"Русскому роду - нет переводу"
классный час по теме
Великую землю, любимую землю
Где мы родились и живем
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русскому роду нет переводу!»
Уч.1: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится….
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Уч.2: Если к чаю иль к обеду
В дом войдем - не любо, что ль,
Поклонясь, мы скажем мило:
-Чай да сахар!
Хлеб да соль!
Уч.3: Не от тяги к суесловью,
И сложилась не вчера
Это братское, с любовью,
Пожелание здоровья,
Пожелание добра.
(Гостям вручается хлеб – соль, дети садятся по своим местам.)
Учитель: Здравствуйте дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на нашем празднике и просим принять активное участие в сегодняшнем разговоре. Давайте вспомним, что такое род. Как мы можем пояснить такое понятие? (ответы детей)
Учитель: Давайте вспомним, что мы узнали о роде (семье) из устного народного творчества?
Дети: - Где мир и лад, не нужен клад.
- Семья вместе – душа на месте.
- Какое дерево, такие у него и листочки.
- Свой своему не враг.
- Не смейся над старцем, сам будешь старым.
- Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
- Кто детям потакает, сам слезу утирает.
- Родительское слово мимо не молвится.
- Сын отцу помощник.
- Дом с детьми – базар, дом без детей – могила.
Учитель: Ребята, а что еще относится к устному народному творчеству?
Дети: Загадки, песни, игры, сказки.
Учитель: Молодцы! Сегодня на нашем празднике мы будем разгадывать загадки, петь песни и частушки. Но к этому мы с вами вернемся чуть позже, а сейчас вспомните, какое домашнее задание вы должны были выполнить к празднику.
Дети: Составить родовые деревья.
Учитель: Для чего нужны родовые деревья?
Дети: Чтобы знать родословную рода, историю семьи.
(выступления детей)
Учитель: А хорошо ли вы знаете свою огромную семью, свою родословную. Ну, хотя бы какие вы носили бы фамилии по маме?
(ответы детей выборочно)
Учитель: Ребята! Выполнив домашнее задание, многие из Вас составили родовые деревья. А победителями стали: 1 место - _____,
2 место - ______, 3 место - ______.
Учитель: А класс можно назвать семьей? (ответы детей) Значит, ребята, род – это не только родные, родственники, это и наш класс, и школа, и весь русский народ.
Род к роду - народ!
Мы все вместе - русский народ, который состоит из маленьких и больших родов, дружных и работящих. Как могучая река берет силу из маленьких ручейков, так и наша русская культура обогащается семьями, родами. А хочется вам, чтобы эта речка была полноводной, чтобы наша огромная Родина была красивой и счастливой? Тема нашего сегодняшнего праздника «Русскому роду нет переводу!» Нам всем нужно изучать свой народ, дорожить им, его языком, беречь свою землю, свой край, потому что мы частичка всего этого родного и близкого….
Уч.1: Великую землю, любимую землю
Где мы родились и живем
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Уч.2: Пускай совсем я маленький,
Но Родину люблю,
Свой дом на тихой улице,
И всю страну мою!
Уч.3: Люблю я речку быструю
И дальний лес за ней.
Пусть будет небо чистое
Над родиной моей!
Учитель: Из рода в род прокладывает жизнь мосты,
Но без корня саду не цвести.
Поэтому обязательно надо беречь родовые корни. А кто же считается хранителем рода? (ответы детей)
Учитель: В старину старики говорили, что дом и все, что в нем есть и песни, и вышивка, и доброе слово,- делают семью богатой. А самой главной в доме была печь, потому что хлеб пекла. А хлеб – это жизнь. Главной хранительницей всего этого была мать. Недаром её называют святой.
Семьи были тогда очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины – наши бабушки. Они и сейчас хранят историю своих родов.
Уч.1: У мамы – работа,
У папы – работа,
У них для меня
Остается суббота.
А бабушка в доме всегда,
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
- Да ты не спеши.
Ну что там стряслось у тебя?
Расскажи.
Уч.2: Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку сидит, перебирает,
Нам хорошо вот так, вдвоем.
Без бабушки, – какой же дом?
Уч.1: Я с бабушкой своею
Дружу давным давно
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Уч.2: Я с ней не знаю скуки
И все мне любо в ней,
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней!
Уч.3: Ах, сколько эти руки
Чудесного творят
Латают, вяжут, метят,
Все что-то мастерят.
Уч.4: Так толсто мажут гренки,
Так густо сыплют мак
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Уч.5: Ко сну ночник засветят-
И тут замолкнут вдруг…
Умней, их нет на свете….
И нет добрее рук!
Учитель: Наши бабушки очень любят песни петь сами и слушать песни своих внучат (ребята исполняют песенку «Малинка»).
Жаль, что сейчас наши семьи стали очень маленькими. Но зато хранительницей рода стала наша мама.
Уч.1: Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете!
Бывает, что мы и не слушаем мам,
А мамы нас учат хорошим делам.
Как добрыми быть,
Как Родину нашу
Беречь и любить!
Вот какие наши мамы!
Мы всегда гордимся вами,
Умными, спокойными,
Будем вас достойны мы.
Учитель: А сейчас ребята 1-го класса исполнят частушки для мам.
Частушки
- Дорогие наши мамы
Мы частушки вам споем.
Поздравляем с вашим днем
И привет большой вам шлем.
- Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот.
Как пришла с работы мама,
Было много ей хлопот
- Вот начистить раз в году
Я решил сковороду,
А потом четыре дня
Не могли отмыть меня.
- Рисовал картину Вася -
Он художник, спору нет,
Но зачем он нос раскрасил
В красный, желтый, синий цвет.
- В кухне веник я нашел
И квартиру всю подмел.
Но осталось от него
Три соломинки всего.
6. Вова пол натер до блеска,
Приготовил винегрет.
Ищет мама: что же делать,
Никакой работы нет.
- Мы частушки петь кончаем
И всегда вам обещаем:
Слушать вас всегда во всем,
Утром, вечером и днем!
Учитель: Наши бабушки, дедушки, мамы и папы не только любят петь и слушать песни, они очень многое умеют делать своими руками: мамы шьют, вышивают, делают всю работу по дому, а папы мастерят: строят дома, выжигают, вырезают по дереву.
И сегодня мы можем увидеть это все на выставке.
(дети и гости осматривают выставку)
- Но и вы, дети, тоже молодцы! Вы нарисовали свои семьи и этим показали любовь к своему роду. Вы еще многому должны научиться и многое узнать, чтобы стать достойными членами своего рода. А пока вы больше всего любите играть. Предлагаю сыграть в русскую народную игру.
Учитель: После игры на улице проголодавшиеся и уставшие дети бежали домой. Но вы сможете войти в дом только после того, как отгадаете мои загадки…..
Загадки
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черствый, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
Хохотун Егорка
Взялся за уборку.
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол. (веник)
Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)
Черненька собачка,
Свернувшись, лежит,
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)
Ходит взад и вперед,
Никогда не устает. (дверь)
Учитель: Дверь в дом мы открыли. А что там внутри? Кто знает, что это такое!
(Учитель указывает на прялку, стоящую у печки).
Дети: Прялка.
Учитель: Правильно. А знаете ли вы, что в старину женщины пряли пряжу и всегда при этом пели. Тогда работа шла быстро и весело.
(Дети вместе с бабушками и мамами поют песни «Катюша», «Листья»).
Учитель: Удалось ли нам сегодня познакомиться с историей наших семей. Давайте же не дадим «засохнуть» нашим родовым деревьям, сохраним и обогатим историю нашей Родины.
Учитель: Спасибо, Вам люди добрые, за ваше участие в нашем празднике. Проходите к столу и отведайте то, чем угощает наша печка-чудесница.
(Из печки-декорации достают угощения: блины, пироги, баранки, пряники).
Учитель: Мы в масле кипели
Огромную муку терпели
Хоть все нас хвалят
Да не все жарят.
Что это?
Гости: Блины.
Учитель: Угощайтесь, гости дорогие, блинками с пылу с жару.
Пусть беда и горе обходят ваш дом. Доброго здоровья
желаем Вам и всем вашим родным!
Будьте здоровы!
В заключение праздника звучит русская народная песня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Нашему роду нет переводу"
Статья о программе дополнительного образования детей "Нашему роду нет переводу"...
Внеклассное мероприятие "Нашему роду нет переводу"
Цель: повышение роли взаимоотношений в семье, роли семьи в общественной жизни.Задачи: воспитывать уважение к Родине, к своей семье; развивать интерес к семейной родословной; прививать интерес к ...
Урок кубановедения "Казачьему роду нет переводу"
Урок кубановедения...
Нашему роду-нет переводу
Воспитание патриотизма, чувств к родным и близким людям, уважение к родовым традициям....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...
Внеклассное мероприятие « КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ».
Материал для учителей начальных классов. Может использоваться в классах и группах казачьей направленности....
Внеклассное мероприятие « КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ».
Материал для учителей начальной школы. Может использоваться для организации внеклассной работы класса. Цель-познакомить учащихся с исторически сложившимся укладом жизни земляков-казаков....