Нашему роду-нет переводу
классный час (2 класс) на тему

Воспитание патриотизма, чувств к родным и близким людям, уважение к родовым традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_klassnyy_chas.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ»

             КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

           План конспекта-занятия

       внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению

по теме «Нашему роду – нет переводу»

Работа подготовлена

учителем начальных классов

МБОУ «Быковская ООШ  

Яковлевского района»

Перемышлевой Т.И.

                           Белгород 2012 г.

Тема. «Нашему роду – нет переводу»

Цели. Познакомить детей с истоками своего рода; пробуждать познавательный интерес к истории своего рода, русской нации, ее культуры и быта; воспитывать патриотизм, глубокие чувства к родителям, своему роду, чувства уважения к родовым традициям; беречь свою национальную культуру.

Оборудование. Предметы быта старинной русской семьи, родовые деревья, составленные семьями.

Ход праздника

Ученики заходят в музей «Истоки» под русскую народную песню «Во поле береза стояла». Все участники в народных костюмах становятся полукругом.

Ученик 1. Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

-Доброе утро солнцу и птицам,

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

Ученик 2. Если к чаю иль обеду

В дом войдем – не любо, что ль,

Поклоняясь, мы скажем мило:

- Чай да сахар,

Хлеб да соль!

Ученик 3. Не от тяги к суесловью,

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью,

Пожелание здоровья,

Пожеланья добра.

Гостям вручается хлеб-соль, дети рассаживаются по своим  местам.

Учитель. Здравствуйте дорогие гости. Мы рады Вас приветствовать  на нашем празднике.

- Ребята, давайте прочитаем тему нашего праздника. (Нашему роду – нет переводу!)

- А как вы понимаете, что такое род? И сколько лет роду?

(Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение).

-Можно по предметам этой комнаты рассказать об истории старинных родов, о том, как они жили, чем занимались, в какие игры играли?

(Дети рассказывают о жизни простых людей)

- Наши предки оставили нам бесценное количество народной мудрости, в которой раскрывается родовые понятия, семейный уклад.

(В разных уголках комнаты вывешены пословицы. Дети читают пословицы и объясняют их смысл)

Дети. Где мир и лад, не нужен клад.

Семья вместе – душа на месте.

Какое дерево, такие у него и листочки.

Какие родители, такие и дети.

Учитель. Раз мы начали говорить о семье, то пришло время рассказать о своей родословности. А в этом вам помогут ваши родословные деревья.

(Дети рассказывают о своих родовых деревьях)

Учитель.

-А как вы думаете для чего нам надо рисовать, изучать родовые деревья? (Знать историю своей семьи, ее родословность)

- А какие можно подобрать однокоренные слова к слову род? (родина, родник, родничок, родной).

- А что можно сказать о слове народ? (Это люди, живущие в стране)

- А теперь внимательно прислушайтесь к слову народ. Что мы услышим? (Слово род)

- Значит, ребята род – это не только родные люди, родственники. Это и наш класс, и школа, и весь народ русский. Род к роду- народ! Мы вместе – русский народ, который состоит из маленьких и больших родов, дружных и работящих. Как могучая река состоит из маленьких ручейков, так и наша русская культура обогащается семьями, родами. И как хочется, чтобы эта речка была полноводной, так и наша страна была красивой и счастливой. А нам нужно не забывать свою историю, необходимо изучать свой народ, дорожить его языком, беречь свою землю, родной край, потому что мы частичка всего этого, нам родного и близкого.

Ученик 4. Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей  зовем

Ученик 5.  Пускай совсем я маленький,

Но Родину люблю,

Свой дом на тихой улице

И всю страну мою!

Ученик 6.    Люблю я речку быструю

И дальний лес за ней.

Пусть будет небо чистое

Над Родиной моей!

Учитель.

- Какое  счастье прикоснуться к истокам нашей культуры, изучить ее, свой род и свою историю. Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий.

Из рода в род прокладывает жизнь мосты,

Но без корня саду не цвести…

- Поэтому обязательно надо беречь и хранить родовые корни. А кто же считается хранителем рода?

Ученик 7. В старину старики говорили, что дом и все, что в нем есть – и песни, и вышивка, и доброе слово, - делают семью богатой. А самое главное в доме была печь, потому что хлеб пекла. А хлеб – это жизнь. И главной хранительницей всего этого была мать. Недаром ее называют святой

Исполнение песни «Песенка про маму»

Ученик 8. Семьи были тогда очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины – наши бабушки. Они и сейчас хранят историю своих родов.

Ученик 9.

У мамы – работа,

У папы – работа.

У них для меня

Остается суббота.

А бабушка дома всегда,

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

- Да ты не спеши.

Ну что там стряслось у тебя?

Расскажи.

Ученик 10

Я говорю, а бабушка не перебивает,

По крупинкам гречку перебирает…

Нам хорошо вот так, вдвоем.

Без бабушки, – какой же дом?

Учитель

- Именно бабушки нам в детстве рассказывали сказки. Именно бабушки повлияли на творчество многих поэтов.

(Дети вспоминают отрывки из произведений А. Пушкина, И. Сурикова)

Учитель

- Пришло время посмотреть  народную сказку «Петух и собака»

Петух и собака

Ведущий

Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности.. у них только и было, что петух да собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху.

Собака

Давай, брат Петька, уйдем в лес: здесь нам житье плохое.

Ведущий

Вот они и пошли куда глаза глядят. Побродили целый день, стало смеркаться – пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло – и заснули. Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал.

Петух

Ку – ка-ре-ку!

Ведущий.

Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать.

Лиса

Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки –то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос –то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик!

Петух

А за каким делом?

Лиса.

Пойдем ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.

Петух.

Хорошо. Только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.

Лиса.

Вот какое счастье привалило! ( В сторону и тихо) Вместо одного петуха будет два. Где же твой товарищ? Я и его в гости позову

Петух.

Там, в дупле ночует.

Ведущий

Лиса кинулась к дуплу, а собака ее цап!... Вот и сказке конец.

Учитель

- Умиротворенные дети обязательно под бабушкину сказку засыпали. А во сне они и подвиги совершали, и чудные края им снились.

- Как у Ивана Сурикова

Слушаю я сказку –

Сердце так и мрет;

А в трубе сердито

Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке…

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепко

Сладкий сон смежит.

- Ночь очень быстро пролетит. А наутро опять игры,  ребячий смех.  Вот и мы с вами сейчас поиграем в русскую народную игру «Горелки»

(Дети становятся парами, а впереди «горельщик», который стоит впереди на два шага. Как только он занял свое место, ему уже не разрешается ни оглядываться назад, ни смотреть по сторонам. Игра начинается с того, что все дружно поют песенку горельщику:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

После этого пары разъединяют руки и стараются быстро и бесшумно пробежать впереди «горельщика» и снова сцепить руки. Если «горельщик» успел кого-то засалить, то он становится новым «горельщиком»

Учитель

Наигравшись, дети бежали домой. А дома их встречали родные. Быт, который им был мил и дорог. Вот и сейчас я загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать и найти эти предметы в нашем музее.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черствый, он и белый,

А бывает подгорелый.  (Хлеб)

Хохотун Егорка

Взялся за уборку.

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся – чистый пол.  (Веник)

Сама не ем, а людей кормлю  (Ложка)

Учитель

- Вот мы с вами сегодня познакомились с историей наших родов. Давайте же не дадим «засохнуть» родовым деревьям, сохраним и обогатим историю нашей Родины.

-И в заключении давайте споем русскую народную песню «Калинка»

(Дети исполняют русскую народную песню «Калинка»

- Спасибо вам, дорогие ребята за участие в нашем празднике. Пусть беда и горе обходят ваш дом. Доброго здоровья желаем вам и всем вашим родным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нашему роду нет переводу"

Статья о программе дополнительного образования детей "Нашему роду нет переводу"...

"Русскому роду - нет переводу"

Великую землю, любимую землю Где мы родились и живем Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем....

Внеклассное мероприятие "Нашему роду нет переводу"

Цель: повышение роли взаимоотношений в семье, роли семьи в общественной жизни.Задачи: воспитывать уважение к Родине, к своей семье; развивать интерес к семейной родословной; прививать интерес к ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

Внеклассное мероприятие « КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ».

Материал для учителей начальных классов. Может использоваться в классах и группах казачьей направленности....

Внеклассное мероприятие « КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ».

Материал для учителей начальной школы. Может использоваться для организации внеклассной работы класса. Цель-познакомить учащихся с исторически сложившимся укладом жизни земляков-казаков....