Мой учительский портрет.
материал на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с. Юрьево – Девичье
Конаковского района
Тверской области
Выполнила : учитель начальных
классов Зосько Л. И.
2011год
Любая школа начинается с начальной. Роль начальной школы в развитии личности трудно переоценить. Все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.
Изменения, происходящие в системе образования России, предъявляют к учителю высокие требования. В свете современных требований к школе, когда перед учителями стоит задача научить ребенка мыслить, познавать мир, особое значение приобретает вопрос о формировании его познавательных интересов, активного деятельного отношения к учению, владеющего навыками управления своей познавательной деятельностью, умеющих решать проблемы на основе творческого планирования и предвидения, способных свободно ориентироваться в новых ситуациях. Следовательно, каждого школьника нужно научить управлению своим мышлением, своей деятельностью, т. е. саморазвитию, или, как говорила основатель теории и практики технологии саморазвития и самообучения М. Монтессори, «научить усиленной деятельности по овладению знаниями».
При этом не менее важным требованием остается снижение психических и физических перегрузок школьников.
Наша задача как педагогов – не «загрузить» ученика сведениями, а помочь им выявить и раскрыть свои способности.
В связи с этим я четко определила для себя конкретную цель: используя основополагающие принципы личностно ориентированного обучения (автор И. Якиманская), педагогической технологии уровневой дифференциации знаний уч-ся (авторы теории Л. С. Рубинштейн, Л. С. Выготский), развивающего обучения (Л.В. Занков) и элементы данных образовательных технологий, создать педагогические условия для развития индивидуальных качеств, способствующих успешному учению, стремлению ребенка ежедневно становиться «лучше самого себя прежнего» (М. Монтессори)
Поставила перед собой следующие педагогические задачи:
- развивать каждого ребенка, исходя из его возможностей (развитие позитивных индивидуальных свойств ученика – способностей, интересов, склонностей);
- развивать у детей интеллектуальную, исследовательскую, информационную, коммуникативную, рефлексивную культуры;
- развивать личностно смысловое отношение учащихся к изучаемому предмету;
- поддерживать в каждом ученике все положительное, опираться на лучшее в нем, развивать положительную мотивацию стать лучше;
- на каждом уроке создавать ситуации успеха, так как успех в учении – единственный источник сил для преодоления трудностей, а неудача приносит настоящее горе для младших школьников;
- постоянно обогащать опыт детей в различных видах деятельности (каждый урок – основа для продвижения ученика);
- развивать целостное отношение к окружающей действительности;
- формировать навыки учебной деятельности (учить детей учиться);
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность, устойчивый познавательный интерес.
С целью реализации поставленных задач на начальном этапе работы с учащимися, то есть с 1 класса, используя набор методик, провожу стартовую психолого – педагогическую диагностику развития личности ученика и его учебно – познавательных ресурсов. Для осознанного управления процессом роста учебно – познавательных ресурсов ученика нужен определенный объем знаний об ученике.
В моем представлении учебный успех каждого ученика – это не только увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, постоянный рост его учебных возможностей. Только зная учебные возможности ребенка, можно целенаправленно осуществить индивидуальную работу с учеником, сформировать его индивидуальный стиль учебной деятельности, составить индивидуальную программу развития средствами учебных предметов, подобрать и эффективно использовать дидактический материал, содержание учебного материала.
В своей практической деятельности использую технологию развивающего обучения Л. Н. Занкова. Развитие учащихся по Занкову – это развитие в широком смысле: развитие умственных сил, воли, чувств, т. е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу. Система Занкова отличается верой в каждого ребенка, в его силы. И уроки отличаются новизной, так как находятся на стыке традиций и инноваций, опыта и творчества. Это необычные личностно – развивающие уроки. Дидактическим стержнем данных уроков является деятельность самих учащихся, которая носит преобразующий характер. Наиболее эффективными в этом плане оказываются такие формы работы как организация учебной деятельности учащихся как коллективная поисковая деятельность, «открытие» новых знаний, групповое сотрудничество детей при решении учебных задач, партнерское взаимообучение и взаимоконтроль. Нужно отметить, что необычный личностно - развивающий урок предполагает увеличение работы учащихся в группах. Важным моментом урока является быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизация их мышления через необычное начало урока, которое мобилизует внимание детей
На мотивационном этапе ученики должны осознавать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно придется им изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Вместе с учащимися выясняем, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.
С этой целью использую следующие приемы (мобилизующего этапа):
- включение в содержание элементов новизны, необычности, интересности, занимательности, противоречивости, личной значимости информации;
- активный поиск и обсуждение учебной информации;
- инициирование их фантазии, творческого мышления.
На этапе актуализации знаний ставлю проблемные вопросы, создаю проблемные ситуации.
Таким образом, организационный момент данного урока включает:
- организацию внимания учащихся;
- мобилизующее начало урока («исходная мотивация»);
- актуализацию знаний учащихся
Задания для основной части урока подбираю не только с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур, но и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе.
На данном этапе урока идет активная работа, способствующая развитию психических механизмов, на которых базируются основные творческие способности учащихся (память, внимание, мышление, воображение). Работа по формированию и развитию на основе специальных задач, ориентирован-ных на организацию деятельности учащихся, позволяет добиваться значительных результатов в развитии познавательных и творческих способностей. Задания на сообразительность (ребусы, кроссворды, загадки, логические задачи и др.) развивают наблюдательность детей, познавательные процессы, поддерживают интерес к изучаемому материалу.
Обучение на таких уроках способствует развитию теоретического мышления, формирует интерес к знаниям, не пропадающий при переходе из класса в класс, желание, а главное – умение учиться, умение изменять и совершенствовать себя.
Ключевые моменты необычного урока:
- применение всевозможных педагогических приемов для актуализации и обогащения опыта ребенка;
- использование разнообразных форм общения, особенно диалога:
(создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы);
- создание для учащихся ситуации успеха ( стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ)
- проявление доверия, толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование учащихся к осуществлению продуктивной коллективной и индивидуальной работы (поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы , решения задачи, анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные);
- рефлексия (обсуждение с детьми в конце каждого этапа урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по - другому;
- при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий.
Мои ученики на уроке не просто решают, обсуждают, но и наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, выявляют закономерности, дела-
ют выводы. Я организую ход познания «от ученика». Часто обращаюсь к детям с вопросами и заданиями типа: «Расскажи все, что знаешь об этом числе (букве, записи, выражении и т. д.)», «По каким признакам и на сколько групп можно разделить данные слова (фигуры, выражения, числа и т. д.)», «Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе» и т. п.
Главное в методике развивающего обучения – включение учеников в творческую деятельность, развитие их творческого мышления. Творческое мышление выражается в открытии нового, неизвестного. Поэтому на моих уроках при изучении нового материала ведущими являются методы: частично – поисковый, исследовательский, эвристический, проблемно – диалогический. Использую такую форму работы как учебный диалог. Четко сформулированные вопросы к детям помогают им строить рассуждение – поиск, который завершается самостоятельным выводом детей. Это требует от учащихся максимальной сосредоточенности, напряженной мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный процесс, обучает логике в рассуждениях. Каждый свой вывод ученики обосновывают, аргументируют.
Наиболее часто применяю названные методы на уроках русского языка и математики, так как известно, что формирование орфографической грамотности и решение текстовых задач – наиболее трудный процесс для младших школьников. Актуальность данных проблем и обусловила выбор мною темы для работы над ними. Так в течении двух лет я работала над проблемой «Развитие логического мышления при обучении решению орфографических задач». Результаты данной работы описаны мною в автореферате, собраны в сборник упражнения по формированию орфографической грамотности, разработаны для уроков русского языка задания по формированию общеучебных интеллектуальных умений, где учитывалась разная степень мыслительных способностей и даны соответствующие инструкции по выполнению заданий.
Все новые орфографические правила, способы проверки орфограмм ребята в результате коллективной деятельности «открывали» сами. Эмоционально окрашенные, «пережитые» знания быстрее переходят в умения, вызывают у ребенка душевный отклик, подталкивают к собственному творчеству. Без этого открытия не может быть и творчества, и развития интеллекта Каждое такое «открытие» завершаем созданием опорной схемы или таблицы, алгоритма или памятки, так как они являются выводами, которые рождаются на глазах учеников при их непосредственном участии .
Дети на первых порах ответ на мой вопрос по новой теме (на этапе первично-го закрепления) считывают со схем или проговаривают, пользуясь памяткой, алгоритмом. Это позволяет избежать молчаливых ответов, если материал еще не достаточно усвоен учеником или, чаще всего, когда он не может сформулировать ответ в силу недостаточной развитости монологической речи или недостаточного словарного запаса.
Работа над проблемой формирования орфографической грамотности и развития логического мышления на уроках русского языка через решение орфографических задач сопровождалась проведением открытых уроков по темам «Синонимы» (3 кл), «Глаголы» (Обобщающий уроки в 4 классе), «Звуки и буквы», «Правописание – жи, - ши» (1 кл.). Также мною были подготовлены выступления для методического объединения начальных классов. Проводились контрольные срезы, сопоставительный анализ результатов которых показал прирост качества орфографической грамотности уч-ся до 32%. А это уже результат, так как в моем классе много детей с педагогической запущенностью из социально неблагополучных семей.
Но качество орфографической грамотности по – прежнему требует продолже-ния систематической работы над его повышением. Систематический поэлементный анализ всех письменных работ по – русскому языку дает реальную картину о типичных ошибках учащихся. В основном это ошибки фонетического характера: пропуск, замена букв. На каждом уроке ведется работа по развитию фонематического слуха, комментированное управление письмом, формируются навыки самоконтроля, умение работать с орфографическим, словообразователь-ным, и этимологическим словарями.
Работа над проблемной темой «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики» проводилась мною с 2008 по 2011гг. Мною были изучены и проанализированы психолого – педагогическая литература по данной проблеме, опыт коллег, изучены и отобраны методики для диагностики уровня развития логических операций учащихся на констатирующем и контрольном этапах работы.
Диагностическая программа включила следующие методики (автор В. Заак)
- «Исключение понятий»
- «Последовательность событий»
- «Обобщение»
- «Сравнение понятий»
- «Классификации»
- «Аналогии»
Также я изучила педагогические условия развития логического мышления учащихся на уроках математики, подобрала и разработала задания для формирующего этапа на уроках и во внеклассной работе по предмету ( на занятиях кружка «Занимательная математика»).
По данной проблеме провела открытые уроки «Решение текстовых задач разными способами», выступила на заседаниях методического объединения с сообщениями «Теоретические основы развития логического мышления младших школьников на уроках математики», «Операции логического мышления и пути их развития», «Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики».
В 2009 – 2011 учебном году проводился формирующий этап работы над методическим проектом, осуществлялся промежуточный контроль. В конце учебного года был проведен контрольный этап, завершившийся сравнительным анализом результатов диагностики уровня развития операций логического мышления констатирующего и контрольного этапов, где учащиеся показали существенное продвижение в своем умении анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать умозаключения, выводы, устанавливать закономерности.
Главным результатом работы считаю у 60% умение решать (без боязни) текстовые задачи, видеть взаимосвязи между данными и искомым, осмысленно выбирать арифметическое действие для решения задачи, составлять обратные задачи, умение видеть разные способы решения задачи, выбирать оптимальный, доказательно рассуждать, строить вспомогательные модели к задаче, переносить имеющиеся умения в новую учебную ситуацию. Существенно повысился интерес к предмету. Для большинства моих учеников математика стала любимым предметом. Качество знаний по предмету повысилось следующим образом:
было 52 %, стало 61 %. Прирост составил 9%.
Работа по развитию логического мышления учащихся продолжена в 4 классе.
Результативность работы по развитию логического мышления подтвердила гипотезу исследования. Мною были сделаны следующие выводы:
В результате целенаправленного обучения, продуманной системы работы можно добиться в начальных классах такого умственного развития детей, которое делает ребенка способным к овладению приемами логического мышления общими для разных видов работ и усвоения разных учебных предметов, для использования усвоенных приемов при решении новых задач, для предвидения определенных закономерных событий или явлений.
Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное развитие логического мышления младших школьников, являются:
- наличие у педагога устойчивой направленности на развитие логического мышления учащихся;
- обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций;
- реализация деятельностного и личностно ориентированного подходов к развитию логического мышления школьников;
- обеспечение вариативности содержания учебных занятий;
- введение в структуру уроков этапов, позволяющих акцентировать внимание и сосредоточивать усилия учителя на развитии логического мышления уч-ся;
- широкое использование на уроках специально подобранных учебных заданий с учетом возрастных особенностей и мыслительных способностей детей;
- активное использование при выполнении логических заданий нагляд-но – действенных и игровых методов обучения.
Структура урока должна включать следующие этапы:
- активизация процессов внимания и восприятия (интегративные, мыслительные разминки);
- актуализация логической операции посредством памяти, восприятия, представления;
- получение целостного представления об исследуемом математическом объекте;
- выявление алгоритма решения математической задачи;
- закрепление материала;
- контроль полученных знаний.
Активно на уроках применяю метод сотрудничества: групповую (или в парах ) форму работы для развития детей. В зависимости от конкретных задач состав групп меняется. Работая в группах, дети приобретают умения вместе искать истину, слушать и слышать друг друга, аргументировано отстаивать свое мнение и уважать чужое, развивают навыки взаимоконтроля и самоконтроля, воспитывается умение работать в команде, нести ответственность за общий результат работы.
Важным моментом на моих уроках является рефлексия, когда ученики анализируют свои успехи и свои трудности, слышат мою оценку своей деятельности, дают оценку урока в целом. Рефлексия – это способ показать ребенку его успехи и трудности, помочь найти выход в их преодолении.
Все формы, методы и приемы, которые я использую на уроках, помогают школьникам учиться с интересом, желанием, продуктивно.
Мое педагогическое кредо:
Сделать сложное в учебе понятным, а занудное – занятным.
Общими проблемами в работе с учащимися считаю следующие:
- формирование общеучебных интеллектуальных умений;
- формирование орфографической зоркости;
- формирование навыков самоконтроля;
- развитие самостоятельности;
- развитие монологической речи;
- развитие творческих способностей учащихся
- формирование положительной мотивации к учению;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению 4 класс по учебнику Матвеевой по теме "Портрет и автопортрет. И.А.Ильин «Пушкин в жизни» (отрывок). А.С.Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…».
Данный материал позволяет познакомиться с произведениями в сравнении, включает работу в группах....
Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Картина – портрет. Изображение портрета по памяти или по представлению" 3класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о жанре «портрет»; ознакомление с известными картинами – портретами; развитие практических навыков изображения портретаПланируемые резу...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрет" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображен...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет (Жанр портрета)" (УМК Неменского, 3 класс, Л.А. Неменская)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство с жанром портрета, выполнение работы в жанре портрет.Задачи урока:Дидактические:1.Познакомить обучающихся с жанром пот...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Картина – портрет(к/р) (изображение портрета сказочного героя)» (УМК «Перспектива» 3 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета сказочного героя живописными материалам...
Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Картина-портрет. Портрет друга" (3 класс, Б.М.Неменский)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портретачеловека в цветной графике.Задачи урока:1. Узнать, как рисовать портрет человека;2. Научить...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Картина портрет. Портрет друга. (фломастеры)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования целостного представления у обучающихся о жанре портретной живописи и её непосредственной связи с повседнев...