Урок кубановедения "Казачьему роду нет переводу"
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цель урока:
познакомить учащихся с разнообразным устным народным творчеством Кубани,
определить ценность каждого жанра;
воспитывать патриотизм, гордость за свой край;
развивать память, сообразительность, интерес к кубанскому творчеству.
Оборудование:
магнитофон, аудиозапись с кубанскими песнями, карточки со словами из пословиц и поговорок.
Ход урока
I. Организационный момент
У:
Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!”
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – “Благости!”
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – “ Радости!”
Удач, успехов и везенья!”
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
1. Эмоциональный настрой на урок.
1) Стихотворный монтаж учащихся.
(На экране картины, отображающие красоту кубанской земли).
1. В жизни нам дана Родина одна
У меня она – вишня у окна,
Прямо у дверей золото полей,
Дума вековая стройных тополей.
2. Здесь моя тропа пролегла в хлеба,
Здесь моя судьба – радость и борьба,
Здесь мои друзья, здесь моя семья,
Большего не скажешь – здесь земля моя!
Учитель
«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - это слова Константина Паустовского. И даже если судьба забросит нас далеко от родных мест, мы всё равно будем стремиться сюда всем сердцем.
II. Актуализация знаний и сообщение темы и целей урока
Учитель:
Родина! Какое близкое и понятное всем слово! Родина – это солнце, небо. Мама, ты и я! О Родине хочется говорить только самыми красивыми словами, которые сами складываются в стихи, рисовать ее только самыми яркими красками, собирать звуки в самую прекрасную музыку! Давайте и мы сегодня с вами поговорим о нашем крае, крае, в котором мы живем!
2)Стихотворный монтаж учащихся.
(На экране картины контрастной природы Кубани).
2. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, какой уголок земли воспевает поэт в этих стихах, о каком крае поётся в песне?
Правильно, это наша Кубань.
Для многих из нас милой Родиной стал Краснодарский край с его прошлым, настоящим и будущем. Послушайте стихотворение Александра Манахова, который с такой любовью написал о своем крае.
Пройдёт совсем немного лет, и вы с гордостью скажете: «Я – гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: «Я – уроженец Кубани»!
Целевая установка.
Для этого нужно любить свою Родину и гордиться ею. Но, наверное, человек может любить только то, что хорошо знает. - Ребята, как вы думаете о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
Я предлагаю выполнить задание. Нужно разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
Разгадывание детьми кроссвордов.
Учитель.
Вопросы:
1.Самая большая река в Краснодарском крае.
2. Известный детский курорт нашего края.
3. Чёрное золото Кубани. Как называется почва в нашем крае?
4. Императрица, в честь которой назвали столицу нашего края.
5. Как называется центральная улица города Краснодара.
6. Песня, которая исполняется во время торжественных церемоний.
Учитель.
Итак, прочитаем хором ключевое слово.
Дети: КАЗАКИ.
На земле кубанской,
Средь полей бескрайних ( слайд 2)
Живёт народ - казаки,
Их роду нет конца.
Им любо то, что свято,
Ведь дружбою богаты,
Гостеприимством, песнями, отвагою,
Геройством Казачьи их войска!
В культуре казаков 3 правила.
Их повторяем вновь:
-Старикам - уважение.
-Гостю - все почтение.
-А женщине - любовь.
Тема нашего урока: «Казачьему роду нет переводу».
- Сегодня мы собрались большой дружной семьёй ( это и родители, и дети, и наши шефы- казаки), чтобы
Совсем недавно в нашем крае открыта великая Атамань.
Мы тоже объединили наши классные коллективы в дружную казачью станицу и решили представить свои казачьи куреня на нашем уроке.
Давайте познакомимся : Курень «Казачья слава»
Следующий Курень: «Казачья душа»
А вот Курень « Казачья старина» - это курень наших старожилов
- Мы с вами подошли к Куреню « Казачий задор»
Каждому из нас, живущих на Кубани, присущ казачий задор. Это умение веселиться, не падать духом в трудных ситуациях.
По ходу нашего знакомства мы выполним коллективно - творческую работу - составим портрет казака. (прикреплены картинки казака и казачки).
Мы с вами перенесемся в мир романтики, казачьей удали. Узнаем немало интересного о казачестве, об его истории, современной жизни, традициях.
3. Повторение изученного материала.
Вступительное слово учителя
Вы бывали когда-нибудь на казачьем круге? Пожалуй, нет.
Что ж, вас ожидает приятный сюрприз! Оглянитесь вокруг: казаки у нас есть, гости приглашены. Пора и круг начинать! Только будет он у нас не обычный, а литературный. Сегодня у нас будет и урок, и концерт, и своеобразный казачий круг.
Что такое казачий Круг? ( Сообщение ученика)
Ребята! Давайте совершим экскурсию в историю казачества.
Кто такие казаки? Как они появились на Кубани?
(Звучит грамзапись «Казачья» в исполнении А.Розенбаума).
Стихотворение о казачестве (читает ученица).
Курень «Казачья слава» , где нашли отражение мужество и героизм казаков
- Пусть узнают все народы, что такое есть казак
Сын победы, сын свободы, там, где он погибнет враг.
( сообщение детей о возникновении казачества)
4. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа о жителях Кубани.
Следующий Курень: «Казачья душа», где чувствуется доброта и любовь
Мы подобрали пословицы и поговорки:
Где казак – там и слава.
Казака и пуля боится.
Казаками называли вольных людей, которые по складу своего характера или каким-либо чисто жизненным обстоятельствам не хотели или не могли жить в центральных районах государства и уходили на его окраины. Там они объединялись в братства, общины.
Указ императрицы Екатерины II о казаках (наизусть читает ученица).
До сих пор язык казаков представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка. Этот язык является составной частью южновеликорусского наречия.
Мы часто слышим в речи окружающих слова местного
диалекта. Давайте проверим, все ли значения их нам ясны.
- словесный аукцион:
- словарь казака.
Ребята заполняют на доске второй столбик таблицы.
Бачить Вродливо Видсиль Гарно Драбына Дружина Думка Зараз Злякаться | Видеть Красиво Отсюда Красиво Жена Мысль Забота, проблема Сейчас Испугаться | Нэнька Пытать Ратуте Стрыбати Ховать Шануваты Швидко Шукать Ясочка | Мать Спрашивать Спасите Прыгать Прятать Уважать,ценить Быстро,скоро Искать Солнышко, |
А как поучительны казачьи заповеди.
Дух казачества Кубани выражен в древних заповедях.
Заповеди казаков
(слайд 7)
«Казаки, - писал П.Н. Краснов, - русские люди, но разница между казаком и русским лишь в том, что казак всегда активно боролся за русские интересы и старался сохранить свой быт в полной его неприкосновенности: от веры дедов и отцов, их песен и домашнего уклада жизни, обычаев, нравов, прически, одеяния, походки - всего того, от чего так славно пахнет Святой Русью». Мы живем в крае, богатом казачьими традициями. Недавно Кубанское Казачье Войско отметило свое 150-летие. Человеку, как дереву корни, нужна память о прошлом.
Кубанские обряды.
На Кубани существует богатая устная традиция. Это мудрые пословицы, поговорки, хитрые загадки, бытовые, военные песни. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом.
– А знаете ли вы традиции и праздники казачьего народа? Кто их назовет? (Проводы на службу, Колядки, Рождество, Встреча весны, Праздник урожая – праздники; гостеприимство, уважение старших, забота о младших, почитание родителей – традиции.)
Пословицы и поговорки.
Неотъемлемой частью УНТ Кубани являются пословицы и поговорки. Любят их на Кубани, как и везде на Руси. В них отразились быт, труд, обычаи нашего народа.
Чем различаются между собой пословицы и поговорки?
Пословица – учит, делает вывод.
Поговорка – дает меткую характеристику, оценку человеку или поступку.
А какие казачьи пословицы вы знаете?
(Дети называют)
а) работа в группах
- собрать пословицу или поговорку, выяснить ее смысл:
Много языком робыть – без гроша в кармане быть. /пословица/
С миру по нитке – голому рубаха. /поговорка/
Мудрое слово – делу основа. /пословица/
Сорока на хвости прынесла. /поговорка/
Ученик
Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи
Ученица
До сих пор в казачьих станицах и хуторах сохраняются элементы быта, характерного для 16-18 веков. В избе, в «красном углу» обязательно висела икона. Горницы украшались салфетками, скатертями, вышитыми руками казачки. На столе всегда стояла глиняная и деревянная посуда, каравай хлеба, соль – символ богатства и достатка. Окна украшались занавесками, кружевным пологом прикрывалась и детская люлька. Пол в хате застилался ткаными дорожками, они назывались «половик».
Слово учителя
Необыкновенна судьба наших предков, известных и не очень. Жили. Родине служили: защищали от врагов, растили хлеб. Детей воспитывали в строгости, внушали, чтобы пуще всего на свете хранили свою честь и доброе имя. Не посрамите своей фамилии – предки не простят!
Интерес к казачеству, к истории казачьего рода сегодня особенно актуален. С сентября 2012 года наш класс станет классом казачьей направленности.
Учитель.
В нашей школе есть представители разных казачьих династий, каждая из которых имеет свою историю, свои традиции. Самые юные представители этих династий расскажут нам о них.
Слово ученице 3 «б» класса Пахолко Виктории. (приложение № 1)
А вот Курень « Казачья старина» - это курень наших старожилов.
Берегли и сейчас берегут казаки связь поколений: Так заведено! Предками завещано!
Мы и сейчас стараемся поддерживать культ старших в семье.
Пресс - окно (выступление представителя от казачества).
(Дерибас Г.И.)
Ведущий. Есть у нас такой обычай.
С давних лет он нам привычен.
Хлебом , да солью всех гостей встречать.
девочка – казачка вручает каравай(Вика Пахолко)
- Мы с вами подошли к Куреню « Казачий задор»
Казачий задор отражён в пословицах:
Казачья душа живёт в песнях.
– Какие пословицы и поговорки вы нашли, в которых речь идёт о песне?
У: “Где труд, там и песня” – говорили в старину. В будни и в праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Сегодня на уроке мы должны выяснить, почему песню считают драгоценным богатством народа, а композиторов – певцами земли кубанской.
Физминутка под песню «Варенички».
– А задумывались ли вы над тем, как рождается песня? А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?
У: Жители Кубани любят петь. Какие песни поют у нас на Кубани? Русские и украинские песни, в которых звучит то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая, удалая казачья пляска.
– Какими бывают песни? (Народные и авторские)
– Чем они отличаются друг от друга?
– А какие песни любите вы?
– А какие песни поют ваши родители?
– Что главное в песне? (мелодия)
Казачьи семьи всегда славились своими талантами. Слово представительнице казачьего рода Бондаренко Софии (Песня «»)
Итог урока. (Звучит грамзапись «Казачьи песни»).
-А теперь давайте посмотрим на доску: (таблички с опорными словами)
Эти характерные черты казака на примерах наших близких. Родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек мы должны воспитать в себе. Чтобы передать их своим детям, следующему поколению. Молодцы, ребята! Вы продемонстрировали хорошие знания, и. надеюсь, что узнали немало интересного о казачестве.
(Учитель):
Да, традиции казачества живы
По зёрнышку вбирая гордость – растут потомки казаков.
Сердца их души согревает великая к земле любовь.
И что бы там не говорили ……А КАЗАКАМ _ НЕТ ПЕРЕВОДУ!
Действительно, казачьему роду нет переводу. Спасибо, ребята, за работу на уроке.
Наш интересный и необычный урок подходит к концу. И самое время немного... поиграть.
Ь
Н
А
Б
У
К
А
П
А
Н
А
Ч
ЕЧ
Р
Н
М
Ё
З
О
А
Н
И
Р
Е
Т
К
А
Е
Я
А
Н
С
А
Р
К
И
Н
М
Г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Нашему роду нет переводу"
Статья о программе дополнительного образования детей "Нашему роду нет переводу"...
"Русскому роду - нет переводу"
Великую землю, любимую землю Где мы родились и живем Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем....
Внеклассное мероприятие "Нашему роду нет переводу"
Цель: повышение роли взаимоотношений в семье, роли семьи в общественной жизни.Задачи: воспитывать уважение к Родине, к своей семье; развивать интерес к семейной родословной; прививать интерес к ...
Нашему роду-нет переводу
Воспитание патриотизма, чувств к родным и близким людям, уважение к родовым традициям....
Внеклассное мероприятие « КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ».
Материал для учителей начальных классов. Может использоваться в классах и группах казачьей направленности....
Внеклассное мероприятие « КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ».
Материал для учителей начальной школы. Может использоваться для организации внеклассной работы класса. Цель-познакомить учащихся с исторически сложившимся укладом жизни земляков-казаков....
Конспект урока "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" (3 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного". Данный конспект предназначен ...
Комментарии
Спасибо, очень интересный
Спасибо, очень интересный материал