понятиями;
  2. решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
  3. находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
  4. устанавливать ситуативную связь между понятиями;
  5. рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
  6. решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Содержание программы

4  год

  1. Сравнение (2 часа)

     Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

  1. Комбинаторика (2 часа)

    Решение задач с помощью таблиц и графов.

  1. Элементы логики (11 часов)

    Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

  1. Развитие творческого воображения (11 часов)

    Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

  1. Практический материал (3 часа)

    Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.

4 год

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе теория

В том числе практика

Контроль

1.

Входной тест.

1

1

Тест №1

2.

Повторение основных мыслительных операций.

1

1

Обзорная лекция

3.

Причинно-следственные цепочки.

1

1

4.

Интегрированный: логика в окружающем мире.

1

1

5.

Интегрированный: логика в русском языке.

1

1

6.

Виды отношений между понятиями.

1

1

7.

Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц.

1

1

8.

Понятие о графах.

1

1

Объяснитель

ная лекция

9.

Рефлексивность отношений.

1

1

10.

Симметричность отношений.

1

1

11.

Тест «Отношения между понятиями».

1

1

Тест №2

12.

Классификация.

1

1

13.

Язык и логика. Фразеологизмы.

1

1

Исследование

14.

Язык и логика. Образность и меткость речи.

1

1

Викторина

15.

Язык и логика. Речевые ошибки.

1

1

16.

Язык и логика. Пословицы.

1

1

17.

Тест «Язык и логика».

1

1

Тест №3

18.

Работа над ошибками.

1

1

Деловая игра

19.

Логические связки «или», «и».

1

1

20.

Логическая связка «если …, то».

1

1

21.

Логические возможности.

1

1

22.

Ситуативная связь между понятиями.

1

1

23.

Оценка ситуации с разных сторон.

1

1

Исследование

24.

Образное сравнение.

1

1

25.

Синонимы. Многозначность.

1

1

26.

Антонимы.

1

1

27.

Тест «Языковая логика».

1

1

Тест №4

28.

Работа над ошибками.

1

1

29.

Комбинаторика. Решение задач с помощью графов.

1

1

30.

Рассуждения.

1

1

31.

Выводы в рассуждениях.

1

1

32.

Юмор и логика.

1

1

33.

Юмор и логика.

1

1

Творческий отчет

34.

Конкурс эрудитов.

1

1

Конкурс

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  1. тестирование;
  2. практические работы;
  3. творческие работы;
  4. самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  1. степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  2. поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  3. результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  4. косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  1. 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  2. 60-80% - уровень выше среднего;
  3. 50-60% - средний уровень;
  4. 30-50% - уровень ниже среднего;
  5. меньше 30% - низкий уровень.

 Учебно-методическая литература для учителя

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  8. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2010г.

Приложение 1

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

1 год

Входной тест

  1. Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.

Н     Т     1     Ф     2     Б     Г     Д     5     Ю     Т     Я     Ю     К     6     Л     М     9     Р     Ш     6     Э     Н    Т     3     В     О     7     Е     Ж     8     Я      Т     1      С       Ъ     И    4

 П     Т     Д     5     Х     6     Н    М     У     С     К     Е     7      Н      Б      Т      З     Л     8

  1. Реши задачу.

Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?  

  1. Нарисуй недостающую фигуру.

?

  1. Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.

НСЕГ            ДАРГ                ДЬЖОД                        ГАУРАД

  1. Продолжи ряд.

1  2  2  2  3  3  3  3 _________________________________...

  1. Реши задачу.

Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за три дня?  _____________

1 год

Промежуточный тест

  1. Допиши слова, подходящие по смыслу.

Холод – зима, тепло - … .

Помидор – красный, огурец - … .

Человек – ребенок, собака - … .

Морковь – огород, яблоня - … .

  1. Реши задачу.

Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?

_______________

  1. Зачеркни «лишнее» слово:
  1. Окунь, щука, кит, карась;
  2. Ель, липа, сирень, береза;
  3. Сын, друг, бабушка, папа.
  1. Разгадай закономерность и дорисуй.

  1. Учись рассуждать.

На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?

________________

  1. Назови обобщающим словом.
  1. Пчела, бабочка - … .
  2. Пила, отвертка - … .
  3. Франция, Россия - … .
  4. Дождь, снег - … .

1 год

Итоговый тест

  1. Реши задачи.

В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________

Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________

Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________

  1. Зачеркни «лишнее» слово:
  1. Окно, волк, коза, бежать, берег;
  2. Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
  1. Составь по три слова из букв каждой строки.
  1. Б, У, Ы, С, Р  ________________, ______________, ______________
  2. О, С, А, К _____________, _________________, _______________
  1. Напиши по аналогии.
  1. Птица – крылья, рыба - … .
  2. Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
  3. Завод – цех, школа - … .
  4. Альпинист – горы, пловец - … .

Приложение 2

2 год

Тест «Алгоритм»

  1. Выполни действия. Впиши результаты.
  1. Задумай однозначное число;
  2. Прибавь 5;
  3. Сложи результаты действий 1 и 2 ;
  4. Вычти 4 ;
  5. Прибавь 10;
  6. Вычти удвоенное задуманное число;
  7. У тебя получилось 11?

Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.

  1. Нарисуй рамку. Выполни действия:
  1. Отметь внутри рамки две точки;
  2. Обозначь эти точки буквами А и В;
  3. Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
  4. Обозначь эту точку буквой С;
  5. Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.

Какая фигура у тебя получилась?

  1. Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить пример: 2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ?

Перечисли эти действия в нужном порядке:

  1. _________________;
  2. _________________;
  3. _________________;
  4. _________________;
  5. _________________ .

2 год

Тест «Сравнение»

  1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
  1. Деревянный, удобный, письменный … .
  2. Летний, солнечный, праздничный … .
  3. Узкий, длинный, кожаный … .
  4. Черная, рыхлая, влажная … .
  5. Большие, сине, грустные … .
  6. Душный, сухой, пыльный … .

  1. Подбери близкие по значению слова.
  1. Друг – товарищ.
  2. Храбрый - … .
  3. Скоро - … .
  4. Разломать - … .
  5. Думать - … .
  6. Редко - … .
  1. Сравни самолет и автобус.

Сходство

Различие

Самолет

Автобус

  1. Какой признак отличия лежит в основе деления:
  1. Перелетных и зимующих птиц;
  2. Хвойные и лиственные деревья.
  1. Выдели признаки сходства.
  1. Песок, крупа - … .
  2. Глина, снег - … .
  3. Книга, телевизор - … .
  4. Чайник, утюг - … .
  1. Напиши красивое сравнение.

Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.

  1. Красногрудые снегири похожи на … .
  2. Волосы мягкие, как … .
  3. Голос звучал нежно, как … .
  1. Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.

Например: друг ( старый) шкаф.

  1. Настроение ( … ) утро.
  2. Обида ( … ) таблетка.
  3. Торт ( … ) загар.

Дополнительное задание.

а)  Пропали гласные:

Н … В … Д … Н … Н

К … Р … С … Л

Р … С … Н … К

б) Восстанови порядок букв и получи слово.

ИКОРКДОЛ

ЯЯЛБНО

2 год

Тест « Отношения».

  1. Определи тип отношений, запиши рядом.
  1. Телевизор – экран                         Воробей – утка
  2. Брюки – одежда                             Горький – сладкий
  3. Почтальон – письмо                       Сегодня – завтра
  4. Гололед – перелом руки               Карман – кнопка
  1. Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.

а) Вид – род

лето - …

столяр - …

поезд - …

б) Целое – часть

растение - …

рыба - …

воздух - …

в) Противоположности

аккуратный - …

прямой - …

 бросил - …

г) Рядоположности

люстра - …

Буратино - …

 сердце - …

д) Функциональные

уши - …

гитара - …

корова - …

е) Последовательности

седьмой - …

 завтра - …

молния - …

ж) Причина – следствие

игра со спичками - …

долго был летом на солнце - …

погибло много птиц - …

  1. Составить самостоятельно пару понятий:
  1. род – вид;
  2. рядоположности;
  3. целое – часть;
  4. причины – следствия.
  1. Зачеркни неверные пары.

Род – вид:            звери – животные.

Противоположные: жара – засуха.

Причина – следствие: утро – вечер.

Последовательные: последний этаж – чердак.

Функциональные: медведь – берлога.

Целое – часть: озеро – глубина.

Рядоположности: река – рыба.

  1. Напиши противоположные понятия:
  1. свежая газета - …
  2. свежая рубашка - …
  3. свежий хлеб - …
  1. Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).
  1. Спортивная обувь, кеды, обувь.
  2. Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
  1. Построй сам такую цепочку.

Роза - … - … - … .

Расшифруй слова.

а) М З К - …                         б) Ц Е Л С Н Т И А

К Р К Д Л - …                            И Ч Т О Н К И Л    

З М Л Т Р С Н - …

2 год

Итоговый тест

  1. Впишите слово, которое является понятием данного определения.
  1. Мера длины, равная 100 см, -  …  .
  2. Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - …  .
  3. Твердое состояние воды непрозрачного цвета - …  .
  4. Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз,  - …  .
  5. Четырехугольник, у которого все углы прямые,  - …  .
  6. Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - …  .
  7. Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - …  .
  8. Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .
  1. Дополни определение.
  1. Час – это единица времени.
  2. Гроза – это явление природы.
  3. Корень – это часть растения.
  1. Самостоятельно составь определение.
  1. Дневник – это …  .
  2. Делитель – это … .
  3. Береза – это …  .
  4. Справедливость – это …  .
  1. Вычеркни определения с ошибками.
  1. Враг – это человек, который желает тебе зла.
  2. Утюг – предмет бытовой техники для одежды.
  3. Чай – это кипяченая вода  чайнике.
  4. Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.
  5. Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
  6. Корова – животное, которое дает молоко.
  7. Ствол – это древесный стебель.
  1. Объясни своими словами крылатые выражения.
  1. Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
  2. Глаза – зеркало души.

Приложение 3

3 год

Входной тест

1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.

2. Вспомните логические операции.

а) Обобщение.

Назови одним словом, исключив лишнее:

  1. мальчик, девочка, бабушка - … .
  2. сметана, кефир, майонез - … .
  3. Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
  4. дуб, баобаб, береза, осина - … .
  5. предательство, доброта, честность - … .

б)  Сравнение.

Солнце – Луна: сходство, различие.

в) Классификация.

Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.

1 группа

2 группа

3 группа

г) Аналогия.

  1. Вверх – вниз
  2. Говорил - …
  3. Думать – размышлять
  4. Ломать - …
  5. Брюки – штанина
  6. Рубашка - …
  7. 1 2 3 – 2 3 4
  8. 3 4 5 - …

3.   Анаграммы (расшифруй слова).

Ю Г Т У

Я М Л О Н И

У А К Т Р К

3 год

Тест «Классификация»

  1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
  1. Коза, корова, лось, лошадь - … .
  2. в, з, ш, д - … .
  3. Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
  4. Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
  5. Добрый, жадный, честный, голодный - … .
  1. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
  1. Ель                                    ромашка                                         шиповник
  2. Клен                                 ландыш                                            смородина
  3. Береза                              колокольчик                                   сирень

  1. Раздели на группы. Дай группам название.

Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.

  1. Произведи классификацию по основанию: материал изделия.

Посуда

  1. Произведи классификацию самостоятельно.

Геометрические фигуры

  1. Исправь ошибки в классификации.
  1. Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
  2. Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
  3. Водоемы делятся на океаны и моря.
  1. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
  1. Люди делятся на детей и взрослых.
  2. Машины делятся на грузовые и легковые.
  3. Год делится на зиму, лето, осень, весну.
  4. Горы делятся на старые и молодые.
  5. Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
  6. Час состоит из минут и секунд.

3 год

Тест «Сравнение»

  1. Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.

Впиши ответы:

_____________;

_____________;

_____________.

  1. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.

Впиши ответ: ________________________________________________ .

  1. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.

Ответ: _________________________________ .

  1. Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?

Ответы впиши в таблицу:

Сходство:                                                    Различие:

_а)_________________                             a)_________________

_b)_________________                             b)_________________

_c)_________________                             c)__________________

_d)_________________                             d)__________________ .

  1. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?

Ответ подчерки и объясни.

  1. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.

Ответы:

  1. __________;
  2. __________;
  3. __________ .

* Разгадай загадку:

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет,

На все садится,

Тепла боится.

Ответ: ______________ .

3 год

Тест «Отношения»

  1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.

Ответ: ________________ .

  1. Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
  1. Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
  2. 8, 17, 24, 32, 2;
  3. Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.

Ответы:

  1. _____________;
  2. _____________;
  3. _____________ .
  1. Укажи родовое понятие:
  1. Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
  2. Пятиугольник, круг, квадрат;
  3. Пчела, муха, бабочка;
  4. Ель, береза, сосна, клен.

Ответы:

  1. ______________
  2. ______________
  3. ______________
  4. ______________ .
  1. Заполни таблицу.

Род

Виды

Птица

Ворона

2)

3)

Металл

1)

2)

3)

Нечетное число

1)

2)

3)

Глагол

1)

2)

3)

Имя собственное

1)

2)

3)

Итоговый тест за курс 3 год

  1. Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
  1. быстрая, бурная, горная, … .
  2. крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
  3. летняя, теплая, звездная, … .
  4. меткая, поучительная, мудрая, … .
  1. Вычеркни неверные сравнения.
  1. У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
  2. Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
  3. В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
  4. Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
  1. Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.

Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.

1

2

3

  1. Произведи классификацию по любому основанию.

а) Все экосистемы делятся на … .

б) Всех зверей можно разделить на … .

  1. Дай группе слов родовое понятие.
  1. Яблоко, желудь, шишка - …  .
  2. Тополь, кошка, мухомор - …  .
  3. Шелк, ситец, вельвет - …  .
  1. Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.

Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.

  1. Что это?

…   -  движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.

 …   -  одна сторона листа.

…   -  знаки, с помощью которых записываются числа.

  1. Составь определение.

Чемодан – это  …   .

  1. Напиши противоположное понятие.
  1. Замерз  -  …  .
  2. Огорчить  -  …  .
  1. Напиши следствие указанной причины.

Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому …  .

  1. Напиши причину указанного следствия.

Автобус не приехал вовремя, потому что  …  .

  1. Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.

Входной тест

4 год

  1. Логика – это наука о том, как нужно …, …, … .
  2. Назови одним словом, исключив лишнее.
  1. Злость, радость, восторг - … .
  2. Пингвин, журавль, верблюд - … .
  3. Тюмень, Киев, Москва - … .
  4. Желудок, позвоночник, череп - … .
  1. Сравнение.

Сравнить – это значит найти признаки … и … .

  1. Классификация.

Сходство

Различие

Книга

Тетрадь

  1. Аналогия.
  1. Продолжи по аналогии:
  2. Побежал, подарок, походка;
  3. 701, 6002, 50003, … .
  4. Маленький, умненький, кисленький, … .
  1. Расшифруй слова:

А Г И К Л О  - …                           Е М А В И Н И Н - …

П Т А Я М Ь - …                          Ш Л Ы М Е Е Н И - …

4 год

Тест «Отношения между понятиями»

  1. Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.

____________

Дятел – птица

Учитель – …

Часы – …

_____________

Улыбнулся – нахмурился

Упрямый – …

 Заболел – …

______________

Книга – страница

Здание – …

Рассказ – …

________________

Чай – кофе

Ручка – …

Землетрясение – …

_________________

Кровь – кислород

Яблоко - …

Овца - …

__________________

Ноябрь – декабрь

Утро - …

1/7 - …

__________________

Грубость – обида

Шутка - …

Дождь - …

  1. Напиши аналогичную пару:

Стол – мебель

Китай - …

Машина – кузов

Паровоз - …

Глаза – картина

Уши - …

Широкий – бескрайний

Безымянный - …

Лето – июль

Рубашка - …

  1. Выполни аналогичное задание.

А)  Лук – связка лука.

сыр - …                                           чай - …

бензин - …                                      песок - …

суп - …                                             клей - …

 молоко - …

Б) Лиса – хищный зверь – зверь – животное – живая природа.

Ель - … - … - … - … .

Апельсин - … - … - … - … .

В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.

  1. Вымыть посуду.
  2. Передохнуть.
  3. Справиться с напряжением.
  4. Находиться в отпуске.
  5. Тянуть лямку.
  6. Гнуть спину.
  7. Испытывать судьбу.
  8. Потерять почву под ногами.

4 год

Тест «Язык и логика»

  1. Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.
  1. Старые лебеди склонила над ним горые шеи.
  2. Зимой в саду расцвели яблони.
  3. Внизу над ними расстилалась пустыня.
  4. В ответ я киваю ему рукой.
  5. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.
  6. Сорняки шипучи и плодовиты.
  7. На  столе лежала карта нашего города.
  8. Самолет сюда, чтобы помочь людям.
  9. Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.
  10. Дети страдали от недоедания пищи.
  1. Закончи фразеологизмы:
  1. Ни к селу, … .
  2. В час по … .
  3. Как снег … .
  4. Совать нос … .
  5. … из мухи … .
  1. Продолжи пословицы.
  1. Январь – году начало, зиме … .
  2. … всякий молод.
  3. Красна птица пером, а человек … .
  4. Крепкую дружбу … .
  5. Мал золотник, да … .
  1. Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
  1. Вести честную игру.
  2. Играть со смертью.
  3. Быть хозяином своей судьбы.
  4. Играть по правилам.
  1. Объясни смысл следующих фразеологизмов:
  1. с  минуты на минуту;
  2. утереть нос;
  3. перемывать кости;
  4. говорить в глаза.
  1. Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :
  1. полной темноте;
  2. том, кто сам не пользуется т и другим не дает;
  3. делах, которые идут успешно, удачно;
  4. том, что одно плохое портит много хорошего.
  1. У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй ее.

Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.

  1. Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:
  1. Я под синим пулогом
  2. На холме полугом.
  3. Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:
  4. На двери замка ни … .
  5. Живет щегол здесь – первый … .
  6. И утром белка из …
  7. Ему готовит гоголь-моголь.

4 год

Тест «Языковая логика»

  1. Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными существительными:
  1. дом                                           бабочка
  2. книга                                         лекарство
  3. класс                                          дорога  
  4. аппетит                                      взгляд
  5. лето                                             кресло
  1. Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.

Хлеб – ручка.

а) …

б) …

  1. Вымыть посуду.                                    В мгновение ока.
  2. Передохнуть.                                         Пока еще не поздно.
  3. Справиться с напряжением.              Лучше поздно, чем никогда.
  4. Находиться в отпуске.                         В два счета.
  1. Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.

Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.

  1. Объясни смысл следующих сравнений:
  1. Медвежья услуга - … .
  2. Заячья душа - … .
  3. Волчьи законы - … .
  1. Найди синонимы и подчеркни их.
  1. Больной, необычный, усталый, странный, далекий.
  2. Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.
  3. Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.
  1. Угадай многозначное слово.
  1. Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.
  2. Часть книги ( … ) часть дерева.
  3. Древнее оружие ( … ) овощ.
  4. Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.
  5. Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.
  1. Подбери антонимы к данным словосочетаниям:
  1. Свежая газета - …
  2. Свежая рубашка - …
  3. Свежий воздух - …
  4. Свежие новости - …
  1. К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
  1. ____________________________ хвост, холод.
  2. ____________________________ характер, перстень.
  3. ____________________________ нервы, труба.
  4. ____________________________ жизнь, конфета.
  1. Реши анаграммы и исключи лишнее слово.

К О Х Й Е К

СНИНЕТ
ОЖИВТ
Л У Ф О Б Т

4 год

Конкурс эрудитов

  1. Закончи фразеологизмы.
  1. Ни в зуб … .
  2. Как снег … .
  3. Ждать у моря … .
  4. Язык … .
  1. Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго.

Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.

  1. ГОР ( … ) ОЛАД.
  2. КАБ ( … ) ОШКО.
  3. ЗА ( … ) ЕЦ.
  1. За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?
  2. В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна девица, добрый молодец и др.

Какие эпитеты употребляются со словами:

  1. Ночь                                              Сокол
  2. Вода                                              Леса
  3. Горы                                              Поле
  4. Солнышко                                    Реки
  1. Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий7 Ответ поясни.
  2. Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
  3. Вставь на свое место ( изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимы старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:

… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.

  1. В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.

Печальная береза

У моего окна.

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят.

И радостен для глаза

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы (заря)

Я наблюдать за ней.

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

  1. Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.

Ю К И Л Т

Л Ю Т А Н Ь П

ОЗАР
А Л И Ф К А

  1. Вставь пропущенное слово в паре по аналогии  с первой парой:

Квадрат – куб;                               d) Жара – зной;

Треугольник  - …;                               Смелый - …;

Дуб – дерево;                                  e) Дерево – ствол;    

Стакан - …;                                            Человек - …;

Река – озеро;                                     f) Молоко – сыр;

Яблоко - …;                                             … - печенье.

  1. Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
  1. Куй железо, пока горячо.
  2. Один в поле не воин.
  3. Лес рубят – щепки летят.
  4. Не все золото, что блестит.
  5. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

+                  =

+=++=

=+=++

++===+++


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...

Педагогический опыт Ахматдиновой Ильсияр Раисовны, педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.2.Недостаточная мотивация крае...