"Русскому роду - нет переводу"
классный час по теме

Кирюшина Наталья Анатольевна

Великую землю, любимую землю

Где мы родились и живем

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

              «Русскому роду нет переводу!»

Уч.1: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится….

Добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

Уч.2: Если к чаю иль к обеду

В дом войдем - не любо, что ль,

Поклонясь, мы скажем мило:

-Чай да сахар!

Хлеб да соль!

Уч.3: Не от тяги к суесловью,

И сложилась не вчера

Это братское, с любовью,

Пожелание здоровья,

Пожелание добра.

(Гостям вручается хлеб – соль, дети садятся по своим местам.)

Учитель: Здравствуйте дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на нашем празднике и просим принять активное участие в сегодняшнем разговоре. Давайте вспомним, что такое род. Как мы можем пояснить такое понятие? (ответы детей)

Учитель: Давайте вспомним, что мы узнали о роде (семье) из устного народного творчества?

Дети: - Где мир и лад, не нужен клад.

- Семья вместе – душа на месте.

- Какое дерево, такие у него и листочки.

- Свой своему не враг.

- Не смейся над старцем, сам будешь старым.

- Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

- Кто детям потакает, сам слезу утирает.

- Родительское слово мимо не молвится.

- Сын отцу помощник.

- Дом с детьми – базар, дом без детей – могила.

Учитель: Ребята, а что еще относится к устному народному творчеству?

Дети: Загадки, песни, игры, сказки.

Учитель: Молодцы! Сегодня на нашем празднике мы будем разгадывать загадки, петь песни и частушки. Но к этому мы с вами вернемся чуть позже, а сейчас вспомните, какое домашнее задание вы должны были выполнить к празднику.

Дети: Составить родовые деревья.

Учитель: Для чего нужны родовые деревья?

Дети: Чтобы знать родословную рода, историю семьи.

                              (выступления детей)

Учитель: А хорошо ли вы знаете свою огромную семью, свою родословную. Ну, хотя бы какие вы носили бы фамилии по маме?

                              (ответы детей выборочно)

Учитель: Ребята! Выполнив домашнее задание, многие из Вас составили родовые деревья. А победителями стали: 1 место - _____,

2 место - ______, 3 место - ______.

Учитель: А класс можно назвать семьей? (ответы детей) Значит, ребята, род – это не только родные, родственники, это и наш класс, и школа, и весь русский народ.

                           Род к роду - народ! 

    Мы все вместе - русский народ, который состоит из маленьких и больших родов, дружных и работящих. Как могучая река берет силу из маленьких ручейков, так и наша русская культура обогащается семьями, родами. А хочется вам, чтобы эта речка была полноводной, чтобы наша огромная Родина была красивой и счастливой? Тема нашего сегодняшнего праздника «Русскому роду нет переводу!» Нам всем нужно изучать свой народ, дорожить им, его языком, беречь свою землю, свой край, потому что мы частичка всего этого родного и близкого….

Уч.1: Великую землю, любимую землю

Где мы родились и живем

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Уч.2: Пускай совсем я маленький,

Но Родину люблю,

Свой дом на тихой улице,

И всю страну мою!

Уч.3: Люблю я речку быструю

И дальний лес за ней.

Пусть будет небо чистое

Над родиной моей!

Учитель: Из рода в род прокладывает жизнь мосты,

     Но без корня саду не цвести.

     Поэтому обязательно надо беречь родовые корни. А кто же считается хранителем рода? (ответы детей)

Учитель: В старину старики говорили, что дом и все, что в нем есть и песни, и вышивка, и доброе слово,- делают семью богатой. А самой главной в доме была печь, потому что хлеб пекла. А хлеб – это жизнь. Главной хранительницей всего этого была мать. Недаром её называют святой.

Семьи были тогда очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины – наши бабушки. Они и сейчас хранят историю своих родов.

Уч.1: У мамы – работа,

 У папы – работа,

 У них для меня

 Остается суббота.

 А бабушка в доме всегда,

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

- Да ты не спеши.

Ну что там стряслось у тебя?

Расскажи.

Уч.2: Я говорю, а бабушка не перебивает,

По крупинкам гречку сидит, перебирает,

Нам хорошо вот так, вдвоем.

Без бабушки, – какой же дом?

Уч.1: Я с бабушкой своею

 Дружу давным  давно

 Она во всех затеях

 Со мною заодно.

Уч.2:  Я с ней не знаю скуки

 И все мне любо в ней,

 Но бабушкины руки

 Люблю всего сильней!

Уч.3: Ах, сколько эти руки

Чудесного творят

Латают, вяжут, метят,

Все что-то мастерят.

Уч.4: Так толсто мажут гренки,

Так густо сыплют мак

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Уч.5: Ко сну ночник засветят-

И тут замолкнут вдруг…

Умней, их нет на свете….

И нет добрее рук!

Учитель: Наши бабушки очень любят песни петь сами и слушать песни своих внучат (ребята исполняют песенку «Малинка»).

   Жаль, что сейчас наши семьи стали очень маленькими. Но зато хранительницей рода стала наша мама.

Уч.1: Разные дети живут на планете,

Но мам своих любят все дети на свете!

Бывает, что мы и не слушаем мам,

А мамы нас учат хорошим делам.

Как добрыми быть,

Как Родину нашу

Беречь и любить!

Вот какие наши мамы!

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными,

Будем вас достойны мы.

Учитель: А сейчас ребята 1-го класса исполнят частушки для мам.

                                           Частушки

  1. Дорогие наши мамы

Мы частушки вам споем.

Поздравляем с вашим днем

И привет большой вам шлем.

  1. Подгорели суп и каша,

Соль насыпана в компот.

Как пришла с работы мама,

Было много ей хлопот

  1. Вот начистить раз в году

Я решил сковороду,

А потом четыре дня

Не могли отмыть меня.

 

  1. Рисовал картину Вася -

Он художник, спору нет,

Но зачем он нос раскрасил

В красный, желтый, синий цвет.

  1. В кухне веник я нашел

И квартиру всю подмел.

Но осталось от него

Три соломинки всего.

 6. Вова пол натер до блеска,

Приготовил винегрет.

Ищет мама: что же делать,

Никакой работы нет.

  1. Мы частушки петь кончаем

И всегда вам обещаем:

Слушать вас всегда во всем,

Утром, вечером и днем!

Учитель: Наши бабушки, дедушки, мамы и папы не только любят петь и слушать песни, они очень многое умеют делать своими руками: мамы шьют, вышивают, делают всю работу по дому, а папы мастерят: строят дома, выжигают, вырезают по дереву.

    И сегодня мы можем увидеть это все на выставке.

(дети и гости осматривают выставку)

  - Но и вы, дети, тоже молодцы! Вы нарисовали свои семьи и этим показали любовь к своему роду. Вы еще многому должны научиться и многое узнать, чтобы стать достойными членами своего рода. А пока вы больше всего любите играть. Предлагаю сыграть в русскую народную игру.

Учитель: После игры на улице проголодавшиеся и уставшие дети бежали домой. Но вы сможете войти в дом только после того, как отгадаете мои загадки…..

Загадки

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черствый, он и белый,

А бывает подгорелый.   (хлеб)

Хохотун Егорка

Взялся за уборку.

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся – чистый пол.   (веник)

Сама не ем, а людей кормлю.   (ложка)

Черненька собачка,

Свернувшись, лежит,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.   (замок)

Ходит взад и вперед,

Никогда не устает.   (дверь)

Учитель: Дверь в дом мы открыли. А что там внутри? Кто знает, что это такое!

(Учитель указывает на прялку, стоящую у печки).

 Дети: Прялка.

Учитель: Правильно. А знаете ли вы, что в старину женщины пряли пряжу и всегда при этом пели. Тогда работа шла быстро и весело.

(Дети вместе с бабушками и мамами поют песни «Катюша», «Листья»).

Учитель: Удалось ли нам сегодня познакомиться с историей наших семей. Давайте же не дадим «засохнуть» нашим родовым деревьям, сохраним и обогатим историю нашей Родины.

Учитель: Спасибо, Вам люди добрые, за ваше участие в нашем празднике. Проходите к столу и отведайте то, чем угощает наша печка-чудесница.

(Из печки-декорации достают угощения: блины, пироги, баранки, пряники).

Учитель: Мы в масле кипели

                  Огромную муку терпели

                  Хоть все нас хвалят

                  Да не все жарят.

                  Что это?

Гости: Блины.

Учитель: Угощайтесь, гости дорогие, блинками с пылу с жару.

                  Пусть беда и горе обходят ваш дом. Доброго здоровья

                  желаем Вам и всем вашим родным!

                  Будьте здоровы! 

В заключение праздника звучит русская народная песня.               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нашему роду нет переводу"

Статья о программе дополнительного образования детей "Нашему роду нет переводу"...

Внеклассное мероприятие "Нашему роду нет переводу"

Цель: повышение роли взаимоотношений в семье, роли семьи в общественной жизни.Задачи: воспитывать уважение к Родине, к своей семье; развивать интерес к семейной родословной; прививать интерес к ...

Нашему роду-нет переводу

Воспитание патриотизма, чувств к родным и близким людям, уважение к родовым традициям....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

Внеклассное мероприятие « КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ».

Материал для учителей начальных классов. Может использоваться в классах и группах казачьей направленности....

Внеклассное мероприятие « КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ».

Материал для учителей начальной школы. Может использоваться для организации внеклассной работы класса. Цель-познакомить учащихся с исторически сложившимся укладом жизни земляков-казаков....