Коррекция и развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями
статья по теме
В работе описаны особенности внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья, предложены игры и упражнения для коррекции и развития внимания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
II городская конференция
«Современная практика модернизация образования»
Коррекция и развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями
Петрова Светлана Анатольевна,
учитель
муниципального бюджетного специального (коррекционного)
образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа «Возможность»» г. Дубны Московской области
e-mail: svetinson@mail.ru
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения. В их число входят и умственно отсталые дети. Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга. (Слайд 2)
Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности (ВНД), которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в познавательной деятельности отсталых детей. (Слайд 3) В связи с этим у умственно отсталых отмечаются следующие особенности: значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания; плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила, слабость, инертность нервных процессов, нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. (Слайд 4)
Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста.
Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Положение о единстве закономерностей нормальной и аномального развития, подчеркиваемое Л. С. Выготским, дает основание полагать, что концепция развития нормального ребенка в общем может быть использована при трактовке развития умственно отсталых детей. Это позволяет говорить об идентичности факторов, воздействующих на развитие нормального и умственно отсталого ребенка.
Развитие детей с умственной отсталостью определяется биологическими и социальными факторами. (Слайд 5) К числу биологических факторов относятся тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Учитывать их необходимо при организации специального педагогического воздействия.
Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время и, конечно, школа. Правильно организованное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребенка, опирающееся на зону его ближайшего развития стимулирует продвижение детей в общем развитии.
Младшие школьники с умственной отсталостью не способны самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды. Имеют сниженную активность, гораздо более узкий круг их интересов, своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.
Особенности внимания детей
с особыми образовательными потребностями.
Внимание есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
Внимание – это концентрация сознания на одном объекте с одновременном отвлечением его от других объектов. (Слайд 6)
Назовём основные свойства внимания, которыми ребёнок должен владеть:
- концентрация
- устойчивость
- распределение
- переключение (Слайд 7)
Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.
Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых с достаточной ясностью и отчетливостью в сознании объектов. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1-5 объектов. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. По мере овладения техникой чтения увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения.
Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.
Распределение внимания - это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.
Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой новой задачи. (Слайд 8)
Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное. (Слайд 9)
Представим, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернётесь в его сторону. Это – непроизвольное внимания. Оно не контролируется волей. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребёнка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.
Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребёнок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.
Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно отсталых школьников отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания. У учащихся с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности. У детей с возбудимым типом нервной системы несколько сохраннее темп, объем и переключаемость внимания, у тормозных детей выше устойчивость. Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание детей с интеллектуальной недостаточностью носит «мерцательный» характер.
Нарушения внимания
Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. (Слайд 10)
Рассеянность - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления.
Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
Нынешнее поколение детей учёные называют «поколением невнимательных». Действительно, сейчас все учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. И основной проблемой здесь является недостаточность произвольного внимания.
Причин может быть несколько. Учёные склонны предполагать, что, возможно, существуют некоторые циклические процессы в развитии детской популяции. Был период акселерации, когда у детей отмечалось ускорение физического развития. Сейчас статистика во всём мире показывает, что этот процесс остановился или даже пошёл вспять. А что при этом происходит со вниманием? Внимание напрямую зависит от развития лобных отделов головного мозга. Если ребёнок в период своего раннего развития не получает достаточно тактильной и зрительной информации, идущей от матери, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель. Сейчас, к сожалению, мамы недостаточно общаются с ребёнком (их заменяют няни, телевизоры, компьютеры). У детей, которые довольно рано начали смотреть телевизор, не развивается речь, мышление. Ведь ребёнок воспринимает речь во взаимодействии с взрослыми и в игре.
ЛИТЕРАТУРА
Борякова Н.Ю. и др. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.
Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.
Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.
Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1996.
Приложение 1
Упражнения,
способствующие развитию основных свойств внимания.
- Развитие произвольного внимания. (Слайд 11-25)
Упражнение 1. Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем их расшифровать.
А В О Р О К
РО Т Е Ф В С
Ш А Н И А М
Упражнение 2.
Переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова.
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
2. РЕТАБЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
Упражнение 3.
Корректурная проба.
Из части текста вычеркнуть буквы А, О, М, К.
Упражнение 4.
В ниже приведённых рядах букв можно предложить ребёнку найти «спрятавшиеся» там слова.
АВРОГАЗЕТААТМ
НИВСЛШКТДОМРМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
Упражнение 5.
Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
Упражнение 6.
Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения.
БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ
Упражнение 7.
Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова.
МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ
Упражнение 8.
Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания.
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1. 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42
Упражнение 9.
Ребёнку предлагается найти 12 ошибок в приведённых ниже примерах.
3+12=15 15-8=17 16+4=22
3+3=10 16+8=23 13-4=9
16-9=7 16+9=28 13-2=11
12-6=6 15+9=25 15-4=11
15-2=13 19+5=24 12-4=16
15+5=10 14-9=5 12-9=3
5+17=22 7+18=25 2+11=13
4+18=22 6+15=22 18-8=10
16-5=11 12-7=5 19-7=13
17+7=23 19-6=13 5+13=18
14-6=8 16+6=22 13-5=8
18-4=12 14+9=23 16-2=14
Упражнение 10.
Предложите своему ребёнку решить следующую задачу.
На столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
Упражнение 11.
Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?
- Развитие концентрации внимания.
Концентрация внимания - это способность сосредотачиваться на каком-либо задании в течение длительного времени.
Типичная отговорка ребёнка, когда он садится за уроки- срочно захотелось попить, поесть, позвонить и т.п. Вывод таков: ребёнку трудно сосредоточиться, и он ищет любой повод, чтобы отложить нудные занятия.
Упражнение 1. Сохраняем позу.
Научиться сохранять позу в течение длительного времени помогут игры: «Море волнуется», «Замри» или «Памятник» (изобразить какого-нибудь известного человека или героя и замереть без движения.)
Упражнение 2. Сбрасываем напряжение.
Сделать 5-7 глубоких вдохов и выдохов; потянуться всем телом, вытягивая руки за голову, а ноги - вперёд; потереть переносицу, виски, ладонь о ладонь.
Упражнение 3. Загадочно молчим.
Посторонние разговоры тоже мешают сосредоточиться. Игра в «молчанку» позволит ребёнку научиться сдерживать не относящиеся к делу реплики и возгласы. Можно поиграть всей семьёй в игру, где участники должны отгадать какое-то слово или словосочетание, которое один из игроков изображает с помощью мимики и жестов.
Упражнение 4. Направляем взор.
Умение концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Игры вида: точное попадание в цель - городки, стрельба в тире, набрасывание колец, дротики и т.п. В домашних условиях складывание башни из спичек, девочкам полезно вышивать, мальчикам - выжигать.
Упражнение 5. Что изменилось?
Расставьте в комнате предметы в произвольном порядке. Попросите ребёнка внимательно посмотреть и запомнить, где что находится. Затем ребёнок выходит за дверь. Пока его нет, вы переставляете или меняете 2-3 предмета. Задача вошедшего - определить, что изменилось за время отсутствия.
Упражнение 6. Корректурные пробы.
В печатном тексте находить и вычёркивать определённые буквы. Такие упражнения позволяют ребёнку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно по 5 минут в день в течение 2-4 месяцев.
- Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.
Запоминание чисел и порядка расположения предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Постепенно число предметов увеличивается.
- Тренировка распределения внимания.
Одновременное выполнение двух разно направленных заданий (чтение рассказа подсчёт ударов карандаша по столу или выполнение задания на внимание и прослушивание записи сказки). По окончании упражнения через 5-10 минут определяется эффективность выполнения каждого задания.
- Развитие навыка переключения внимания.
Игра «Запрещённые движения», «Выполняй команду только со словом «дети», «Путаница», «Нос, пол, потолок» (взрослый умышленно путает детей неправильным показом), 1 хлопок - присесть, 2 хлопка- попрыгать, 3 хлопка- поднять руки и т.п.
Главное, занятия с ребёнком должны носить систематический характер, и не только в обязательно отведённое время, но и как бы между прочим. Например, по дороге домой, во время приготовления ужина и т.п. Поиск грибов, собирание на берегу реки камешков, спичек или других мелких предметов на полу, выбор нужных деталей мозаики или конструктора- это тоже упражнения на тренировку внимания. (Подумайте, всегда ли ваш ребенок с удовольствием делает подобные задания и все ли доделывает до конца).
Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребёнку, его успехам и достижениям.
Приложение 2.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Игры на развитие зрительного внимания
ЛОТО
ДОМИНО
НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
НАЙДИ ОТЛИЧИЯ
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.
НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.
СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
ЛАБИРИНТ
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
НАЗОВИ ПРЕДМЕТ
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
СКОЛЬКО ЧЕГО?
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
ДОРИСУЙ
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовть их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.
ЗАЧЕРКНИ
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
КОРРЕКТОР
Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.
РАЗВЕДЧИКИ
Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.
Игры на развитие слухового внимания
ЧТО ЗВУЧАЛО?
Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.
ЧЕТЫРЕ СТИХИИ
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.
Игры на развитие моторно-двигательного внимания
КТО ЛЕТАЕТ?
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
УХО-НОС
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
НУЖНО - НЕ НУЖНО
Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети отвечают: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант. "Засадив" огород, дети продолжают игру - начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО КАРТИНКИ
В игре участвуют две команды. Учитель предлагает детям рассмотреть на картинках животных, назвать их. Затем участники каждой команды должны разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором - птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду - зимующие птицы, а во втором - перелетные.
МЕСТНОЕ РАДИО
Дети сидят полукругом. Учитель смотрит на них и запоминает характерные детали одежды. Отвернувшись от класса, объявляет: "Внимание! Внимание! Потерялась девочка с белым бантом, в синем платье. Пусть она подойдет к "милиционеру". Дети слушают, смотрят друг на друга. Девочка, которую ищут, встает, подходит к "милиционеру" (один из учеников), называет свое имя, фамилию, домашний адрес.
НАЙДИ ПРЕДМЕТ
Задание игры. Учитель описывает внешний вид дерева - его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Учащиеся самостоятельно определяют, что это за дерево. После слов учителя: "Раз, два, три - беги!" - все, кто назвал предмет, подбегают к нему.
Можно описывать растения, которые находятся в классе, используя слова форма, окраска и т. д.
После игры отмечаются наиболее внимательные и дисциплинированные учащиеся.
ЗЕЛЕНЫЙ, КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ
Дети становятся в круг, учитель с тремя кружочками - посредине. Учитель дает команды: "Остановились! Приготовились! Пошли!", - одновременно поднимая соответствующий кружок. Учащиеся, которые ошиблись, выходят из игры.
ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!
Ученики становятся в круг, учитель - в центр. Игра проходит в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, договариваются заранее: "О чем будем рассказывать?" - "О зиме". Учитель предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (морозная) и передает палочку следующему участнику игры и т. д. Таким образом дети подбирают много слов (ветреная, холодная, снежная и т. п.). Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужного, учитель говорит: "Стоп! Палочка, остановись!" - и этот ученик выходит из круга.
КТО ЭТО?
Ученики поочередно берут карточки у ведущего, но так, чтобы дети не видели, что там нарисовано. Тот, кто вытянул карточку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.
ЗАГАДКА ПЕТРУШКИ
Учитель сообщает, что получено письмо от Петрушки с интересной загадкой. Читает письмо: "Дорогие дети! Я сейчас живу на даче, много гуляю. Я нашел хорошего друга. Кто он - отгадайте.
Летом холодит,
Зимой греет,
Осенью кормит?
Кто же этот друг?"
По такому принципу можно подбирать загадки любого содержания.
ОХОТНИК
Игру проводят во время прогулки. На небольшом расстоянии от учеников проведена черта. Это "лес". "Охотник" - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: "Я иду в лес на охоту, буду охотиться на ...". Он делает шаг вперед и говорит: "Зайца". Делая второй шаг, произносит: "Медведя". И так при каждом шаге "охотник" называет какого - нибудь зверя. Победителем считается тот, кто дошел до "леса", называя при каждом шаге другого зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается "домой", а на "охоту" отправляется следующий.
Приложение 3.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по развитию внимания учащихся
- Помните, что внимание - один из самых важных процессов психических процессов.
- Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности ребёнка.
- Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.
- В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.
- Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечением.
- Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
- Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.
- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.
- Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.
- Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребёнку достичь успехов.
Приложение 4
Памятка родителям
Развиваем внимание
Обучающие игры и развитие внимания
При возможности поиграйте с ребенком, организуйте его игры со сверстниками. Используйте для этого развивающую детскую литературу, журналы, где обычно описывается немало интересных и полезных игр: картинки со скрытыми в них изображениями; картинки, где нужно найти отличия; нарисованные лабиринты и др. Можно создавать игровые ситуации при разгадывании этих задачек, вносить в игры элемент соперничества.
Тренировка распределения внимания
Задание - вычеркивать в газетном тексте определенные буквы: одну или две (например, «а» и «ю», на следующий день какие-либо другие буквы и т. д.). В это же время ставить аудиодиск с какой-нибудь сказкой. Нужно проверить, сколько букв ребенок пропустил и понял из сказки.
Тренировка объема внимания
В отсутствие ребенка выкладывают на стол небольшое количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушки) и все это закрывают. Затем приглашают ребенка, на несколько секунд отрывают все предметы, опять закрывают и просят перечислить все, что он увидел. Чем больше предметов ребенок успевает зафиксировать, тем больше объем внимания. Необходимо повторять это упражнение при постоянном увеличении количества предметов.
Помощь невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий.
При организации помощи ребенку в выполнении домашнего задания необходимо следующее:
- отчетливое понимание ребенком конкретной задачи своей деятельности;
- привычные условия при выполнении уроков;
- создание благоприятных условий для выполнения уроков, то есть исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шума, неприятных запахов); легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, а даже усиливают его;
- тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать у ребенка наблюдательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция и развитие мышления у детей с особыми образовательными потребностями
Система комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями основывается на теоретических знаниях, в том числе об особенностях мышления этих детей и коррекционно-развивающей работе...
Развитие социально-коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями в интерактивной среде игрового холла
Поиск форм и технологий для развития речевых и познавательных возможностей детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) очень актуален. Одним из актуальных подходов в современной...
Организация работы ППк по сопровождению образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями
Школьный психолого-педагогический консилиум (ППк).Общая организация работы....
Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому
Сенсорное развитие ребенка -это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств....
Дорожная карта индивидуального развития для детей с особыми образовательными потребностями
Дорожная карта индивидуального развития для детей с особыми образовательными потребностями...
Развитие навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями через взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Её цель - приобщить «особых» учеников к основам культуры и циви...
"Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с особыми образовательными потребностями через пальчиковые игры и упражнения"
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи...