Использованиетворческих проектов
методическая разработка (4 класс) на тему
Работа содержит методические рекомендации по использованию творческих проектов в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tvorcheskih_proektov.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование творческих проектов
с целью повышения мотивации изучения предметов»
Составитель: Зосько Л. И..
2011 год
Методические рекомендации
«Использование творческих проектов с целью повышения мотивации изучения предметов»
Составитель: Зосько Л. И.. – учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Юрьево – Девичье.
В данной работе представлены рекомендации для учителя начальных классов, основанные на анализе современных научных исследований в вопросах проектной деятельности младших школьников, изученного опыта по организации проектной и исследовательской работы учащихся 3-4 классов. Даны рекомендации по выбору тематики проектов.
Содержание
Введение ___________________________________________________________ 5 стр
- Особенности проектно – исследовательской деятельности младших школьников_________________________________________________________8
- Организация проектно – исследовательской деятельности младших школьников_________________________________________________________ 14
- Рекомендации по выбору тематики проектно – исследовательской деятельности_________________________________________________________18
- Обеспечение осуществления учебного проекта и исследования ______________29
- Оценивание успешности учащихся в выполнении проектно – исследовательской работы __________ ___________________________________________________31
- Литература __________________________________________________________33
Введение
Современная начальная школа активно обновляет цели, содержание и методы образования, ориентируя его не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.
В связи с этим большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, методы обучения, к которым, безусловно, можно отнести проектный метод. К тому же проектная деятельность включает в себя совокупность проблемных, исследовательских и поисковых методов. При этом важно, чтобы проект не был обособлен в учебном процессе. Это означает, что учащиеся не должны выполнять проектное задание отдельно от основного содержания учебной работы.
Проектное задание предполагает творческую деятельность учащихся.
Попытка школы связать воедино учебную деятельность с творческой не случайна, поскольку именно эта связь может обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в современное общество. Независимо от видов творчества задача педагога состоит в том, чтобы расковать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения. Подобные умения младший школьник может приобрести через творческую деятельность, организованную в рамках учебной.
В педагогике метод разработки проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии учителя и учащихся между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Учебный проект – специально организованная учителем самостоятельная, творческая работа учащихся, соответствующая их возрастным возможностям, где они могут самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свой выбор и результат труда (доводить до конца начатое дело), которым является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно, а также рефлексировать этапы своей деятельности.
Работа над проектом всегда предполагает решение какой – либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, творчества.
Проект представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самим учащимся, потому что ему интересно найти пути ее решения (частичного или полного). Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия его творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
1. Особенности проектно – исследовательской деятельности младших школьников
Известно, что по своему целеполаганию, содержанию и характеру деятельности проектирование в наибольшей степени соответствует подростковому возрасту. Чтобы ребенок мог участвовать в проектировании, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, обладать способностью прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умениями устанавливать причинно-следственные связи. По данным психологов, названные умения начинают усваиваться детьми к концу 3 класса, если усвоение знаний организуется учителем как их постоянный поиск с группой сверстников. Саму же проектную деятельность психологи рассматривают как зону ближайшего развития младших школьников.
В связи с этим, учет возрастных возможностей младших школьников определяет особенности:
- выбора тематики проектов (А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близких им);
- проблемы проекта или исследования (Проблема должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития);
- длительности выполнения проекта или исследования (целесообразно ограничить 1 – 2 неделями в режиме урочно – внеурочных занятий или 1 – 2 сдвоенными уроками);
- методики организации проектно – исследовательской деятельности в начальных классах:
- в начальных классах проектная и исследовательская деятельность должны стать специальным предметом обучения;
- проект исследования младших школьников в большей степени подсказан взрослыми;
- по объему – это мини – проект;
- по способу построения – «квази – исследовательский»;
- по форме – это групповое проектирование, индивидуальная работа возможна на уровне выполнения отдельных действий;
- особым предметом освоения школьниками при выполнении проекта должны стать компьютерные программы и их возможности.
Включению ребенка в проектно – исследовательскую деятельность способствуют интерактивные методы обучения, такие как групповая дискуссия, деловые игры, поблемно – диалогический метод. Именно данные методы помогают учителю и учащимся развивать инициативность, познавательную активность, самостоятель-ность в ходе проектирования и исследования.
Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения и должна быть тесно связана с предметным содержанием, поскольку наглядно – образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Особенность детей младшего школьного возраста – познавательная активность. Но их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, применить полученные знания. У младших школьников мало признаков умственной пытливости, стремления проникнуть за поверхность явлений. Они высказывают соображения, обнаруживающие лишь видимость сложных явлений. Они редко задумываются о каких – либо сложностях. Младшие школьники не проявляют самостоятельного интереса к выявлению причин, смыслу правил, выводов. Вопросы же они задают только по поводу того, что и как нужно делать, то есть для мышления младшего школьника является характерным некоторое преобладание конкретного, наглядно – образного компонента, неумение дифференцировать признаки предметов на существенные и несущественные, отделять главное от второстепенного, устанавливать иерархию признаков и причинно – следственные связи и отношения.
Вместе с тем учителю важно знать, что именно младший школьный возраст является активным пропедевтическим периодом развития мыслительных процессов ребенка. У детей интенсивно развиваются мыслительные процессы, завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, появляются первые рассуждения, они активно пытаются строить умозаключения, используя при этом различные логические операции.
Действия учителя и учащихся на разных этапах проектной деятельности
В ходе реализации проекта ребенок придумывает эмблему, выбирает
тему и цель проекта, определяет: какие книги он про-
читает, к кому обратится за советом и т. д. . Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.
Выделяют основные этапы работы:
- выбор темы исследования;
- целеполагание – выявление наиболее актуальной и посильной задачи на определенный отрезок времени;
- разработка проекта: определение структуры и методов исследования, поиск информации, т. е. составление плана деятельности по достижению намеченной цели;
- выполнение проекта – конкретное дело либо ряд практических шагов к намеченной цели;
- подведение итогов выполнения проекта;
- написание отчета;
- защита проекта.
На разных этапах организации проектно – исследовательской деятельности учащихся учитель выступает в различных ролевых позициях:
- проектировщик;
- консультант;
- координатор;
- мастер.
Учителю важно не только создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, но, что еще более важно, умело направлять эту деятельность: создавать мотивацию на творческую деятельность, предлагать идеи, высказывать предположения, наблюдать, консультировать, косвенно руководить, мотивировать детей, создавать ситуации успеха, подчеркивать социальную значимость достигнутого, участвовать в коллективном анализе, учить детей рефлексии.
2. Организация проектно – исследовательской деятельности младших школьников
Подготовка к учебному проекту начинается задолго до его выполнения.
Начать работу следует со знакомства детей и их родителей с технологией проектно – исследовательской деятельности, ее задачами, то есть включить родителей в педагогическую систему «учитель – дети – родители», донести до них суть процесса исследования и разницу между детским и взрослым исследованием, определить степень участия каждой семьи. Далее необходимо установить исследовательский интерес каждого ребенка. На основе анализа исследовательских интересов определить группы учащихся, которые интересуются одинаковыми областями знаний: животный мир, полезные ископаемые, растительный мир, экология и т. д. Решению проблемы выбора темы проекта поможет прием «самопрезентации» учащимися своей темы и отбор одной путем голосования.
Провести несколько обучающих занятий, где учащиеся познакомятся со структурой исследовательского проекта, методами исследования. Организация первого этапа работы над проектом осуществляется на основе двух пособий: листа планирования «Планируем исследование» и «Мудрые советы». Лист планирования содержит:
- указания на то, что должно стать объектом обсуждения детей;
- подсказки, как организовать свою деятельность;
- информация о том, что можно найти в «Мудрых советах».
Пособие «Мудрые советы» должно содержать рекомендации для детей по разделам: «Придумываем название проекту», « Что будем исследовать», «Как люди иссле-дуют», «Как составить план исследования».
Обязательно под руководством учителя необходимо составить план исследования, только затем переходить ко второму этапу работы над проектом. На втором этапе важно помочь детям определить места, содержащие информацию для проекта (библиотека, музей, архивы, Интернет и др.) Назначение таких мест – помочь детям накопить рабочие материалы к проекту. Ученикам нужно предложить рекомендательный перечень доступных для прочтения книг и журналов, словарных статей, фрагментов научно – популярных статей, иллюстраций. Информационный материал подбирается по принципу избыточности – недостаточности, что способствует формированию умения ориентироваться в информации, выбирать нужные сведения, а ее недостаток мотивирует детей к поиску в других доступных источниках, которые также необходимо указать. Задания должны ставить ребенка в ситуацию выбора. Это важное условие поддержания инициативы. Например:
- Прочитай часть статьи. Есть ли в этом отрывке что-то нужное для проекта? Какой конкретный материал тебе может понадобиться? Выдели его.
- Определи ключевые слова, которые помогут найти нужную информацию в Интернете.
- На стр. энциклопедии можешь найти нужный материал. Подумай, что он поможет прояснить.
Обязательным пособием в работе над проектом для учащихся является «Исследовательская лаборатория», предназначенное для того, чтобы помочь им научиться создавать анкету, составлять план наблюдения, разрабатывать программу эксперимента. Большая роль отводится получению информации из «живых источников» – благодаря наблюдениям, экскурсиям, интервью со специалистами – профессионалами. Главное, помочь детям спланировать объекты и задачи исследо-вания, методику, способы получения нужной информации.
Обработка информации осуществляется при помощи устных и письменных обобщений, фото – и видео документирования. Задания «Творческой мастерской» направлены на оказание дизайнерской помощи детям в оформлении материалов. Этап презентации является заключительным и очень важным в проектно – исследо-вательской работе. Школьники оформляют результатыисследования с помощью компьютерных технологий, рисунков, чертежей, моделей, сочинений, фотоотчетов, аудио и видеофрагментов, театрализации, и др. Они готовят публичные выступления на школьную конференцию, в которой принимают участие не только дети и учителя, но и родители и учителя старших классов.
3. Рекомендации по выбору тематики проектно – исследовательской деятельности младших школьников
Важным этапом в проектной деятельности является выбор направления исследования, темы проекта.
Самыми близкими для младшего школьника являются эколого – валеологические, здравотворческие, национально – региональные темы, а также Читательская деятельность (будь то художественное произведение, научно – популярная статья, произведение устного народного творчества) может стать для ребенка толч-ком к самостоятельному исследованию.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное отношение к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Важно, чтобы учащиеся с первых шагов обучения усваивал элементарные валеологические знания; обладал умениями и навыками самопознания и саморегуляции; составления и осуществления собственных программ здоровьетворения, оздоровления окружающей среды; сотрудничал с учителями и родителями по достижению оздоровительного эффекта любого школьного мероприятия, собственного дома, двора, школьного двора, улицы.
Выполняя валеологические проекты, ребенок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности.
Валеологические проекты:
- Тема « Как построить экологически чистый город».
Учащиеся выполняют эколого – валеологическую экспертизу условий в доме по следующим заданиям:
- Осмотрите свой дом: экономно ли ведется хозяйство?
Как расходуется вода, электричество, тепло?
Много ли отходов и отбросов? Куда их выбрасывают?
- Можете ли вы назвать себя настоящими хозяевами в вашем доме?
- Как вы заботитесь о своем доме?
- Как вы понимаете слова «Дом и человек – друзья, от чистоты в доме каждого человека зависит чистота общего дома – планеты»?
- Изучите мусорную корзину своей семьи. Подумайте, что можно было бы не выбрасывать, починить, отдать кому–либо?
- Тем, у кого есть садовый участок, необходимо задуматься над выбором удобрений, средств защиты урожая от вредителей. Как это осуществляется в вашем хозяйстве?
- Есть ли у вашей семьи любимые места отдыха на природе? Все ли там благополучно? Что вы можете сделать, чтобы исправить их нездоровое состояние?
- Определите, соответствует ли озеленение ваших дворов следующим правилам:
- детская площадка должна быть наполовину затенена деревьями и кустарниками;
- площадка для сушки белья должна быть открыта солнцу и ветру;
- вблизи здания должны быть высажены кустарники, а поодаль – высокие деревья. Объясните, почему должны быть соблюдены эти правила.
- Расскажите, как вы с родителями участвуете в озеленении, уборке, украшении своего двора, подъезда.
В данную работу может быть вовлечена группа учащихся или дети всего класса, их родители.
Когда будут готовы результаты исследований, наблюдений, проводится заседание экспертной комиссии. Дети докладывают о ходе выполнения заданий, оценивают свои успехи и трудности, помощь учителя и родителей, предлагают на рассмотрение итоги эколого-валеологической экспертизы своих объектов вместе с конкретными предложениями по их оздоровлению. Затем учащиеся путем «мозгового штурма» вырабатывают коллективное решение, организуют творческую работу. Это может быть проект «Город», где дети указывают права и обязанности жителей города, вносят свои предложения по озеленению и оформлению улиц и дворов, изменению и дополнению архитектурных особенностей, показывают расположение необходимых хозяйственных объектов с очистными сооружениями, придумывают оригинальное оформление детских площадок и т. д.
- Тема. « Мысли о здоровье»
Цель проекта: составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал может быть оформлен в виде альбома, стенда, газеты. Можно составить книги: «Будьте здоровы!» или « Книгу сказок о здоровье», или «Сказочное путешествие в страну Здоровья». Дополнить ее стихами, загадками, песнями, ребусами, сказками (например, К. Чуковского «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.), советами и пожеланиями здоровья. Для этого необходимо искать материалы в журналах, газетах, детских книгах, проявить собственное сочинительское творчество. Можно придать известным сказкам валеологический оттенок.
- Тема «Как сделать свой дом другом и защитником»
Цель проекта: оздоровление своего дома, создание условий для поддержания здоровья.
Детям предлагается совершить своеобразную экскурсию по собственному дому и оценить, каковы в нем условия для поддержания здоровья.
Начинается экскурсия с рабочего места, где выполняются домашние задания. (Предварительно нуж-но дать детям сведения о высоте рабочего стола и стула соответственно их росту, дать задание узнать свой рост.) Далее определяется соответствие высоты стола и стула росту ребенка, порядок на столе, освещенность. Рассматривается соблюдение режима проветривания комнаты в любое время года, поддерживание чистоты. В ванной комнате изучается наличие необходимых туалетных
принадлежностей для всех членов семьи (личного полотенца, зубной щетки, расчески и т. д. ) . Обязательно оценивается в доме безопасная работа , исправность бытовой техники, электроприборов, водопроводных кранов. Учитывается озеленение квартиры.
По итогам экскурсии дети заполняют таблицу:
Мой дом | Первая экскурсия | Вторая экскурсия (через две недели) |
Удобство рабочего места | ||
Освещение рабочего места | ||
Озеленение дома | ||
Мое участие в поддержании чистоты | ||
Туалетные принадлежности | ||
Безопасность в доме | ||
Отдых в доме | ||
Спортзал в комнате | ||
Уголок хорошего настроения |
Оценка проводится по пятибальной системе.
По результатам первой экскурсии, учителю совместно с родителями можно провести валеологические практикумы, направленные на активизацию мыслительных операций, самонаблюдение и самоанализ, на развитие и совершенствование валеологичесих умений и навыков, на отработку элементарных правил самоорганизации. Например: «Рабочий стол»
- расставить предложенные предметы (лампу, игрушку, подставку для карандашей, вазочку ) на рабочем столе, убрать лишние предметы и объяснить, почему выбраны именно эти предметы, рассказать об их назначении;
- доказать, почему предметы должны быть расположены так, а не иначе, необходимость соблюдения порядка на рабочем месте;
- показать, как нужно сидеть за рабочим столом, писать, читать.
Практикум «Домашний стадион»:
- продумать, какие спортивные принадлежности можно включить в домашний стадион, нарисовать их.
Можно предложить детям проявить творчество и создать у себя дома
уголок хорошего настроения, где их будут окружать любимые игрушки, книжки, поделки, рисунки, сюрпризы от родителей и других членов семьи.
Результатом такой работы является осознание детьми необходимости оздоровления своего дома, восприятие его как одухотворенного пространства, как друга, который всегда защитит их и позаботится о них.
- Тема «Пища должна стать лекарством»
Цель проекта: как можно больше узнать о витаминах (откуда они берутся, как были открыты, на какие группы делятся, в каких продуктах содержатся, за какие процессы в организме отвечают)
Следующий этап - творческая работа:
- «презентация» витаминов (устный журнал, утренник);
- составление и «презентация» меню на неделю (пригласить в качестве эксперта – консультанта школьного диетолога);
- оформление газеты, плакатов.
- творческие отчеты, защита проектов.
- Тема. «Зеленая аптека»
Цель проекта: познакомить детей с целебными растениями, их свойствами, правилами сбора и хранения. Выяснить, какие из них растут в данной местности. Второй этап - составить и оформить «рецепты здоровья» по использованию лекарственных растений. Можно организовать утренник с театрализованным представлением, фитобаром, чтением стихов, разгадыванием ребусов, загадок о лекарственных растениях.
- Тема. «Осторожно – ядовито»
Цель: узнать о ядовитых растениях и грибах (их внешний вид, места произрастания, отличительные признаки, симптомы при отравлении, действие на организм человека, способы лечения).
Организуется знакомство с этими растениями. Дети включаются в поиск материалов, информации. Далее – выступают с докладами, оформляют памятки, фотоальбом.
- Тема. «Ароматы и их воздействие на организм человека»
Цель проекта: узнать о воздействии запахов на организм человека.
Учащиеся занимаются самонаблюдением – вдыхают запах различных растений и описывают свои ощущения (лавровый лист – пряный, чай – суховатый, теплый, мята – прохладная, герань – снимает головную боль, успокаивает). Дети находят сведения о стимулирующем и угнетающем воздействии ароматов на организм человека, роли фитонцидов в оздоровлении воздуха.
Затем проводится обсуждение собранного материала, вырабатываются рекомендации по использованию ароматов во время учебных занятий, на переменах, перед сном, во время головных болей, при плохом настроении и т. д.
Тема «Почему кровь красная?»
Тема «Как человек использует свойства воздуха»
Проектно – исследовательская деятельность на национально – региональном материале.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Любить Родину – значит беречь и охранять ее, изучать историю и культуру своего народа.
Дети с интересом изучают свой край, легенды о нем, творчество местных поэтов, художников. Можно предложить детям изучить творчество поэтов своего города о красоте Борового, о любви к своему краю.
Тема творческого проекта «Поэты нашего края»
Цель: создание альбома «Стихи и песни о красоте родного края»
Для достижения данной цели можно использовать следующие методы:
- анкетирование учащихся своего класса и школы с целью узнать: 1)каких поэтов нашего края они знают; 2) с какими стихами местных поэтов уже знакомы; 3) хотели бы они узнать о жизни и творчестве поэтов нашего края.
- изучение материалов районной газеты «Заря»; альманахов «Конаковские родники»
- интервью с поэтами.
Практическая значимость данной работы заключается в создании альбома, который можно использовать на уроках литературы, предложить вниманию гостей . Можно организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего края.
Тема. «История улицы моих предков»
Цель: узнать, почему улица носит свое название, всегда ли она так называлась, какие исторические личности проживали на этой улице, какие достопримечательности есть на ней.
4. Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования
Для того, чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности учащимся, необходимо :
- проводить подготовительную работу;
- должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки учащихся и педагога;
- приступая к работе, ребенок должен владеть стартовыми ЗУН и элементарными умениями и навыка-ми проектирования и исследования для самостоятельной работы (Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные и соединяются в общее технологическое умение уже в процессе работы над проектом);
- каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым (информационные ресурсы, время, место, оборудование, и т. д.).
Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской деятельности приведет к провалу всей работы. Важно помнить, что задачи проектно – исследовательской деятельности должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учеников, т. к. интерес к работе и посильность большей частью определяют успех. Важно обеспечить мотивацию учащихся. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проектно – исследовательскую работу, заинтересовать перспективной практической и социальной пользы.
5. Оценивание успешности учащегося в выполнении проектно – исследовательской работы
При оценке успешности учащихся в проектно – исследовательской деятельности важно понимать, что самой значимой оценкой для детей является общественное признание результативности, успешности. Положительной оценки заслуживает любой уровень достигнутых результатов. Это особенно большое значение имеет для детей начальных классов, которые делают первые робкие шаги в таком серьезном деле.
Учитель может для себя оценить следующее:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекты и формулирование цели проекта;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечение объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Выводы:
- Проектная методика повышает интерес к учебе.
- Стимулирует исследовательские навыки учащихся.
- Меняет отношение учащихся к учебному процессу, заменяя использование готового учебного материала самостоятельным поиском нового.
Литература
- Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Развитие ис-следовательской деятельности уч-ся: Методический сборник. М., Народное образование, 2001.
- Джужук. И. И. Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования: Дис. канд. пед. наук: - Ростов на Дону, 2004
- Матяш Н. В.., Симоненко В., Д. Проектная деятель-ность младших школьников: Книга для учителя нач. кл. – М., 2004
- Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как откры-вать знания с учениками. – М., 2002, Цукерман. Оценка без отметки. _ М., 1999
- Петровский В. А. Самореализация младших школьников в проектной деятельности.. Психология неадаптированной активности – М., 1992
- Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого потенциала личности младшего школьника. – М., 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"
ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта Я – горожанин!О...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"
Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени. http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....
Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...
Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!
Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить 1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....
Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни" участники проекта Ермолов Александр, Лотарева Анастасия 3 "Б" класс Школа 892, руководитель проекта Платунова М.А.
Презентация проекта "Школьное питание, как элемент здорового образа жизни". Целью проекта было доказать , что сбалансированное школьное питание может быть одним из составляющих элементов ЗОЖ...