Дополнительная образовательная программа по эколого-краеведческому направлению "Гринпис"
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

        Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков- эти проблемы в настоящее время приобрели глобальный характер. Но чтобы успешно охранять наши леса и водоёмы, землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу,  глубоко понимать её законы и истиную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо ещё «уметь видеть», т.е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, помогает знание природы.

       Но одних знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного  натиска экологических неграмотных людей. Нужны действия. Младший школьный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей ,норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnik_cdod.docx14.23 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx17.91 КБ
Файл kalendarno-tem.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Оренбургской области

                                          Отдел образования Тюльганского района

МУДОД «Центр дополнительного образования детей»

«Согласовано»

Методсовет МУДОД ЦДОД

«____» ___________ 2012г.

«Утверждаю»

Директор МУ ДОД

_______________ Громова Л.М.

Дополнительная образовательная программа

по эколого-краеведческому направлению

 

«ГРИНПИС»

Срок реализации 1 год

Возраст учащихся 8-11 лет

Составлена педагогом

дополнительного образования

 Коротченко М.А.

                                        Тюльган - 2012г.



Предварительный просмотр:

               Пояснительная записка

     Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков- эти проблемы в настоящее время приобрели глобальный характер. Но чтобы успешно охранять наши леса и водоёмы, землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу,  глубоко понимать её законы и истиную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо ещё «уметь видеть», т.е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, помогает знание природы.

       Но одних знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного  натиска экологических неграмотных людей. Нужны действия. Младший школьный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей ,норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

                Направления работы  

  1. Изучение природы родного края, России, Земли
  2. Изучение экологических проблем села, родного края, своей страны ;глобальных экологических проблем
  3. Формирование элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры учащихся
  4. Формирование здорового образа жизни
  5. Изучение календарно-обрядовой деятельности русского народа

       Программа рассчитана на 60 часов

       Возраст учащихся 8-11 лет

Основные методы работы

  1. Наблюдение
  2. Игра
  3. Беседа
  4. Сотрудничество
  5. Исследование

 

 Формы работы

  1. Экскурсии
  2. Практическая деятельность
  3. Природоохранные акции
  4. Экологические викторины
  5. Выпуск экологических листовок, газет
  6. Нетрадиционные занятия (путешествие, сказка, игра, КВН)
  7. Исследовательская деятельность

Задачи и содержание работы

  1. Формирование осознания экологической ценности природы и её единства с человеком
  2. Осознание себя в связи с представителями живой природы. Человек имеет большое влияние на природу. Он должен научиться тому, чтобы как можно меньше вредить окружающему миру
  3. Воспитание чувства сопереживания всему живому
  4. Формирование понятия взаимосвязи всех сообществ в природе. Ни одно сообщество не может существовать отдельно от других, оно обречено на гибель
  5. Сформировать представление о пищевой цепочке в природе
  6. Развивать понимание связи живого организма со средой обитания. Каждый живой организм живёт в определённой среде обитания. Изменение условий жизни может привести его к гибели
  7. Календарно-обрядовая деятельность народа раскроет единство человека и природы, покажет, как люди раньше выстраивали взаимоотношения со всем огромным миром. Миропонимание, выработанное нашими предками, является стержневым и для нашего времени


Предварительный просмотр:

                                             Тематическое планирование

Тема

Часы

Всего

теория

практика

1

Выясняем, что такое экология

1

0

1

2

Анкета на выявление интереса к экологическим проблемам, уровня экологических знаний

1

0

1

3

12 ноября-синичкин календарь. Знакомство с народным календарём

1

1

2

4

Развешиваем кормушки

0

1

1

5

Почему их так называют? Работа со словарём

2

0

2

6

Зимний солнцеворот и зимнееноволетие

1

1

2

7

«Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…»

0

3

3

8

«Лес- самое дорогое и бесценное , что есть у человечества»

1

2

3

9

В защиту леса. Агитбригада

0

3

3

10

Знаешь ли ты животных своей местности?

1

4

5

11

«Идёт весна-красна»

0

1

1

12

Экологическая игра по станциям «Мой край родной»

0

2

2

13

Праздник жаворонка

0

3

3

14

Прилетай, товарищ птица

1

2

3

15

О подснежниках, проталинах, весенних

ручейках

0

3

3

16

Насекомые- друзья цветов

1

1

2

17

Муравейник и муравьи

1

1

2

18

Весеннее многоголосье

1

1

2

19

Определение кислотности почвы

 нашей клумбы

0

1

1

20

Выбор растений для клумбы

0

1

1

21

Посадка растений в клумбу и дальнейший уход за ними

0

1

1

22

Экологическая тропа «В лесу жить-голодному не быть»

0

2

2

23

Определение чистоты воды местных водоёмов

0

3

3

24

Очистка береговых линий водоёмов

0

3

3

25

Праздник русской берёзки

0

2

2

26

Очистка берёзовой посадки на горе Ефимке

0

1

1

27

Подготовка презентации отчёта о работе  клуба

0

2

2

28

Подготовка и проведение итогового праздника

0

2

2

29

Итоговое тестирование

1

0

1

Итого

13

47

60

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

1

Выясняем, что такое

экология

16.11.2012

2

Анкета на выявление интереса к экологическим проблемам, уровня экологических знаний

17.11.2012

3

12 ноября - синичкин день. Знакомимся с народным календарём.

Собираем  народные приметы погоды. Оформляем газету

22.11.2012

23.11.2012

4

Развешиваем  кормушки

24.11.2012

5

Почему их так называют? Знакомимся с зимующими птицами

29.11.2012

6

Зимний солнцеворот и зимнееноволетие

Сбор материала и оформление презентации по темам:

«Тепло свет и жизнь»

и «Зимние обряды и обычаи нашего края»

30.11.2012

1.12.2012

7.12.2012

7

«Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…»

Экскурсия в зимнюю рощу

Конкурс рисунков

Конкурс стихов

8.12.2012

14.12.2012

15.12.2012

8

«Лес- самое дорогое и бесценное , что есть у человечества».

Беседа

Викторина «О деревьях нашего края»

Практическое занятие. Распознавание деревьев по силуэту, коре, листьям и др.

21.12.2012

22.122012

28.12.2012

9

В защиту леса. Агитбригада или экологическая сказка

Выступление перед односельчанами или в детском саду

4.01.2013

4.01.2013

12.01.2013

10

Знаешь ли ты животных своей местности?

 Беседа

Сбор материала и изготовление книжек малюток для первого класса и дошколят о насекомых, птицах , рыбах, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих нашего района

18.01.2013

25.01.2013

26.01.2013

2.02.2013

8.02.2013

11

«Идёт весна-красна»

Первая встреча весны. Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая Шейка»

15.02.2013

12

Экологическая игра по станциям

Подготовка игры

Проведение игры с 1,2,3 классом

16.02.2013

1.03.2013

13

Праздник жаворонка.

Заучивание весеннихзакличек

Конкурс творческих работ

Экскурсия на гору Ефимку

9.03.2013

21.03.2013

22.03.2013

14

Прилетай, товарищ птица

Викторина о перелетных птицах

Какие домики делать птицам

Развешивание домиков

5.04.2013

6.04.2013

7.04.2013

15

О подснежниках, проталинах, весенних

ручейках

Экскурсия

Изготовление и развешивание листовок «Берегите первоцветы!»

12.04.2013

13.04.2013

14.04.2013

16

Насекомые- друзья цветов

Беседа

Экскурсия

20.04.2013

27.04.2013

17

Муравейник и муравьи

Интересные факты из жизни муравьёв. Поиск и оформление

информации

Экскурсия

10.05.2013

11.05.2013

18

Весеннее многоголосье

Главные певцы нашего края

Экскурсия

17.05.2013

18.05.2013

19

Практическая работа. Определение кислотности почвы

 нашей клумбы

24.05.2013

20

Выбор растений для клумбы

25.05.2013

21

Посадка растений в клумбу и дальнейший уход за ними

30.05.2013

22

Экологическая тропа «В лесу жить - голодному не быть»

4.06.2013

5.06.2013

23

Определение чистоты воды местных водоёмов

Определение чистоты воды р.Труски

Определение чистоты воды р.Яман-Юшатырь

Определение чистоты воды в колодце «Дружба»

6.06.2013

7.06.2013

8.06.2013

24

Очистка береговых линий водоёмов

10.06.2013

11.06.2013

13.06.2013

25

Подготовка и оформление праздника

Праздник русской берёзки

14. 06.2013

15.06.2013

26

Очистка берёзовой посадки на горе Ефимке

17.06.2013

27

Подготовка презентации отчёта о работе  клуба

18.06.2013

28

Подготовка и проведение итогового праздника

19.06.2013

20.06.2013

29

Итоговое тестирование

21.06.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год

АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...