Тайна старого леса
классный час (4 класс) на тему

Перова Ольга Ивановна

Классный час в 4 классе

Путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_starogo_lesa.docx751.61 КБ

Предварительный просмотр:



КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

в 4 классе

Путешествие

Тайна  старого леса

Подготовила:

Перова Ольга Ивановна

учитель начальных классов

2009

Классный час в 4 классе

Тема: «Тайна старого леса»

Цель: довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе

Задачи:

воспитывать любовь и уважение к своей земле, растениям, животным

Ход занятия

Чтец:

Плач Земли

О, люди! О, люди!

Как вы допустили,

Вы самое главное

В жизни забыли,

Забыли о том,

Что природа - ваш дом,

А в доме не убрано,

Грязно жить в нем.

Текли, извиваясь, речушки-сестрицы,

А вы посмотрите, что с ними творится?

Завалены мусором,

Нефтью залиты.

О, люди! О, люди!

Ну, что вы творите?

Зачем обижаете маленьких птичек?

Зачем пестрых бабочек ловите в поле?

Все звери и птицы хотят жить на воле,

Но скоро вы их не увидите боле!

Деревья редеют. А что за причина?

Ребята гурьбой отдыхали в лесу.

Костер разожгли, пили, ели, смеялись,

Собрали вещички, домой разбежались.

Костер не потушен. Зачем суетиться?

Скорее домой. А пожар приключился!

Не мучьте меня, задыхаюсь от боли.

Что делать, не знаю,

И жить - то мне как?

О, люди, зачем поступаете так?

Учитель:

Нам, людям, давно стоит задуматься над этим. Многие поступки человека наносят вред природе и ее обитателям.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы открыть тайну старого леса.

 Для этого мы отправимся в путешествие.

Загадка

Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой.

(Лес)

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Лес - это наше богатство.

Лес - это зеленый наряд нашей земли.

Лес - это дом для зверей и птиц.

Лес - это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать

хороший урожай.

Лес - это богатая кладовая.

Здравствуй, лес, дремучий лес.

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

С. Погореловский

Учитель:

Первая станция на нашем пути -

станция «Кукушкино гнездо»

По ходу путешествия учитель вывешивает на доску рисунки станций.

Пойманная птичка.

Дети:

А, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети;

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете!

Птичка:

Ах, зачем, зачем я вам, Миленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети!

Дети:

Нет, не пустим, птичка, нет!

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет.

Чаю с сухарями...

Птичка:

Ах, конфет я не клюю.

Не люблю я чаю:

В поле мошек я ловлю, Зернышки сбираю...

Дети:

Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке;

А у нас-то в золотой

Будешь жить ты клетке!

Птичка:

О! Не бойся: в теплый край

Улечу зимою.

А в неволе - светлый рай

Будет мне тюрьмою.

Дети:

Птичка, птичка!

Как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить:

Все б тебя ласкали.

Птичка:

Верю, детки; но для нас Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Дети:

Правда, правда!

Птичка, ты

Не снесешь неволи...

Ну, так Бог с тобой - лети

И живи на воле!

Кукушка и воробей

Учитель:

   Ребята, у меня есть небольшая сказка в стихах. Называется она «Кукушка и воробей». Но прочитать эту сказку одной мне не хочется. Гораздо интересней ее прочитать при вашем участии. Я попрошу левую часть класса громко произнести слово «Кукушка».

   Учитель делает взмах рукой, ребята, сидящие в левой половине класса, громко произносят:  Кукушка!

   Теперь попрошу правую часть класса по взмаху моей руки громко сказать: Воробей!

   - Очень хорошо. Итак, начинает чтение левая сторона,  громко произносит: Кукушка!; по взмаху правой руки правая сторона говорит: Воробей!

   Будьте внимательны!

Жила-была одна Кукушка

И жил-был старый Воробей...

Как лента узкая, речушка

Лишь разделяла двух друзей.

Наш Воробей имел свой угол

В лесной сторожке, над окном,

Он был известен всей округе

Как лучший врач в краю лесном

Лечил он птиц и насекомых

-Козявок, бабочек, стрекоз...

Среди больных - его знакомых

-Был даже сам почтенный дрозд.

Ну, а Кукушка не из знатных

(Она в глуши лесной жила).

Зато у птиц - подруг пернатых

Вещуньей доброю слыла...

Пестра, нарядна, как игрушка,

Встречая радостно гостей,

Была горда весьма Кукушка,

Когда в гостях был Воробей.

Но как - то раз моя вострушка

Спор подняла среди друзей.

«Полезней я!» - кричит Кукушка.

«Нет, я!» - щебечет Воробей.

Сова, кукушкина подружка,

Всем говорила: «Верьте ей:

Три дня проплакала Кукушка,

Не плакал только Воробей...»

Прошла зима, весна и лето,

Промчалась осень им во след,

Ну, а друзья за это время

Не помирились еще, нет...

Давно не слышала опушка

Веселый шум лесных друзей:

Была упрямою Кукушка,

Настойчив был и Воробей...

Однажды белка увидала:

Лежит Кукушка на боку...

«Не уж-то птица захворала...

Кому ж кричать теперь: «Ку-ку»?

И впрямь, лежит в жару Кукушка,

А пульс то чаще, то слабей,

Болит живот, крыло и ушко.

Ах, где ты, доктор Воробей!..

А Воробей, узнав про горе,

Поник печально головой.

Забыв о тягостном раздоре,

Спешит на помощь он к больной...

Болезнь прошла, жива старушка.

И вот опять среди друзей

На солнце греется Кукушка,

А рядом - доктор Воробей!

Учитель:

Ребята, кто из вас помнит, из-за чего поссорились Кукушка и Воробей? (Дети отвечают).

-        Правильно, Кукушка и Воробей поспорили между собой, кто из них полезней. Кто же, по-вашему, из них полезней - кукушка или воробей?

(Дети отвечают).

—        Совершенно верно! И кукушка, и воробей полезны! Полезны тем, что уничтожают вредных для полей и лесов насекомых.

Для проведения этой игры учитель может подготовить две таблички с рисунками. На одной табличке может быть нарисована кукушка, на другой - воробей.

Когда дети должны хором подхватывать то или иное слово, учитель показывает им соответствующий рисунок.

Учитель:

Очень часто приходится видеть, как мальчишки обижают птиц. Камнями в них кидают, из рогаток стреляют, гнезда палками разоряют. А задумывались ли вы над тем, какую пользу приносят птицы?    Птицы разносят косточки ягод в разные места. Потом на тех местах вырастает рябина, клюква и другие растения.

   Без птиц в лесу было бы скучно и пусто. Давайте послушаем, что они сами нам об этом скажут. (Учитель включает магнитофонную запись «Голоса птиц»).

Станция «Цветочная поляна»

Детям предлагается коллекция полевых цветов (на карточках или в гербарии), название которых они должны определить. Среди прочих должны быть цветы, занесенные в Красную книгу. Например, тюльпан Шренка.

На втором этапе детям предлагается вспомнить как можно больше лекарственных трав.

Станция «Родник»

Учитель;

Невозможно представить себе жизнь без воды. Но и здесь человек

обижает природу.

Ученик

Родник

В угоре за деревней -Заброшенный родник.

Свалил в него коренья

Какой-то озорник,

Какой- то неумеха

Дырявый свой сапог,

Наверно, ради смеха

Поставил в желобок.

А этот - камень кинул

А этот - палкой ткнул, Насыпал липкой глины,

Ушел, и не взглянул.

Ученица

А я о том не знала,

Я дома не была,

А то бы им попало

За грязные дела!

Печаль твоя понятна, Звоночек мой родной!

Бегом бегу обратно

За заступом домой.

И яростно копаю,

И весело пою,

И струйка голубая

Спешит в ладонь мою.

Несу по огороду

На утренней заре Серебряную воду

В серебряном ведре.

О. Фокина.

Учитель:

Ребята, как я рада, что у родничка нашлись друзья, которые выручили его из беды.

А теперь я предлагаю вам прослушать поучительный рассказ.

Для чего говорят: «Спасибо!»

По лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

- Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

- Вы зачем сказали ручью «спасибо»? - спросил он дедушку.

- Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

- Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы - люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?

Подумай, кому нужно это слово?

   Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...

Учитель:

Вот такая история. Ребята, а вы догадались, кому нужно это слово?

Учитель:

Ребята, отгадайте загадку.

Загадка

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ручей).

Учитель:

Реки, озера, пруды и другие водные источники приносят неоценимую пользу. Но часто случается так, что человек забывает об этом.

Ученик:

Река

Лентой изумрудной

Вдаль течет река.

Вся горит под солнцем,

Но уже мелка.

Раньше в этом месте

Плыли корабли,

А теперь и лодка

Сядет на мели.

Скоро речка высохнет,

Зарастёт травой.

Обыватель молча

  Лишь махнет рукой.

   Олег Фрагин.

Учитель:

Ребята, расскажите, как надо себя вести на водоемах, чтобы они подольше служили людям и оставались чистыми.

Станция «Древесное семечко»

Учитель:

Лесные деревья, если бы умели говорить, обязательно бы пожаловались, что многие дети без причины обламывают ветки, кору ножом ковыряют. А то и совсем малые, неокрепшие деревца из земли с корнем вырывают.

А ведь деревья человеку только пользу приносят. Воздух очищают, красоту и уют создают. Согласитесь, станет плохо, если с Земли исчезнут все деревья!

Ученик:

Верный друг

Протянуло ветку деревце в окно:

От моей вам тени, люди, не темно?

Нет, она от зноя нас убережет,

От нее к нам в окна ветерок течет.

 Деревце довольно, плещется в окно.

И лопочут листья, шепчутся: «Шу-шу...»

Никому обидеть их не разрешу!

Деревцу я землю в лунке разрыхлю

И полью водою, стволик побелю.

Утром друг мой веткой постучит в окно.

«Здравствуй, просыпайся! Жду тебя давно!»

Л. Склярская

Игра «Кусты и деревья»

Сев на стул лицом к классу, учитель обращается к ребятам:

  1. Вы были когда-нибудь в лесу? Ребята отвечают:
  2. Были.
  3. Скажите, какие бывают в лесу деревья? Кто знает? Слышатся ответы:
  4. Береза, клен, сосна и т.д.
  1. Правильно... А не скажите ли вы, какие бывают сосны? Покажите... Ребята показывают руками, что сосны высокие.
  1. А какие бывают кусты? Покажите! Ребята, опустив руки вниз, показывают, какой высоты бывают кусты.

-        Хорошо... Теперь я проверю, помните ли вы, какие бывают сосны и какие бывают кусты... Покажите сосны!

Сказав «сосны», учитель одновременно поднимает вверх руки. Ребята делают то же самое.

-        Кусты?

И учитель, и ребята опускают руки вниз,

  1. Сосны? - снова спрашивает учитель. Ребята поднимают руки вверх.
  2. Сосны? - повторяет вопрос учитель.

А сам в это время опускает руки вниз. Несколько человек в классе делают то же самое.

-        Вот так сосны! - укоризненно качает головой. - Раз, два, три, четыре, пять... Шесть человек ошиблись: двое на этой стороне класса и четверо на другой. Правая сторона класса будет состязаться с левой.

Какая команда совершит меньше ошибок, та и выиграет. Начинаем!

Учитель продолжает игру, время от времени делая движения, которые противоречат сказанному им. Ошибки играющих подсчитываются для каждой команды в отдельности. Выигрывает, в конечном счете, та сторона класса, у которой окажется меньше ошибок.

Станция «Лужайка»

Учитель:

Скоро наступит лето. Вы обязательно отправитесь на прогулку в лес. Будете играть на полянах и цветочных лужайках. И здесь вы не должны забывать о насекомых, лесных жителях, травах и деревьях.

Вот послушайте одну историю, которая приключилась с моим знакомым Антошкой. Я начну рассказ:

Сгреб кузнечика рукой

На лугу Антошка,

В кулаке принес домой:

«Спой мне, хоть немножко...

Ты ж весь день до темноты

На лугу стрекочешь.

Почему же в банке ты

Петь совсем не хочешь?»

Но кузнечик тих и нем,

Лишь скребется в донце,

Будто жалуется всем:

«Грустно мне без солнца.

Мне стеклянный этот круг

Холоден и тесен!

Отпусти меня на луг,

В мир цветов и песен!

Приходи ко мне потом.

Я тебе за это,

Не смолкая, день за днем

Буду петь все лето».

  1. Отпусти меня, Антошка! Мне так хочется поскакать по зеленой травке.
  2. Извини меня, кузнечик. Отпускаю тебя.

Поймал кузнечика в траве,        Когда я выпустил его

А он вдруг заскучал.        Среди травы опять,

Он ничего не пил, не ел        Он вновь про лето и про степь

И в склянке петь не стал        Мне начал распевать.

В. Полынок.

-        Вот такая история произошла с Антошкой. Ребята, а вы что-нибудь поняли из этой истории?

Дети отвечают, а затем читают стихи.

Про ежа

Тропкой в лес иду спеша -Отпустить хочу ежа.

Я нашел его вчера,

Жил со мной он до утра.

А теперь назад несу,

Пусть опять живет в лесу.

Он, наверно, жил под елкой,

Потому что тоже колкий.        В. Мавродиев

Бабочка, давай дружить!

Веселее в дружбе жить.

Есть в саду у нас цветы,

Полетай над ними ты!

Ну, а дождь пойдет над садом Волноваться зря не надо!

Ни о чем не беспокойся -

Под моей панамой скройся!        А. Сарсеков.

Станция «Листок»

Понадобятся листья деревьев из бумаги разной формы и шаблоны к ним. Каждая отдельная буква фразы: «Люди, берегите природу!» - пишется на листьях деревьев.

Количество букв соответствует количеству листьев.     Каждый лист имеет

неповторимую форму и свое место на шаблоне. Дети самостоятельно раскладывают листья по своим местам и читают фразу: «Люди, берегите природу!», о которой заранее не знают. Это и есть тайна старого леса. К каждому слову изготавливается отдельный шаблон.

Учитель:

Звери и птицы, трава и деревья делают жизнь человека радостной и счастливой. А за их доброту мы, люди, тоже должны платить добром.

Человек - самый надежный, сильный, умный защитник природы.

Приложение

     Чабрец.

Случилось это в старые времена, когда Русь воевала с татарами. Пришлось казаку Ивану Бесстрашному ехать мимо их заставы. Ехал он без всякой опаски, потому что враги в это время мирными прикинулись, сил против наших у них не хватало. Но зло они затаили. Увидели из своей палатки татары казака, выскочили, машут руками, кличут к себе в гости. Казак приостановил коня, слез с него и подошёл к татарам. Забыл он, что против старых врагов всегда нужно опаску да осторожность иметь. Вошёл в палатку, сел с ними вместе и стал пить вино. Татары ему вина подливают в ковш, и не простого, а с наговорным зельем. Кто отведает его, тот отца и мать, верных друзей-товарищей навеки забудет. Захмелел казак, спать повалился. А на утро поднялся, нарядился в татарскую одежду, и сам стал татарином.

Прилежно служит казак татарскому царю. Выслужился и большим начальником стал. Узнали об этом казаки. Собрались и решили послать к Ивану Бесстрашному гонцов.

Приехали они к нему и говорят:

  1. Не стыдно ли, не дурно ли тебе, Иван, старых друзей-товарищей забывать? А Иван Бесстрашный им в ответ:
  2. Вот мои друзья-товарищи. - А сам на татар указывает.

И чего ему гонцы не говорили - он, и слушать их не хочет. Так они и воротились. Опять собрались казаки и наказывают гонцам: пусть скажут Ивану Бесстрашному, что на Тихий Дон его кличут родные отец и мать.

Приехали во второй раз к Ивану Бесстрашному гонцы и говорят:

-        Кланялись тебе родимый батюшка и родимая матушка, к себе на Тихий Дон, домой кличут.

А Иван Бесстрашный им в ответ:

-        Вот тут у меня дом, а эти люди, - сам на татар указывает, - для меня дороже отца и матери.

Больше гонцам и слова не дал вымолвить. Тут же от себя вон выпроводил. Так гонцы домой опять ни с чем воротились.

Ещё раз казаки собрались, посылают гонцов к Ивану Бесстрашному. Тут случилось быть одному старому казаку. Сорвал он чабрец, степную душистую травку, и сказал гонцам:

-        Приедете к Ивану Бесстрашному и не одного слова не оброните, только положите перед ним вот эту степную травку.

Гонцы так и сделали, молча перед Иваном Бесстрашным положили пучок сухого чабреца. Он сразу же почуял его запах и спрашивает:

  1. А чем это так пахнет? Гонцы ему в ответ:
  2. Травкой чабрецом, его тебе родина и Тихий Дон - батюшка в подарочек прислали. Тут спали татарские чары с Ивана Бесстрашного. Схватил он свою острую шашку,

порубил стражу, что к нему татарский царь приставил для почёта, и ускакал с гонцами на Тихий Дон.

После этого не один раз Иван Бесстрашный крепко бил татар и часто говаривал своим друзьям- товарищам:

-        Не верьте никогда врагам! Не ешьте их хлеба и соли, не пейте вина! Всегда помните об отце и матери, о верных друзьях- товарищах, не забывайте о родине, что вас кормила!

ОДОЛЕНЬ-ТРАВА

Всё это у нас было на Дону в незапамятные времена. В ту пору степи наши звались Диким полем. И вправду они были дикие: куда не глянь, одни ковыли. Пролегал по степям Ногайский шлях. По тому шляху на Русь татары делали набеги. Жилья нигде не приметить, лишь над самым Доном, да над речками, его притоками, редко- редко стояли казачьи городки.

           В тех городках казаки и днём, и ночью начеку были. Каждый час ждали врага. Налетят татары, казаки отобьют их, погонят в степь. А нет, так беда. Побьют татары казаков, смерти предадут старух и малых детей, а девушек заберут и погонят по Ногайскому шляху к самому Каспийскому морю. Идут девушки- полонянки по шляху - босые, оборванные, лица от солнца да степного ветра у них чёрные, голод и холод терпят. Горе одно,  да и только.

            Но был и у них свой заступник. Он жил в образе белых кувшинок, что на Дону,  да и в других речках да в затонах каждое лето цветут. По- старинному их одолень- травою величают. Как вечер - на воду упадёт туман, и белые цветы исчезнут. На берег выйдет старичок, сам сухонький, борода клинышком, белая. В руках костыль черёмуховый, за плечами сума перемётная. Шаги у него мелкие, а походка спорая, за одну ночь пройдёт сто вёрст. Глядишь, он уже у татар объявился. То нищим- калекою милостыню просит, то прикинется именитым ханским гонцом, указы читает от самого хана, а то тороватым купцом товары разные предлагает. И не столько продаёт, сколько из своей сумы раздаёт даром бархат да шёлк. Татары- то и рады. А когда он их попросит, чтобы допустили его к девушкам- полонянкам, они ничего, не препятствуют. «Иди»,- говорят.

Купец поглядит на невольниц, сбросит с плеч свою перемётную суму и начнёт девочек потчевать медовыми маковками. Потом уйдёт. А вечером, как станет солнце на закат клониться, он ударится о землю, обратится в лебедя, призывным  голосом крикнет. Все девушки- полонянки тут же в лебёдушек обернутся. Татары кинутся ловить, да где им за ними угнаться.

Всю ночь в пути лебединая стая. На утренней заре подлетит к Дону, падёт на воду.  Попьёт воды, выйдет на берег, и станут лебёдушки девушками. Глянут на то место, где они опустились на воду, а там белые лилии - цветёт одолень - трава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

"Лес-природное сообщество. Леса нашего края. Охрана лесов. Изображение знаков "Берегите природу"

Интегрированный урок."Окружающий мир, краеведение, экология,изо." Знакомство с природой нашего округа Югра, охрана лесной зоны."...

Весна в лесу (экскурсия по лесу)

Разработка урока по теме "Весна в лесу". Виртуальная экскурсия по лесу (презентация)...

Экологическое мероприятие к Дню леса для учащихся начальных классов “Без леса не было бы жизни на земле”

Мероприятие   помогает  обобщить и  расширить представление детей о лесе и его значении;  воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект проведени урока-игры "Поле чудес" по теме: "Кто в лесу живёт, что в лесу растёт".

Данный материал поможет учителю провести увлекательный урок закрепления материала по теме "Лес". Можно использовать материал и для проведения внеклассного мероприятия....

Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...