«Сохранение физического здоровья в начальной школе»
статья по теме

Тема детского здоровья, в том числе в школе, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx712.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение физического здоровья

в начальной школе

Тема детского здоровья, в том числе в школе, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. В последнее время государство все чаще задумывается о здоровье нации, в том числе президент РФ Д. А. Медведев на майском совещании 2011 г., посвященном детскому здоровью, отметил, что «эта тема для любого родителя актуальна и требует особого государственного внимания. Данные по здоровью детей постоянно рознятся, некоторые выглядят очень тревожными». А данные и в самом деле очень тревожные, по медицинской статистике лишь около 10% выпускников школы полностью здоровы, а 40% имеют к 14 годам хронические заболевания, среди которых лидируют сколиоз, гастрит и нарушения зрения.

В сложившихся условиях необходимы мероприятия, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой. Начать нужно с проведения утренней зарядки.                                                             

                                      

         Важнейшим средством всестороннего развития детей является утренняя гимнастика.  Утренняя гимнастика должна обязательно входить в режим дня школьника, что очень важно для укрепления нервной системы, предупреждения простудных заболеваний. После пробуждения организм не в состоянии быстро включиться в работу с полной нагрузкой, так как возбудимость центральной нервной системы понижена, наблюдается некоторая вялость, сонливость, работоспособность обычно несколько уменьшена. Равномерно воздействуя на мышцы, утренняя гимнастика активизирует дыхание и кровообращение, устраняет застойные явления в мягких тканях и внутренних органах. Занятия гимнастикой до уроков оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуя регулированию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Одним из обязательных условий организации урока в начальной школе являются физминутки. 

Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они помогают переключить деятельность детей, снимают усталость. А тематические физминутки, так же способствуют закреплению темы занятия.

Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

                                                            

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА

                                             

  1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы)
  2. Ленивые восьмёрки   (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)
  3. Шапка для размышлений    (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
  4. Моргания (полезно при всех нарушениях зрения)
  5. Вижу палец!      

          Организация двигательной активности в школе может осуществляться в самых разнообразных формах. Одна из форм организации двигательной активности в школе – динамические перемены, которые проводятся между 2-3 уроками и между 3-4 уроками.

Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.

Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное  значение и применяются в повседневной жизни, в быту.

Дополнительный урок физкультуры предполагается использовать для увеличения двигательной активности и укрепления здоровья школьников, чтобы развивать их физические качества и прививать им навыки здорового образа жизни, а заодно внедрять в школах современные системы физического воспитания.

                         

         Таким образом, успешная работа по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках.

Выступление  

КОЛОМИЕЦ О.М.

на педагогическом совете по теме:

«Сохранение физического здоровья

в начальной школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИИ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье ведётся речь об организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся детей в начальной школе....

Презентация для уроков физической культуры в начальной школе "Как стать здоровым"

Данная презентация предназначена для " минуток здоровья", проводимых на уроках физкультуры в 1 классах общеобразовательной школы. Здесь, в доступной стихотворной форме, показаны основныеэтапы пути к з...

Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»

В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся  младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики....

Сохранение физического здоровья в начальной школе.

Тема детского здоровья, в том числе в школе, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. Данные по здоровью детей постоянно рознятся, некоторые выглядят очень тревожными». А данные и в самом деле...

"Здоровый ребенок - успешный ребенок" программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе

программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе...

Формирование мотивации изучения и сохранения здоровья учащимися начальной школы.

В статье написано о работе школы по формированию мотивации к сохранению здоровья и ЗОЖ у учащихся начальных классов....