Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Уроки безопасности"
рабочая программа (3, 4 класс)
Структура программы соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых результатов, тематического планирования по годам обучения, списка литературы для учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_uroki_bezopasnosti.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Кольчугинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
«Рассмотрено» Руководитель научно-методического совета ________/________________ Протокол №________ от «____»____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по воспитательной работе ________/________________ «____»____________20___г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Средняя школа №5» _________/_____________ Приказ №________от «_____»___________20___г. |
Программа внеурочной деятельности учащихся
«Уроки безопасности»
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 9-11 лет.
Срок реализации программы – 2 года.
Автор дополнительной образовательной программы:
Кузьмина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов.
город Кольчугино
2013 год
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана в целях реализации ФГОС нового поколения с учетом и на основе следующих нормативных документов:
1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 06 октября 2009 г.
3. Федеральных законов России:
- «Об образовании»,
- « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»,
- «Об охране окружающей среды»,
- «О пожарной безопасности»,
- «О безопасности дорожного движения»,
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- «О гражданской обороне» и др.
Программа дополнительного образования «Уроки безопасности» гражданско- правовой направленности реализует социальное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Программа носит модифицированный (адаптированный) характер и составлена на основе программы «Уроки безопасности» (учебное пособие) Логиновой Л.Н., г. Москва, изд. «Айрис-Пресс», 2007 г.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию безопасности жизнедеятельности ребёнка, способных решать современные задачи в целях своей безопасности.
В системе воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит познанию себя и познанию окружающего мира. Умение видеть и понимать опасность, которая исходит из вне и от себя самого, способствует воспитанию чувства самосохранённости, развитию возможности защитится самому и оказать помощь другим, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия в кружке «Уроки безопасности» являются эффективным средством приобщения детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по сохранению жизни обучающихся.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами жизнедеятельности, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Цели программы:
- обучить детей методам обеспечения личной безопасности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества; приёмам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях; дать понятие о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Задачи программы:
- развить у детей чувство ответственности за свое поведение;
- учить бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработку умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- формировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- вырабатывать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формировать умения: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
- развивать духовные и физические качества личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни.
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 9– 11 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 2 года.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Режим работы: 1 час в неделю (34 часа в год).
Формы проведения занятий:
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные формы и методы их проведения.
Словесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Формы подведения итогов:
- участие в общешкольных мероприятиях (тематические конкурсы);
- участие в проектах;
- участие в учебно-исследовательских конференциях.
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход.
- управляемость образовательным процессом;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Методы работы:
Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Ожидаемый результат:
Результаты по внеурочной деятельности «Уроки безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Содержание учебного материала.
1-ый год обучения - 34 часа.
- Безопасное поведение дома. (7 ч.)
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Безопасное поведение во дворе дома. Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
2.Безопасное поведение в быту. (3 ч.)
Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.
3. Безопасное поведение на улице. (4 ч.)
Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации. Тёмная улица. Умение находить выход в том случае, если потерялся в незнакомом месте. Меры безопасности при общении с бездомными животными.
4. Дорожно-транспортная безопасность. (10ч.)
Безопасность на улице. Городская дорога, перекрёсток, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. Светофор. Основные сигналы регулировщика. Правила для велосипедистов. Обязанности пассажиров. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.
5.Опасные ситуации природного характера. (3 ч.)
Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.
5.Безопасное поведение на водоёмах. (3ч.)
Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.
6. Подготовка к активному отдыху на природе. (4 ч.)
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование по компасу. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.
Учебно-тематическое планирование занятий -
1-ый год обучения.
№ | Тема занятий | Теория | Практика
| Итого |
Безопасное поведение дома (7 ч.) | ||||
1. | Один дома. Опасность у тебя дома. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Один дома. Звонок в дверь. Звонок по телефону. | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | Один дома. Заходить в лифт без опаски. Прогулка во дворе. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4. | Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5. | Огонь в доме. Основные правила поведения при пожаре. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. | 1 | 1 | |
6. | Аварийные ситуации дома. | 1 | 1 | |
7. | Занятие-обобщение. Викторина. | 1 | 1 | |
Безопасное поведение в быту (3 ч.) | ||||
8. | Учимся безопасному пользованию злектробытовыми приборами. | 0,5 | 1 | 1 |
9. | «Красивые» таблетки. Когда лекарства опасны. | 0,5 | 0,5 | 1 |
10. | Безопасная работа на компьютере. | 1 | 1 | |
Безопасное поведение на улице (4 ч.) | ||||
11 | Как вести себя с незнакомыми людьми | 1 | 1 | |
12 | Тёмная улица. | 1 | 1 | |
13. | Если ты потерялся. | 1 | 1 | |
14. | Когда четвероногие друзья опасны. | 1 |
| 1 |
Дорожно-транспортная безопасность (10ч.) | ||||
15. | Безопасность на улицах города. Наиболее безопасный путь в школу. | 0,5 | 0,5 | 1 |
16. | Наш друг светофор. Сигналы регулировщика. Виды перекрёстков. | 0,5 | 0,5 | 1 |
17. | Знакомство с дорожными знаками. Конкурс «Угадай скорее знак» | 1 | 1 | |
18. | Встреча с сотрудником ГИБДД. | 1 | 1 | |
19. | Мы – пешеходы! Практическое занятие. Правила движения группой по улицам города. | 1 | 1 | |
20. | Знакомство с транспортом города. Мы – велосипедисты. | 1 | 1 | |
21 | Мы пассажиры! | 1 | 1 | |
22. | Внимание – авария! | 1 | 1 | |
23. | Экскурсия «Улицы города» |
1 | 1 | |
24. | Викторина «Улица полна неожиданностей». |
| 1 | 1 |
Опасные ситуации природного характера (2 ч.) | ||||
25. | Гроза. Правила поведения во время грозы. | 1 | 1 | |
26. | Зимние явления природы. Обморожения. |
1 | 1 | |
Безопасное поведение на водоёмах (3ч.) | ||||
27. | Водоёмы нашего города. Правила и меры безопасного поведения на воде в зимний период | 0,5 | 0,5 | 1 |
28. | Правила и меры безопасности на воде в осенний и весенний периоды. |
1 | 1 | |
29. | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. Основные спасательные средства | 1 | 1 | |
Подготовка к активному отдыху на природе (5 ч.) | ||||
30. | Не заблудись в лесу. Общие правила. | 1 | 1 | |
31. | Как правильно вести себя на природе. Составление памяток. | 0,5 | 0,5 | 1 |
32. | Как пользоваться компасом. | 0,5 |
0,5 | 1 |
33. | Ориентиры живой и неживой природы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
34. | Экскурсия в лес | 1 | 1 |
К концу первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
элементарные правила поведения дома, в школе, на улице; транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах.
Уметь:
использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:
- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользования бытовыми приборами;
- использования по назначению лекарственных препаратов;
- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
- соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое
время года.
Содержание учебного материала.
2-ой год обучения - 34 часа.
- Что такое чрезвычайная ситуация? (3 ч.)
Чрезвычайная ситуация. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера. Авария катастрофа, стихийное бедствие. Сигналы оповещения населения. Государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
2.Чрезвычайные ситуации природного характера. (4 часа).
Чрезвычайные ситуации природного характера. Лесные пожары. Наводнения. Землетрясение. Поведение во время природных ЧС.
3.Чрезвычайные ситуации техногенного характера.(1ч.)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: крушения самолётов, пожары, обрушение крыш, аварии на атомных АЭС. Паника. Правила поведения во время появления паники.
4.Чрезвычайные ситуации социального характера.(3ч.)
Чрезвычайные ситуации социального характера: терроризм, заложники, перестрелка. Пиротехника. Правила поведения Во время ЧС социального характера.
5. Сам себе доктор. (16 ч.)
Человек, строение тела человека. Организм человека. Органические вещества и витамины; минеральные вещества. Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях, отравлениях, порезах, солнечных ударах, обморожениях, укусах. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
6.Подготовка к активному отдыху на природе (8 ч.)
Ориентирование по местным признакам. Лекарственные травы. Выживание в условиях природы. Оказание первой помощи. Съедобные и ядовитые растения и грибы. правила поведения на природе.
Учебно-тематическое планирование занятий -
2-ой год обучения (34 ч.).
№ | Тема занятий | Теория | Практика
| Итого |
Что такое чрезвычайная ситуация? (3 ч.) | ||||
1. | Что такое чрезвычайная ситуация? Авария катастрофа, стихийное бедствие. | 1 | 1 | |
2. | Экскурсия в ГО ЧС. | 1 | 1 | |
3. | Сигналы оповещения населения при возникновении ЧС. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Чрезвычайные ситуации природного характера. (3 часа) | ||||
4. | Лесной пожар. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях. | 1 | 1 | |
5. | Наводнение. Правила поведения во время наводнения. |
1 | 1 | |
6. | Землетрясение. Как выжить в условиях землетрясения. |
1 | 1 | |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. (1ч.) | ||||
7. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. |
1 | 1 | |
Чрезвычайные ситуации социального характера. (3ч.) | ||||
8. | Если ты оказался заложником. | 0,5 | 0,5 | 1 |
9. | Перестрелка. | 0,5 | 0,5 | 1 |
10. | Правила и меры безопасного поведения при использовании пиротехники. | 1 | 1 | |
11. | Викторина. Обобщающее занятие. |
1 |
1 | |
Сам себе доктор. (16 ч.) | ||||
12. | Что такое человек? | 1 | 1 | |
13. | Строение человека. | 1 | 1 | |
14. | Что нужно для организма человека? | 0,5 | 0,5 | 1 |
15. | Если ты ушибся. Как вытащить занозу. | 0,5 | 0,5 | 1 |
16. | Ожог-дело серьёзное. Обморожения. | 0,5 | 0,5 | 1 |
17. | Что делать при переломе? | 0,5 | 0,5 | 1 |
18. | Если ты растянешь ногу? Вывих. | 0,5 | 0,5 | 1 |
19. | Как помочь при отравлениях. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20. | С ножом шутки плохи (если кровь течёт из раны). | 0,5 | 0,5 | 1 |
21. | Чтобы не было солнечного удара. | 0,5 | 0,5 | 1 |
22. | Что делать при укусах. | 0,5 | 0,5 | 1 |
23. | Помоги другому. Помощь утопающему. | 1 | 1 | |
24. | Помоги другому. Как сделать искусственное дыхание. |
1 | 1 | |
25. | Практическое занятие. | 1 | 1 | |
26. | Обобщающее занятие. Викторина. | 1 | 1 | |
Подготовка к активному отдыху на природе (8 ч.) | ||||
27. | Мы – путешественники | 1 | 1 | |
28. | «Не трогай нас!» отдыхаем без опасности. | 0,5 | 0,5 | 1 |
29. | Опасные растения и грибы. |
0,5 | 0,5 | 1 |
30. | Первая помощь. | 0,5 | 0,5 | 1 |
31. | Лечение без лекарств. Лекарственные растения | 0,5 | 0,5 | 1 |
32. | Чтобы не погибнуть без воды. …И не умереть с голоду. | 0,5 | 0,5 | 1 |
33. | Если пришлось провести ночь в лесу. | 0,5 | 0,5 | 1 |
34. | Обобщающее занятие. Прогулка в лес. | 1 | 1 |
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
- иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
- как оказать первую медицинскую помощь в неотложных состояниях;
- как обратиться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно действовать при возникновении ЧС;
- оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.
Методическое обеспечение:
- карточки-задания для усвоения нового материала;
- карточки правила;
- викторины по изучаемым направлениям и разделам;
- кроссворды по изучаемым направлениям и разделам;
- использование в работе ИКТ (проектора, интернет - ресурсов);
- таблицы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения»;
«Дикорастущие съедобные растения»; - таблицы «Строение тела человека», «Оказание первой медицинской помощи»;
- памятки поведения на природе;
- таблицы по ПДД.
Используемая литература:
- Л. Логинова «365 Уроков безопасности»; Москва, 2000 г.;
- М.М. Безруких. Все цвета, кроме чёрного. Просвещение 2002;
- Саляхова Л. И. Настольная книга классного руководителя; Москва, из-во «Глобус»;2007 г.
- Дорожная безопасность; учебная книжка-тетрадь для 3,4 классов. Москва, 2005 г.
- А. Усачёв, А. Березин. «Школа безопасности», Москва, изд. АСТ, 1997 г.
- Справочник лекарственных растений. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя безопасность"
Рабочая образовательная программа по организации внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения «Моя безопасность» для 2 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Безопасное колесо"
Рабочая программа предназначена для учащихся 3-4 классов. Содержит материал по изучению правил дорожного движения, медицины и вождения велосипеда....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности и здоровья", 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Школа безопасности и здоровья» разработана в рамках ФГОС второго поколения для учащихся начальной школы. Периодичность занятий: один раз в неделю. Количес...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности". 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Азбука безопасности" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорожная безопасность" для 4 класса.
Программа внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколен...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности" 4 класс...