Дифференцированное обучение
материал по теме

Лазарева Валентина Георгиевна

Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дифференцированное обучение21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение в условиях стандартизации

образования.

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления и памяти. Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Один из путей индивидуального подхода – дифференцированное обучение. Поскольку та или индивидуальная особенность часто является типической, то есть характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающимися одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход называется дифференцированным. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися.        Положительные стороны дифференцированного обучения:            

     - сильным учащимся можно уделить время;              

     - слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;      

     - повышается уровень Я – концепции: (уровень ситуации успеха,   повышается самооценка у слабого).                                            

     - повышается уровень мотивации у сильных учеников.  

Отрицательные стороны дифференцированного обучения:          

     - «слабые» не имеют возможности тянуться за «сильными»;

     - понижается уровень мотивации в слабых группах.  

Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен  учет типичных индивидуальных различий учащихся.  Выделяется два основных вида дифференциации обучения школьников: 1.  Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями. Школы особого типа ориентированы на учащихся:

     - имеющих определенные способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов, с высоким уровнем обучаемости (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов);

     - с отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии (коррекционные школы);        

Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов: профильные классы  с учетом проектируемой профессии, интересов и склонностей учащихся. В начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении.

2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы) предполагает организацию работы внутри класса  соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.

Организация  внутриклассной  дифференциации включает несколько этапов:

  1. Определение критериев дифференциации, в соответствии с которыми создаются группы.                           

Большинство классов являются разноуровневыми, поскольку детей не отбирают в них специально по какому – либо критерию. Учителя обычно выделяют в таких классах группы, называя их «сильные», «слабые», «средние» ученики. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы – успеваемость, другие – способности учащихся. Предлагаю основные критерии деления учеников на группы, которые целесообразно использовать в начальных классах. (см таблицу).

2.Проведение диагностики на основе выбранных критериев. Можно использовать  результаты диагностики мотивационной сферы учащихся, которую мы проводим сами. (Привести пример см папку «Диагностика …». А для диагностики обученности  пригодны работы проверочного характера. Учитель также анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях. Наиболее полную картину дают разноуровневые  проверочные работы.

3. Распределение учащихся по группам в соответствии с диагностикой.

На основе результатов диагностики дети распределяются по группам (уровням). Не рекомендуется рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым ученикам, или возникает недоброжелательное отношение к ним. Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам. Учитель зачитывает состав групп, дает им нейтральные названия и предупреждает, что каждая группа будет получать свои задания на уроках. Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы, которые соответствуют названиям групп. Есть способы дифференциации (по степени самостоятельности) вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети самостоятельно выбирают задания.

4. Определение способов дифференциации.  

Нужна ли на уроках дифференцированная работа, учитель определяет учитывая тип урока, его цели и содержание. На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом. Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности  у детей умений и навыков.

5. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.

Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, контр работы в двух-трех вариантах, устные указания… Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает  знания детей второй и первой групп.

6. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учет выполнения работы учащимися (фиксация ошибок, затруднений, определяется динамика развития). В соответствии с этим изменяется состав групп, характер диф-х заданий. Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала, задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают все более высокого уровня овладения знаниями, продвигаются вперед.

Из опыта: Наибольшую трудность у детей вызывает решение задач. Умение решать задачи должно формироваться постепенно  - от простого к сложному. Разумнее всего в этом случае использовать дидактический материал (в виде карточек), в которых все задачи располагаются по степени возрастания их трудности. Такого рода материал предлагаю детям в виде карточек разного цвета (синие, зеленые, желтые, красные). Сначала ребенку дается карточка синего цвета. Правильное выполнение заданий в синей карточке позволяет ему подняться на следующую ступеньку трудности (зеленую карточку) и так далее. Если ребенок допустил ошибку хотя бы в одном задании карточки, то в следующий раз он получает карточку аналогичной трудности (того же цвета). Так продолжается до тех пор, пока ребенок не выполнит все задания данного цвета безошибочно – тогда может переходить на следующую ступеньку.

Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов. Личностно – ориентированный подход – главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом является осуществление индивидуального дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе.

В современной школе необходимо создать условия  для того. чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированно...

«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»

Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...

Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе

защита данной темы на городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов...

обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...

Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении.

«Разных детей и учить надо по-разному,  потому что каждый по-своему воспринимает мир». Массовое образование не учитывает эту особенность.Говард ГарднерНаправленность инновационной образовате...

Презентация. Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении

«Разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своемувоспринимает мир. "Массовое образование не учитывает этуособенность.Говард Гарднер...

Индивидуальный подход в обучении (дифференцированное обучение)

Дифференцированное обучение как  эффективное решение вопросов качественного обучения всех детей. ...