Урок по литературному чтению 4 класс по учебнику Матвеевой по теме "Портрет и автопортрет. И.А.Ильин «Пушкин в жизни» (отрывок). А.С.Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Данный материал позволяет познакомиться с произведениями в сравнении, включает работу в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 28.63 КБ |
презентация | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Портрет и автопортрет.
И.А.Ильин «Пушкин в жизни» (отрывок).
А.С.Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…».
Цель урока:
- формировать у учащихся умение составлять словесный портрет.
Задачи:
- познакомить с портретами и автопортретами А.С.Пушкина (словесными и в рисунках);
- учить учащихся отличать портрет от автопортрета;
- организовать работу по анализу текстов.
Наглядные пособия:
- портрет и автопортрет А.С.Пушкина ( в рисунках).
- 6 карточек с заданиями для групповой работы (1-3 варианты);
- 11 карточек для парной работы(1-2 варианты).
Техническое оснащение:
- компьютер;
- проектор;
- «флешка» с материалом к уроку;
- экран.
Проект урока
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Оргмомент | - Подходит к концу осень. За окошком унылая пора – опали листья с деревьев, промозгло, сыро, холодно... А ещё недавно мы наблюдали одно из красивейших явлений в природе – листопад… Вспомним и прочитаем хором торжественно стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора…». (слайд с рисунком) | Дети читают хором стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора!..» |
2 | Проверка д\з | - Что вам было задано? -Опрос 4 человек с вопросами: - Почему ты нарисовал героя стихотворения именно таким? - Какие черты лица ты выделил и почему? - Что же такое портрет? Автопортрет? | - О.О.Дриз «Мой портрет» - выразительное чтение и рисунок героя. -Портрет – это изображение внешности героя или группы персонажей: лица, фигуры, одежды, манеры держаться. - Автопортрет – это портрет автора (художника, писателя, поэта и др.), выполненный им самим. |
3 | Постановка цели урока | - Сегодня мы продолжим разговор о внешности человека, о её связи с внутренним миром человека, его характером и настроением, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения. | |
4 | Работа по теме урока:
| - Определите, портрет какого известного русского писателя-поэта перед вами? - Какие литературные сказки А.С.Пушкина вы знаете? - Попробуем описать внешность писателя по портрету словами. Будем придерживаться следующего плана: План: 1) глаза, взгляд 2) нос, лоб (брови) 3) губы (рот), улыбка 4) волосы, причёска. -Итак, глаза. Русская пословица гласит: Глаза – зеркало души. Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. Определите выражение глаз поэта, его взгляд. - Губы (рот), улыбка. - Лев Толстой говорил: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли.» -Волосы, причёска. - И что же можно сказать о характере писателя по его внешности? Какой он человек? | -Это портрет А.С.Пушкина. - Сказки Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о семи богатырях и о прекрасной царевне». - Глаза поэта: умные, зоркие, живые, быстрые, очень выразительные. Взгляд: быстрый, проницательный, открытый доброжелательный… - Губы: аккуратные, подвижные. -Улыбка: лёгкая, добродушная, искренняя… - Волосы: тёмные, кудрявые, аккуратные… - Человек он открытый, доброжелательный, воспитанный. Умный, образованный, благородный… |
И.А.Ильин «Пушкин в жизни» (отрывок). | - А сейчас мы познакомимся с литературным портретом А.С. по произведению И.А.Ильина «Пушкин в жизни». Откроем РТ на стр.37. Будем читать по цепочке по предложению. - Похож ли словесный портрет писателя на его художественный? Чем? - А чем отличается? - Задание: Найдите и подчеркните в тексте описание внешних деталей Пушкина. Заполните карточку-таблицу. Работаем в группах. - Итак, называем внешнюю деталь , читаем отрывок из текста с её описанием и определяем по ней особенности характера Пушкина. Пожалуйста. Группа№1(гр.№4): телосложение и волосы. - Группы№2 и №5: глаза, взгляд. -Группы№3 и №6: губы, улыбка. -Какой портрет А.С. вам понравился больше: литературный или зрительный? Почему? | Дети читают текст по цепочке. -Похож описанием волос, причёски, манерой держаться. -Нельзя показать на рисунке подвижность глаз, губ, неточен цвет глаз, не видна улыбка. Самостоятельная работа в группах с текстом и карточкой-таблицей. Дети зачитывают, что у них получилось… Дети зачитывают, что у них получилось… Дети зачитывают, что у них получилось… Мнения детей. | |
5 | Физ. пауза | ||
6 |
| - А вот А.С.Пушкин нарисовал сам себя. Это его автопортрет. Отличается ли он от портрета? Чем? - Какие черты своей внешности выделяет поэт? на что он обращает наше внимание? - А теперь сравните: портрет писателя и его автопортрет. Где особенно проявляется душа поэта? Почему вы так считаете? | -На автопортрете менее ярко выделены черты лица, только схематично . Тем более рисунок выполнен сбоку, профиль чёрно-белый вариант. - Пушкин особо отмечает у себя выражение глаз, улыбку, волосы, взгляд. |
А.С.Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…». | -А сейчас мы познакомимся с литературным автопортретом писателя. Откроем учебник на с. 111. Произведение А.С.Пушкина «Вы просите у меня мой портрет…» прочитаю вам я сама. Послушайте… (учитель читает произведение) - Чем похож литературный автопортрет Пушкина на его автопортрет в рисунке? -Чем отличается? - Задание: Прочитайте самостоятельно текст. Заполните карточку-таблицу. Работаем по парам. Кто с кем сидит. А задание будет по рядам. - Итак, о каких внешних деталях говорит автор в своем автопортрете? Докажите словами из текста. Ребята 2-го ряда, вам слово. - А теперь, ребята с 1-го и 3-го рядов: о каких особенностях своего характера рассказывает автор? - А, как вы думаете. Как сам поэт относится к себе? Какие строки подсказывают ответ на этот вопрос? -В чем необычность созданного А.С.Пушкиным словесного портрета? | Дети слушают выразительное чтение учителя. Идет самостоятельная работа учащихся по парам . -А.С. говорит не только о хороших чертах своего характера. Но и не утаивает негативные свои черты. И сам же над ними посмеивается. | |
7 | Итог урока | - Вот и подошёл к концу наш урок. Чем особенно запомнится вам сегодняшний урок и почему? - Что же такое портрет? Автопортрет? | |
8 | Домашнее задание | -Дома вы подготовите выразительное чтение портрета и автопортрета А.С.Пушкина: РТ: стр.37-38 Уч.:стр.111-112 |
Карточка№1. Вариант 1 (РТ: стр.37-38) | ||
Внешние детали | Примеры из текста | На какие особенности характера указывают эти детали? |
| ______________________ ______________________ __________________________ ______________________ ______________________ | _______________________ |
| _______________________ __________________________ |
Карточка№1. Вариант 2 (РТ: стр.37-38) | ||
Внешние детали | Примеры из текста | На какие особенности характера указывают эти детали? |
| ________________________ ________________________ ________________________ __________________________ | _________________________ ____________________________ |
| __________________________ __________________________ | |
Карточка№1. Вариант 3 (РТ: стр.37-38) | ||
Внешние детали | Примеры из текста | На какие особенности характера указывают эти детали? |
| ________________________ ________________________ ________________________ __________________________ | _________________________ ___________________________ |
| ________________________ | _________________________ ___________________________ |
Карточка№2. Вариант 1 (уч.: стр.111-112) | |
Внешние детали | Примеры из текста |
______________________ | _________________________________________ |
Карточка№2. Вариант 2 (уч.: стр.111-112) | |
Особенности характера | Примеры из текста |
______________________ | _________________________________________ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Унылая пора!.. А.С.Пушкин.
Александр Сергеевич Пушкин. Портрет.
Александр Сергеевич Пушкин. Автопортрет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»
Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников "Начальная школа 21 века" по теме Н. Сладков " Эхо", 2 класс .
Урок изучающего чтения рассказа Н. Сладкова "Эхо" с богатым игровым материалом в формате notebook , который позволяет сделать урок интересным, динамичным, красочным. Весёлая физкультминутка позв...
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Урок по литературному чтению в 3 классе. Тема: Что я узнал из жизни А.С. Пушкина. Лирическое стихотворение ” Уж небо осенью дышало…”
Конспект урока в 3 классе по литературному чтению...