«Сохранение физического здоровья в начальной школе»
статья по теме
Тема детского здоровья, в том числе в школе, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 712.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение физического здоровья
в начальной школе
Тема детского здоровья, в том числе в школе, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. В последнее время государство все чаще задумывается о здоровье нации, в том числе президент РФ Д. А. Медведев на майском совещании 2011 г., посвященном детскому здоровью, отметил, что «эта тема для любого родителя актуальна и требует особого государственного внимания. Данные по здоровью детей постоянно рознятся, некоторые выглядят очень тревожными». А данные и в самом деле очень тревожные, по медицинской статистике лишь около 10% выпускников школы полностью здоровы, а 40% имеют к 14 годам хронические заболевания, среди которых лидируют сколиоз, гастрит и нарушения зрения.
В сложившихся условиях необходимы мероприятия, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой. Начать нужно с проведения утренней зарядки.
Важнейшим средством всестороннего развития детей является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика должна обязательно входить в режим дня школьника, что очень важно для укрепления нервной системы, предупреждения простудных заболеваний. После пробуждения организм не в состоянии быстро включиться в работу с полной нагрузкой, так как возбудимость центральной нервной системы понижена, наблюдается некоторая вялость, сонливость, работоспособность обычно несколько уменьшена. Равномерно воздействуя на мышцы, утренняя гимнастика активизирует дыхание и кровообращение, устраняет застойные явления в мягких тканях и внутренних органах. Занятия гимнастикой до уроков оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуя регулированию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Одним из обязательных условий организации урока в начальной школе являются физминутки.
Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они помогают переключить деятельность детей, снимают усталость. А тематические физминутки, так же способствуют закреплению темы занятия.
Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки.
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА
- Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы)
- Ленивые восьмёрки (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)
- Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
- Моргания (полезно при всех нарушениях зрения)
- Вижу палец!
Организация двигательной активности в школе может осуществляться в самых разнообразных формах. Одна из форм организации двигательной активности в школе – динамические перемены, которые проводятся между 2-3 уроками и между 3-4 уроками.
Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.
Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту.
Дополнительный урок физкультуры предполагается использовать для увеличения двигательной активности и укрепления здоровья школьников, чтобы развивать их физические качества и прививать им навыки здорового образа жизни, а заодно внедрять в школах современные системы физического воспитания.
Таким образом, успешная работа по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках.
Выступление
КОЛОМИЕЦ О.М.
на педагогическом совете по теме:
«Сохранение физического здоровья
в начальной школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИИ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье ведётся речь об организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся детей в начальной школе....
Презентация для уроков физической культуры в начальной школе "Как стать здоровым"
Данная презентация предназначена для " минуток здоровья", проводимых на уроках физкультуры в 1 классах общеобразовательной школы. Здесь, в доступной стихотворной форме, показаны основныеэтапы пути к з...
Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»
В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики....
Сохранение физического здоровья в начальной школе.
Тема детского здоровья, в том числе в школе, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. Данные по здоровью детей постоянно рознятся, некоторые выглядят очень тревожными». А данные и в самом деле...
"Здоровый ребенок - успешный ребенок" программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе
программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе...
Формирование мотивации изучения и сохранения здоровья учащимися начальной школы.
В статье написано о работе школы по формированию мотивации к сохранению здоровья и ЗОЖ у учащихся начальных классов....