Урок кубановедения "Казачьему роду нет переводу"
методическая разработка (3 класс) по теме

Мошкина Марина Николаевна

Урок кубановедения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazachemu_rodu_net_perevodu.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:

        познакомить учащихся с разнообразным устным народным творчеством Кубани,

        определить ценность каждого жанра;

        воспитывать патриотизм, гордость за свой край;

        развивать память, сообразительность, интерес к кубанскому творчеству.

 

Оборудование:

магнитофон, аудиозапись с кубанскими песнями, карточки со словами из пословиц и поговорок. 

Ход урока

I. Организационный момент

У:

Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!”

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – “Благости!”

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – “ Радости!”

Удач, успехов и везенья!”

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

1. Эмоциональный настрой на урок.

1) Стихотворный монтаж учащихся.

(На экране картины, отображающие красоту кубанской земли).

1. В жизни нам дана Родина одна

У меня она – вишня у окна,

Прямо у дверей золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

2. Здесь моя тропа пролегла в хлеба,

Здесь моя судьба – радость и борьба,

Здесь мои друзья, здесь моя семья,

Большего не скажешь – здесь земля моя!

Учитель

 «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - это слова Константина Паустовского. И даже если судьба забросит нас далеко от родных мест, мы всё равно будем стремиться сюда всем сердцем.

II. Актуализация знаний и сообщение темы и целей урока

Учитель:

Родина! Какое близкое и понятное всем слово! Родина – это солнце, небо. Мама, ты и я! О Родине хочется говорить только самыми красивыми словами, которые сами складываются в стихи, рисовать ее только самыми яркими красками, собирать звуки в самую прекрасную музыку! Давайте и мы сегодня с вами поговорим о нашем крае, крае, в котором мы живем!

2)Стихотворный монтаж учащихся.

(На экране картины контрастной природы Кубани).

2. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, какой уголок земли воспевает поэт в этих стихах, о каком крае поётся в песне?

Правильно, это наша Кубань.

Для многих из нас милой Родиной стал Краснодарский край с его прошлым, настоящим и будущем. Послушайте стихотворение Александра Манахова, который с такой любовью написал о своем крае.

Пройдёт совсем немного лет, и вы с гордостью скажете: «Я – гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: «Я – уроженец Кубани»!

Целевая установка.

 Для этого нужно любить свою Родину и гордиться ею. Но, наверное, человек может любить только то, что хорошо знает.  -  Ребята, как вы думаете о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Я предлагаю выполнить задание. Нужно разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.

 Разгадывание детьми кроссвордов.

Учитель.

Вопросы:

1.Самая большая река в Краснодарском крае.

2. Известный детский курорт нашего края.

3. Чёрное золото Кубани. Как называется почва в нашем крае?

4. Императрица, в честь которой назвали столицу нашего края.

5. Как называется центральная улица города Краснодара.

6. Песня, которая исполняется во время торжественных церемоний.

                                                     

                                               

Учитель.

Итак, прочитаем хором ключевое слово.

Дети:  КАЗАКИ.

На земле кубанской,
Средь полей бескрайних ( слайд 2)
Живёт народ - казаки,
Их роду нет конца.
Им любо то, что свято,
Ведь дружбою богаты,
Гостеприимством, песнями, отвагою,
Геройством Казачьи их войска!
В культуре казаков 3 правила.
Их повторяем вновь:
-Старикам - уважение.
-Гостю - все почтение.
-А женщине - любовь.

Тема нашего урока: «Казачьему роду нет переводу».

- Сегодня мы собрались большой дружной семьёй ( это и родители, и  дети, и наши шефы- казаки), чтобы

Совсем недавно в нашем крае открыта  великая Атамань.

Мы тоже объединили наши классные коллективы в дружную казачью станицу и решили представить свои казачьи куреня на нашем уроке.

Давайте познакомимся : Курень «Казачья  слава»

Следующий Курень: «Казачья душа»

А вот Курень « Казачья старина» - это курень наших старожилов

- Мы с вами подошли к Куреню « Казачий задор»

Каждому из нас, живущих на Кубани, присущ казачий задор. Это умение веселиться, не падать духом  в трудных ситуациях.

По ходу нашего знакомства мы выполним коллективно - творческую работу - составим  портрет казака. (прикреплены картинки казака и казачки). 

Мы с вами перенесемся в мир романтики, казачьей удали. Узнаем немало интересного о казачестве, об его истории, современной жизни, традициях.

3. Повторение изученного материала.

Вступительное слово учителя

Вы бывали когда-нибудь на казачьем круге? Пожалуй, нет.

Что ж, вас ожидает приятный сюрприз! Оглянитесь вокруг: казаки у нас есть, гости приглашены. Пора и круг начинать! Только будет он у нас не обычный, а литературный. Сегодня у нас будет и урок, и концерт, и своеобразный казачий круг.

Что такое казачий Круг? ( Сообщение ученика)

Ребята! Давайте совершим экскурсию в историю казачества.

Кто такие казаки? Как они появились на Кубани?

 (Звучит грамзапись «Казачья» в исполнении А.Розенбаума).

Стихотворение о казачестве (читает ученица).

Курень «Казачья  слава» , где нашли отражение мужество и героизм казаков

- Пусть узнают все народы, что такое есть казак

Сын победы,  сын свободы, там, где он погибнет враг.

 ( сообщение детей о возникновении казачества)

4. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа о жителях Кубани.

Следующий Курень: «Казачья душа», где чувствуется доброта и любовь

Мы подобрали  пословицы и поговорки:

Где казак – там и слава.

Казака  и пуля боится.

Казаками называли вольных людей, которые по складу своего характера или каким-либо чисто жизненным обстоятельствам не хотели или не могли жить в центральных районах государства и уходили на его окраины. Там они объединялись в братства, общины.

Указ императрицы Екатерины II о казаках (наизусть читает ученица).

До сих пор язык казаков представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка. Этот язык является составной частью южновеликорусского наречия.

Мы часто слышим в речи окружающих слова местного

диалекта. Давайте проверим, все ли значения их нам ясны.

-  словесный аукцион:

-  словарь казака.

Ребята заполняют на доске второй столбик таблицы.

Бачить

Вродливо

Видсиль

Гарно

Драбына

Дружина

Думка

Зараз

Злякаться

Видеть

Красиво

Отсюда

Красиво

Жена

Мысль

Забота, проблема

Сейчас

Испугаться

Нэнька

Пытать

Ратуте

Стрыбати

Ховать

Шануваты

Швидко

Шукать

Ясочка

Мать

Спрашивать

Спасите

Прыгать

Прятать

Уважать,ценить

Быстро,скоро

Искать

Солнышко,

 А как поучительны казачьи заповеди.

Дух казачества Кубани выражен в древних заповедях.

Заповеди казаков

(слайд 7)

 «Казаки, - писал П.Н. Краснов, - русские люди, но разница между казаком и русским лишь в том, что казак всегда активно боролся за русские интересы и старался сохранить свой быт в полной его неприкосновенности: от веры дедов и отцов, их песен и домашнего уклада жизни, обычаев, нравов, прически, одеяния, походки - всего того, от чего так славно пахнет Святой Русью». Мы живем в крае, богатом казачьими традициями. Недавно Кубанское Казачье Войско отметило свое 150-летие. Человеку, как дереву корни, нужна память о прошлом.

Кубанские обряды.

На Кубани существует богатая устная традиция. Это мудрые пословицы, поговорки, хитрые загадки, бытовые, военные песни. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто эти обряды связаны с временами года,  крестьянским трудом.

 – А знаете ли вы традиции и праздники казачьего народа? Кто их назовет? (Проводы на службу, Колядки, Рождество, Встреча весны, Праздник урожая – праздники; гостеприимство, уважение старших, забота о младших, почитание родителей – традиции.)

Пословицы и поговорки.

 Неотъемлемой частью УНТ Кубани являются пословицы и поговорки. Любят их на Кубани, как и везде на Руси. В них отразились быт, труд, обычаи нашего народа.

Чем различаются между собой пословицы и поговорки?

Пословица – учит, делает вывод.

Поговорка – дает меткую характеристику, оценку человеку или поступку.

А какие казачьи пословицы вы знаете?

(Дети называют)

а) работа в группах

- собрать пословицу или поговорку, выяснить ее смысл:

Много языком робыть – без гроша в кармане быть. /пословица/

С миру по нитке – голому рубаха. /поговорка/

Мудрое слово – делу основа. /пословица/

Сорока на хвости прынесла. /поговорка/

Ученик

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи

Ученица

До сих пор в казачьих станицах и хуторах сохраняются элементы быта, характерного для 16-18 веков. В избе, в «красном углу» обязательно висела икона. Горницы украшались салфетками, скатертями, вышитыми руками казачки. На столе всегда стояла глиняная и деревянная посуда, каравай хлеба, соль – символ богатства и достатка. Окна украшались занавесками, кружевным пологом прикрывалась и детская люлька. Пол в хате застилался ткаными дорожками, они назывались «половик».

Слово учителя

Необыкновенна судьба наших предков, известных и не очень. Жили. Родине служили: защищали от врагов, растили хлеб. Детей воспитывали в строгости, внушали, чтобы пуще всего на свете хранили свою честь и доброе имя. Не посрамите своей фамилии – предки не простят!

Интерес к казачеству, к истории казачьего рода сегодня особенно актуален. С сентября 2012 года наш класс станет классом казачьей направленности.

 Учитель.

В нашей школе есть представители разных казачьих династий, каждая из которых имеет свою историю, свои традиции. Самые юные представители этих династий расскажут нам о них.

Слово ученице 3 «б» класса Пахолко Виктории. (приложение № 1)

А вот Курень « Казачья старина» - это курень наших старожилов.

Берегли и сейчас берегут казаки связь поколений: Так заведено!  Предками завещано!

Мы и сейчас стараемся поддерживать культ старших в семье.

Пресс - окно (выступление представителя от казачества).

(Дерибас Г.И.)

Ведущий. Есть у нас такой обычай.

С давних лет он нам привычен.

Хлебом , да солью всех гостей встречать.

девочка – казачка вручает каравай(Вика Пахолко)

- Мы с вами подошли к Куреню « Казачий задор»

Казачий задор отражён в пословицах:

Казачья  душа живёт в песнях.

– Какие пословицы и поговорки вы нашли, в которых речь идёт о песне?

У: “Где труд, там и песня” – говорили в старину. В будни и в праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Сегодня на уроке мы должны выяснить, почему песню считают драгоценным богатством народа, а композиторов – певцами земли кубанской.

Физминутка под песню «Варенички».

 – А задумывались ли вы над тем, как рождается песня? А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?

У: Жители Кубани любят петь. Какие песни поют у нас на Кубани? Русские и украинские песни, в которых звучит то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая, удалая казачья пляска.

– Какими бывают песни? (Народные и авторские)

– Чем они отличаются друг от друга?

– А какие песни любите вы?

– А какие песни поют ваши родители?

– Что главное в песне? (мелодия)

Казачьи семьи всегда славились своими талантами. Слово представительнице казачьего рода Бондаренко Софии (Песня «»)

Итог урока. (Звучит грамзапись «Казачьи песни»).

-А  теперь давайте посмотрим на доску: (таблички с опорными словами)

Эти характерные  черты казака на примерах наших близких. Родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек мы должны воспитать в себе. Чтобы передать их своим  детям, следующему поколению. Молодцы, ребята! Вы продемонстрировали хорошие знания, и. надеюсь, что узнали немало интересного о казачестве.

(Учитель):

Да, традиции казачества живы

По зёрнышку вбирая гордость – растут потомки казаков.

Сердца их души согревает великая к земле любовь.

И что бы там не говорили ……А КАЗАКАМ _ НЕТ ПЕРЕВОДУ!

 Действительно, казачьему роду нет переводу. Спасибо, ребята, за работу на уроке.

Наш интересный и необычный урок подходит к концу. И самое время немного... поиграть.

Ь

Н

А

Б

У

К

А

П

А

Н

А

Ч

ЕЧ

Р

Н

М

Ё

З

О

А

Н

И

Р

Е

Т

К

А

Е

Я

А

Н

С

А

Р

К

И

Н

М

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нашему роду нет переводу"

Статья о программе дополнительного образования детей "Нашему роду нет переводу"...

"Русскому роду - нет переводу"

Великую землю, любимую землю Где мы родились и живем Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем....

Внеклассное мероприятие "Нашему роду нет переводу"

Цель: повышение роли взаимоотношений в семье, роли семьи в общественной жизни.Задачи: воспитывать уважение к Родине, к своей семье; развивать интерес к семейной родословной; прививать интерес к ...

Нашему роду-нет переводу

Воспитание патриотизма, чувств к родным и близким людям, уважение к родовым традициям....

Внеклассное мероприятие « КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ».

Материал для учителей начальных классов. Может использоваться в классах и группах казачьей направленности....

Внеклассное мероприятие « КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ».

Материал для учителей начальной школы. Может использоваться для организации внеклассной работы класса. Цель-познакомить учащихся с исторически сложившимся укладом жизни земляков-казаков....

Конспект урока "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода  имени существительного". Данный конспект предназначен ...


 

Комментарии

Палатова Юлия Станиславовна

Спасибо, очень интересный материал