Нашему роду-нет переводу
классный час (2 класс) на тему
Воспитание патриотизма, чувств к родным и близким людям, уважение к родовым традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_klassnyy_chas.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ»
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
План конспекта-занятия
внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
по теме «Нашему роду – нет переводу»
Работа подготовлена
учителем начальных классов
МБОУ «Быковская ООШ
Яковлевского района»
Перемышлевой Т.И.
Белгород 2012 г.
Тема. «Нашему роду – нет переводу»
Цели. Познакомить детей с истоками своего рода; пробуждать познавательный интерес к истории своего рода, русской нации, ее культуры и быта; воспитывать патриотизм, глубокие чувства к родителям, своему роду, чувства уважения к родовым традициям; беречь свою национальную культуру.
Оборудование. Предметы быта старинной русской семьи, родовые деревья, составленные семьями.
Ход праздника
Ученики заходят в музей «Истоки» под русскую народную песню «Во поле береза стояла». Все участники в народных костюмах становятся полукругом.
Ученик 1. Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
-Доброе утро солнцу и птицам,
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Ученик 2. Если к чаю иль обеду
В дом войдем – не любо, что ль,
Поклоняясь, мы скажем мило:
- Чай да сахар,
Хлеб да соль!
Ученик 3. Не от тяги к суесловью,
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью,
Пожелание здоровья,
Пожеланья добра.
Гостям вручается хлеб-соль, дети рассаживаются по своим местам.
Учитель. Здравствуйте дорогие гости. Мы рады Вас приветствовать на нашем празднике.
- Ребята, давайте прочитаем тему нашего праздника. (Нашему роду – нет переводу!)
- А как вы понимаете, что такое род? И сколько лет роду?
(Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение).
-Можно по предметам этой комнаты рассказать об истории старинных родов, о том, как они жили, чем занимались, в какие игры играли?
(Дети рассказывают о жизни простых людей)
- Наши предки оставили нам бесценное количество народной мудрости, в которой раскрывается родовые понятия, семейный уклад.
(В разных уголках комнаты вывешены пословицы. Дети читают пословицы и объясняют их смысл)
Дети. Где мир и лад, не нужен клад.
Семья вместе – душа на месте.
Какое дерево, такие у него и листочки.
Какие родители, такие и дети.
Учитель. Раз мы начали говорить о семье, то пришло время рассказать о своей родословности. А в этом вам помогут ваши родословные деревья.
(Дети рассказывают о своих родовых деревьях)
Учитель.
-А как вы думаете для чего нам надо рисовать, изучать родовые деревья? (Знать историю своей семьи, ее родословность)
- А какие можно подобрать однокоренные слова к слову род? (родина, родник, родничок, родной).
- А что можно сказать о слове народ? (Это люди, живущие в стране)
- А теперь внимательно прислушайтесь к слову народ. Что мы услышим? (Слово род)
- Значит, ребята род – это не только родные люди, родственники. Это и наш класс, и школа, и весь народ русский. Род к роду- народ! Мы вместе – русский народ, который состоит из маленьких и больших родов, дружных и работящих. Как могучая река состоит из маленьких ручейков, так и наша русская культура обогащается семьями, родами. И как хочется, чтобы эта речка была полноводной, так и наша страна была красивой и счастливой. А нам нужно не забывать свою историю, необходимо изучать свой народ, дорожить его языком, беречь свою землю, родной край, потому что мы частичка всего этого, нам родного и близкого.
Ученик 4. Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
Ученик 5. Пускай совсем я маленький,
Но Родину люблю,
Свой дом на тихой улице
И всю страну мою!
Ученик 6. Люблю я речку быструю
И дальний лес за ней.
Пусть будет небо чистое
Над Родиной моей!
Учитель.
- Какое счастье прикоснуться к истокам нашей культуры, изучить ее, свой род и свою историю. Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий.
Из рода в род прокладывает жизнь мосты,
Но без корня саду не цвести…
- Поэтому обязательно надо беречь и хранить родовые корни. А кто же считается хранителем рода?
Ученик 7. В старину старики говорили, что дом и все, что в нем есть – и песни, и вышивка, и доброе слово, - делают семью богатой. А самое главное в доме была печь, потому что хлеб пекла. А хлеб – это жизнь. И главной хранительницей всего этого была мать. Недаром ее называют святой
Исполнение песни «Песенка про маму»
Ученик 8. Семьи были тогда очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины – наши бабушки. Они и сейчас хранят историю своих родов.
Ученик 9.
У мамы – работа,
У папы – работа.
У них для меня
Остается суббота.
А бабушка дома всегда,
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
- Да ты не спеши.
Ну что там стряслось у тебя?
Расскажи.
Ученик 10
Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку перебирает…
Нам хорошо вот так, вдвоем.
Без бабушки, – какой же дом?
Учитель
- Именно бабушки нам в детстве рассказывали сказки. Именно бабушки повлияли на творчество многих поэтов.
(Дети вспоминают отрывки из произведений А. Пушкина, И. Сурикова)
Учитель
- Пришло время посмотреть народную сказку «Петух и собака»
Петух и собака
Ведущий
Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности.. у них только и было, что петух да собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху.
Собака
Давай, брат Петька, уйдем в лес: здесь нам житье плохое.
Ведущий
Вот они и пошли куда глаза глядят. Побродили целый день, стало смеркаться – пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло – и заснули. Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал.
Петух
Ку – ка-ре-ку!
Ведущий.
Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать.
Лиса
Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки –то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос –то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик!
Петух
А за каким делом?
Лиса.
Пойдем ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.
Петух.
Хорошо. Только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.
Лиса.
Вот какое счастье привалило! ( В сторону и тихо) Вместо одного петуха будет два. Где же твой товарищ? Я и его в гости позову
Петух.
Там, в дупле ночует.
Ведущий
Лиса кинулась к дуплу, а собака ее цап!... Вот и сказке конец.
Учитель
- Умиротворенные дети обязательно под бабушкину сказку засыпали. А во сне они и подвиги совершали, и чудные края им снились.
- Как у Ивана Сурикова
Слушаю я сказку –
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
Ветер злой поет.
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
- Ночь очень быстро пролетит. А наутро опять игры, ребячий смех. Вот и мы с вами сейчас поиграем в русскую народную игру «Горелки»
(Дети становятся парами, а впереди «горельщик», который стоит впереди на два шага. Как только он занял свое место, ему уже не разрешается ни оглядываться назад, ни смотреть по сторонам. Игра начинается с того, что все дружно поют песенку горельщику:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После этого пары разъединяют руки и стараются быстро и бесшумно пробежать впереди «горельщика» и снова сцепить руки. Если «горельщик» успел кого-то засалить, то он становится новым «горельщиком»
Учитель
Наигравшись, дети бежали домой. А дома их встречали родные. Быт, который им был мил и дорог. Вот и сейчас я загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать и найти эти предметы в нашем музее.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черствый, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Хохотун Егорка
Взялся за уборку.
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол. (Веник)
Сама не ем, а людей кормлю (Ложка)
Учитель
- Вот мы с вами сегодня познакомились с историей наших родов. Давайте же не дадим «засохнуть» родовым деревьям, сохраним и обогатим историю нашей Родины.
-И в заключении давайте споем русскую народную песню «Калинка»
(Дети исполняют русскую народную песню «Калинка»
- Спасибо вам, дорогие ребята за участие в нашем празднике. Пусть беда и горе обходят ваш дом. Доброго здоровья желаем вам и всем вашим родным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Нашему роду нет переводу"
Статья о программе дополнительного образования детей "Нашему роду нет переводу"...
"Русскому роду - нет переводу"
Великую землю, любимую землю Где мы родились и живем Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем....
Внеклассное мероприятие "Нашему роду нет переводу"
Цель: повышение роли взаимоотношений в семье, роли семьи в общественной жизни.Задачи: воспитывать уважение к Родине, к своей семье; развивать интерес к семейной родословной; прививать интерес к ...
Урок кубановедения "Казачьему роду нет переводу"
Урок кубановедения...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...
Внеклассное мероприятие « КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ».
Материал для учителей начальных классов. Может использоваться в классах и группах казачьей направленности....
Внеклассное мероприятие « КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ».
Материал для учителей начальной школы. Может использоваться для организации внеклассной работы класса. Цель-познакомить учащихся с исторически сложившимся укладом жизни земляков-казаков....