Урок по ОРКСЭ "Дружба"
методическая разработка (4 класс) по теме

 Крадинова Екатерина Владимировна

Разработка  по курсу ОРКСЭ, модуль светская этика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskovskiy_institut_otkrytogo_obrazovaniya.docx75.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 49

Разработка урока  по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)

4 класс

                                Дружба

                                                       Разработала

                                                    Крадинова Екатерина Владимировна

                                                    учитель начальных классов 

                                                    стаж работы: 14 лет

                                                    ГБОУ СОШ № 49

                                                    ЮЗАО г. Москвы

                                             Москва 2012

                                         

Тема: Дружба.

Цель: формирование у учащихся представлений о дружбе, нравственных качествах.

Задачи: 

  1. расширить знания о дружбе;
  2. проанализировать имеющий опыт представлений обучающихся о дружбе;
  3. активизировать познавательную деятельность;
  4. использовать дополнительные источники информации.

Виды деятельности:

  1. лексическая работа;
  2. самостоятельный поиск информации;
  3. чтение и анализ текста;
  4. работа в группах.

Основные термины и понятия:

  1. дружба;
  2. друг;
  3. взаимопонимание, взаимопомощь.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор;
  2. карточки с заданиями;
  3. цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы, карандаши.

Источники информации:

  1. М. Скребцова, З.А. Лопатина

         «Азбука мудрости». Издательство «Сфера», Москва, 1999.

  1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова

          Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ», 1992.

  1. Пословицы: flamingo.narod.ru>posldru/htm
  2. Видеоклип: «Золушка» (цветная версия), 1947:

http://suseki.de/

  1. Картинка дерево: http://ru.123rf.com/photo_6839
  2. Р.Эмерсон: aphorism-cictation.ru

                                                   Ход  урока

   Этап урока

                          Содержание урока

1.Организация деятельности учащихся.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите частичку тепла друг другу.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня будет очень интересная тема, а о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда расшифруете вот эти слова, они пригодятся нам на уроке:

     Р Ж У А Б Д                        Г У Р Д

        (дружба)                             (друг)

 П Н И О А М И Н Е               В Д О Е Р Е И В

     (понимание)                               (доверие)

- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

(Дети высказывают свои предположения.)

- Совершенно верно, мы будем говорить о дружбе.

- О дружбе говорили во все времена.

- Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся вырастить дерево дружбы.

3. Работа с понятием «Дружба».

Работа в группах.

(Каждой группе даётся карточка с заданием.)

- Выполните задания, которые помогут понять значение слова «дружба».

Ответы записывайте в карточках.

Группа 1:

Используя толковый словарь, объясните значение этого слова.

Группа 2:

Подберите однокоренные слова к слову «дружба».

Группа 3:

Соберите пословицы со словом «дружба» и объясните их значение.

Без беды друга не узнаешь.

Дружба – великая сила.

Дерево держится корнями, а человек друзьями. 

Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.

(После работы, каждая группа озвучивает результат).

Вывод:

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

4. Чтение и анализ текста.

- Готовясь к уроку, я нашла вот такие высказывания:

«Лучшее, что есть в жизни человека – это его дружба с другими людьми». – Л.Линкольн

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу всё равно, что лишить мир солнечного света». – Цицерон.

- Все отношения между людьми должны строится на взаимопонимании, доверии, взаимопомощи и взаимоуважении. Но даже если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок, если у него нет друзей.  

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы у тебя появились друзья?

(Дети высказывают свои предположения).

- В подтверждении наших слов мы прочитаем текст И. Радичкова, который так и называется «Если хочешь иметь друзей». (Приложение 1)

- Как вы думаете, что произошло бы с этим деревом, если бы не случай с воробьём?

- Чему научил этот случай дерево?

- Изменился ли внешний облик дерева, когда оно стало помогать людям?

- Как вы думаете, много ли появилось друзей у дерева, когда оно стало помогать людям?

- Что вы посоветовали бы человеку, который хочет иметь друзей?

Вывод:

Прочная дружба возможна только при определённых правилах.

5. Работа в группах.

 - Мы с вами расшифровали слова, разобрали пословицы, прочитали текст, работали с различными источниками информации, а теперь попробуйте сформулировать свои «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

(Ребята, каждая группа, на отдельных листочках записывают 2-3 правила и прикрепляют на доску).

6. Физминутка

Танец дружбы под музыку из фильма «Золушка» (1947г.) видеоклип

7.Моделирование дерева  дружбы.

- Каждый человек за свою жизнь должен посадить и вырастить дерево. У нас появилась такая возможность. Мы вырастим у нас в классе не просто дерево, а дерево дружбы.  Листочками будут ваши ладошки.

(На доске висит плакат с изображением дерева).

             

Возьмите цветной лист бумаги, обведите свою ладонь, вырежьте.

В центре ладошки напишите своё имя, а на пальчиках – качества, которые составляют дружбу.

Готовые ладошки прикрепите к нашему дереву.

 

8. Рефлексия.

- Был ли разговор  полезен для каждого из вас?

- О чём заставил задуматься?

- Послушайте высказывание одного писателя Р. Эмерсона: «Друг – это человек, с которым я могу быть искренним. В его присутствии я могу думать вслух…»

9. Подведение итогов.

- Итогом нашего урока явилось составление «Правил дружбы», а также дерево дружбы.

- Если вы будете соблюдать эти правила, будете искренне радоваться успехам других людей, не стесняясь признавать свои ошибки, а это очень трудно, то я уверенна, что вы найдёте себе настоящего друга и эту дружбу сохраните на всю жизнь.

10 Домашнее задание.

Напишите сочинение о своём самом близком друге.

                                             

                                             

                                                                                              Приложение 1

                               

                                          Если хочешь иметь друзей

                                                                                                  И. Радичков

    Не так уж трудно приобрести друзей. Одно дерево одиноко стояло у дороги и грустило, потому что у него не было друзей. Равнина была пуста, по полю бродили ветры, но никто не останавливался рядом с деревом; в небе пролетали птицы, но ни одна не садилась на его ветки, потому что они были голые. Неподалёку текла речка, но и она ни разу не остановилась у дерева поболтать с ним. Она спешила слиться с другой рекой, чтобы веселее было бежать к морю.

    Конечно, по дороге ходили люди, но у каждого были свои дела, и никто не останавливался у дерева. Порой оно думало, что лучше всего ему уйти куда глаза глядят. Но деревья не могут ходить, они не могут убежать даже тогда, когда видят, что к ним идут люди с топорами.

    Так было до весны. Как только наступила весна, дерево покрылось листвой, надело красивую зелёную шапку. Но всё равно осталось одиноким.

    Однажды дерево увидело, что ястреб гонится за воробьём. Воробей кричал со страху.

    Не зная, куда деться, он шмыгнул в зелёную листву дерева.

    Дерево было довольно. Всю ночь оно шепталось с воробьём, а наутро птичка свила на нём гнездо и села выводить птенцов.

    Однажды возле дерева остановилась телега. Возница распряг коней, бросил им сена, а сам лёг вздремнуть. Ехали мимо другие люди, увидели густую тень и тоже решили отдохнуть. Проезжие уселись в тени и стали рассказывать друг другу разные истории, а дерево слушало и радовалось, что оно уже не одиноко. Оно старалось погуще положить тень, не то люди решат, что тень плохая, и уйдут.

     С тех пор каждый, кто шёл по дороге, останавливался отдохнуть под деревом. Верно, дерево не может идти в ногу с человеком по дороге, но зато оно может укрывать его в пути своей тенью!

    Так у дерева появились друзья. Оно поняло, что, если хочешь иметь друзей, нужно укрывать их своей тенью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...


 

Комментарии

 Крадинова Екатерина Владимировна

Материал, представленный в данной работе, поможет в интересной форме расширить знания учащихся о дружбе, активизировать их познавательную деятельность.